Дары земли и награда неба, горестная печаль и звенящее ликование, «последняя труба» и сады рая — все это можно было представить себе в московском Концертном зале им. Чайковского, где в минувший уик-энд прозвучал «Немецкий реквием» Иоганнеса Брамса. Самым катарсическим опусом композитора Российский национальный оркестр (РНО) открыл свой новый сезон, подарив меломанам утешение и надежду на светлое будущее. А помогли ему в этом гордость музыкальной культуры Татарстана Альбина Латипова и любимец казанской публики Владислав Сулимский. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
В московском Концертном зале им. Чайковского в минувшую пятницу прозвучал «Немецкий реквием» Иоганнеса Брамса
«Самая ценная музыка та, что заставляет испытывать чувство печали»
Пожалуй, главное достоинство минувшего вечера — его камерность. Она стала символическим лейтмотивом концерта, охватив все его составляющие. Организаторы предусмотрительно отказались от пышных вступительных слов, предоставив говорить лишь музыке. Большой смешанный хор заменили вокальным ансамблем «Интрада» под началом Екатерины Антоненко, а худрук РНО Александр Рудин избрал и контролировал подвижный темп, насытив масштабную партитуру динамикой.
В таком виде 7-частная вокально-инструментальная «проповедь», которую Иоганнес Брамс посвятил своему наставнику Роберту Шуману, воспринималась необычайно личной. Не зря композитор так хотел назвать произведение «Реквием человека». Апеллируя к цитатам из Библии в переводе Мартина Лютера (в «Немецком реквиеме» автор отказался от канонического латинского текста), музыканты напомнили зрителям, что впереди праведных ждет божественный свет, но путь к радости лежит через великое страдание.
Большой смешанный хор заменили вокальным ансамблем «Интрада» под началом Екатерины Антоненко
«Для меня самая ценная музыка та, что заставляет испытывать чувство печали. Человек с концерта должен уходить со светлой грустью», — этими лаконичными словами Рудина, созвучными реквиему Брамса, анонсировали вечер на сайте Московской филармонии.
Упомянутый божественный свет на сцене олицетворяла Альбина Латипова. Обладательница лирического сопрано удивила чистейшим, надмирным звуком и богатством нюансов
Свет и тень
Упомянутый божественный свет на сцене олицетворяла солистка Большого театра Альбина Латипова. Обладательница лирического сопрано удивила чистейшим, надмирным звуком и богатством нюансов. С помощью прикрытого вокала, мягких переливов динамики и изящных темповых rubato в своем соло («Как утешает кого-либо мать его, так утешу я вас») певица обратилась ко всем страждущим, независимо от национальности и вероисповедания. Не зря просвещенная публика, не аплодировавшая РНО и «Интраде» между частями, проводила уроженку Казани щедрыми овациями. Небесного эффекта добавило длинное струящееся розовое платье артистки, выделявшееся на фоне черных костюмов остальных музыкантов.
Ажурной подачей материала в реквиеме Латипова похожа на своих фантастических или сенситивных оперных героинь (вроде Царевны Лебеди или Сюзанны), но приглушенно-деликатной манерой демонстрирует, что может петь не только оперу. Кстати, 13 октября у казанцев будет редкий шанс увидеть и услышать свою землячку — в рамках фестиваля «Рахманинов. Грани» в ГБКЗ им. Сайдашева солистка Большого театра с пианистом Юрием Мартыновым исполнит сочинения Рахманинова, Римского-Корсакова и Стравинского.
Носителем драмы в «Немецком реквиеме» явился Владислав Сулимский, хорошо знакомый казанцам по выступлениям на Шаляпинском фестивале. Фактурный баритон, недавно спевший Макбета на Зальцбургском фестивале, по сути, единственная международная звезда последнего по времени казанского форума, в этом году порадовавшая местную публику техничными фиоритурами в «Трубадуре» Верди. А в зале им. Чайковского солист Мариинского театра, заменивший своего коллегу Михаила Петренко, сконцентрировался на передаче слова. Его сдержанные монологи о неизбежности смерти напоминали вокальную декламацию, инкрустированную фрагментами кантилены. В третьей части мессы это было не так очевидно: певец не сразу вошел в альянс с оркестром, который вначале его заглушал. Зато в 6-й части продемонстрировал не только внимание к тексту, но и нечастую для этого камерного вечера вокальную мощь, окрасив свое соло сочным грудным тембром.
Худрук РНО Александр Рудин
Синтетический альянс
Ярким героем музыкального действа стал и Российский национальный оркестр. Подопечные Рудина не только отличились филигранной интонацией, но и раскрыли весь спектр образов партитуры, от горестного плача до лучезарного ликования. Возвышенную лирику в первой части олицетворял теплый хор альтов и низких струнных. Праведный гнев в 6-й — зловещие тремоло литавр, неудержимую радость во второй части — возгласы труб и звенящие тутти. Театрального эффекта опусу добавило волновое инструментальное крещендо. Гармонично дополняли оркестр органные эпизоды в исполнении Федора Строганова.
В альянсе с коллегами оказались и вокалисты «Интрады», украсившие звучание рельефными перекличками, кружевом имитаций и канонов. Звук дышал и летел даже в драматических эпизодах реквиема, снимая напряжение и оставляя надежду на выстраданный катарсис. Его музыканты преподнесли зрителям в тихом финале, дарящем очищение и покой.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.