Первые две серии «Слова пацана» накануне впервые увидела публика, случилось это на фестивале онлайн-кинотеатров «Новый сезон» в Сочи. Творение, рожденное в недрах крупнейшего медиахолдинга «Национальная Медиа Группа» на деньги АНО «Институт развития интернета», распределяющей госсредства на интернет-проекты, вызвало неоднозначную реакцию в Татарстане еще на стадии запуска съемок. Судя по всему, напряжение окончательно не спало и по сей день, поэтому авторы проекта едва ли не в полном составе попросились на прошлой неделе на аудиенцию в Казанский кремль. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Первые две серии «Слова пацана» накануне впервые увидела публика, случилось это на фестивале онлайн-кинотеатров «Новый сезон» в Сочи
«Это будет такое поколенческое кино»
8-серийный фильм режиссера Жоры Крыжовникова «Слово пацана», который в Татарстане бурно обсуждали еще в момент проведения актерских кастингов, накануне наконец-то увидели первые зрители. Два эпизода сериала показали на фестивале онлайн-кинотеатров «Новый сезон», завершившемся на сочинском курорте «Роза Хутор». В итоге «Слово пацана» было признано (а на этом форуме награды вручаются по итогам голосования публики) «самым ожидаемым сериалом».
Напомним, что в столице РТ с самого начала скептически отнеслись к самой идее фильма, в основу сценария которого положена книга «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970−2010-х» Роберта Гараева, посвященная истории казанских группировок. «Есть гораздо более поучительные истории», — так еще в феврале 2022-го озвучивала позицию казанского Кремля глава пресс-службы президента РТ Лилия Галимова.
В основу сценария положена книга «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970−2010-х» Роберта Гараева, посвященная истории казанских группировок
Ранее авторы проекта, видимо, не озаботившись получением неформального одобрения властей республики, организовали в Казани кастинг актеров для фильма о «казанском феномене», на который пришли сотни подростков. Однако в результате московские киношники столкнулись с явным противодействием их работе в РТ, отменили дальнейшие активности в Казани и Набережных Челнах, а снимать «Слово пацана» отправились и вовсе в Ярославль, использовав для массовки местных жителей.
Накануне же авторы сериала на «Новом сезоне» выглядели как победители. «На самом деле это не фантастика — это жизнь. Это было. И для меня тоже большая честь сегодня представлять этот проект», — говорил публике на презентации картины один из продюсеров Эдуард Илоян, представлявший онлайн-кинотеатр Start. «Это большая работа. Это будет такое поколенческое кино», — резюмировал он.
Ранее авторы проекта, видимо, не озаботившись получением неформального одобрения властей республики, организовали в Казани кастинг актеров для фильма о «казанском феномене», на который пришли сотни подростков
«Я считаю, что это лучший сериал десятилетия как минимум. Потому что так, как снял Андрей (настоящее имя Крыжовникова — Андрей Першин — прим. ред.), никто больше не снимал», — пошел еще дальше представитель онлайн-кинотеатра Wink Александр Косарим.
Комплименты звучали из уст и одной из звезд каста «Слова пацана» актера Сергея Бурунова. «При всей жесткости и страшной теме, которая затронута в этом проекте, это один из лучших, наверное, сценариев, которые я читал за всю свою, не побоюсь этого слова, творческую деятельность, — сообщил со сцены Бурунов. — Я сейчас не льщу, ребята, это правда. Читал его от корки до корки несколько раз. Я был потрясен. Очень хочу, чтобы вы это посмотрели и это все дошло до людей». Сценарий сериала режиссер Крыжовников написал вместе с Андреем Золотаревым.
Сергей Бурунов: «При всей жесткости и страшной теме, которая затронута в этом проекте, это один из лучших, наверное, сценариев, которые я читал за всю свою, не побоюсь этого слова, творческую деятельность»
«Сериала мы как бы коснулись, но это одна из тем, которая обсуждалась»
Интересно, что на церемонии закрытия «Нового сезона» создатели сериала обмолвились о трудностях, которые им пришлось преодолеть на пути к зрителю. В частности, сайт «Вокруг ТВ» пишет, что Крыжовников, получая награду за «Самый ожидаемый сериал», заявил, что для проекта сделал очень много в качестве продюсера Федор Бондарчук, который боролся за то, чтобы зритель смог увидеть его хотя бы в рамках фестиваля. А продюсер Илоян добавил, что многосерийный фильм уже «прошел огонь, воду и медные трубы» и теперь его точно покажут в интернет-кинотеатрах Wink и Start.
Похоже, истоки этих проблем стоит искать в Казани. Собеседники «БИЗНЕС Online» говорят, что в высоких властных кабинетах РТ отнюдь не считали инцидент исчерпанным, после того как Казань конца 1980-х – начала 1990-х московские киношники решили снимать в Ярославле. Более того, по слухам, в республике не исключали обращения лично к министру культуры России Ольге Любимовой, чтобы та выдала сериалу «черную метку», отказав в показах на любых легальных площадках.
Именно с этой ситуацией наши источники связывают неожиданный визит в прошлую пятницу в Казань и встречу с Рустамом Миннихановым продюсера Бондарчука, режиссера Крыжовникова, а вместе с ними и Алексея Гореславского, генерального директора АНО «Институт развития интернета». На деньги Института развития интернета, общественной организации, являющейся оператором государственного конкурса на создание интернет-контента для молодежи, и было снято «Слово пацана». Интересно, что, по данным «БИЗНЕС Online», это мероприятие появилось в плане президента РТ в самый последний момент. Правда, было сказано, что Бондарчук приехал в Казань как гость проходившего в эти же дни фестиваля мусульманского кино (КМФМК), но сам известный режиссер и продюсер не появился ни на одном из мероприятий форума, а исполнительный директор КМФМК Миляуша Айтуганова сказала нашему корреспонденту, что узнала о визите Бондарчука из «БИЗНЕС Online».
Фактически автор «Сталинграда» и «Обитаемого острова» попросил о встрече с Миннихановым, чтобы республика не ставила палки в колеса сериалу в канун его выхода
Фактически же автор «Сталинграда» и «Обитаемого острова» попросил о встрече с Миннихановым, чтобы республика не ставила палки в колеса сериалу в канун его выхода. Тем более что у Бондарчука уже есть положительный продюсерский сериальный опыт взаимодействия с Татарстаном — это многосерийный фильм «Мастер» о знаменитой гоночной команде «КАМАЗ-Мастер». О чем договорились на пятничной встрече — доподлинно неизвестно, но собеседники газеты говорят, что полностью снять напряжение в отношениях Татарстана и авторов «Слова пацана» все же не удалось.
Один из гостей президента РТ, опытный медиаменеджер Гореславский, в разговоре с «БИЗНЕС Online» сообщил, что организатором визита стала министр культуры РТ Ирада Аюпова, но вообще о нем «мы давным-давно договаривались». На встрече, где присутствовал также Эмир Кустурица, по словам нашего собеседника, обсуждали будущее казанского фестиваля мусульманского кино, который в следующем году пройдет в 20-й раз. Впрочем, и о «Слове пацана» речь тоже шла.
«Сериала мы как бы коснулись, но это одна из тем, которая обсуждалась, — сообщил гендир Института развития интернета. — Действие там достаточно условное, отвязано от Татарстана. Там присутствуют эти элементы в сериале, но не так, чтобы это было биографическое описание истории Казани. Да, мы этого вопроса касались, но просто обсуждали, что да, интересный фильм выйдет, хорошо бы посмотреть. Я думаю, что на каждое художественное произведение могут быть самые разные точки зрения». Также Гореславский сообщил, что «Слово пацана» выйдет в онлайн-кинотеатрах по графику в октябре, правда, по словам очевидцев, вчера в Сочи уже говорили о ноябре.
«Сериал «Слово пацана» для меня был одним из самых ожидаемых проектов и не разочаровал», — рассказала нашему корреспонденту автор «Российской газеты» Сусанна Альперина
«Давайте не будем уподобляться советским хейтерам, говорившим: я не смотрел, но скажу»
Среди первых зрителей стартовых серий «Слова пацана» были известные российские критики и журналисты.
«Сериал „Слово пацана“ для меня был одним из самых ожидаемых проектов и не разочаровал, — рассказала нашему корреспонденту автор „Российской газеты“ Сусанна Альперина. — В эту картину вложено много души, сил и бюджетных средств, а к ее созданию привлечены лучшие мастера — режиссер Жора Крыжовников, автор сценария Андрей Золотарев, в числе продюсеров есть Федор Бондарчук, также важна поддержка Института развития интернета. Все они постарались и создали качественный проект, по крайней мере, первые серии меня взволновали».
По ее словам, все мы помним те времена рубежа 1980–1990-х, а кто не помнит — тому рассказывали родители. «Первая серия как раз привлечет молодое поколение, в ней показано, как у паренька из приличной семьи есть выбор — стать маменькиным сынком или выйти на улицу к пацанам и вместе с ними отстаивать дворовую честь, — продолжает Альперина. — Во второй серии появляется герой Ивана Янковского, который возвращается с Афганской войны и оказывается втянутым в уличные разборки. Сериал радует своей достоверностью: многие вещи очень узнаваемы (в тот период я сама жила не в столице и видела, как мальчишки дрались). Так как за „Словом пацана“ стоит и видеосервис Wink, у меня возникли ассоциации с сериалом Игоря Твердохлебова „Библиотекарь“: там также зрители возвращаются в прошлое и герои идут стенка на стенку».
Что касается места действия фильма, то Альперина напоминает, что разборки и группировки в конце 1980-х годов были не только в Казани. «Тогда мальчишки по всей стране шли стенка на стенку, дрались, отстаивали свою честь. Просто Казань выбрали местом действия этого сериала, — указывает она. — Данную тему затрагивают многие ленты, например сериал Сергея Урсуляка, снятый по книге Алексея Иванова „Ненастье“, где показано, как „афганцы“ создают свое братство».
«Раздувание» темы места действия сериала, напоминает Альперина, может «привести только к одному — у сериала могут возникнуть препятствия на пути выхода к зрителю». «Мы живем в непростые времена, и сейчас люди часто, еще даже не посмотрев какой-либо фильм, навешивают ярлыки, что мешает выходу проекта. Поэтому прежде всего надо дать возможность „Слову пацана“ выйти, а потом уже судить. Давайте не будем уподобляться советским хейтерам, говорившим: я не смотрел, но скажу. Пусть те, кому не понравилась идея проекта, посмотрят сериал, сделанный государственным холдингом на государственные деньги, и уже потом находят в нем крамолу. А все остальные разговоры беспочвенны и преждевременны», — резюмирует Альперина.
«Сериал снят невероятно качественно. В его основе лежит очень крепкий сценарий, который написал Андрей Золотарев в соавторстве с Жорой Крыжовниковым, — рассказывает Илона Егиазарова, кинокритик, главный редактор „Вокруг ТВ“. — Прекрасный каст, причем не только за счет известных актеров, таких как Сергей Бурунов и Иван Янковский, но и очень хорошие новые молодые ребята, которых открыл Крыжовников. В дальнейшем, я надеюсь, их ждет хорошая судьба в киноиндустрии». По словам эксперта «БИЗНЕС Online», романтизации бандитизма в сериале нет. «Возможно, романтизация некоторых образов — ребята обаятельные. Но, как мне сказали создатели сериала, их судьбы настолько трагичны, что никому не захочется их повторить. Это очень сильный сериал, и, конечно же, киноман не должен его пропускать», — считает Егиазарова.
Понятно ли по сериалу, что события разворачиваются в Казани? Да, отвечает собеседник газеты, об этом говорится несколько раз, там и татарские имена у героев. Но Казани, считает она, абсолютно не на что обижаться, поскольку события, в нем описанные, происходили по всему Советскому Союзу. «Это картина погибающей страны», — говорит главред «Вокруг ТВ».
Ильдус Янышев: «Два фильма — «Крестный отец» и «Бригада» — сыграли очень большую роль в криминализации общества, потому что молодежь просто брала примеры, как себя вести, какие «кодексы чести» есть, как соблюдать воровские, бандитские традиции»
«Я считаю, что такие фильмы просто не нужны»
В Татарстане «Слово пацана» пока никто не видел, включая автора книги о «казанском феномене» Гараева, с которой и началась история сериала. «Его никто, кроме тех, кто был на фестивале, не видел, — сказал он „БИЗНЕС Online“. — Я думаю, что фильм отличается от книги, потому что это разные вещи. Книга моя документальная, а это сериал игровой».
Между тем вопросы о том, насколько подобные темы должны звучать в кинематографе и как о них можно рассказывать, по-прежнему ставятся.
Казанский адвокат Вениамин Чубаренко почти 20 лет работал следователем, причем именно в 1980–1990-е. «Я не знаю, какая задача у этого фильма, — говорит собеседник газеты. — Считаю, что такие вещи надо показывать с учетом двух сторон. И правоохранительной системы, и непосредственно тех, кто хочет вот эту информацию донести. Но мое мнение как гражданина — прославлять криминалитет не стоит, потому что, к сожалению, в том числе наша молодежь и достаточно зрелого возраста граждане всегда подходят с критической точки зрения к работе правоохранительных органов. Да, там есть недостатки, их очень много, я как действующий адвокат сейчас это вижу, но, в принципе, надо исходить из того, что глобально, стратегически, исходя из задач правоохранительных органов, наши правоохранители все-таки работают на благо общества, человека. В защиту его прав, свобод, его определенных ценностей и всего остального».
Чубаренко вспоминает о времени, когда в Казани создавалось управление по борьбе с организованной преступностью, а он был одним из первых следователей, кто работал с этим управлением. «Я вам хочу сказать, что там беспредела со стороны криминала было выше крыши, ужасные вещи творились и общество еще не все знает. Это просто невозможно донести до общества, что и как было. Такие были очень опасные тенденции и страшные преступления, — напоминает ныне известный адвокат. — Поэтому я считаю, что такие фильмы просто не нужны. Для чего они? Чтобы принести какую-то информацию? Извините меня, ее и так много было в средствах массовой информации».
Известный казанский предприниматель Ильдус Янышев в свое время также работал в отделе с оргпреступностью МВД. «Тут есть две грани. Первая — историческая. Да, исторически это имело место, факт, от этого отказаться никак нельзя, потому что есть уголовные дела, трупы, созданные на этой основе криминальные империи, — напоминает Янышев. — Вторая — вопрос воспитательный или идеологический, он имеет совершенно другую окраску. Я просто знаю, чем жила молодежь того времени. Они копировали поведение героев фильма „Крестный отец“, потом вышел сериал „Бригада“, какую-то роль в романтизации такого поведения сыграл „Бумер“ и много других картин, которые, может быть, прошли мимо меня. Но два фильма — „Крестный отец“ и „Бригада“ — сыграли очень большую роль в криминализации общества, потому что молодежь просто брала примеры, как себя вести, какие „кодексы чести“ есть, как соблюдать воровские, бандитские традиции. Может, авторы этих произведений какие-то другие цели ставили, но… Потом, я помню, как попытались наши идеологи повернуть ситуацию вспять и актера Безрукова нарядили в форму сотрудника полиции, но образ Саши Белого был намного ярче».
Что же касается «Слова пацана», по мнению Янышева, «если он будет криминализировать общество», то наш эксперт не одобряет такое кино. «Но если фильм будет способствовать созданию более уважительного отношения к закону, пониманию трагичности, недопустимости преступного выбора в жизни, романтизации ОПГ, то я за такой сериал», — говорит собеседник газеты.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 84
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.