Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории им. Марджани АН РТ Искандер Измайлов продолжает разговор с читателями «БИЗНЕС Online» о более чем тысячелетней и многообразной татарской истории Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории им. Марджани АН РТ Искандер Измайлов продолжает разговор с читателями «БИЗНЕС Online» о более чем тысячелетней и многообразной татарской истории Фото: «БИЗНЕС Online»

Татары в Восточном Туркестане: становление Дашт-и Татара

Распавшееся под ударами кыргызов уйгурское объединение расплескалось по всем краям монгольской степи. В это движение были втянуты и татары, хотя часть их, очевидно, осталась в Северо-Западной Монголии, где они вошли в состав других племенных объединений. Но наиболее сильная и могущественная часть татарских родов отступала вместе с разгромленными остатками 9 уйгурских племен.

Главным направлением отступления уйгуров, разгромленных кыргызами в Северной Монголии, были Ганьсу, Восточный Туркестан и Прииртышье.

Территория Восточного Туркестана входила в состав Уйгурского каганата еще до его падения. Во всяком случае в колофоне пехлевийского манихейского сочинения «Махр-намаг», переписанного в Турфане между 825–832 годами, среди местных вельмож упомянут глава татар, носивший титул апа текин. Но в конце VIII века под военным давлением Тибета они стали его частью, позволив установить контроль над этим отрезком Великого шелкового пути.

Но после падения Уйгурского каганата в 840–866 годах уйгуры под давлением кыргызов стали вторгаться в Восточный Туркестан, где ослабленный к тому времени Тибет уже не мог их сдержать. В начале 840-х отступавшие под ударами кыргызов 15 родов уйгуров во главе с Пан-тегином вторглись в Турфанскую котловину и захватили города-оазисы Кучу (Турфан) и Карашар. Другие группы уйгур во главе с родом «арслан-ханов» укрепились в Бешбалыке и начали наступление на соседние владения. Вождь этих уйгур Буку Чин, разбив соперников, в 866 году основал Уйгурское Турфанское княжество. Здесь он принял титул идикут (идыкут) (китайское — I-du-hu), т. е. «святое блаженство». Столицей идикутства стал Бешбалык (т. е. Пятиградье), развалины которого расположены в 150 км от современного Урумчи. Другим крупным городом являлся Караходжо (кит. Kao ch’ang — Гаочан). В новое государство вошли также Комул (Хами), Гаочан и Карашар.

Социальная структура и титулатура (катун, тегин) были наследованы от Уйгурского каганата. Члены правящего дома тегины назначались управлять выделенными городами или владениями, получая за это земли, пастбища и скот, которые могли оставить своим потомкам в наследство. Аппарат управления составляли 9 визирей (видимо, начальников канцелярий) и правители областей (йачиги). Войсками командовали тарханы и туман элчи (т. е. «уполномоченные командующие (буквально „посланники“) над 10 тысячами воинов»), командующие войсками, собранными из ополчений родовых тюрок. Существовала разветвленная система чиновничества — судей (тузлук), управителей недвижимого казенного имущества (тутук), казначеев, сборщиков налогов, посланников (элчи или иличи), распределителей воды и др.

Значительная часть населения занималась земледелием, особенно хлопководством, садоводством и производством шелка. По данным китайского посла, в Турфанском идикутстве выращивали пшеницу, рис и просо, а также различные овощи. Процветало виноградарство и производство вина. В садах выращивали персики, груши, гранат и другие фрукты, часть из которых сушили и вывозили в соседние страны. В степях население занималось разведением лошадей, овец, а также верблюдов. В городах процветали различные ремесла и торговля. Сезонный кочевой образ жизни вела аристократия.

Основной религией Турфанского идикутства стал буддизм, но западная его часть с X века постепенно исламизировалась. Благодаря сходству письменности и принятию буддизма культура уйгур и татар насыщалась тохаро-согдийскими элементами. Для буддизма и ислама это стало временем расцвета. Тюрки Турфана создали своеобразную буддийскую культуру и значительную религиозную и историческую литературу на тюркском языке. Значительное развитие получила архитектура. Создавались скульптуры, и существовала развитая фресковая живопись.

Уйгуры пользовались наряду с тюркской письменностью рунической и уйгурикой, созданной на основе согдийской графики. На ней были созданы многочисленные литературные и религиозные (манихейские, буддистские и несторианские) сочинения. В музеях и библиотеках России, Европы и Азии хранится более 12 тыс. рукописей и ксилографов и их фрагментов. Известны произведения различных жанров — от поэм до драмы, а также религиозная, как «Алтын яруг» («Сутра Золотого блеска»), «Путешествие Сюань-цзана», и назидательная литература — «Рассказ о двух тегинах», «Повествование о Чаштани Илиг беке» и др. Были развиты астрономия, медицина и другие науки. Среди рукописей найден медицинский трактат «Сидихар таса».

Турфанское идикутство находилось в окружении сильных соседей — Империи Ляо (915–1124 годы), Северной Сун (960–1127), тангутского государства Си Ся (1038–1227) и государства Караханидов (947–1212), с которыми часто вело войны.

Намного позднее, в конце Х века, китайский (сунский) посол к уйгурскому идикуту, Ван Яньдэ, узнает в Турфане о другом китайском чиновнике, побывавшем там, — посольству к уйгурам предшествовало посольство к татарам. Дипломатическая активность была не частой, но обоюдной и регулярной. Сохранились сведения о трех посольствах к различным китайским дворам, отправленным совместно правителями ганьчжоуских уйгуров и ганьсуйских татар в период между 958 и 1084 годами, целью которых было заключение военного союза против тангутов. Так, в 996-м совместное посольство уйгур и татар прибыло ко двору сунского императора с предложением послать войска для проведения совместных с военными операций против государства Си Ся, но в 1001 году подготовка совместного похода не удалась. Весьма важное дополнение к этим известиям содержится в двух китайских манускриптах 965 и 981 годов из пещерной библиотеки в Дуньхуане, где прямо сказано, что центр государства татар был в Сучжоу, т. е. на границе Ганьсу и Восточного Туркестана. Об этих же татарах, очевидно, сообщают хотано-сакские документы IX–X веков. В «Худуд ал-алам», анонимной персидской географии Х века, татары упомянуты как соседи и союзники токузгузов, т. е. уйгур, а Восточный Туркестан назван «страной тогузгузов и татар».

Кроме того, ряд источников упоминают и другие татарские государства в Ганьсу (Восточном Туркестане). Так, в письме правителя Тангутского царства (Си Ся) Шань-хао, отправленного Сунскому двору в 1039 году, содержится декларация о новых границах Тангутского государства, покорившего якобы все пограничные народы и земли. Автор хвастливо заявляет о добровольном подчинении ему туфань (тибетцев), та-та (татар), чжанъе (ганьчжоуских уйгур) и цзяохэ (турфанских уйгур), т. е. всех соседних владений, расположенных в Ганьсу и Восточном Туркестане или обладавших там какими-либо землями. Примерно к этому же времени относится упоминание в официальной истории киданей «Ляо ши» о царстве Цзу-бу (те же да-да, но только по-тибетски, т. е. татары), которые граничили с севера с Империей Ляо, и их военная мощь была столь велика, что киданьские императоры вынуждены были от них откупаться.

Фото: Тиливай, commons.wikimedia.org (CC BY-SA 3.0)

Одновременно существовало небольшое владение татар и уйгур в районе реки Эдзин-гол, которое создали отступившие под ударами кыргызов беженцы. Сведения о нем весьма скудны, но выразительны. По данным Сыма Гуана «Цзыччжи тунцзянь» («Всеобщее обозрение, управлению помогающее») в ноябре – декабре 842 года китайцы получили известие, что кыргызы вторглись в прежние владения уйгур и заняли их: «…кыргызы переселились на реку Хэло, живут на старой территории уйгурского государства, к тому же заполучили пять племен — Аньси (Куча), Бэйтин (Бешбалык), татар и других». По мнению Анатолия Малявкина, упомянутая река Хэло — это китайская калька с названия Хэйхэ, которое до сих пор у местного населения употребляется как название среднего течения реки Эдзин-гол. Таким образом, это был еще один регион, где татары и уйгуры проживали совместно и который стал место формирования позднее одного из уйгурско-татарских княжеств.

В домонгольскую эпоху, во всяком случае в X–XII веках, этноним «татары» был хорошо известен не только в Срединной империи, но также в Средней Азии и Иране. Так, наряду с караханидскими тюрками татары достаточно часто упоминаются в стихах известнейших персидских поэтов. Газневийский поэт Абу-н-Наджм Манучихри (ХI век) пишет о красивом юноше с «тюрко-татарским обликом»; для других его современников обычной метафорой было «благоухание тысяч татарских мускусов», а имам Садр ад-дин Харрамабади (XI–XII века) в касыде, посвященной султану Искандеру, упоминает некоего «татарина».

В качестве сильных и неуступчивых противников уйгуры и татары являлись для Караханидского государства, образованного карлуками. Приняв ислам от завоевавших Среднюю Азию арабов, караханиды в конце X – XI веках вели жестокие религиозные войны, считая прозелитизм с помощью оружия основой внешней политики. Но если наступление под знаменем джихада на кыпчаков и кимаков было достаточно успешным, вызвав их бегство и движение на запад, то войны с уйгурами и татарами в Восточном Туркестане не были столь победоносными. Жестокие и яростные религиозные войны, очевидно, породили особую письменную литературу и фольклор, частично сохраненные караханидским филологом Махмудом Кашгари (1029–1101 годы), как, например, повествование о битве с уйгурами и татарами:

«Мы бунчуки надежней укрепили —

и на уйгуров с татарами, что были

ворами все и нам противны были,

как стая хищных птиц, помчались мы.

Мы, как поток с вершины, устремились.

У городов их разом появились

и, руша храмы Будды, веселились —

над идолами изгалялись мы». 

После разгрома Уйгурского каганата кыргызами часть уйгуров бежали на юг и юго-запад. В числе отступающих племен, кроме собственно уйгур и других телесских племен, были также и татары. Сведения о них сохранились при описании подчиненных в 843 году кыргызам племен в районе реки Эрдзин-Гол.

Другая группа уйгур отступила на юго-запад к оазисам в пустыне. Здесь они создали небольшое Уйгурское Ганьчжоуское государство (современная западная часть провинции Ганьсу, КНР). В него входили территории вокруг оазиса Дуньхуан на Великом шелковом пути. О внутреннем устройстве и политике этого небольшого владения известно мало. Очевидно, правящим родом в нем был уйгурский род Яглакар. Правители его вели торговлю и обменивались посольствами с китайскими империями Тан и Сун. Правители этого идикутства были в тесном союзе с татарами, которые, вероятно, входили в него. Так, в 996 году уйгуры и татары отправили совместное посольство ко двору сунского императора, предлагая совместные свои войска в борьбе с тангутами. В 1028-м Ганчжоуское уйгурское княжество было уничтожено тангутами.

Итак, в IX–XII веках на территории Ганьсу и в Восточном Туркестане существовало государство татар, известное и китайским дипломатам, и мусульманским купцам. Все сведения об этом государстве казались южносунскому ученому и чиновнику Ли Синчуаню (1166–1243 годы) столь необъяснимыми, что вызвали следующее замечание: «Два государства жили на востоке и западе, и обе страны глядели друг на друга на расстоянии в несколько тысяч ли. Не знаем, по какой причине их объединяют и они получили единое наименование». До сих пор эта сентенция Ли Синчуаня оставалась непонятой. Смысл ее попытался разъяснить Сергей Кляшторный, прямо указавший на то, что в X–XII веках различные татарские государства и крупные племенные объединения занимали значительную территорию Южной и Восточной (степной и горностепной) Монголии и Северного Китая. Вся эта территория к востоку от Восточного Туркестана получила в мусульманской, восточной историографии название «Дашт-и татар» («Татарская степь»), а термин «татар» закрепляется за всем немусульманским населением степей Монголии, западная часть которого в массе своей была тюркоязычной.

Фреска из пещер Кум-Тура, вторжение енисейских кыргызов в Восточный Туркестан, конец IX века Фреска из пещер Кум-Тура, вторжение енисейских кыргызов в Восточный Туркестан, конец IX века Фото: общественное достояние, commons.wikimedia.org

Таким образом, можно сделать вывод, что в Восточном Туркестане между государствами Караханидов и тангутов (Си-Ся) образовалось несколько государств (княжеств) западных татар. Контролируя часть Великого шелкового пути, они вели активную внешнюю политику в Центральной Азии (посольства в Китай (958, 996, 1039, 1084 годах) и Среднюю Азию (965, 981), заключали военно-политические союзы с Ганьчжоуским и Турфанским княжествами уйгуров, а в конце XI – начале XII века вошли в их состав. Правители этих татарских государств носили титул «апа текин/тегин». В X–XI веках язык татар Восточного Туркестана был зафиксирован как тюркский (Махмуд Кашгари), а государственная религия — буддизм (частично манихейство и ислам). В настоящее время потомками этих татар и уйгур, оставшихся на родине, в значительной степени являются желтые уйгуры (сарыг югур), проживающие в провинции Ганьсу и до сих пор исповедующие буддизм.

В 1130-х годах княжества западных татар и уйгур были завоеваны государством Каракитаев (западных киданей). С этого момента Восточный Туркестан входил в состав различных государств и активно развивался, поскольку находился на самом активном отрезке Великого шелкового пути. Именно в это время в среду горожан и аристократии проникает и постепенно занимает ведущее место ислам, постепенно вытесняя буддизм.

Татары в Южной Сибири: образование Кимакского каганата

После падения и распада Уйгурского каганата отдельные группы татар около 850 года переселились в Южную Сибирь, где, объединив ряд кимако-кыпчакских племен, образовали Кимакский каганат. По кимакской исторической традиции, сохраненной в труде персидского автора ХI века ал-Гардизи «Зайн ал-ахбар» («Украшение известий»), правитель каганата происходил из племени татар. Как удалось установить венгерскому историку Цегледи, все эти описания восходят к неизвестному раннему источнику и датируются 745–780 годами. Согласно ал-Гардизи, образование племенного союза (государства) кимаков в верховьях Иртыша связано с междоусобной войной среди татарских племен. Потерпевший неудачу младший член татарской династии, носивший титул шад (у Гардизи титул приводится как личное имя), с группой своих соплеменников бежит в район Верхнего Прииртышья, где объединяет ряд племен, из которых формируется племенная общность. Т. е. на раннем этапе формирования кимакская общность осознавалась ее создателями и окружающим миром именно как одно из татарских племен. В состав Кимакского каганта, кроме собственно татар, входили племена йемек, емур, байандир, кыпчак, ажляд, ланиказ. В середине IX века татары, подчинив другие местные племена, создали государство, получившее название Кимакский каганат. Это объединение уже в начале X столетия занимало территорию Южного Урала, Прииртышья и Северного Приаралья. При этом все современники знали и подчеркивали, что его основала и возглавляла татарская династия.

В течение X века Кимакский каганат играл активную роль в военно-политических делах Центральной Азии. Кимаки изредка совершали набеги на уйгурские земли в Семиречье, завоевав город Карантию на берегу озера Гаган (современный Алаколь) и город Джамлекес в Восточном Туркестане. Однако в основном взаимоотношения с уйгурами были мирными, способствуя развитию торговли.

Хотя основным занятием населения каганата было полукочевое скотоводство, часть населения культивировала земледелие в речных долинах. Наличие среди кимаков компактных групп оседлого населения отмечают арабские источники, например, арабский географ из Сицилии ал-Идриси писал, что кимаки — «люди кочевые… Однако они обрабатывают землю, сеют и жнут». Он же указывал, что у кимаков есть районы с плодородными землями, где сеют пшеницу и ячмень, а также рис. Иными словами, кимаки уже не являлись кочевыми скотоводами, а вели комплексное хозяйство с упором на земледелие.

Арабо-персидские источники неоднократно отмечают в этом государстве наличие городов. Тамим ибн Бахр, видевший кагана кимаков с войском, рассказывает, что около его ставки имеются селения и возделанные поля. В некоторых источниках указывается, что в землях кимаков было до 16 городов по берегам рек, в неприступных горных районах и местах разработок полезных ископаемых. Интересно, как описывает ал-Идриси добычу золота кимаками: «По обычаю золото собирают и моют в воде, промывая его, затем смешивают крупицы золота с ртутью и сплавляют смесь в коровьем помете. И таким путем собирают значительное количество золота». Столицей государства был город Йемекия (Кимакия) — летняя резиденция кагана. Это был довольно крупный город, окруженный стеной и имевший железные ворота. Остатки этих оседлых поселений неоднократно изучались археологами. Города кимаков сложились и росли как политические и экономические центры на основе симбиоза различных хозяйственно-культурных укладов и традиций.

В принадлежавших кимакам поселениях было налажено гончарное производство. Кроме того, на территории их обитания добывалось железо, серебро, золото, медь и драгоценные камни. «Из железа тамошние мастера, — писал ал-Идриси о кимаках, — делают изделия необычайной красоты». По его сведениям, каган кимаков носил одежду, шитую золотом, и золотую корону. По данным археологии, погребальный обряд кимаков включал захоронение под курганом с обкладкой из камней, погребение рядом с умершим коня и набора вещей (оружие, конское снаряжение, украшения, посуда и т. д.).

Государственное устройство кимаков довольно хорошо известно благодаря описаниям арабского географа из Сицилии ал-Идриси (середина XII века), который использовал для этого книгу, написанную уроженцем Кимакии, сыном кагана Джанахом ибн Хакан ал-Кимаки (X или XI век). Страна кимаков, по этим сведениям, делилась на два крыла, одна — под управлением кагана, а другая, в междуречье Урала и Эмбы, находилась под управлением соправителя и наследника кагана — йабгу. Внутри этих крыльев были владения во главе с местными правителями, чьими резиденциями служили укрепленные крепости.

В начале XI века Кимакский каганат распадается. Причины этого не совсем понятны. С одной стороны, каганат, очевидно, был ослаблен внутренними (династийными?) распрями, а с другой — оказался под сильным давлением карлуков, создавших Государство Караханидов. Приняв ислам, неофиты из рода Кара-ханов посчитали свои долгом распространить свет истинной веры на язычников-тюрок. Они стали проводить активную военную политику как в отношении кимаков, так и против государства уйгуров и татар Восточного Туркестана. Но если последние выстояли, хотя постепенно начали переходить в ислам, то Кимакский каганат оказался менее стойким. Он распался на ряд самостоятельных владений и племен. Важно подчеркнуть, что значительная часть этих племен в течение XI–XII веков постепенно приняла ислам, причем некоторые племена впоследствии переселились к границам Булгарии.

Хотя каганат и распался, но татары в степях от Иртыша до Джаика (Урала) и Волги не исчезли. Скорее всего, они не образовывали какого-то отдельного племени, поскольку оно не зафиксировано в письменных источниках, а, очевидно, продолжали играть роль правящего сословия во всех этих племенах. Как бы то ни было, но вполне очевидно, что эта группа татар сохраняла свое влияние в регионе. В начале XIII века Прииртышье вошло в состав империи Чингисхана. Начало ему положило вторжение войск Джучи на Алтай и в Минусинскую котловину в 1207–1208 годах, покорив кыргызов, он вторгся в долину Иртыша. Ранней весной 1209-го Джучи нанес поражение остаткам меркитов и найманов, бежавших от власти Чингисхана, а потом сражался с Хорезмшахом Мухаммадом. После этого похода старший сын Чингисхана получил в удел западные земли державы отца, включая Алтай и Прииртышье. В источниках нет сведений о войне с кимаками, что заставляет думать, что они присоединились добровольно, став его улусом, который был утвержден под властью его и его потомков, как и другие западные земли, которые еще предстояло завоевать.

Улус Джучи в западных землях империи Чингисхана стал прообразом будущего государства. Здесь молодой хан мог проводить административную реформу, формировать свои войска и постепенно расширять границы своих владений на запад. Очевидно, что большую помощь в этом ему оказывали уйгуры и татары из Восточного Туркестана, которые также добровольно присоединились к империи Чингисхана. Таким образом, в составе Улуса Джучи оказались две крупные группировки татар, которые всегда являлись правящими сословиями в своих государствах и во многом сохранили свои привилегии и статус. Включаясь в клановую структуру новой империи, они не только сохранили общее представление о престижности своей принадлежности к «татарскому роду», но и, поскольку аристократия улуса Джучи формировалась не только за счет монголов, но и найманов, меркитов, татар, кереитов и т. д., причем слой этих нетатар был, видимо, довольно многочисленным, стало общей социально престижной идентификацией. Из этого сословия формировалась аристократия нового улуса, его администрация и военачальники формирующихся туменов. При этом прежнее население степей было перегруппировано в соответствии с новой военно-административной системой, а роль военно-служилого сословия стала играть иерархически организованная аристократия, принадлежащая к нескольким кланам. Нет сомнений, что именно это военное сословие стало той силой, которую на западе называли «татарами».

Однако не все группы татар покорились Чингисхану без борьбы. С одной из них он был вынужден вести долгую изнурительную и кровавую борьбу не на жизнь, а на смерть.