Спортивная школа им. Алины Загитовой — такая идея была заявлена месяц назад в Казани. С одной стороны, имя олимпийской чемпионки способно помочь привлечь сюда дополнительное внимание и ресурсы в соответствующий вид спорта и приблизить столицу РТ к лидерам российского фигурного катания, а с другой — для того чтобы проект реализовал свой потенциал, необходимо учесть множество нюансов. Их разбирает спортивная редакция «БИЗНЕС Online».
Загитова стала постоянной участницей самых разных татарстанских мероприятий
Предложение, от которого трудно отказаться
Алина Загитова давно и тесно связана с Татарстаном: здесь она сделала первые шаги в фигурном катании, стала всенародной любимицей во время Олимпиады-2018, а теперь намерена реализовать себя как тренер. Такая перспектива возникла во время Петербургского экономического форума, где олимпийская чемпионка увиделась с Рустамом Миннихановым. По нашей информации, на встрече Загитова обратилась к президенту РТ с конкретным предложением: открыть в Казани школу ее имени.
Еще раз: это была идея Загитовой, которую можно назвать неожиданной. В ее действиях после карьеры не угадывалось желание растить новых чемпионов в фигурном катании: она пела, танцевала, каталась в шоу, посещала модные форумы, участвовала в фотосессиях. При этом чемпионка уже давно говорит о намерении стать тренером. «В будущем хочу быть тренером, дарить свой опыт маленьким», — говорила она еще в 2018 году, с которого, к слову, началось активное взаимодействие Загитовой с Татарстаном.
Идея школы родилась на полях ПМЭФ
Тогда фигуристку в статусе олимпийской чемпионки Минниханов принял в казанском Кремле. Вскоре отец фигуристки Ильназ стал главным тренером «Барса», ее сестра Сабина начала заниматься здесь фигурным катанием, а республика, по нашим данным, оказала семье Загитовой материальную помощь. Сама Алина стала постоянным гостем на различных мероприятиях, организуемых Татарстаном: Сабантуи в Москве и Казани, заседание всемирного конгресса татар, форум «Мост „Москва – Казань“» и многое другое.
Так что идея Загитовой нашла отклик в республике. После встречи Минниханов дал поручение проработать с чемпионкой конфигурацию школы. Уже через неделю Загитова вместе со своей мамой Лейсан прибыли в Казань для совещания в минспорт РТ. Там, как рассказал нашему изданию глава ведомства Владимир Леонов, были обозначены сроки будущего проекта. Запустить школу на базе существующей инфраструктуры в Казани планируется в январе, а во второй половине 2024 года — начать строительство дворца, куда затем школа переедет.
Единственное, что обозначила Загитова на совещании, — так это желание самой привлекать тренеров в свою будущую школу
Ждать нового объекта в следующем году?
Разберем каждый этап. Оформить предприятие Загитовой в содержательном плане — задача не легче, чем построить дворец. Школа будет коммерческой или бюджетной? Каких спортсменов и по каким видам она станет выпускать? На какой результат должна рассчитывать, на каком отрезке времени? Сколько людей готова принять? Кто будет в ней работать? На эти и многие другие вопросы предстоит найти ответ, прежде чем школа Загитовой наберет первых учеников.
Скорость процесса зависит от самой фигуристки — в силу ее личной заинтересованности в проекте. Наши собеседники хвалят Загитову за то, что она не хочет просто дать школе свое имя, а «дальше делайте что хотите». У Алины серьезный настрой, она каждую неделю на связи со столицей РТ, ей хочется быть в курсе всех деталей. Но в таком случае это ограничивает активность Казани, ведь здесь не могут решать что-то за Загитову и ждут от нее какого-то направления и наставления.
Алина на связи с Татарстаном каждую неделю
В частности, Алина сразу обозначила желание самой набирать тренеров в школу и проводить с ними переговоры. Никаких фамилий к этому моменту фигуристка не называла. Известно лишь, что с татарстанскими специалистами она не контактирует и, судя по всему, речь идет о привлечении наставников из Москвы. По оценкам наших экспертов, средняя зарплата тренера по фигурному катанию в столице около 500–600 тыс. рублей в месяц за счет основной зарплаты, дополнительных тренировок, призовых и прочего. Речь именно о средней зарплате — топ-специалисты, которые у всех на виду, зарабатывают гораздо больше. Как нетрудно догадаться, на ставку в государственной школе таких тренеров не заманить. Так что даже если школа Загитовой юридически будет оформлена как бюджетная, без спонсорских вливаний ей не обойтись.
Также известно, что Алина не планирует перебираться в Казань на постоянную основу с открытием школы. А это значит, что фигуристка не сможет оперативно решать многочисленные текущие вопросы и в этом ей нужна помощь кого-то из Татарстана. Не сказать, что на эту административную роль выстроилась очередь из желающих. Дело в том, что фигуристка не ведет никакой коммуникации с функционерами татарстанского фигурного катания, которые знают местные реалии, могли бы рассказать о казанских тренерах и фигуристках да и вообще описать трудное положение, в котором находится Казань в мире фигурного катания России. Загитовой лучше разбираться во всем этом, прежде чем определить параметры будущей школы.
Загитова сама ищет тренеров для новой школы
Здесь можно обратиться и к татарстанским функционерам, которые и сами не торопятся наладить мосты с олимпийской чемпионкой. Например, федерация фигурного катания РТ (возглавляет глава приемной президента РФ в РТ Элина Быстрицкая) вообще не участвует в процессе, хотя школу Загитовой можно смело назвать главным проектом в этом виде спорта в регионе за последние 10 лет.
В идеале Татарстану нужно воссоздать ту схему, которая уже принесла результат в волейболе и синхронном плавании. Школы Екатерины Гамовой и Татьяны Покровской помогли привлечь в Казань самых перспективных спортсменов со всей России и добиться результата. В этих случаях именитые кураторы просто обозначали основные принципы, а в столице РТ уже докрутили все технические моменты местные руководители клубов, школ и федераций. А затее Загитовой пока не хватает поддержки «снизу».
По нашим данным, следующее большое совещание по школе пройдет в сентябре, после него должно появиться больше подробностей. На просьбу «БИЗНЕС Online» поделиться планами на будущую школу мама Загитовой Лейсан (в некотором смысле ее можно назвать менеджером фигуристки) ответить отказалась.
Сперва школа Загитовой запустится во Дворце спорта, затем обзаведется своим домом
Ждать нового объекта в следующем году?
По нашей информации, сперва школа Загитовой запустится во Дворце спорта, где в свое время начинали Камила Валиева, Евгения Тарасова и другие фигуристы (Загитова здесь не каталась — она была в Альметьевске), регулярно проходят этапы Кубка России по фигурному катанию, был и чемпионат России. Делить лед фигуристам Загитовой придется со спортсменами школы олимпийского резерва и хоккеистами «Барса». Условия не из лучших, так что в Татарстане понимают, что школе Загитовой нужен будет новый дом.
Под это дело в республике вспомнили о своей давней мечте. Еще в 2018 году в Казани планировали построить центр фигурного катания и отдать его под кураторство Нины Мозер — авторитетного тренера в парном катании, которая занималась с Тарасовой и Владимиром Морозовым. Под объект даже выделили участок на Гаврилова рядом с Дворцом водных видов спорта, шла разработка технического задания. Объект планировали упаковать по полной программе: два льда, трибуны, раздевалки и многое другое. Но на фоне пандемии, а затем СВО амбициозный проект стал сбавлять обороты, т. к. на его строительство требовалась сумма под миллиард рублей. Республика не вызывалась профинансировать дворец в таком объеме, не горело желанием выделять деньги министерство спорта РФ.
Поскольку экономическая обстановка не стала лучше, поднимать старый проект для школы Загитовой не планируют. По нашим данным, сейчас в минспорте РТ ведется проектирование нового объекта. В нем будет только самое необходимое для тренировок — один лед, раздевалки и другие помещения. В ближайшее время мэрия должна определить новый участок под комплекс, идет выбор между несколькими локациями. У властей есть желание «приземлить» школу Загитовой поближе к центру Казани. Начать строительство планируется в следующем году и в силу статуса проекта и личного внимания к нему Минниханова есть надежда получить нужное финансирование и сделать все в кратчайшие сроки.
Нельзя исключать, что со временем проект разрастется. Здесь можно провести параллель с художественной гимнастикой. Алина Кабаева, другая татарская принцесса в мире спорта (кстати, в честь нее родители назвали Загитову), под завершение своей карьеры договорилась с Татарстаном о строительстве дворца ее имени в Казани. Пока его согласовывали и проектировали, на горизонте успела возникнуть Универсиада. Получив дополнительное финансирование, дворец Кабаевой увеличился в 3 раза и стал уже центром гимнастики, по сей день одним из крупнейших объектов в России.
«Быть спортсменом намного легче, чем тренером»
«Школа Загитовой даст мощный толчок Татарстану»
Если все получится, Татарстан без преувеличения получит исторический шанс перезагрузить свое фигурное катание. На базе школы Загитовой можно будет собрать лучших тренеров и спортсменов со всей республики и наконец остановить отток перспективных фигуристов в Москву и Санкт-Петербург.
Перспективы школы Загитовой «БИЗНЕС Online» обсудил с чемпионом России, серебряным призером чемпионата Европы и финала Гран-при, участником Олимпиады 2010 и 2014 годов Юрием Ларионовым. Примечателен он тем, что сейчас работает в Казани детским тренером школы «Авиатор».
— Что вы думаете относительно открытия школы Алины Загитовой в Казани?
— Я считаю, что открытие такой школы фигурного катания — это очень неплохо. Потому что здоровая конкуренция в жизни и тем более в спорте — это двигатель развития. Еще одна школа, которая, мы надеемся, будет показывать хорошие результаты при должной организации. Мне кажется, что это даст мощный толчок развитию фигурного катания в Татарстане и соседних регионах. Пока точно неизвестно, какая это будет школа, коммерческая или бюджетная. Я не знаю, какой тренерский состав в ней окажется, будут это привезенные тренера или пригласят местных. Здесь есть много нюансов.
— Видите ли вы потенциал у Загитовой, чтобы стать успешным тренером?
— Я с таким столкнулся сам, когда сначала был спортсменом, а потом перешел на тренерскую стезю. Тогда я осознал, что быть спортсменом намного легче, чем тренером. Об этом нам говорили еще наши наставники: «Не каждый хороший спортсмен может стать достойным тренером, не каждый плохой спортсмен — бездарный учитель». Здесь есть очень много нюансов, если об этом разговаривать, то получится довольно долгий философский разговор.
— Видите ли вы потенциал в Алине как в кураторе школы?
— Не могу давать такие прогнозы. Живем сегодняшним днем, думаем, работаем. Я могу сказать лишь, что под лежачий камень вода не течет и что вода камень точит. Сколько работаешь, столько набиваешь себе шишки. Когда у тебя один спортсмен — это одно, но когда их 15–20 и каждый совершенно разный — это совсем другое. Нужно также учиться тренировать. Кому-то одно, кому-то иное. Наш тренерский труд очень сложный и занимает длительное время. Поставить спортсмена с нуля на коньки, потом научить кататься, прыгать и довести до достижений и высот — это многого стоит. И за сколько лет все это происходит… Они сначала совсем маленькие приходят, в 3–4 годика, и потом переломный момент происходит в 14–15 лет и дальше все по нарастающей. Путь спортсмена и путь тренера — это о разном.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 48
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.