ИСТОКИ САМОБЫТНОСТИ

Сегодня в Москве скончался Вячеслав Глазычев - известный архитектор, ведущий в стране специалист в сфере теории архитектуры и градостроительства. Вячеслав Леонидович был тесно связан с Казанью, много раз бывал здесь, намеревался принять участие в «переформатировании» генплана татарстанской столицы.

Наверняка он приветствовал то, что в Казани взялись (хотя, конечно, с большим опозданием, увы!) за сохранение хотя бы оставшихся архитектурных, культурных и исторических памятников в историческом центре.

В одном из своих интервью Глазычев говорил о том, что российским городам грозит утрата самобытности. И предупреждал, что «Главное - как можно быстрее узаконить, под доступным публичным контролем специалистов, правила землепользования и застройки для исторических ядер российских городов».

Он также писал о том, что «самобытной могла быть только архитектура, выраставшая из мощной и непрерывной культурной традиции. По всему миру в ХХ веке традиции ослабли под напором механизма массовой культуры. И «современная» русская архитектура – это отважный конструктивизм 20-х годов ушедшего века»…

БИОГРАФИЯ КОРЕННОГО МОСКВИЧА

Биография Глазычева - это биография коренного москвича. Он родился в Москве 26 февраля 1940 года. Его отец - кинодраматург Леонид Глазычев - погиб в 1942-м на фронте. Мать - Милица Николаевна - работала библиографом в институте научной информации по общественным наукам.

Вячеслав закончил английскую спецшколу №1 и поступил в московский архитектурный институт на факультет промышленной архитектуры. В 1961-1962 годах учился в Варшаве, затем закончил московский архитектурный институт (МАрхИ). Работал в институте «Гипросвязь», был младшим научным сотрудником ВНИИТЭ. В 1970-1980-х годах работал зав. отделом социальных проблем НИИ теории и истории архитектуры, и по совмещению - зав. отделом журнала «Декоративное искусство». Позднее стал зав. отделом культурного потенциала городов в НИИ культуры минкультуры СССР.

В 1986 году вступил в союз архитекторов и уже через месяц был избран его секретарем.

Глазычев активно участвовал в общественной деятельности. Так, он стал инициатором разработки закона об основах местного самоуправления, был в 1987 году председателем оргкомитета общества «Мемориал», а в конце 1980-х - ответсекретарем фонда «Культурная инициатива».

В 1991 году Глазычев стал профессором МАрхИ. Работал также гендиректором издательства «Европа», был президентом национальной академии дизайна, директором института продвижения инноваций общественной палаты России, зав. кафедрой управления территориальным развитием академии народного хозяйства при правительстве России.

Глазычев также был одним из руководителей экспертной группы «Реальный федерализм, местное самоуправление, межбюджетная политика» по обновлению знаменитой «Стратегии-2020».

Среди многочисленных научных работ Глазычева - такие известные, как «О дизайне», «Организация архитектурного пространства», «Зарождение зодчества», «Эволюция творчества в архитектуре», «Город без границ».

Глазычев активно работал с Татарстаном еще с 80-х годов. Занимая должность главы отдела в НИИ культуры при минкульте СССР, он занимался экспериментальными программами развития в Тихвине, Набережных Челнах и Елабуге. В начале «нулевых» Глазычев стал довольно часто появляться в столице Татарстана – сначала по инициативе Сергея Кириенко, с интеллектуальной командой которого был тесно связан. Кириенко тогда, напомним, был полпредом и всячески пытался» оседлать» Казань – в частности, привозил сюда в числе экспертов Глазычева, и тот дискутировал на различных форумах в Казани с местными учеными.

ОН БЫЛ ЧЕЛОВЕКОМ ЛЕОНАРДОВСКОГО ПЛАНА

О Глазычеве «БИЗНЕС Online» рассказал Александр Дембич - заведующий кафедрой градостроительства Казанского государственного архитектурно-строительного университета.

- Александр Алексеевич, вы ведь лично были знакомы с Глазычевым?

- Мы только позавчера связывались с ним в последний раз по интернету - Вячеслав Леонидович должен был 19 - 20 июня приехать в Казань. Мы запланировали провести здесь мастер-класс для руководства республики в области градостроительства. Это все было согласовано с президентом Татарстана. Глазычев подтвердил свое согласие и участие.

Как сейчас выяснилось, он уехал в Таиланд. Нам он сообщил, что находится за рубежом и поэтому по телефону не может говорить - и мы последние несколько дней общались по электронной почте. Последнее сообщение от него было позавчера. Вячеслав Леонидович написал, что в Москве будет 12 июня, и мы свяжемся по телефону.

- Как вы оцениваете Глазычева, как архитектора?

- Я бы не сказал, что он был практикующим архитектором. Он ничего не строил. Он занимался, в общем-то, теорией архитектуры и градостроительства. Я, например, считаю, что в этой сфере он был специалистом номер один. Его просто некем заменить и не с кем сравнить. Вот тот же чисто житейский вопрос - на свой семинар в Казани, куда собирался приехать Глазычев, мы все равно хотим пригласить кого-то из специалистов. Но даже просто не знаем, кого. Потому что другого такого человека, с таким уровнем, с таким кругозором просто нет в России. То есть найдем, кого пригласить, конечно, но это уже совсем не тот уровень.

- Вячеслав Глазычев часто приезжал в Казань?

- Да, он постоянно бывал в нашем городе. Последний раз приезжал месяца три назад, он как раз написал новую книгу «Город без границ» - и привез несколько экземпляров. Один подарил мне, еще один - главному архитектору Казани Татьяне Прокофьевой… Мы тогда договаривались с ним на предмет того, что он, возможно, примет участие в разработке генерального плана города Казани, который в этом году должен корректироваться. Вячеслав Леонидович был готов поучаствовать в этой работе.

Он вообще неоднократно бывал в нашем университете, лекции читал, приезжал на разные мероприятия типа проектных семинаров, которые мы проводили в Казани по разным актуальным проблемам…

- Вы уже отправили телеграмму соболезнования?

- Пока нет, только вывесили в университете некролог. Я даже пока, честно говоря, не знаю, куда отправить такую телеграмму. Потому что Глазычев работал в разных местах - он был и профессором МАрхИ, и заведующим кафедрой управления и развития территорий в академии народного хозяйства, и директором Института управления и территориального развития при общественной палате России… У него было много всевозможных обязанностей, он был очень разносторонним человеком, я бы сказал, такого леонардовского плана… Страна наша очень много потеряла с его уходом.