«Каждая олимпиада — это своего рода неудача. После тура выходишь и думаешь: «Какой же я тупой», — потому что не выступил на свой максимум», — явно скромничает двукратный победитель самой престижной в мире школьной олимпиады по химии, казанец Никита Перов. За его плечами звание «Ученик года – 2022», две победы на всероссийской олимпиаде и две — на международной Менделеевской. О том, как пришел в олимпиадную химию и почему отказался от престижного вуза в Москве и кучи денег, он рассказал в интервью «БИЗНЕС Online».
Никита Перов: «Считаю, что уезжать из Казани, если ты химик-олимпиадник, во-первых, не имеет смысла, потому что у нас реально хорошая школа — результаты налицо»
О герое
Никита Перов закончил в этом году казанский лицей № 131. Он второй год подряд забирает «золото» на самой престижной в мире олимпиаде по химии для школьников. В этом году 55-я Международная химическая олимпиада проходила в Швейцарии на базе лучшего европейского технического университета — цюрихского ETH. Среди 348 учащихся из почти 90 стран Россию под нейтральным флагом представляли четверо россиян. Трое из них, включая Никиту, взяли «золото». Наш герой оказался третьим в рейтинге среди участников олимпиады.
В прошлом году он стал единственным десятиклассником из сборной России и все равно взял «золото». Наставник Никиты, Булат Курамшин, рассказывал «БИЗНЕС Online», что в XXI веке высшую награду международной олимпиады татарстанцы брали всего 9 раз. Две из них принадлежит как раз Перову.
Помимо международной олимпиады по химии, он два года подряд выигрывал Менделеевскую международную олимпиаду, задания которой порой бывают даже сложнее. А в прошлом году за все достижения Никита получил республиканскую премию «Ученик года».
«Мальчик разбил бутыль с концентрированной серной кислотой»
— Никита, расскажи об олимпиаде, сложные ли были задания?
— Задания достаточно сложные, их готовили преподаватели швейцарских вузов. Задачи обычно пишутся на английском языке, а потом их переводят на русский. Каждый участник имел право писать на своем родном языке. На теоретическую и практическую части нам было отведено по пять часов, но все равно был очень жесткий временной цейтнот! Комплект задач представлял собой стопочку из более чем сотни листов!
В Швейцарии в последние годы активно занимаются разработкой катализаторов для конверсии CO2, например в метанол. Поэтому на теоретической части у нас был вопрос, посвященный конверсии углекислого газа в полезные продукты, которые потом можно использовать в промышленности. Параллельно нам приходилось решать другие задачи, например по термодинамике — рассчитывать характеристики реакции и прочее.
Никита использует олимпиадный сленг, поэтому мы составили небольшой словарик, чтобы можно было лучше понять:
ботать — (жарг.) интенсивно учить что-либо, готовиться к экзамену;
межнар — международная олимпиада по химии;
мендель — Менделеевская международная олимпиада по химии;
всеросс — всероссийская олимпиада школьников;
теортур — теоретический тур олимпиады;
прак — практическая часть в работе;
тяга — вытяжной шкаф для проведения химических опытов;
постдок — постдокторантура, продолжение академической карьеры ученого, который занимается научно-исследовательской деятельностью.
— Были ли истории, когда химическая реакция шла не так и все взрывалось?
— Если работать по методике, то ничего плохого не случится. Реактивы, с которыми мы работаем, в основном не очень опасные. На отборе один мальчик разбил бутыль с концентрированной серной кислотой — вся тяга и пол были в ней. Но никакой опасности, всем даже смешно. Если ты прольешь кислоту на руку, то будет неприятно, но если ты работаешь в перчатках, халате и очках, то никаких проблем нет.
— Вы выступали командой или каждый сам за себя?
— Едут от страны четыре человека — это команда. Но каждый участник выступает отдельно, сам решает задания олимпиады. Во время решения задач нам нельзя было совещаться, но при этом мы считались одной командой.
«Все и так знали, откуда мы. Я прекрасно понимаю, для чего это сделано: если бы Россия выступила под своим флагом, то некоторые страны просто не смогли бы отправить на олимпиаду своих участников из-за политики»
«Под нейтральными флагами выступали только Россия и Беларусь»
— В этом году олимпиада проходила очно в Цюрихе, а в прошлом году, хотя организатором был Китай, вы писали дистанционно из Москвы. Какая из олимпиад показалась проще?
— В прошлом году из-за дистанционного формата на олимпиаде не было практического тура. Традиционно российские школьники слабее именно в практике. Да и сами задания в 2022-м были проще, так что в том году для меня было важно допустить как можно меньше тупых ошибок. С этим я лично справился не очень, но «золото» все равно взял.
— Была ли возможность сжульничать на дистанционной олимпиаде?
— Я бы так не сказал. Во-первых, ответов нигде нет. Во-вторых, формулы и таблицы Менделеева нам дают, хотя на этом этапе все формулы мы и так помним. Если все-таки человек захочет списать, допустим, выйти в туалет и посмотреть, то у него не получится. Мы, во-первых, телефоны сдавали, а во-вторых, уйдет много времени на то, чтобы загуглить, и в итоге ты ничего не успеешь.
— Ваша команда выступала под нейтральным флагом. Задевало?
— К этому я отнесся максимально спокойно. Все и так знали, откуда мы: под нейтральными флагами как индивидуальные участники выступали только ребята из России и Беларуси. Я прекрасно понимаю, для чего это сделано: если бы Россия выступила под своим флагом, то некоторые страны просто не смогли бы отправить на олимпиаду своих участников из-за политики.
— Между вами и другими участниками возникали ли какие-то конфликты?
— Нет, все прошло спокойно. Между участниками вообще конфликтов не было.
«Начиналось все, как и у многих олимпиадников по химии, с математики и физики»
— Расскажи, как ты пришел к химии. Почему выбрал не физику или математику?
— Начиналось все, как и у многих олимпиадников по химии, с интереса к математике и физике, которой я начал заниматься с 7-го класса. Какое-то время ходил на городской кружок, но там у меня особых успехов не было, поэтому я бросил. В 8-м классе началась химия, но еще раньше у нас шли дополнительные занятия по химии со школьной учительницей Эльфией Рустямовной [Сафоновой]. В 8-м классе на всероссе по химии я стал призером регионального этапа, а в 9-м классе меня пригласили на городской кружок по химии. Там я стал заниматься, прошел всеросс, стал победителем.
— А как дошел до международной олимпиады?
— В 10-м классе меня пригласили на зимние сборы. Они проводятся для тех, у кого есть шанс отобраться на межнар, но больше считаются общеразвивающими. После зимних сборов был всеросс, по его итогам я прошел на Менделеевскую олимпиаду и летние сборы, после которых проходит отбор на международную олимпиаду. Такой путь я прошел 2 раза — в этом и в прошлом году.
— Что собой представляют сборы?
— Зимние сборы проходили в ноябре, но из-за пандемии они проводились онлайн. Летние сборы в прошлом году тоже проходили онлайн, в этом году уже очно. Две недели мы решали теоретические задания и занимались практикой в лабораториях, слушали лекции. После сборов провели внутреннюю отборочную олимпиаду. Для четверки лучших провели еще и установочные сборы. В этом году все сборы, кроме зимних, проводились очно.
— А где проходят сборы?
— На базе МГУ в Москве. Занятия проходили в университете, а селили нас в университетской гимназии рядом с новым корпусом МГУ.
«Основная заслуга — казанских преподавателей»
— Кто тебя тренировал в Казани?
— Все началось с моей школьной учительницы Эльфии Рустямовны. Она человек, который отправил меня в мир олимпиад по химии, уговорил участвовать в олимпиадах. Потом за дело взялись преподаватели городского кружка, их много: Курамшин Булат Камилевич (закончил наш лицей и сейчас ведет там кружок по субботам), Хайбрахманова Диляра Раисовна, Болматенков Дмитрий Николаевич, Качмаржик Александр Денисович, Михаил Ягофаров. Все они преподаватели городского кружка. Во время сборов с нами занимались тренеры российской сборной, но это пять недель в году, поэтому основная заслуга — казанских преподавателей.
— Ты сказал, что учительница тебя уговорила на олимпиады. Сначала не хотел в них участвовать?
— У меня не было большого желания участвовать в олимпиадах по химии. В 8-м классе я был больше сосредоточен на математике и физике. Мне нравилось продвигаться в этом направлении. Но учительница сказала: «Давай поучаствуй и посмотрим, что получится». И получилось.
— Два года подряд ты выигрывал Менделеевскую олимпиаду. Расскажи о ней.
— Менделеевская олимпиада — это преемница всесоюзной олимпиады школьников. В основном там участвуют страны СНГ, но добавляются и другие страны. От межнара она отличается форматом — это синтез международной олимпиады и всероссийской. Считается, что международная олимпиада ценится выше Менделеевской. Но [первый президент химического факультета МГУ] Валерий Васильевич Лунин говорил, что на заседании ЮНЕСКО она в плане технического оснащения и сложности задач признана уровнем не ниже, а где-то даже и выше международной.
«Нас не очень-то хотят отпускать, и правильно делают»
— Что ты получил за победу? Как вас поздравили организаторы и правительство?
— Для всех олимпиадников и их наставников учреждены премии президента. Дополнительно есть награды от субъектов, там выплачивают разные суммы. С победой меня все поздравляли. Написал директор нашего химфака Марат Зиганшин. От Владимира Путина нам прислали благодарственное письмо. На церемонии закрытия олимпиады нас поздравлял ректор ETH и президент IUPAC. Нам подарили таблицу Менделеева, где написано: «С вашим талантом и этими элементами нет ничего невозможного». Там стоит подпись президента IUPAC, это приятно. Эти таблицы дали только золотым медалистам. Когда мы прилетели в Москву, нас встречало много журналистов, камеры долго не отпускали. 2 августа у всех межнарников будет встреча с [председателем правительства РФ] Михаилом Мишустиным.
— Что ты ждешь от встречи с Мишустиным?
— Мы поговорим, будем задавать вопросы, которые нам сказали подготовить.
— Чувствуешь ли, что тебя уважают и ценят как молодого ученого? Например, не хотят отпускать из России.
— Наверное, чувствую. У нас были постоянные встречи с деканом химфака МГУ, обсуждали с ним наше будущее. Да, я могу сказать, что нас не очень-то хотят отпускать, и правильно делают.
«Две золотые медали межнара мне далеко не гарантируют поступление в вуз»
— Какие для тебя открылись возможности за получение «золота» на межнаре?
— Если говорить о российских вузах, то сам межнар никаких преференций не дает. Но если ты отбираешься на межнар, то ты уже в любом случае победитель всеросса. А если ты победитель всеросса, то это дает БВИ в любой вуз по направлению подготовки олимпиады. В некоторых вузах выплачивают дополнительные стипендии тем, кто получил медаль межнара. Да и все, в принципе. В заграничные вузы медаль может помочь в поступлении, но это не основное. Там нужно сдавать дополнительные экзамены, например, IELTS для США. Еще традиционно придется писать кучу эссе, поэтому две золотые медали межнара мне далеко не гарантируют поступление в [иностранный] вуз.
— А вообще ты думал уехать учиться в другую страну?
— Нет. Я начал подумывать об этом, когда увидел на этой олимпиаде ETH, который считается лучшим техническим вузом Европы. Мне там очень понравилось, и я подумал, что в бакалавриат или магистратуру я туда поступать не буду, но съездить на стажировку или постдок я бы хотел.
«Могу сказать точно, что я не ботал каждый день»
— Как тренируются чемпионы?
— Могу сказать точно, что я не ботал каждый день. Основной залог моего успеха — постоянные занятия на всяких кружках. У нас были встречи по 3–4 раза в неделю, поэтому дома я учил уже не так много, как остальные. В неделю у меня уходило часов по 15–20 на химию, олимпиадные занятия и чтение книг по химии.
— Как ты совмещал олимпиаду с учебой в 131-м лицее, где отличники из обычных школ скатываются в троечники?
— В старой школе я был отличником. Мама с бабушкой говорили мне, что если я стану троечником в 131-м, то не надо волноваться, потому что это нормально. А я не почувствовал ничего такого. Пришел и остался отличником. С учебой у меня все пошло легко, за 7–8-й классы у преподавателей сформировался ко мне кредит доверия. В 9–11-х классах я стал разъезжать по олимпиадам и больше пропускать занятия, но олимпиадникам это прощают. Когда возвращался, то сдавал все, что просили учителя, закончил школу на отлично с золотой медалью.
— Есть ли у тебя хобби?
— Я заядлый анимешник, музыку слушаю, на гитаре играл акустической. Из литературы я читаю то, что в народе называют классикой, — и русскую, и зарубежную.
— Хватает ли времени на общение с друзьями, знакомство с девушками?
— Свободное время есть, просто я трачу его на всякую фигню — в YouTube залипаю. Но и химию читаю. С друзьями общаюсь на городском и школьном кружках, в школе. Совмещаю приятное с полезным.
— Для чего ты сдавал ЕГЭ по химии? Наверное, в вуз и так бы поступил?
— Химию я сдавал на всякий случай, набрал 90 баллов, накосячил где-то в тесте. Я не готовился к ЕГЭ по химии, но олимпиадной базы хватало. Конечно, к ЕГЭ нужно было подучить отдельные вопросы из школьной программы, например о полимерах. По русскому языку у меня 87 баллов, по математике — 90. Их я сдавал для того, чтобы аттестат получить.
«Собираюсь заниматься наукой, идти в аспирантуру, причем необязательно в России. Я бы после обучения съездил на стажировку за рубеж»
«Если ты химик-олимпиадник, не имеет смысла уезжать из Казани»
— Были у тебя мысли перевестись из лицея в Москву или Петербург?
— Я считаю, что уезжать из Казани, если ты химик-олимпиадник, во-первых, не имеет смысла, потому что у нас реально хорошая школа — результаты налицо. А во-вторых, это просто некрасиво. Я бы мог в этом году перевестись в ШПЦМ, чтобы получить 500 тысяч рублей за всеросс, дополнительные 1,5 миллиона рублей за межнар, но это было бы неуважительно к моим преподавателям. Они меня готовили все эти годы, а потом я раз — свинтил от них. На самом деле, мыслей таких вообще не было.
— Почему выбрал КФУ? В МГУ, наверное, было бы больше возможностей.
— Очень сложно сравнивать. Я долго выбирал, в конце у меня уже иссякли способности мозга, чтобы сделать правильный выбор. Помню, еще в 9-м классе, когда у нас шли сборы, вдохновился посещением КФУ, тогда я сказал Диляре Раисовне, что буду поступать в КФУ. Документы я подал на специалитет «фундаментальная и прикладная химия».
— Планируешь участвовать в студенческих олимпиадах?
— Не очень хочу, надоело. Когда выходил после теортура олимпиады, подумал: «Да-а-а, это моя последняя олимпиада, наконец-то!» Сидеть и пять часов решать бессмысленные задачи — это не самый полезный и интересный навык.
— Чем, помимо учебы, хотел бы заниматься?
— Научной деятельностью, ходить в лабораторию. В дальнейшем — стать кандидатом наук, продолжать исследования. Был бы рад что-то преподавать студентам, составлять задачи, попробовать себя в городском кружке, почему бы и нет. В школе иногда я готовил одноклассников к экзаменам по химии. Также я бы хотел продолжить играть в волейбол.
— Есть ли планы после окончания вуза?
— Я собираюсь заниматься наукой, идти в аспирантуру, причем необязательно в России. Я бы после обучения съездил на стажировку за рубеж.
«Каждая олимпиада — это провал. Выходишь и думаешь: «Какой же я тупой»
— Складывается впечатление, что с 7-го класса у тебя не было нерешенных задач. А с неудачами ты сталкивался?
— Каждая олимпиада — это неудача. После тура выходишь и думаешь: «Какой же я тупой», — потому что баллы всегда низкие, что бы ты ни делал. В 9-м классе всеросс был «убойным», потому что в моей параллели больше половины баллов набрали всего 12 человек. Все они стали призерами и победителями, но я считаю, что это был провал. И для всех это был провал, потому что никто ничего не решил. В 10-м классе я «слил» прак на всероссе.
На прошлом менделе я выступил хорошо для 10-го класса. Но все равно занял второе место, а мог первое. Отрыв в один балл. На межнаре тоже было много глупых ошибок. На этом всероссе я не решил целую задачу в первом туре, хотя трбовалось просто подумать и посчитать, у меня даже был вариант на правильный ответ. На последнем менделе первый тур и прак нормально, а во втором туре у меня 57 из 75 баллов — это провал. Так что каждая олимпиада — это своего рода провал.
— Но при этом почти на каждой олимпиаде ты берешь «золото»! Почему недоволен?
— Потому что можно было лучше. Ты выступаешь всегда не на свой максимум. И я не уверен, была ли у меня олимпиада, где я выступил бы на свой максимум.
— Какое напутствие можешь дать другим олимпиадникам?
— Надо заниматься тем, что нравится. Многие олимпиадники скажут, что не стоит даже идти к межнару, если ты этого сильно не хочешь, потому что отнимает много времени. А вот если ты станешь призером всеросса, то это прекрасно: ты и олимпиадник, который получил БВИ, деньги, и при этом у тебя есть личная жизнь, можно веселиться, радоваться. А тут мы — межнарники — ботаем 24/7. Так что, основной совет — заниматься тем, что нравится, и никого не слушать.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 33
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.