27-летний Алессандро Каггеджи последние 8 лет, по окончании в 2015 году Московской государственной академии хореографии (МГАХ), жил и работал в столице Татарстана 27-летний Алессандро Каггеджи последние 8 лет, по окончании в 2015 году Московской государственной академии хореографии (МГАХ), жил и работал в столице Татарстана Фото: «БИЗНЕС Online»

«Надеюсь, что все-таки скоро увидимся»

Англичанин из Манчестера с итальянскими корнями, для которого Казань стала родным городом. Все это об Алессандро Каггеджи, 27-летний танцовщик и хореограф театра им. Джалиля последние 8 лет, с тех пор как окончил в 2015 году Московскую государственную академию хореографии (МГАХ), жил и работал в столице Татарстана. И вот по окончании нынешнего театрального сезона он совершенно неожиданно объявил в соцсетях, что покидает республику. «Теперь Казань всегда будет частью моей души и будет иметь особое место в моем сердце, — написал Каггеджи. — Надеюсь, что все-таки скоро увидимся, но пора сделать шаг вперед в новую творческую жизнь».

Безусловно, это неприятная новость для казанских балетоманов, которые давно полюбили улыбчивого англичанина за добродушный нрав, музыкальность, отточенную технику, гуттаперчевый корпус и большой прыжок.

Причем уезжает Каггеджи не один. Через несколько лет работы в театре им. Джалиля он встретил в Казани свою судьбу: в 2019 году на просмотр в ТАГТОиБ приехала танцовщица Мана Кувабара. После выпуска из МГАХ японка уже успела съездить на гастроли в Англию, поработать в Одесском и Красноярском балете, но именно в столице РТ нашла себе идеального партнера для сцены и жизни. Здесь артисты сразу стали танцевать вместе и строить романтические отношения, перешедшие в брак. «Любовь — это шагнуть в новую жизнь вместе, — написала в соцсетях по-русски, как и ее супруг, Кувабара. — Спасибо большое театру, зрителям, друзьям и коллегам! Эти четыре года всегда остаются в моем сердце. Спасибо, Казань, что подарила мне встречу с Алессандро. Теперь мы с тобой вместе шагаем в новую жизнь».

«Почему-то этих шедевров у нас нет»: английский итальянец из Казани о своих мечтах и чужих страхах

Жить и работать в Казани артистам нравилось, о чем они не раз заявляли публично. Здесь они чтили и достойно развивали традиции классического балета, хотя в прошлогоднем интервью «БИЗНЕС Online» Каггеджи признавал, что в театре «пора показать что-то еще». Солист мечтал танцевать в столице РТ «Укрощение строптивой» Майо, главные партии в «Иване Грозном» Григоровича и «Онегине» Крэнко, хореографию Джорджа Баланчина, Иржи Килиана и своего духовного наставника Начо Дуато. Танцовщик искренне переживал, что некоторые из этих шедевров идут в театрах даже уровнем ниже, чем ТАГТОиБ, но только не в Казани.

Уезжает Каггеджи не один. Через несколько лет работы в театре им. Джалиля он встретил в Казани свою судьбу: в 2019 году на просмотр в ТГАТОиБ приехала танцовщица Мана Кувабара Уезжает Каггеджи не один. Через несколько лет работы в театре им. Джалиля он встретил в Казани свою судьбу: в 2019 году на просмотр в ТАГТОиБ приехала танцовщица Мана Кувабара Фото: «БИЗНЕС Online»

При этом после яркого старта в Казани Каггеджи «застрял» в ранге первого солиста (второй по уровню статус танцовщика в труппе после «премьера» — прим. ред.) и, за исключением Щелкунчика-Принца, почти не имел в репертуаре заглавных партий. Но даже во второстепенных всегда был на первом плане. Его Шут в «Лебедином озере» с гибким корпусом и проработанной мимикой срывал овации при каждом выходе, взять хотя бы противоречивый показ этого спектакля на недавнем Нуриевском фестивале. А беспринципный Визирь в исполнении Каггеджи в «Золотой Орде» вызывал мистический трепет. К своему статусу английский итальянец относился беспечно («для меня звание не так важно»), но хотел набирать репертуар и танцевать ведущие партии. 

Кувабара с ее грацией и открытой улыбкой тоже была любимицей публики. При этом за четыре года работы в ТАГТОиБ миниатюрная, обаятельная и техничная японка дослужилась лишь до второй солистки. И, хотя в ее репертуаре было несколько главных партий (Китри в «Дон Кихоте», Маша в «Щелкунчике», Сванильда в «Коппелии»), в основном она появлялась на сцене эпизодически — изящным амурчиком в «Дон Кихоте», томной Гульнарой в «Корсаре», кокетливой Ману в «Баядерке». Оглядываясь назад, хотелось бы видеть Кувабару на казанских подмостках чаще и дольше. А то, что эта артистка может и хочет большего, показывают ее успехи на всевозможных международных конкурсах. 


Отъезд пары иностранных танцовщиков — это полбеды

Однако отъезд из Казани пары иностранных танцовщиков — это еще полбеды. Гораздо печальнее, что театр им. Джалиля теряет Каггеджи-хореографа. По сути, англичанин был единственным молодым балетмейстером при труппе ТАГТОиБ. В Казани Каггеджи успешно ставил миниатюры для гала-концертов Нуриевского форума и фестиваля #StagePlatforma, пробовал себя на других российских сценах, а в паузах между репетициями и спектаклями ездил ставить в родную столичную академию хореографии. В 2019 году он получил приз за лучшую современную хореографию VII международного конкурса Юрия Григоровича «Молодой балет мира», в 2020-м стал лауреатом премии «За лучшую хореографию номеров, поставленных специально для конкурса» на всероссийском смотре артистов балета и хореографов в Москве. Между прочим, миниатюры, поставленные нашим героем, есть в репертуаре, к примеру, звезды Большого театра Дениса Родькина.

Сегодня итальянец хочет, чтобы его спектакли шли в ведущих театрах страны, и уже задумывается о художественном руководстве. Однако для всего этого нужен определенный опыт, а в театре им. Джалиля он объективно не мог его получить. «БИЗНЕС Online» Каггеджи признавался, что пару лет назад предлагал руководству ТАГТОиБ поставить в театре полноценный балет, но проект умер еще на стадии обсуждения. «Разговоры пошли, но вскоре прекратились», — с сожалением констатировал хореограф. Зато его по достоинству оценили в в других местах. В мае Каггеджи рассказывал нашему корреспонденту, что ставит в Нижнем Новгороде большой двухактный спектакль, а параллельно сочиняет новый балет с композитором Виктором Осадчевым.

Там же, в Нижегородском государственном академическом театре оперы и балета (НГАТОБ), он уже поучаствовал в проекте «Терезин-квартет» — это четыре одноактных балета, один из которых поставил Каггеджи, на музыку композиторов, погибших в нацистских концлагерях. «Терезин-квартет» вошел в репертуар НГАТОБ, его уже возили на гастроли в Москву.

Армяне на развалинах Колизея: как в театре им. Джалиля «завалили ЕГЭ» по истории

Напоследок Каггеджи представил в Казани мировую премьеру спектакля «Сюита Рахманинова» к 150-летию композитора на гала Нуриевского фестиваля. 15-минутное гран-па, базирующееся на интеллектуальном диалоге музыки и танца, напомнило о высоких образцах балетной неоклассики, а Каггеджи поставило в ряд достойных наследников Баланчина. Но в театре этого не заметили: как и другие работы хореографа, «Сюита» не вошла в постоянный репертуар театра и едва ли появится на его сцене еще раз.

Вообще, казалось, что Каггеджи — едва ли не идеальная кандидатура на то, чтобы стать одним из лидеров театра им. Джалиля при смене эпох, которая рано или поздно случится, учитывая возраст 70+ всего нынешнего руководства. Европейское происхождение (что сразу дает возможность для развития зарубежных связей), прекрасное профессиональное образование, полученное в Москве, одновременное уважение к балетной классике и стремление к развитию и популяризации современной хореографии. Возраст здесь тоже не может быть помехой, к примеру, балет столичного МАМТа нынче возглавляет 26-летний Максим Севагин.

Даже в одном большом, по сути, программном интервью 2022 года казанский англичанин представал не как балетный артист-легионер, выступающий здесь за хорошую зарплату, а как стратег, знающий недостатки как своей труппы, так и профессионального образования, получаемого в столице РТ. Так, вспоминая подготовку классико-джазовой миниатюры «Маленькая история большого города» для 35-го «Нуриев-феста», Каггеджи говорил, что танцовщики ТАГТОиБ долго не могли расслабиться, отмечал проблемы с ритмом и констатировал, что молодые выпускники Казанского хореографического училища (КХОУ) не готовы к исполнению элементов contemporary dance. Решение проблемы итальянец видел в наращивании разностилевого репертуара, но в театре им. Джалиля об этом до сих пор не помышляют.

Кстати, Кувабара — надежный партнер Каггеджи и в постановочной работе. Уже три года она шьет модные купальники и рисует эффектные декорации для спектаклей мужа, а также помогает подбирать для них артистов (в частности, перед поездкой Алессандро на конкурс хореографов «Арабеск» в Пермь Мана удачно предложила задействовать в «Пандоре» пластичную солистку ТАГТОиБ Олесю Пичугину, также недооцененную руководством театра). По словам Каггеджи, если бы у него была своя труппа, он бы взял в нее жену в качестве ассистентки.

В любом случае для ТГАТОиБ отъезд Каггеджи и его супруги не только лишает коллектив ярких, индивидуальных личностей, но и возможности обогащать репертуар театра изнутри В любом случае для ТАГТОиБ отъезд Каггеджи и его супруги не только лишает коллектив ярких, индивидуальных личностей, но и возможности обогащать репертуар театра изнутри Фото: «БИЗНЕС Online»

«Ничего не могу сказать до поры до времени»

Куда теперь отправятся англичанин с японкой, пока неизвестно. Сейчас пара, судя по соцсетям, отдыхает на море в Италии и недоступна для комментариев. Но, скорее всего, это будет один из российских театров. Возможно, они переберутся в Нижегородский театр оперы и балета, где Каггеджи поставит спектакль. В столице Поволжья, похоже, всерьез решили создать лучший региональный театр оперы и балета страны. Скажем, состав ее оперной труппы недавно пополнили звездные Венера Гимадиева, она только вернулась с Глайндборнского фестиваля, где пела Донну Анну в «Дон Жуане», и Надежда Павлова, любимица Теодора Курентзиса. Возможно, местный балет ждут такие же изменения.

Но, вероятно, Каггеджи и Кувабару могут ждать и в Екатеринбурге, с которым в перспективе и придется сражаться Нижнему за звание главного театра за пределами Москвы и Питера. «Урал Опера Балет» — это место, где балетная классика гармонично сосуществует с экспериментами передовых хореографов. Помощник руководителя балета театра, известный балетный критик Богдан Королек не захотел комментировать отъезд артистов из Казани «из соображений корпоративной этики», но заинтриговал ответом на вопрос о том, переезжает ли Каггеджи в Екатеринбург: «Ничего не могу сказать до поры до времени».

В любом случае для ТАГТОиБ отъезд Каггеджи и его супруги не только лишает коллектив ярких, индивидуальных личностей, но и возможности обогащать репертуар театра изнутри. Впрочем, руководство театра им. Джалиля, видимо, так не считает, предпочитая развитию красивый театральный «музей» из проверенной балетной классики, на которую хорошо расходятся билеты. И даже уже анонсированные премьеры от хореографов, чьи лучшие годы далеко позади, вряд ли изменят ситуацию, скорее ее усугубят.

Интересно, что на сайте или в соцсетях театра им. Джалиля ничего об уходе Каггеджи и Кувабары не сказано Интересно, что на сайте или в соцсетях театра им. Джалиля ничего об уходе Каггеджи и Кувабары не сказано Фото: «БИЗНЕС Online»

«В театре им. Джалиля не заметили, как свой парень становится хореографом, который хочет и может сделать больше. Очень жаль»

А вот что думают эксперты «БИЗНЕС Online» о последних балетных новостях из Казани.

«Я предполагаю, что человека просто сманили, — считает независимый критик, автор „Российской газеты“ Лейла Гучмазова. — Каггеджи — действительно любопытный и музыкальный хореограф. Я видела его работы не только на Нуриевском фестивале, но и в Воронеже, на конкурсе артистов балета в Москве. Помню изящную миниатюру Алессандро на музыку Россини, неизбитую и сделанную с пониманием дела. Имя Каггеджи часто мелькает среди имен молодых постановщиков, которые работают регулярно. С этой точки зрения потеря для казанского театра очень неприятная. Очевидно, что в ТАГТОиБ ему не создали нужные условия. Порой, когда в труппе есть человек, который ставит миниатюры, кажется: „Ну и слава богу, куда он денется?“ Наверное, в театре имени Джалиля Алессандро просто недосмотрели, не заметили, как свой парень становится хореографом, который хочет и может сделать больше. Очень жаль».

Собеседница «БИЗНЕС Оnline» уверена: «Каггеджи принес бы казанскому балету много пользы. Он не радикал и не супероригинал, но моментально гениями не становятся и хорошими хореографами тоже. А вот создать условия, в которых человек  мог бы ставить и развиваться как солист, было бы правильно. Если артист/хореограф хочет и готов работать, это нужно всячески поощрять, важно взращивать, помогать и доверять таким людям в труппе».

Удивился отъезду Каггеджи другой наш эксперт Олег Габышев — премьер театра Бориса Эйфмана, который сейчас в качестве хореографа готовит вторую часть балета «Личности Миллигана» для фестиваля современного танца #StagePlatforma и хорошо знает казанскую труппу. «Его уход — большая потеря для театра, — признался в беседе с „БИЗНЕС Оnline“ Габышев. — Видимо, Алессандро уже вырос как артист и как хореограф и захотел чего-то нового — новых проектов, реализации новых идей. Уверен, у него была обоснованная причина. К тому же Каггеджи хорошо ставит. У него очень логичные, гармоничные и музыкальные комбинации движений. Алессандро профессионально владеет классическим танцем, поэтому хорошо фантазирует именно на основе классики, не переходя в партерную хореографию и жесткий модерн. В современном театре этого все меньше и меньше, а ведь зритель все же приходит в театр насладиться грацией».

Известный казанский балетный педагог Наталья Максимова высокого мнения о Каггеджи-танцовщике. «На этих каникулах сходила с внучками в театр имени Джалиля на „Спартака“, „Корсара“ и „Шурале“, — отметила экс-преподаватель Казанского хореографического училища. — Каггеджи прекрасно вписывался в актерский состав: кроме хорошей школы, он отличается эмоциональностью, харизматичностью, непосредственностью, присущей итальянцам. Также Алессандро очень музыкален. Думаю, такую личность трудно будет заменить, но, возможно, уход одного артиста — шанс для кого-то еще».

Интересно, что на сайте или в соцсетях театра им. Джалиля ничего об уходе Каггеджи и Кувабары не сказано. Их биографии все еще располагаются в разделе «Коллектив» официального сайта ТАГТОиБ, чтобы тихо оттуда исчезнуть в ближайшее время. Скорее всего, никаких публичных слов благодарности за 8 лет работы в Казани английский итальянец не увидит и не прочитает. И в этом еще один пример политики казанского театра, которая не устает удивлять по самым разным поводам. Не сказали в театре им. Джалиля «спасибо» ни японской паре Мидори Тэрада и Коя Окава, которые несколько лет привозили в столицу РТ призы престижных конкурсов, а потом решили перебраться в Новосибирск; ни приме-балерине Кристине Андреевой, которая уходила из театра, правда, вернувшись через несколько месяцев, переоценив свою востребованность на артистическом рынке; ни бразильянке Таис Диоженес, исполнявшей главные партии в ТАГТОиБ, но уехавшей из России после начала СВО. Остаются только теплые слова коллег, вот и премьер казанского балета Олег Ивенко написал в комментариях своему англо-итальянскому другу, что при следующей встрече они обязательно полакомятся пастой «Каггеджи».