26 августа в 12:00 откроется новый фаншоп «Рубина» 26 августа в 12:00 откроется новый фан-шоп «Рубина» Фото: Андрей Титов

Дальше без Березуцких

Сложно поверить, но на «Ак Барс Арене» за все время еще никогда не было фан-шопа «Рубина». При этом стадион, напомним, празднует в этом году свой 10-летний юбилей с ввода в эксплуатацию. «Поженить» арену с фан-шопом мешали самые разные причины: то оставляли желать лучшего отношения между «Рубином» и «Ак Барс Ареной», то сам клуб бросал все на спортивный результат и игнорировал остальное.

«Почему раньше на „Ак Барс Арене“ не было фан-шопа „Рубина“? Потому что не было инициативы от самого клуба», — прямо сказал в интервью «БИЗНЕС Online» гендиректор стадиона Радик Миннахметов.

На выбор у «Рубина» было две локации на «Ак Барс Арене» На выбор у «Рубина» было две локации на «Ак Барс Арене» Фото: Андрей Титов

Зимой в «Рубине» сменилось руководство и обозначился курс на переосмысление всех вопросов, связанных с маркетингом. В частности, встал вопрос клубного магазина, который у «Рубина» вроде как был и вроде как нет на Центральном стадионе. С одной стороны, он расположен в локации, с которой у всех болельщиков связаны самые теплые воспоминания. С другой — на Центральном «Рубин» уже давно не играет, а возвращался туда лишь в исключительных случаях.

Вдобавок этот фан-шоп принадлежал не клубу, а компании Premier Sport братьев Березуцких. Они даже приезжали в Казань в 2013 году на открытие магазина, пусть и были действующими игроками ЦСКА. Временами этот юридический момент давал о себе знать, особенно когда клубу нужна была какая-то атрибутика, а ее приходилось покупать у своего же фан-шопа.

Работа старого фаншопа «Рубина» на Центральном стадионе оставляла вопросы Работа старого фан-шопа «Рубина» на Центральном стадионе оставляла вопросы Фото: «БИЗНЕС Online»

А ассортимент там оставлял желать лучшего. Порядка 50% фан-шопа составляли просто игровые и тренировочные комплекты (при нормальной пропорции в 10–15%). Они заказывались под главную команду и по остаточному принципу уходили в магазин. Другие 50% состояли из кепок, шапок, сумок и сувениров — все это было разного дизайна, разной степени свежести и даже с разными клубными логотипами.

Это явно не соответствовало уровню «Рубина» как главного футбольного клуба Татарстана и было очень далеко от практик, применяемых в этом направлении «Ак Барсом». Хоккейный клуб каждый год обновляет свои коллекции, владеет широкой линейкой повседневной одежды, даже готовит одежду для детей. К чему-то подобному намерен приблизиться и «Рубин».

Александр Зотов и его сын Тимофей уже успели оценить новую одежду Александр Зотов и его сын Тимофей уже успели оценить новую одежду Фото: rubin-kazan.ru

В фан-шоп можно попасть не только в дни матчей

В марте – апреле началась работа по новому фан-шопу. Было принято решение, которое напрашивалось уже давно: надо открывать новую точку на площадке у домашнего стадиона. Как рассказал нашему изданию заместитель генерального директора «Рубина» по маркетингу и коммуникациям Айрат Ахметгалеев, «Ак Барс Арена» готова была предоставить клубу две точки — одну внутри стадиона рядом с VIP-ложами, другую в небольшом объекте на территории. Его возвели под чемпионат мира – 2018, точный адрес — проспект Ямашева, 115а, корпус 1. В здании уже располагалась точка продажи кофе, но она занимает не все площади. Свободное пространство арена в дни матчей использовала как камеру хранения.

«Мы выбрали эту локацию по нескольким причинам. Во-первых, она будет доступна нашим болельщикам не только в дни матчей. Для ее посещения не нужно будет проходить непосредственно на стадион. Во-вторых, она находится рядом с большими автомобильными и пешеходными потоками и на виду у тех людей, кто проходит мимо „Ак Барс Арены“», — объяснил нам логику Ахметгалеев.

После ремонта клубный магазин легко опознать: благодаря клубным цветам он выделяется на фоне остальных сооружений. Последние акценты в граффити на фасаде фан-шопа сделал, как можно понять из клубного видеоанонса, полузащитник команды Александр Зотов.


Минимализм в дизайне и доступные цены

Ремонт в клубном магазине лишь полдела, важнее заполнить его качественной продукцией. В этом вопросе «Рубин» обратился к услугам производителя Natural Advance, который специализируется на спортивной одежде. Эта компания имеет большое портфолио в российском футболе — среди ее клиентов были «Краснодар», «Урал», клубы Первой лиги «Шинник» и «СКА-Хабаровск», а также представители медиалиги «Бей Беги» и «Деньги». Также Natural Advance выделяется тем, что это казанская фирма и весь цикл ее производства замкнут в Татарстане. Два сезона назад компания сделала форму из переработанного пластика для хоккейного «Ак Барса».

«Мы начали свою работу в 2015 году и с тех пор шаг за шагом собирали все элементы производства у себя дома, — рассказал нам соучредитель Natural Advance Эмиль Сиразев. — Мы давно хотели сотрудничать с „Рубином“, но для этого все никак не находилось повода. Наконец в мае этого года клуб обратился к нам с просьбой сделать для них коллекцию повседневной одежды».

В фаншопе будет доступна повседневная одежда, в том числе худи В фан-шопе будет доступна повседневная одежда, в том числе худи Фото: rubin-kazan.ru

Опираясь на свой опыт, Natural Advance выбрал самые ходовые вещи для любого клубного фан-шопа — худи, футболки, поло, спортивные костюмы. По словам Сиразева, одежду было важно сделать, во-первых, функциональной. «Мы не хотели делать сувенирную одежду. Нужно, чтобы ее удобно было носить в повседневной жизни, тем более речь идет о спорте, где функциональность выходит на первый план», — объяснил Эмиль. Во-вторых, дизайн должен отражать принадлежность к «Рубину», при этом не быть кричащим. «Мы придерживались концепции минимализма, — сказал Сиразев. — Чтобы из вещей читалось, что это „Рубин“, но это не было бы рекламой. В этой одежде должно быть комфортно как молодому человеку, который активно болеет за „Рубин“, так и взрослому, кто ходит на игры со своей семьей».

Интересная деталь — на всей продукции есть надпись «Без булдырабыз». Это ненавязчиво добавляет одежде местного колорита.

На всей одежде будет надпись «Без булдырабыз» (в переводе «Мы можем») На всей одежде будет надпись «Без булдырабыз» (в переводе «Мы можем») Фото: rubin-kazan.ru

А теперь к главному вопросу — что почем? Рубиновская футболка будет стоить 2,5 тыс. рублей, поло — 2 990, худи — 6,2 тысячи. Конечно, цены отличаются от аналогов в массмаркетах, но важно понимать, что условная Zara заказывает у производителей свои вещи в объемах кратно больше рубиновских — и за счет этого снижает цену на отдельную футболку или худи. «Считаю, что нам удалось добиться доступных цен, — отметил Сиразев. — В этом нам помогло то, что все вещи произведены в Татарстане. Если бы мы шили где-нибудь в Китае, у нас была бы совсем другая математика».

Гораздо доступнее стали и игровые майки, которые, конечно, тоже доступны в фан-шопе. В этом сезоне «Рубин» играет в новом комплекте от Jako. Форму критиковали за простоту: если ранее клуб заказывал у фирмы уникальный дизайн, то теперь выбрал стандартный вариант. Логику в этом решении можно увидеть сейчас. Если раньше майка «Рубина» уникального дизайна стоила 8,5 тыс. рублей, то теперь цены доступнее. Красный и золотой цветовой варианты стоят 4 тыс. рублей, а зеленый — 3 тысячи.

Один из вариантов новой рубиновской кепки Один из вариантов новой рубиновской кепки Фото: rubin-kazan.ru

Помимо одежды и формы, в новом фан-шопе будет доступно более 10 разновидностей новых бейсболок, брелки, магниты, стаканы, ежедневники, зажигалки, а также небольшая детская коллекция. Как рассказывают в клубе, продукцию уже успели оценить игроки «Рубина» во время съемок проморолика.

От фан-шопа на Центральном отказываться не будут

В субботу в фан-шопе будет доступна вся новая коллекция полностью. Там пройдет автограф-сессия игроков «Рубина», также состоится конкурс: обладатели самого длинного и большого чека получат призы. А после официального открытия «Рубин» продолжит делать фан-шоп более удобным для болельщиков. «Среди первостепенных задач стоит обновление сайта фан-шопа, настройка всех механизмов онлайн-продажи. Также в наших планах быть на всех ведущих маркетплейсах», — анонсировал Ахметгалеев.

Схема нового фаншопа Схема нового фан-шопа Фото: rubin-kazan.ru

А еще важно уделить внимание старому фан-шопу. С открытием нового магазина «Рубин» не планирует бросать Центральный стадион — в клубе считают, что терять такую локацию в центре города было бы большой ошибкой. По словам Ахметгалеева, его тоже ждет масштабное обновление: стоит начать хотя бы с того, чтобы изменить внутреннее оформление и убрать изображения игроков, уже не выступающих за «Рубин». В юридическом плане клуб уже навел порядок: оба фан-шопа находятся под юридическим лицом ООО «Рубин». Березуцкого и его Premier Sport в Казани больше нет.

В целом клуб не хочет концентрировать всю свою продукцию в одном месте, и еще одно подтверждение этому — клуб избавился от палаток с шарфами и футболками, которые ранее были на «Ак Барс Арене» в дни матчей. Им на замену пришли пять полноценных точек продаж с витринами и стеллажами, расставленных по всему стадиону.

Одна из точек продажи атрибутики внутри стадиона Одна из точек продажи атрибутики внутри стадиона Фото: rubin-kazan.ru

Чтобы «загрузить» все точки, нужно увеличить объемы клубной продукции. «Мы не будем останавливаться на том, что сделали. Это не единственная коллекция, которую мы сделаем совместно с „Рубином“», — сказал Сиразев. «То, что мы сделаем сейчас, можно назвать пробой пера», — поясняет Ахметгалеев.

«Ак Барс Арена» готова предоставить «Рубину» бо́льшие площади, если у них появится в этом необходимость. Об этом нам рассказал гендиректор стадиона Миннахметов. «Если „Рубин“ захочет в будущем открыть флагманский магазин, совместно будем искать возможность для его расширения», — отметил он.