Умер первый гендиректор КАМАЗа Лев Васильев Умер первый гендиректор КАМАЗа Лев Васильев Фото: Валентин Черединцев/ТАСС

«Моя жизнь удалась. Конечно, я счастливый человек»

О смерти легендарного первого генерального директора КАМАЗа Льва Васильева стало известно сегодня утром. «Одна из самых ярких личностей Татарстана и страны скончалась сегодня ночью на 99-м году жизни», — сообщило полномочное представительство Татарстана в Российской Федерации. Вскоре информацию подтвердила газета КАМАЗа.

На утреннем деловом понедельнике в исполкоме Набережных Челнов память Льва Борисовича почтили минутой молчания. «Все мы знаем, какой легендарной личностью был Лев Борисович Васильев. Герой Социалистического Труда, первый гендиректор КАМАЗа. Благодаря его усилиям, усилиям [одного из строителей КАМАЗа, начальника „Камгэсэнергостроя“] Евгения Никаноровича Батенчука был построен КАМАЗ. С первых дней строительства предприятия Лев Борисович вместе со своей командой, единомышленниками и соратниками, приехал, по сути, в чистое поле. И они смогли за 6 лет создать автомобильный завод», — отметил мэр Челнов Наиль Магдеев. В беседе с «БИЗНЕС Online» градоначальник уточнил, что планирует приехать на похороны Васильева в Москву.

Сегодня после полудня около памятника Борисову, установленного возле здания генеральной дирекции КАМАЗа, пройдет траурный митинг. Похороны легендарного машиностроителя, предварительно, проведут 23 августа в Москве, уточнили «БИЗНЕС Online» в полпредстве Татарстана. Точное время и место прощания и похорон там оперативно уточнить не смогли, вопросом занимается супруга Льва Борисовича Инна Вениаминовна

Причина смерти первого гендиректора КАМАЗа не уточняется. По данным «БИЗНЕС Online», в последние годы Лев Борисович тяжело болел и вместе с супругой жил в своем доме в Московской области, в столицу почти не выезжал. 

В своем последнем интервью, которое он дал два года назад нашему изданию, Васильев уже подводил итоги: «Моя жизнь удалась. Я успел сесть в последний вагон социализма. Конечно, я счастливый человек. Я доволен. Пусть кто-нибудь другой попробует пройти такую школу». В январе 2020 года президент РТ Рустам Минниханов к юбилею вручил Васильеву орден «За заслуги перед Республикой Татарстан». «Под вашим руководством коллектив КАМАЗа совершил настоящий подвиг. В чистом поле был построен новый гигантский завод на 150 тысяч автомобилей в год. При этом стройка шла одновременно с проектированием, что также было очень сложно», — восторгался своим предшественником нынешний руководитель КАМАЗа Сергей Когогин.

В 1968 году Лев Васильев становится замминистра автомобильной промышленности СССР, а с сентября 1969-го он стал совмещать этот пост с должностью гендиректора строящего завода дизельных грузовых автомобилей большой грузоподъемности — будущего КАМАЗа Фото: Владимир Зотов

«Поле чистое, кибитка какая-то стоит. Вышка, на ней мешок, определяющий направление ветра. Все!»

Васильев родился 7 февраля 1925 года в Москве. Отец работал водителем, и с раннего детства жизнь Льва Борисовича была связана с автомобилями. Трудовую деятельность он начал в 1941-м шофером автобазы Наркомата речного флота СССР, а в феврале 1943 года Васильева призвали в армию. В боях на Южном фронте получил серьезное ранение. «Мы вчетвером шли через деревню, которую молотили — бревна летели во все стороны. И один снаряд угодил с левой стороны от нас, всех уложило. От верной смерти меня отделяло 2 сантиметра. Я получил ранения, с которыми не выживают», — отмечал Васильев. 

После восстановления Лев Борисович сразу же устроился водителем в речной флот, работал на автомобиле «ЗИС-101». Потом перевелся работать шофером автобазы Госснаба СССР, а с 1948 года — на Московский завод малолитражных автомобилей (будущий АЗЛК, «Москвич»), где начал трудиться на должности инспектора по приемке готовых машин. Позже, в 1963 году, Васильев станет руководителем этого предприятия. 

«Мы собирали 700 автомобилей в сутки. К нам приходили со второго этажа кузова в обойке, их ставили на конвейер и „дособирали“. У меня возникли замечания, которые дошли до директора. Он меня вызвал и отдал второй этаж тоже. А на второй этаж приходили кузова с третьего, где их окрашивали. У меня и к ним появились замечания — то оспины, то непрокрас. Начальник снова узнал: „Слушай, забирай и третий этаж“. Так я стал начальником всех трех этажей завода», — вспоминал Васильев о своем рывке по карьерной лестнице. За эти годы он также успел окончить школу и Московский автомеханический институт.

К концу 1981 года на КАМАЗе освоили первую очередь и подготовили вторую, а Васильев вернулся на завод «Москвич» Фото: Владимир Зотов

В 1968 году Васильев становится замминистра автомобильной промышленности СССР, а с сентября 1969-го он стал совмещать этот пост с должностью гендиректора строящего завода дизельных грузовых автомобилей большой грузоподъемности — будущего КАМАЗа. Как вспоминал сам Васильев, сначала он отказывался от этой должности, т. к. был не готов уехать из Москвы. После выхода постановления председателя Совета Министров СССР Алексея Косыгина о назначении Васильева возник вопрос — а где строить? Тут большую роль сыграл первый секретарь Татарского обкома КПСС Фикрят Табеев, который договорился с Леонидом Брежневым о строительстве в Набережных Челнах.

«Казалось немыслимым даже для имевших большой опыт всесоюзных строек…»

«Поле чистое, кибитка какая-то стоит. Вышка, на ней мешок, определяющий направление ветра. Все! Больше ничего нет, — вспоминал Васильев о том, как впервые приехал в Челны. — По сути, у нас не было ничего: ни технологий, ни проектов, ни конструкции — строительство завода, действительно, началось с нуля. Наверное, это единственная в мире практика: конструируя автомобиль, под него делали технологии и все остальное».

Лев Васильев (за трибуной) на церемонии запуска главного конвейера КАМАЗа в Набережных Челнах. Февраль 1976 годаФото: Владимир Зотов

«Первый грузовик сошел с конвейера через 6,5 года после решения о создании комплекса — 16 августа 1976 года, — рассказывал первый глава КАМАЗа. — Уолтер Мондейл, вице-президент США, побывав в Челнах, мне сказал: „Строительство такого предприятия не под силу никому в Соединенных Штатах или Западной Европе“. Пять первых автомобилей мы отправили в Москву к Кремлевской стене прямиком к очередному съезду коммунистической партии». 

К концу 1981 года на КАМАЗе освоили первую очередь и подготовили вторую, а Васильев вернулся на завод «Москвич». «За период моего пребывания в роли генерального директора сошло где-то порядка 200 тысяч грузовых автомобилей. А если посчитать с „Москвичом“, то за моими плечами 1,5 миллиона автомобилей», — говорил он. Кроме того, за годы его работы в Челнах и Заинске построили жилые дома, 27 школ, 55 детских садов, детские оздоровительные лагеря на 1 420 мест, объекты торговли, БСМП, корпуса медгородка, гостиницы «КАМАЗ», «Татарстан» и «Кама».

В 1983 году Васильева назначили заместителем председателя Госплана СССР по машиностроению, с 1984-го Лев Борисович — министр машиностроения для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов СССР, а с 1988-го в статусе министра СССР также работал заместителем председателя Государственной комиссии по военно-промышленному комплексу. С июня 1990 года был персональным пенсионером союзного значения.

За выдающиеся успехи, достигнутые при сооружении первой очереди Камского комплекса, Васильеву в 1977 году присвоили звание Героя Социалистического Труда. Лев Борисович также награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, тремя орденами Трудового Красного Знамени, Отечественной войны I степени и др. Имя Васильева носит Камский государственный автомеханический техникум в Челнах.

«Человек был сильный, интересный. Он был великолепный знаток автомобильной промышленности, до последнего любил Татарстан, Набережные Челны» «Человек был сильный, интересный. Он был великолепный знаток автомобильной промышленности, до последнего любил Татарстан, Набережные Челны» Фото предоставлено Шамилем Агеевым

«Он говорил: «Шамиль, свози меня на КАМАЗ». Но мне было неудобно…»

По просьбе «БИЗНЕС Online» о заслугах и личных историях, связанных со Львом Борисовичем, вспомнили его коллеги и товарищи.

Шамиль Агеев — председатель правления Торгово-промышленной палаты (ТПП) РТ:

— Мы последний раз с ним встречались, когда его награждали орденом [«За заслуги перед Республикой Татарстан»]. Я с ним на съезде партии вместе присутствовал. Он был очень целеустремленный, жесткий руководитель, которому непросто пришлось на КАМАЗе в Челнах. Он из замминистра автомобильной промышленности назначен был на завод, когда там три человека было всего. Причем он очень такой широкий был. В 11 часов вечера иногда оперативку проводил на конвейере. При этом он так сумел построить отношения, что технарь был и в то же время заставил наш обком партии заниматься людьми.

Расскажу одну историю. Идет народный контроль республиканский, я второй секретарь обкома комсомола, и вот его размазывает народный контроль, потому что он держал целый корпус для молодых специалистов, а по очереди надо было рабочим и прочим. А он держал для специалистов. Вдруг его Табеев (Фикрят Табеев — с 1960 по 1979 год первый секретарь Татарского обкома КПСС — прим. ред.) вызывает, поговорили, и сразу народный контроль смягчился.

Фото: «У него мечта была — приехать еще раз на КАМАЗ. Человек заводу отдал себя полностью, и где бы он ни работал, КАМАЗ у него в сердце был» «У него мечта была — приехать еще раз на КАМАЗ. Человек заводу отдал себя полностью, и, где бы он ни работал, КАМАЗ у него в сердце был» Фото предоставлено Шамилем Агеевым

Он самый первый, кто меня научил пить виски. На XXVI съезде КПСС в 1981 году внизу был большой магазин, и я ему помог как-то тележку толкать. Тогда никто не понимал, что такое виски, а он понимал. Очень подтянутый человек был. Он легенда. Буквально в феврале мы его поздравляли с орденом, ему Минниханов вручал орден, потом я у него и так дома был. У него мечта была — приехать еще раз на КАМАЗ. Человек заводу отдал себя полностью, и, где бы он ни работал, КАМАЗ у него в сердце был. Он говорил: «Шамиль, свози меня на КАМАЗ». Но мне было неудобно, потому что с генеральным директором нынешним не все так просто было. Человек был сильный, интересный. Он был великолепный знаток автомобильной промышленности, до последнего любил Татарстан, Набережные Челны.


Юрий Петрушин — председатель правления Торгово-промышленной палаты города Набережные Челны и региона «Закамье» РТ, ректор АНО «Академия менеджмента»:

— Принципиальный, деловой человек. Всегда мог найти какой-то компромисс, настойчивый в своих принятых решениях, строгий по отношению к своим работникам, не прощал невыполнения поручений. Мы начали общаться, когда я работал секретарем партийного комитета, когда уже строили КАМАЗ, и особенно много принципиальных вопросов задавал по отделочным работам. В последний раз встречались с ним на 50-летии КАМАЗа, долго обсуждали, я ему показал памятник строителям [челнинского автозавода]. Он поддержал, что надо обязательно построить, потому что наше поколение заслужило это. Потому не только мы, но и другие республики, весь Советский Союз принимал участие. Желательно бы это построить.

Интересные истории с ним были, но они такие, которые не могу рассказать, полувульгарные. Ну нормальный человек был, с юмором, активный, работоспособный. Часто встречались на совещаниях, форумах, в рабочем порядке на объектах встречались. Я о нем написал в книге (речь об автобиографии Петрушина — прим. ред.), которая вышла.


Евгений Гольдфайн — заслуженный экономист РФ, бывший главный бухгалтер КАМАЗа:

— Очень печальная новость! Хотя он последние годы болел, и многие камазовцы даже считали его умершим. Перед входом в дирекцию КАМАЗа установлен его бюст, и когда я говорил с кем-то, то почти все считали, что Васильева уже нет. Но я говорил: «Нет, он жив! В ясном уме, иногда дает комментарии».

Я всегда смотрю на основателей, какое-то дело всегда создает один человек. Кто-то заложил эту основу, которая позволила КАМАЗу быть конкурентоспособным и эффективным, стать лидером мирового автопрома. И эта основа — система управления, политика, ценности, назначение людей. Мне кажется, что к этому всему из троих был ближе всего Васильев. Когда Поляков приезжал на КАМАЗ и вел совещания по текучке, то Васильев был одним из слушателей-исполнителей. Но огромная черновая работа, которую он (Васильев прим. ред.) сделал, заложила основу успешности КАМАЗа в будущем и сейчас. Многие кадровые решения, которые он тогда принимал, оказались, наверное, правильными.

Конечно, как и всякого руководителя, его критиковали и ругали сотрудники между собой. Но когда вместо него пришел Фаустов, это понимание лидерства и роли Васильева настолько четко пронизывало мозг. По сравнению с Васильевым он отличался меньшим авторитетом и эффективностью. Поэтому обрадовались, когда он вернулся в московские коридоры власти.

Что еще поражало в нем — эмоциональная какая-то яркость, неравнодушие, горение, ответственность за дело, которое передавалось через общение с ним, собрания. Да, надо работать по 12 часов, никакие выходные, когда нужно что-то делать, не могут быть взяты. Высочайший уровень ответственности руководства передавался через него. Причем была определенная этика. Горение и борьба за результат отличали Васильева. Считаю, что КАМАЗу повезло с первым гендиректором. Не было бы успешности завода в последующих вызовах!


Анатолий Самаренкин — экс-заместитель генерального директора ОАО «КАМАЗ», предприниматель:

— У меня с ним сложились очень теплые отношения. Был такой случай: в Москве проводилась коллегия, а из Челнов туда вылетал самолет с сотрудниками КАМАЗа. Я тогда работал заместителем генерального директора при Бехе. Смотрю, в аэропорту Васильев стоит за билетом, он приехал сюда оформлять пенсионный, что ли. Спрашиваю: «А почему вы тут стоите в очереди?» Он говорит, что на самолет разрешают только тем, кто есть в списках камазовских. Я подхожу к дежурному, говорю: «Вы что, не видите, перед вами первый генеральный директор КАМАЗа, который строил этот завод, потом работал, первый автомобиль выпустил». Они отвечают: «Не имеем право, должен сперва Бех утвердить». Я сказал: «Тогда вычеркните меня, пусть он поедет». И уломали все-таки.

Летим вместе с ним в самолете, это где-то в 5 утра было. Он говорит: «Анатолий, по этому случаю надо как-то отметить, но где сейчас коньяк найдем?» А я взял запас с собой, и по граммульке выпили.

Человек легендарный. Столько лет прошло, а он всех помнил: с кем работал, кто был его заместителем, кто был директор завода. Авторитет имел и в СССР, и в обкоме партии, его слово было законом.


Рустэм Ямалеев — президент национального конгресса татар и тюркских народов.

— Он часто приходил на заседания клуба деловых людей «ДЛ-16», который возглавлял тогда Табеев. Люди, как-то связанные с Татарстаном, соратники Табеева, те, с кем он работал, приходили именно к Табееву. Фикрят Ахметжанович говорил, что Васильев заложил азы принципиальности, самоотдачи, требовательности при строительстве КАМАЗа. Многие директора не остались в памяти, а Лев Борисович остался. Его уважали люди, он с простыми людьми разговаривал на равных.

Вместе с Васильевым в «ДЛ-16» приходил постоянно Герой Социалистического Труда Евгений Батенчук — легендарный строитель Челнов. В моей памяти первый директор КАМАЗа остался благородным, радушным, с юмором, большой души человеком. Он тихо, с паузой разговаривал. Табеев говорил, что именно Лев Борисович заложил в Челнах необходимость решать социальные вопросы — детсады, школы, что работа работой, но здоровье и личная жизнь тоже нужны.