В среду мусульманский мир отметил один из двух своих главных праздников — Курбан-байрам. В честь события резали халяль-барашков и готовили халяльные угощения. Но только ли на пищу распространяется печать халяль? В современном мире сегмент включает исламские финансы, туризм и даже халяль-роды. «БИЗНЕС Online» решил разобраться, можно ли в Казани вести халяльный образ жизни, что для этого уже создано, должно ли помогать индустрии государство и что для ее развития должны сделать сами верующие.
Мусульмане — активные потребители. Отсюда и растущие объемы исламской экономики, которая включает в себя такой важный пункт, отличающий ее от других, — халяль
Халяльные бизнес-истоки в Казани
Из более 1,5 млрд мусульман мира, по разным оценкам, в России проживают 15–25 миллионов. Ожидается, что к 2030 году мусульманское население вырастет на 26,4% до 2,2 млрд человек (данные американского исследовательского центра Pew Research Center). Мусульмане — активные потребители. Отсюда и растущие объемы исламской экономики, которая включает в себя такой важный пункт, отличающий ее от других, — халяль. Для мусульман этот термин — подтверждение соответствия исламским традициям. С арабского переводится как «разрешенный» и обозначает товары и услуги, соответствующие канонам религии. Самый простой пример с едой — халяльные продукты должны быть «чистыми» и, с точки зрения мусульман, не содержать свинину и кровь; например, важен также способ забоя и т. д.
Сейчас в Казани без особого труда можно найти халяльные магазины, саму приставку «халяль» используют и продуктовые лавки, и кафе, и шоурумы с одеждой, и даже модные глэмпинги. Но еще в 90-е правоверному мусульманину вести халяльный образ жизни было непросто. Первый в Казани магазин с халяль-продукцией «Халяль ризык» открылся только в 1998 году по инициативе имама мечети Аль-Марджани Мансура Джалялетдина. Точка находилась аккурат перед мусульманским храмом. Там торговали мясом и колбасными изделиями.
«Имамы из районов, приезжающие в Казань, жаловались, что не могут халяльно поесть, мол, такой большой город, а возвращаться приходится голодными, — вспоминает Джалялетдин. — Спрос родил предложение. У нас напротив мечети была также домовая кухня, где готовили кыстыбыи, творожные пироги. Я в этом здании открыл первое халяль-кафе „Узбечка“».
Позже Мансур хазрат открыл в Аль-Марджани и первый в России шатер Рамазана, где разросся целый комплекс по оказанию услуг верующим со своими столовыми, гостиницей, здесь также проводят никахи, поминальные обеды и т. д. Все это работает по принципу вакфа, когда прибыль от исламского центра направляется на содержание мечети, зарплату сотрудников, которых более сотни. Кроме того, при мечети действует мусульманское кладбище в строгом соответствии с шариатом — без фотографий на памятниках и огромных оград.
С растущим спросом на все халяльное в 2004 году по инициативе тогдашнего муфтия Татарстана Гусмана Исхакова создается комитет по стандарту халяль духовного управления мусульман РТ — орган, контролирующий деятельность производителей и продавцов халяльной индустрии.
Сколько сейчас мусульман в Татарстане, опрошенные эксперты «БИЗНЕС Online» посчитать не берутся, но отмечают, что «состав устаканился» и не стоит ждать резкого роста «глубоко религиозного» населения.
Есть грань между отношением к религии как к части духовности — оно наше личное, интимное, никто туда не лезет, а есть религия как часть экономики и политики. В случае с халяль эту грань тоже нужно проводить
«Государство абсолютно правильно подхватывает эту тему в интересах Татарстана, татарстанцев. Потому что чем больше будет рынков сбыта, тем больше будет рабочих мест и так далее. Не потому что оно спекулирует на этом, а потому что понимает, что это можно выгодно использовать, — считает мусульманский и общественный деятель Рустам Батров. — Верующий человек сам решает: нужно ему, чтобы вода была халяль, или нет, можно заходить в заведения, если там продается водка, или нет? Некоторые богословы уверены, что нельзя».
Здесь, говорит Батров, государство не может за верующих людей определять степень нужной им религиозности. Оно просто использует этот сегмент как дополнительный локомотив для экономики, что прагматично. Тем более мусульмане, повторим, создают свой рынок со своей спецификой, а исламские ценности все больше оказывают влияние на стиль жизни и бизнеса. Отсюда появление новых, даже необычных, форматов, работающих по нормам ислама: халяль-бани, халяль-отели и т. д. Но не надо путать внутренний рынок и внешний — это две разные задачи, говорят эксперты. Функция государства — создать инфраструктуру для экспорта, выхода на мусульманские рынки и т. д. Речь в том числе о проекте Halal lifestyle, который в 2019 году стартовал с подачи президента Татарстана Рустама Минниханова.
Единственное, в чем не помешала бы роль государства, считают спикеры, — это пресечь деятельность шарлатанов. Речь о тех, кто ради выгоды маркирует изначально являющиеся халяльные вещи (вода, яйца и т. д.) знаком «халяль». К слову, таким же бизнесом, как и само производство халяль-продукции, стала выдача халяль-сертификатов — занятие это, по словам участников рынка, «весьма прибыльное». Однако обратной стороной данного процесса становится использование маркировки «халяль» в чисто маркетинговых целях или даже прямое злоупотребление ею, поэтому представители индустрии настойчиво призывают к выработке «единых правил игры». Первый шаг сделан в виде разработки ГОСТа, который курирует председатель технического комитета «Халяль» при Росстандарте Рафик Мухаметшин. А пока его нет, кто угодно может зарегистрировать компанию по сертификации продукции. Напомним, в 2018-м подобное проворачивал Динар Садыков со своим частным «Центром по аудиту и контролю „халяль“» — в мясной продукции нередко находили ДНК свиньи.
Как сейчас работает халяль-индустрия в республике? В этом материале мы рассмотрели ключевые составляющие, из которых формируется халяльный образ жизни: питание, финансы, медицина, образование, а также бьюти-сфера, туризм и мода как часть бизнеса.
Аббяс Шляпошников: «Пророк говорит, что если ты выпил алкоголь, то у тебя 40 дней не будет принята молитва»
Только каждое второе халяльное кафе в РТ имеет соответствующий сертификат: мешают алкоголь и свинина
Традиционно на Курбан-байрам режут барашка и часть мяса раздают нуждающимся, родным, знакомым. Вообще, приверженец ислама смотрит на еду не только как на способ удовлетворения физиологической потребности организма, он также придает приему пищи сакральный смысл. Ведь употребление халяль-еды тесно связано с тем, будут ли приняты Аллахом молитвы, совершенные правоверным. «Пророк говорит, что если ты выпил алкоголь, то у тебя 40 дней не будет принята молитва», — говорит глава комитета по стандарту халяль при ДУМ РТ Аббяс Шляпошников.
В Татарстане, по мнению ряда наших собеседников, требования к соблюдению стандартов халяль весьма жесткие, по крайней мере на бумаге. Для примера: комитет дает свой сертификат только мясу тех животных и птиц, которые были забиты ручным способом. Между тем даже в такой консервативной арабской стране, как ОАЭ, допускают механический убой: единожды произносится «Бисмилля» (ритуальная фраза в начале мусульманских молитв: «Во имя Аллаха») и нажатием кнопки запускают конвейер.
Сертификацию проходят также рестораны и кафе. Среди флагманов рынка эксперты газеты выделили сеть «Итле» Руслана Хайрутдинова, «Тюбетей» Султана Сафина, «Азу» Наиля Галявиева, рестораны «Медина», «Ханума», «Тимерхан» и др. Активно халяльный общепит в Казани начал появляться 10–13 лет назад. До этого, рассказывает владелец «Итле» Хайрутдинов, даже некуда было водить бизнес-партнеров.
«На Московском рынке был турецкий двухэтажный ресторан „Софра“, приходилось встречаться там, — вспоминает спикер. — Были многочисленные узбечки, где, да, было халяльно, но уровень очень низкий: неприятные запахи и прочее. Хотелось поменять ситуацию, показав, что халяль должен быть на другом уровне».
Казанский ресторатор, владелец P.Love Нурислам Шарифуллин уверен: строить успешный бизнес на концепции халяль возможно, причем перед верующими гостями из других стран столица Татарстана не сядет в лужу. Однако не у всех есть «входной билет» на халяльный рынок. По оценке Шляпошникова, на сегодня в Казани около 400 точек общепита, позиционирующих себя как халяль. В то же время комитет ДУМ РТ выдал сертификат только половине из них.
Жесткий подход к проверке поставщиков в заведении — по халяльному мясу
«Они играют на доверии, — говорит операционный директор сети „Тюбетей“ Айнур Камалиев. — К тому же в ресторанах сейчас появляются отдельные халяльные позиции. Однако соблюдают ли заведения правила приготовления? Нельзя на одном и том же столе резать свинину, а потом халяльное мясо, к тому же в некоторых заведениях продается алкоголь, что запрещено».
«Псевдохаляль» — так обозначил заведения с подобным подходом Хайрутдинов. По его мнению, это одна из главных проблем. Рестораны закупают мясо «где-то в „Агропарке“» и считают, что этого достаточно, а у самих есть карта бара, не следят, что в составах соусов, маринадов. Сейчас, говорит владелец «Итле», за это нет наказания и государство должно усилить контроль: если заведения не прошли сертификацию, они не должны называть себя «халяль», «иначе это злоупотребление и маркетинг».
Жесткий подход к проверке поставщиков в заведении — по халяльному мясу, отмечает Камалиев. «Нет стабильного качества, единого стандарта. Приходится проверять поставщиков через комитет ДУМ РТ, из-за чего они постоянно меняются. С курицей проблем нет, а вот с говядиной и кониной есть нехватка, и это открытая ниша, которой нужно заниматься».
В Татарстане нет масштабного производства халяльного мяса, есть только птица
Сеть «Итле» пошла по другому пути, запустив свое производство мяса. «Гормоны, добавки — это непросто отследить. Мы сами научились замерять количество молочной кислоты в мышцах мяса, которое влияет на качество мяса, жесткость. Кислота выделяется при забое животного. Мы следим за этим параметром», — рассказал Хайрутдинов.
Свои особенности есть и с мороженым. Перед запуском десерта из аппарата в «Тюбетее» целый месяц искали халяльную смесь-сыворотку для его изготовления.
Родить в соответствии с мусульманскими стандартами стоит около 150 тыс. рублей. Однако родить халяльно можно и в обычных больницах
Исламские каноны медицины: обрезание за 15 тыс. и халяль-роды за 150 тысяч
В Татарстане пять лет назад разработали требования по оказанию медицинских услуг в соответствии с канонами ислама. Они регламентируют проведение процедур лечения, осмотра и консультации, применения препаратов, организации питания и специальных помещений, профессиональной этики и внешнего вида персонала. Кроме того, рассказали «БИЗНЕС Online» в муфтияте, подписан меморандум с КГМУ о сотрудничестве, ведется работа по халялизации лекарств.
Что запрещается принимать верующим? Это вещества, выработанные из «харамных» животных, алкогольные, наркотические компоненты, желатин и т. д. На сегодня есть «разрешенные» аналоги из 200 препаратов.
Есть определенные требования к отношениям между врачом и пациентом. Например, мужчину обслуживает только мужчина-врач, женщину, соответственно, женщина. Мусульманин не должен открывать аурат (часть тела, которую обязательно надо прикрывать перед другими людьми: у мужчин это часть от пупка до колен включительно, у женщин — все тело, кроме овала лица и кистей рук) перед посторонней женщиной. Мусульманкам запрещено открывать аурат перед врачом-мужчиной. Отступать от правил разрешается, только если на кону жизнь человека.
В пресс-службе духовного управления мусульман рассказали, что халяльные сертификаты в Казани имеют всего три клиники: SkinMed (дерматология), АО «АВА-Казань „Скандинавия“» (ведение родов, беременности) и казанская ДРКБ — здесь делают сертифицированное халяльное обрезание.
1) планирование графика работы и перерывов медучреждения с учетом времени обязательных намазов;
2) при нахождении пациентов на стационарном лечении следует обеспечить их приватность;
3) обследования и медицинские процедуры должны проводиться медперсоналом одного пола с пациентом (за исключением особых случаев);
4) персонал, оказывающий медицинскую помощь по канонам ислама, кроме документов, предусмотренных нормативными правовыми актами РФ, должен иметь в наличии документ, подтверждающий прохождение обучения на курсах повышения квалификации по исламским аспектам меддеятельности;
5) одежда персонала должна соответствовать канонам ислама;
6) наличие в медицинских учреждениях молельных комнат для персонала и пациентов с обязательным указанием направления в сторону Киблы и необходимыми аксессуарами (Коран, коврик и четки);
7) специалисты и вспомогательный персонал обязаны избегать любых нарушений норм ислама:
- находиться наедине с пациентом противоположного пола или рассматривать его аурат, если не предполагается срочное медицинское вмешательство;
- персоналу находиться наедине с представителем противоположного пола в закрытом помещении;
- проводить обследование в присутствии третьих лиц только после получения разрешения от пациента. Если пациент несовершеннолетний, взрослый без сознания или недееспособный, согласие может дать законный представитель.
Одна из востребованных услуг — халяльное обрезание (традиционная хирургическая операция по удалению у мальчиков и мужчин крайней плоти). Всего в год в ДРКБ делается более 800 таких процедур. Стоимость — от 15 тыс. до 34 тыс. рублей, цена зависит от метода (лазерная процедура или нет), препарата для анестезии и т. д. Процедура по религиозным убеждениям проводится после двух лет из-за высокого риска осложнений. До этого возраста ее можно делать только по медицинским показаниям.
Чем халяльное обрезание отличается от нехаляльного? Относительно медицинских инструментов стандарт «Халяль» никаких особых требований не предусматривает, а вот медпрепараты и шовный материал должны быть халяльными. Опять же, в медикаментах не должно быть «животных» компонентов, для швов применяется только синтетический кетгут — саморассасывающиеся хирургические нитки. Кроме того, значение имеет возраст пациента. Если мальчику до 12 лет, помогать врачу может медсестра, если оперируемый старше — только медбрат. Но при отсутствии альтернативы и с разрешения пациента или его представителей допускается медсестра.
Эксперты неоднозначно говорят о том, что циркумцизия (обрезание по-научному) получает сертификацию. Если воспринимать ритуал в широком смысле, как часть мусульманского образа жизни, отмечают собеседники газеты, то еще можно сказать, что процедура может быть халяльной, однако если исходить из того, что халяль — это то, что можно проверить, и то, что попадает под стандартизацию и сертификацию, все же нет.
«Никто же не проверяет правильность сделанного обрезания. Иначе так понятия вообще размываются. Тогда можно задать вопрос: чтобы не было блуда, надо создавать людям условия, чтобы они вступали в брак? Надо, выходит. Мне представляется, что обрезание все-таки не входит…» — считает Батров.
Для женщин в Казани предлагают халяль-роды. Частная услуга в столице РТ пока есть только в клинике «АВА-Казань „Скандинавия“». Профессиональная доула (женщина, которая за деньги помогает роженице во время родов и подготовки к ним) Айгуль Ахмадеева объяснила «БИЗНЕС Online»: понятия «халяль-роды» не существует, однако спрос родил предложение. Почему? Во-первых, мусульманкам не дозволено рожать у врача-мужчины, в родильной бригаде его вообще быть не должно. Разумеется, если есть угроза жизни, здоровью малыша или матери и нет возможности поменять врача, то допускается, что помощь окажет мужчина-гинеколог. Во-вторых, т. к. роженице нельзя принимать лекарства, содержащие спирт и компоненты животного происхождения, она тоже выбирает халяль-роды. Опять же исключения возможны, если нет альтернативы или есть угроза жизни, здоровью малыша или матери, говорит Ахмадеева.
Родить в соответствии с мусульманскими стандартами стоит около 150 тыс. рублей. Однако родить халяльно можно и в обычных больницах. Главное, знать свои права. «В № 323-ФЗ об основах охраны здоровья граждан РФ, в статье 6, говорится, что при оказании медпомощи должны учитываться в том числе религиозные убеждения пациента. Потому обычные больницы, клиники должны стараться обеспечить мусульманке халяльные роды. Да, питание будет не халяль, но, во-первых, есть доставка, во-вторых, родные могут привезти молодой маме нужное питание», — отметила наша собеседница.
Остается вопрос с видеонаблюдением. Многие мусульманки обращают внимание, что в родбоксах почти всех больниц, даже частных, есть камеры и сотрудники, в том числе мужчины, могут просмотреть их. «Конечно, это делается в целях безопасности, нам от этого никуда не деться, но вопрос остается открытым», — говорит Ахмадеева.
Как маркетинговый ход в халяль-медицине эксперты отмечают ситуацию с сертификацией вакцин. Громко об этом заговорили пару лет назад, когда случился пик пандемии коронавируса. Татарстанское ДУМ потребовало разработчиков российских вакцин открыть им состав «Спутника V», чтобы проверить на халяльность. В исламском праве действует правило: «вынуждающие обстоятельства снимают запрет». Т. е., если человек умирает от голода, ему и свинина становится разрешенной. Если ему плохо от жажды в пустыне, то утолить ее можно вином, если ничего другого нет рядом. Собственно, болезнь или ее опасность также вынуждают принимать такие лекарства. «Чем и воспользовалась Россия, решив продать нашу вакцину на международные мусульманские рынки. В итоге российская вакцина экспортировалась со штампом „халяль“ в мусульманские страны», — отмечает Батров.
«В суре Корана сказано: «Аллах положил вам жить в домах». Там не сказано «владеть домами», это не является обязанностью мусульманина, то есть, снимаешь ли ты квартиру, живешь ли с родителями, разницы нет»
Как Мусин и Якупов продвигали исламский банкинг и что с ним стало
Важная составляющая для мусульман — исламский банкинг. Даже приобретать жилье по ипотеке мусульманам запрещено, а банкам, соответственно, нельзя предоставлять деньги под проценты. Поэтому исламские банковские инструменты должны предусматривать продажу товаров в рассрочку, пусть и по завышенной цене. Причем только тех товаров, которые не противоречат нормам шариата. В частности, запрещены ссудный процент и ростовщичество, не разрешается вкладывать средства и получать доход от запретных видов деятельности: производство и продажа свинины, алкоголя, оружия, азартные игры и т. д.
Ученый секретарь совета улемов ДУМ РТ Рустам Нургалиев на примере покупки автомобиля по халяльному кредиту объяснил, как осуществляется разрешенная сделка. «Допустим, я купил за миллион рублей машину, взяв деньги в обычном банке. В итоге должен вернуть ему 1,5 миллиона. И банк не интересует мое финансовое положение, кризис и так далее, он требует вернуть средства вовремя. Если я не могу этого сделать, он арестовывает мой автомобиль до того момента, пока я не погашу долг. Если не смогу, банк его продаст в счет оплаты долга. В итоге я остаюсь без автомобиля и без денег», — приводит пример Нургалиев. В исламской же схеме, говорит он, это работает иначе. Банк покупает автомобиль за миллион по моей просьбе и перепродает мне за 1,5 млн с рассрочкой, при этом отдает мне полное право владения. Если в какой-то момент оплачивать не получается, покупатель сам продает свою машину и закрывает остатки долга перед банком.
О недопустимости ипотеки еще пять лет назад высказался муфтий Татарстана. Во время встречи с предпринимателями Камиль Самигуллин критиковал некоторых верующих, которые «данный вид ростовщичества» считают разрешенным, якобы человеку негде жить и он вынужден прибегать к услугам банка. «В суре Корана сказано: „Аллах положил вам жить в домах“. Там не сказано „владеть домами“, это не является обязанностью мусульманина, то есть, снимаешь ли ты квартиру, живешь ли с родителями, разницы нет», — сказал тогда председатель ДУМ РТ.
У исламской экономики Казани есть своя история. В марте 2016 года многострадальная группа ТФБ Роберта Мусина открыла «первый в России центр партнерского банкинга» (ЦПБ), декларирующий, что он будет работать по канонам шариата. Сам Мусин охотно рассказывал, что если проект будет неудачным, то «лично для него это будут большие репутационные риски». Переживал председатель Татфондбанка не зря. Через год у Татагропромбанка (входил в ТФБ), который был филиалом ЦПБ, Центробанк отозвал лицензию, зафиксировав убыток почти в 600 млн рублей. А через два месяца, в апреле 2017-го, рухнул весь мусинский ТФБ, оставив дыру в 200 млрд рублей.
Об исламских банках мечтал бывший глава АИР РТ Линар Якупов. В Татарстане продавить эту тему не получилось, поэтому в 2017-м он с экс-председателем ассоциации предпринимателей-мусульман РФ Маратом Кабаевом «всплыл» в Крыму, где они презентовали проект центра исламского банкинга. Нынешний руководитель агентства инвестиционного развития Талия Минуллина тоже уделяет этой теме внимание, анонсируя появление новых исламских институтов чуть ли не на каждом KazanSummit.
Что в итоге? Пока рынку исламских финансов предложить особо нечего. Есть структурные проекты Ак Барс Банка, выдающие исламскую ипотеку, подразделение иранского Мир Бизнес Банка или финансовый дом «Амаль». А открывшийся с помпой в конце декабря 2022-го единственный офис Сбера, который должен был стать «флагманом для всего рынка», не признали. Собравшиеся спустя два месяца в столице РТ мусульманские богословы заключили, что то, в какой форме представлены продукты в банке Германа Грефа, исламским считаться не может, в них есть «очевидные нарушения».
Возможно, ситуацию изменит запуск исламского банкинга в России — экспериментальный проект, который пройдет в четырех регионах — Башкортостане, Чечне, Дагестане, Татарстане (участие РТ лично пролоббировал Минниханов). Запуск анонсировали с 1 июля этого года, но председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, отвечающий за проект, рассказал «БИЗНЕС Online», что сроки чуть затягиваются, «но в ближайшие две недели рассчитываем принять [закон]». Напомним, в декабре 2022-го ГД приняла законопроект о пилотной реализации исламского банкинга в России в первом чтении.
Аксаков отметил, направление, по некоторым оценкам, имеет потенциал «в 11–12 миллиардов долларов в нашей стране». «Во-первых, проект послужит дополнительным импульсом для развития, поскольку будет работать законодательно-правовое оформление. Во-вторых, возрастет внимание к нашей стране со стороны тех, кто продвигает идеи исламского банкинга во всем мире. Очевидно, некоторые из наших зарубежных партнеров придут на российский рынок, чтобы работать здесь или даже выделять ресурсы на реализацию проекта. В-третьих, мы создаем условия, чтобы госпрограммы пошли по этой линии», — отметил глава комитета ГД.
Спикер добавил, что основная проблема для запуска — в законодательном согласовании. До сих пор не решено, взимать ли НДС по «исламским» сделкам или нет, подчеркивает собеседник газеты. Поэтому нужно четко прописать закон, чтобы и регуляторы, и представители бизнеса понимали, как все работает, «чтобы потом не было опасений и претензий», а недобросовестные участники рынка не пользовались правовыми лазейками, дабы не платить тот же НДС.
«Изначально у нас было халяльное меню полностью безглютеновое, но дети не полюбили такие макароны и мы их заменили на обычные. Еда почти без сахара, на завтрак — каша, яблоко, апельсины или финики, на второе — супчик, затем котлетка и гарнир»
Халяльный детсад: питание, азы Корана и отсутствие светских праздников
Важный вопрос, который волнует мусульман, — халяльное питание детей. Вводят его далеко не во всех школах и детских садах, поэтому родители-мусульмане зачастую отдают свое чадо в частные учреждения, где соблюдают исламские традиции. Хотя в Казани даже «частников» выбор пока небольшой. Как детские сады работает порядка 7–10 учреждений, есть также центры при мечетях или творческие кружки полного дня. Стоимость посещения халяльных детских садов — 15–20 тыс. рублей в месяц, за питание где-то приходится доплачивать по 200–300 рублей в день. Директор детского сада «Ихлас kids» Айгуль Цурикова говорит, что основной запрос на такие садики приходится от верующих родителей, которые разочаровались в обычных детских садах, где не шли навстречу с питанием.
«Изначально у нас было халяльное меню полностью безглютеновое, но дети не полюбили такие макароны и мы их заменили на обычные. Еда почти без сахара, на завтрак — каша, яблоко, апельсины или финики, на второе — супчик, затем котлетка и гарнир. Сложностей с халяльными продуктами нет, — говорит Цурикова. — Есть исламский компонент: изучаем арабский язык, Коран. Небольшая группа по 15 человек позволяет уделить внимание каждому».
В некоторых садиках, например, отказываются от светских праздников, таких как Новый год или 8 Марта, говорит руководительница «Мираса» Айсылу Гарипова. А в рацион добавляют национальные блюда, например эчпочмак и кыстыбый. «Родители хотят, чтобы их дети росли в национальной культуре. К примеру, у нас занятия полностью на татарском. Хотят также хорошее воспитание детям — есть уроки нравственного воспитания, не как в детских садах, когда все ходят по струночке. Мы возвращаем детям ответственность за их поведение, ответственное отношение друг к другу», — отмечает она.
В 2014 году в Казани было всего один-два исламских садика, вспоминает Гарипова. Она многодетная мама и сама столкнулась с проблемой поиска. До «Мираса» женщина открывала два садика и набралась опыта. «Само по себе открытие детского сада — это тяжелая и ответственная работа, независимо от того, халяль он или нет. Единственное, здесь дороже питание, поскольку мы используем домашнюю продукцию: деревенские яйца, молоко, сыр, творог, мясо. Мы заморачиваемся по этому поводу — делаем костные бульоны, которые кипятятся 12–18 часов, и они самые полезные», — отмечает Гарипова.
«Для мусульманок должно быть пространство, где они могут снять платки, обувь, надеть тапочки и чувствовать себя свободно, не опасаясь мужских взглядов»
Фитнес и бьюти: «Мусульманок сложно растормошить»
В казанских салонах красоты мусульманкам оказывают фактически те же услуги, что и остальным. За исключением некоторых халяль-нюансов. Например, маникюр и педикюр делаются почти так же: подпиливаются ногти, срезается кутикула, но декоративный лак не наносится — он не пропускает воду, нарушая процедуру омовения перед намазом. Потому один из самых популярных видов ухода — японский маникюр и педикюр, рассказала основательница салона красоты «Эрэль» Эльвира Эркимбекова.
Если ногти все-таки хочется накрасить, есть специальные лаки, которые не содержат спирта и других запрещенных в исламе компонентов в составе. «Структура таких средств немного пористая, и за счет этого они пропускают влагу и воздух. Это позволяет совершать тахарат (подготовку к намазу — прим. ред.) по всем правилам. Халяль-лаки девушки обычно наносят перед каким-то торжеством либо когда хотят создать себе праздничное настроение», — рассказали «БИЗНЕС Online» владелицы студии 356 manicure Амина Иксанова и Рената Батыршина. Средняя стоимость маникюра для мусульманок не отличается от обычной услуги — от 800 рублей до 1,4 тысячи.
Мусульманкам нельзя выщипывать брови, меняя их естественную форму. Поэтому есть услуга по обесцвечиванию волосков, что позволяет только визуально менять архитектуру надбровных дуг. Краска используется без содержания запрещенных компонентов. Еще одна популярная процедура для бровей и ресниц — ламинирование. Методика придает изгиб натуральным ресницам, а непослушные, торчащие брови фиксирует в одном положении. Эффект держится около месяца. Составы для халяль-ламинирования в первую очередь не содержат силикон, который мешает проникновению влаги. Цена процедуры — 1–2 тыс. рублей.
Большинство остальных услуг — уколы красоты, увеличение губ, окрашивание волос — под запретом.
Важное отличие салонов для мусульманок — отсутствие мужчин. Ни курьеры, ни даже мужья не могут переступить порог заведения. «Для мусульманок должно быть пространство, где они могут снять платки, обувь, надеть тапочки и чувствовать себя свободно, не опасаясь мужских взглядов. Здесь не ведется видеонаблюдение, а угощения только халяль», — говорит Эркимбекова. Подобных салонов пока в Казани не больше десятка. Но, отмечают представители индустрии, их становится больше — исламские девушки следят за собой.
По словам представителей индустрии, количество центров, где могут заниматься покрытые мусульманки, можно пересчитать на пальцах одной руки
Чуть хуже обстоят дела с отдельными фитнес-залами. По словам представителей индустрии, количество центров, где могут заниматься покрытые мусульманки, можно пересчитать на пальцах одной руки. Из больших фитнес-центров, которые вводили раздельные, женские и мужские, дни для посещения спа-зоны, в Казани работает только «Гольфстрим» в Азино.
Альтернатива крупным залам — небольшие студии, а открывать фитнес-центры экономически невыгодно, объясняет основательница одного из первых фитнес-пространств для мусульманских женщин Альфия Тазеева. Математика простая: минимальная аренда зала в городе — 150 тыс. рублей в месяц, абонемент на 8 занятий стоит в среднем 3–4 тыс. рублей. «Прежде чем уповать на Всевышнего и открывать такое пространство, лучше взвесить все экономические риски. Гарантий, что я перекрою занятиями траты и уйду в плюс, нет», — говорит Тазеева.
Да и сами мусульманки не слишком охотно приходят на занятия. «Хотя пророк Мохаммед говорил, что здоровье мы должны беречь, покрытых девушек не так много приходит на занятия. А ведь если мы физически не будем себя хорошо чувствовать, то и намаз не будет настолько качественным», — считает она. Поэтому в своем фитнес-клубе Тазеева с удовольствием принимает девушек всех религий. Главное, чтобы они соглашались заниматься по правилам ислама — тело должно быть прикрыто, нельзя вести видеосъемку и обсуждать занимающихся, тренировки проходят без музыки.
«Изначально мой зал был только для мусульманок, но ко мне приходят люди за здоровьем и отказывать женщинам, говоря: „Извини, ты не носишь платок, я тебя не возьму“, — не могу. Работаю с каждой, кто приходит», — объяснила Тазеева.
Согласна с коллегой и основательница женского фитнес-центра «МамаSpace» Амина Шаймухаметова. «Мы сами очень долго набирали обороты. Акцент изначально делали только на мусульманок, но их сложно растормошить. Потому что у них много детей, забот. На себя, видимо, не всегда хватает времени», — попробовала объяснить Шаймухаметова. Потому и в ее фитнес-студию могут ходить не только мусульманки.
Наряды для мусульманок должны закрывать тело, потому недопустимы обтягивающие, прозрачные, привлекающие внимание одеяния
Фешен-индустрия Дагестана и Северного Кавказа обогнала Татарстан
Если для мусульманина одежда — это далеко не основное правило соблюдения ислама, то для мусульманской девушки — трепетная тема. А для предпринимателей — еще и бизнес.
В начале 2000-х, вспоминает руководительница и дизайнер бренда Amira Лилия Зиганшина, в Казани стали появляться первые магазины на улице Парижской Коммуны, куда привозили арабские платья «с чуждой вышивкой и другим кроем», затем ассортимент пополнился турецкими нарядами. Первый магазин в столице РТ, продававший одежду для мусульманок — «Фатиха», — появился только в 2006 году. Его открыли Зульфия Максутова и ее мама Дамира. Кроме того, появились челночники, которые привозили одежду, и у каждого была своя идентификация и целевая аудитория. Популярные в то время магазины — «Галия», московский бренд Irada, челнинский Sabr, Jamila Style и др.
«20–25 лет назад черпать вдохновение было неоткуда, бума в мире не было, мы видели только какие-то арабские и индонезийские национальные одежды. Даже в Турции несильно было развито направление, работали одна-две компании. Индустрии как таковой не существовало», — говорит аналитик и соосновательница платформы Modest Russia Диляра Садриева.
К концу нулевых ситуация изменилась и магазинов прибавилось. Один из старейших брендов на рынке — Sabr, предлагающий трикотажные костюмы и для женщин, и для мужчин. Это семейный бизнес, который в середине 1990-х основала дизайнер Гульфия Халиуллина. Бренд Amira Зиганшиной шьет одежду для намаза, халаты для роддомов, которые закрывают все тело, и т. д. Эксперты отметили также бренд Tatarscarf, выпускающий головные платки.
Наряды для мусульманок должны закрывать тело, потому недопустимы обтягивающие, прозрачные, привлекающие внимание одеяния. Но, добавляет Садриева, одежда во многом диктуется образом жизни. «Мусульманки социально активны. На протяжении 10–15 лет стиль среди казанских девушек менялся. Они определенным образом завязывали платки, носили только платья, а сейчас я наблюдаю на них удобные костюмы. Есть требования — прикрывать тело, а тот или иной стиль воплощается так, как удобно девушке и как он диктуется ее внутренними канонами», — рассуждает она.
Одной из проблем рынка эксперты называют его перенасыщенность. Речь не о локальных брендах, а о привозной одежде. «Если прогуляться и пообщаться с продавцами, например, торговых центров „Восточный“, „Нур“, то в них очень много одежды. Нет спроса, на который рассчитаны их объемы. Поэтому тех, кто работает по такой схеме, остаются на плаву, может, один из 10», — добавила спикер.
Соосновательница платформы Modest Russia Садриева не совсем согласна с коллегой. Она считает, что рынок «достаточен». «Даже если кому-то чего-то не хватает, они находят варианты, как и я на протяжении 25 лет. Это не зависит от того, будут специальные бренды или нет, а от внутреннего сознания женщины», — отметила эксперт, добавив, что 10–12 лет назад большее количество брендов было именно в Казани, но сейчас лидеры — Северный Кавказ, Дагестан, где представлено большое количество марок в разных стилистиках и на любой вкус.
Согласно докладу медиакомпании Thomson Reuters о состоянии мировой исламской экономики, в 2024 году modest fashion — так в фешен-индустрии называют исламскую моду — станет индустрией с оборотом в $402 миллиарда. Конечно, направление предназначено не только для мусульманок, но основными потребительницами остаются они. Топовые бренды, такие как Carolina Herrera, Oscar De La Renta, Chanel, Gucci, не первый год выпускают коллекции, которые носят и верующие дамы. Это говорит о том, что интерес к красивой «разрешенной» одежде есть во всем мире.
По словам представителей сферы гостеприимства, отельеры и рестораторы все чаще учитывают в своей концепции запросы на религиозную атрибутику в гостиничных номерах и халяльную кухню
Отельеры закупают кумганы и молельные коврики
Туризм в Татарстане тоже работает с прицелом на халяль. К «разрешенному» образу жизни отрасль отношения напрямую не имеет, но мы рассматриваем «дозволенность» как сегмент бизнеса, на котором местные предприниматели и государство тоже стараются заработать.
Требования к «исламской» рекреации стандартные: еда-халяль, возможность совершения намаза в гостиничных номерах, отсутствие харама: экскурсий по запретным местам, например винодельням с дегустацией и т. д. Тема особенно актуальна, ведь в Татарстан наведываются не только обычные туристы, но и тысячные делегации, участвующие в международной повестке. На KazanForum, к примеру, приехали 15 тыс. участников.
В комитете РТ по туризму рассказали, что сейчас в республике работает всего 6 сертифицированных по стандартам ислама отелей. Необходимые требования соблюдаются здесь не только при закупке продуктов, приготовлении блюд, но и во внешнем виде персонала.
«Кроме этого, среди экскурсоводов республики есть специалисты, имеющие опыт работы и взаимодействия с путешественниками из исламских стран, что тоже помогает качественному приему. Развивается загородный отдых, соответствующий стандартам халяль», — сообщили «БИЗНЕС Online» в ведомстве. Однако не проработал и двух лет первый халяльный глэмпинг в РТ Halal Resort Рината Нуриева. Домики в Рыбно-Слободском районе закрыли, чтобы изменить формат.
По словам представителей сферы гостеприимства, отельеры и рестораторы все чаще учитывают в своей концепции запросы на религиозную атрибутику в гостиничных номерах и халяльную кухню, продумывают форму персонала и ограничивают на своей территории шоу «непристойного» содержания.
Директор ассоциации отельеров РТ Александра Юшутина считает, что если спрос на халяль-размещение будет не ситуационным и привязанным к каким-то крупным событиям, а более-менее постоянным, например с увеличением числа туристов из арабских стран, то бизнес подстроится быстро. Уже сейчас в отелях могут по запросу освободить мини-бар от спиртных напитков, вводят в меню своих ресторанов халяльные позиции. Кто-то пошел дальше, закупив кумганы (кувшины для ритуальных омовений), молельные коврики, и даже в номерах, например на дверце тумбочки или на столе, размещают стрелку, указывающую направление на Мекку.
Часть наших собеседников сетовала на такси. Мол, мусульманкам предпочтительнее ездить с женщиной-шофером
«Не дорабатывает само мусульманское сообщество»
Чего не хватает для халяль-лайфстайла в Казани? Количество молельных комнат в общественных местах, таких как ТЦ, банки, вузы и больницы, нужно увеличивать, считают наши собеседники. «Когда я училась в институте, мне приходилось искать пустые аудитории или совершать намаз под лестницей», — вспомнила доула Ахмадеева. По данным ассоциации предпринимателей-мусульман РФ, сейчас в Казани молельные комнаты есть в торговых центрах «Тандем», «МЕГА», KazanMall, ЦУМ, «Караван», Suvar Plaza, «Порт», «ГоркиПарк», «Рамус молле» в Нижнекамске, а также в детской РКБ.
«В общественных местах продолжат появляться комнаты, чтобы верующие смогли прочитать намаз, совершить тахарат. Работа над этим продолжается», — резюмировал глава ассоциации Айдар Шагимарданов.
У женщин свои «халяль-хотелки». Представительницам сферы услуг не хватает пространств, разделенных на мужские и женские. В Казани особенно не хватает кафе, ресторанов, коворкингов, где девушки могли бы находиться отдельно от мужчин. «В каких-то кафе, конечно, можно сесть за шторку, но не везде. А когда приходишь позавтракать или пообедать с компанией подруг, а там и мужчины сидят, уже не комильфо», — призналась основательница фитнес-пространств только для мусульманок Тазеева.
Другая часть наших собеседников сетовала на такси. Мол, мусульманкам предпочтительнее ездить с женщиной-шофером. «Я понимаю, что это невыгодно ни женщинам-таксистам, ни агрегаторам, потому что спрос не такую услугу небольшой, но мы готовы платить больше, ради того чтобы доехать с женщиной», — говорит Ахмадеева.
«Возможности для халяльного образа жизни в Казани, думаю, огромные. Базовые потребности — кафешки, продуктовые магазины, безалкогольные пространства, одежда, ношение хиджабов не осуждается, финансы и так далее — у нас закрыты. Нам грех жаловаться», — считает общественный деятель, научный сотрудник центра исламоведческих исследований АН РТ Батров. При этом, отмечает спикер, т. к. в Татарстане живут не только верующие мусульмане, религиозные убеждения никому не навязываются. «Пожалуйста, у нас есть питейные бары, стрип-клубы. Это и есть полная свобода: никому ничего не навязывается, и для всех создаются условия для жизни», — отметил эксперт.
Разделяет точку зрения Батрова руководитель благотворительного проекта «Приют человека» Азат Гайнутдинов. По его мнению, Казань — одно из самых «лайтовых мест Российской Федерации». «Пожалуйста, халяль-пища, кругом мечети, медресе, платки, борода, праздники, азаны, лояльно относятся силовики, государство. Что нужно? Начала появляться халяль-торговля, сообщества предпринимателей-мусульман. Да, чуть хромает банковская система, не хватает ипотеки для мусульман, но и над этим работают», — уверен Гайнутдинов.
Кроме того, он отметил важную, на его взгляд, тенденцию — «халялизация» предприятий. Татарстанские бизнесмены, считает он, понимают, что глубокого верующих мусульман много и, создавая для них условия, они совершают грамотный маркетинговый ход. «Более того, есть бизнесмены, которые сами не практикуют ислам, но „халялизируют“ свое предприятие, чтобы привлечь аудиторию», — подчеркнул он.
По мнению президента ассоциации предпринимателей-мусульман РФ Шагимарданова, Казань очень многогранная. Те, кто желает вести халяльный образ жизни, здесь «могут это сделать на 100 процентов». Государство свою работу в части распространения и поддержания халяльного образа жизни выполняет, не дорабатывает само мусульманское общество, считает эксперт.
Нам нужно больше мечетей, медресе, больше внимания уделять развитию исламской науки и образования
«Мы гордимся, что у нас были великие ученые, просветители — Марджани, Баруди и прочие. А где сейчас такие? Их нет. Почему? Потому что мы не вкладываемся в развитие этих направлений, — подчеркнул глава ассоциации. — Для халяльного образа жизни здесь и сейчас покушать, сделать никах, похоронить и прочее — у нас это все отлично налажено. Но если мы хотим высокоэтическое общество, основанное на знаниях, культуре, этике, на әдәп (с татарского „приличие“ — прим. ред.), нравственности, то именно исламское образование и науку нужно взращивать», — призывает Шагимарданов. По мнению эксперта, когда в Казани будет развита исламская наука, то столицу Татарстана будут лучше знать по всему исламскому миру, что «гораздо круче, чем когда „Рубин“ один раз победил „Барселону“».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 114
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.