В конце прошлой недели были объявлены номинанты «Золотой маски – 2024» — национальной театральной премии России. Сразу пять спектаклей из Татарстана в 21 номинации поборется за «Маску», которая двигается по пути серьезных реформ. Многие опасаются, что в результате региональные театры, для развития и популяризации которых премия сделала немало, вновь окажутся на периферии общественного внимания. Ну а пока республика покажет на «Золотой маске» кукольный спектакль по роману Евгения Водолазкина, диалог Нурбека Батуллы с отцом и не только. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Побили свой же рекорд на «Золотой маске» двухлетней давности театры из Татарстана. Осенью 2021 года они получили сразу 20 номинаций на национальной театральной премии России, а сейчас таковых набралось ровно 21
«Золотая маска» переходного периода
Побили свой же рекорд на «Золотой маске» двухлетней давности театры из Татарстана. Осенью 2021 года они получили сразу 20 номинаций на национальной театральной премии России (правда, в итоге ни одной «Маски» так и не получили), а сейчас таковых 21.
Помимо этого, «татарстанский след» можно обнаружить и в других номинированным. Так, например, главный художник челнинских «Мастеровых» Елена Сорочайкина претендует на награду за свою работу в Омской драме за спектакль «Небо позднего августа», а экс-солистка балетной труппы театра им. Джалиля Айсылу Мирхафизхан присутствует в номинации «балет — современный танец / женская роль» за «Персефону» на знаменитом Дягилевском фестивале в Перми. Кроме того, стоит отметить, что в лонг-лист «Золотой маски» (это спектакли, не попавшие в список непосредственных претендентов на премию, но отмеченные экспертами как заметные события года), помимо традиционных театральных институций — театр им. Камала («Пепел), Татарского ТЮЗ им. Кариева («Гульчачак»), Альметьевского татдрамтеатра («Власть тьмы»), — попал профинансированный «Татнефтью» проект театра горожан «Кара сөт» на театральной площадке «Аулак» в нефтяной столице РТ.
1) «Муть. Мухаджиры», театр им. Камала:
- драма / спектакль большой формы;
- драма / работа режиссера (Фарид Бикчантаев);
- драма / женская роль (Лейсан Гатауллина);
- драма / мужская роль (Фаннур Мухаметзянов);
- драма / женская роль второго плана (Люция Хамитова);
- драма / мужская роль второго плана (Ильдус Габдрахманов);
- драма / работа художника (Сергей Скоморохов);
- драма / работа художника по костюмам (Марина Марьянич);
- драма / работа художника по свету (Тарас Михалевский).
2) «Приключения Рустема», Татарский ТЮЗ им. Кариева:
- драма / спектакль малой формы;
- драма / работа режиссера (Тимур Кулов);
- драма / женская роль (Альбина Гайзуллина);
- драма / мужская роль (Булат Гатауллин);
- драма / работа художника по свету (Дмитрий Солопов).
3) «Дервиш», драматический театр Буинска:
- драма / спектакль малой формы;
- драма / мужская роль (Раиль Садриев).
4) «Авиатор», театр кукол «Экият»:
- куклы / спектакль;
- куклы / работа режиссера (Ильгиз Зайниев);
- куклы / работа художника (Сергей Рябинин);
- куклы / работа актера (Дилюс Хузяхметов).
5) «Диалог», театральная площадка MOÑ:
- конкурс «Эксперимент».
Вообще, нынешняя «Золотая маска» особенна — это своего рода премия «переходного периода». Вместе со списком номинантов 2024 года на сайте национальной театральной премии появился следующий текст: «Вместе с окончанием работы экспертных советов сезона 2022/23 завершается и продолжавшаяся 20 лет работа команды АНО „Фестиваль „Золотая маска“ в качестве дирекции, проводившей конкурсную программу в Москве. Все эти годы фестиваль стремился представить полную объективную картину российской театральной жизни, в которой есть место театру разных жанров и направлений, театру классическому и новаторскому, визионерскому и документальному. „Золотая маска“ была результатом независимой экспертной оценки, рождавшейся в дискуссиях и обсуждениях. Премия вызывала споры, но всегда сохраняла свой авторитет и значение главной театральной награды… Фестиваль был для зрителей и специалистов счастливой возможностью увидеть лучшее и самое значимое из того, что создавалось на сценических площадках по всей стране… Отмечая важные тенденции, „Золотая маска“ сама становилась источником и двигателем важных изменений, давая равное право голоса столичным театрам и региональным коллективам, признанным мастерам и смелым новаторам. Сейчас для команды АНО „Фестиваль „Золотая маска“ этот этап завершен».
Напомним, что премия и фестиваль, которыми руководила независимая дирекция во главе с многолетним директором Театра Наций Марией Ревякиной, теперь возвращается под крыло СТД РФ Александра Калягина, который и будет рулить процессом. Причем, с одной стороны, «Золотую маску» часто обвиняли в ангажированности (особенно с патриотического культурного фланга), с другой — есть опасения, что в новых условиях премия может превратиться в московско-петербургскую, тогда как главная заслуга ее экспертов как раз была в том, что проводили массу времени в регионах, открывая театральной России новые имена.
Так что пока неизвестно, кто войдет в жюри «Золотой маски», чтобы выбрать лауреатов из числа спектаклей, выбранных экспертами. Кроме того, нет информации, точно ли все номинанты отправятся показывать свои работы на московских площадках, как это традиционно заведено на премии.
Что же касается татарстанских номинантов, то здесь особняком стоит спектакль «Муть. Мухаджиры» Фарида Бикчантаева в театре им. Камала, получивший сразу 9 номинаций, чуть ли не все возможные в разделе «драматический театр»
От Галяу до Водолазкина
Что же касается татарстанских номинантов, то здесь особняком стоит спектакль «Муть. Мухаджиры» Фарида Бикчантаева в театре им. Камала, получивший сразу 9 номинаций, чуть ли не все возможные в разделе «драматический театр». Кстати, памятуя о сложившемся общественном мнении вокруг премии, эксперты, составляя шорт-листы претендентов, кажется, постарались обойтись без радикальных решений, выдвигая на передний план в театральном мире состоявшихся и уважаемых людей.
В этом смысле работа Бикчантаева для «Золотой маски» максимально подходящая. Это масштабный спектакль известного режиссера, у которого в последние годы отношения с премией не слишком складывались, его идею он вынашивал два десятка, а премьера была приурочена к круглой дате постановщика. Кроме того, столичные критики обычно откликаются на такие темы — маленький народ, который подвергается испытаниям и гонениям империей. А эта тема есть как в романах Махмуда Галяу, рассказывающая о татарских крестьянах конца XIX века, вынужденных уехать в Турцию, так и в спектакле Бикчантаева.
Жаль, что на «Маске» не отмечены работы хореографа и композитора «Муть. Мухаджиры» Нурбека Батуллы и Елены Шиповой — для них тут не было подходящих номинаций. Но стоит порадоваться за выдвижение молодой звездочки актерской труппы театра им. Камала Лейсан Гатауллина, хотя обилие актерских номинаций для «Муть. Мухаджиры» и удивляет на фоне того, что «Пеплу» Айдара Заббарова с гениальной работой Эмиля Талипова нашлось место лишь в лонг-листе «Золотой маски». Кажется, просто эксперты премии решили не размывать внимание будущего жюри сразу двумя спектаклями от одного татарского театра.
Стоит порадоваться за выдвижение молодой звездочки актерской труппы театра им. Камала Лейсан Гатауллина
Вряд ли кого-то сильно удивило присутствие на «Золотой маске» театра кукол «Экият», чей худрук, ученик Бикчантаева, Ильгиз Зайниев, упорно старается доказать казанской публике, что куклы — это не только детские представления. Его режиссерская работа «Авиатор» представлена в четырех номинациях. Это работа по одноименному роману Евгений Водолазкина, которая рассказывает о человеке, обнаружившего себя на больничной койке в 1999 году и пытающегося восстановить картину своей жизни, а это вся история XX века. «Спектакль „Авиатор“ рассчитан на взрослую аудиторию. Для нас это спектакль об исповеди, грехах и раскаянии, — рассказал Зайниев „БИЗНЕС Online“. — Зрители довольны постановкой, все билеты распродаются. Мы ездили на фестиваль в Рязань, где тоже получили высокую оценку как от зрителей, так театрального сообщества. И нас попросили сыграть дополнительно, потому что был очень большой спрос». Худрук «Экията» напоминает, что его театр не первый раз участвует в «Золотой маске», поэтому «нужно быть готовым и побеждать, и проигрывать».
Вряд ли кого-то сильно удивило присутствие на «Золотой маске» театра кукол «Экият», чей худрук, ученик Бикчантаева, Ильгиз Зайниев, упорно старается доказать казанской публике, что куклы — это не только детские представления
«Золотая маска» — высшая оценка, тем более для провинциальных театров»
Продолжая разговор о татарстанских номинантах, есть ощущение, что на пороге больших изменений «Золотая маска» решила поощрить не театры, которые активно работали с экспертным сообществом, проводили фестивали и лаборатории, но пока не получали на премии должного внимания. Это касается и Татарского ТЮЗа им. Кариева, и Буинского драмтеатра. Интересно, что в обоих случаях речь идет и спектаклях режиссера Тимура Кулова.
Работа кариевцев по повести Аделя Кутуя «Приключения Рустема» получила сразу пять номинаций, в том числе для обоих актеров этой постановки — Альбины Гайзуллиной и Булата Гатауллина. Отметим, что к постановке приложили руки другие молодые надежды татарской культуры — драматург Айдар Ахмадиев и композитор Миляуша Хайруллина.
А вот «Дервиша» от Буинского драмтеатра в Москве уже показывали. Единственную роль в этом моноспектакле, посвященном легендарному богослову Нургали Хасанову, играет директор и худрук театра Раиль Садриев.
«Если честно, я рассчитывал, конечно, на номинацию, — сообщил Садриев в разговоре с нашим корреспондентом. — „Золотая маска“ — высшая оценка, тем более для провинциальных театров. Мы с 2017 года в орбите «Золотой маски» — находимся в лонг-листе каждый год, но в номинацию попадаем впервые. Мне обидно только то, что на „Науруз“ не взяли, а в прошлом году не дали лучшую мужскую роль на театральной премии минкульта РТ „Тантана“. Я даже сказал: „Сейчас я дервиша играл, но чтобы получить лучшую мужскую роль, наверное, надо сыграть самого пророка!“ А сейчас сразу позвонил Фариду Бикчантаеву и сказал: „Фарид, поздравляю тебя, друг мой! Наконец-то ты и я попали в номинацию „Золотой маски“. Это престиж и маленькому городу, не только мне и театру».
А вот «Дервиша» от Буинского драмтеатра в Москве уже показывали. Единственную роль в этом моноспектакле, посвященном легендарному богослову Нургали Хасанову, играет директор и худрук театра Раиль Садриев
По словам Садриева, решение экспертов — это доказательство того, что его театр на верном пути. «Спектакль метафизический и очень актуальный на нынешнем этапе развития человечества, — продолжает собеседник „БИЗНЕС Online“. — Он о том, что мы сейчас должны обратить внимание на знаки, но при этом сохранить гармонию и уверенность внутри себя, что мы не просто так появились здесь. Там же красной линией идет мысль о том, что судьба не дура — зря людей сводить не станет. И там общечеловеческие ценности выходят на первый план, я популяризирую нашего земляка, мусульманского просветителя, который в то время получил высшую награду турецкого султан. Это все то выстраданное за 30 лет, что я хотел сказать. Это в таком синтезе, химия возникает. Я ни разу не играл этот спектакль, я выхожу, и исчезает грань — я просто живу там. Сегодня это главная роль в моем творчестве, но таких спектаклей будет еще несколько, а может, и десятки. Потому что наш театр ориентирован на будущее, мы хотим успеть в ногу с миром, в ногу со страной, в ногу с переменами».
Наконец, еще одна татарстанская номинация — это спектакль «Диалог», проект вышеупомянутого лауреата «Золотой маски», хореографа, танцовщика, актера Батуллы. Он собрал на театральной площадке MOÑ довольно мощную команду, которая создала «спектакль-инсталляцию, попытку определить татарскую национальную идентичность через творческий диалог отца с сыном». Впрочем, «Диалог» сына с известным литератором Рабитом Батуллой, номинированный за «Эксперимент», мог бы вполне пойти и по разряду «драматический театр».
Кто победит?
Анализируя же в целом выбор экспертов, стоит отметить, что Пермский театр оперы и балета им. Чайковского и «Урал Опера Балет» из Екатеринбурга окончательно застолбили за собой место в высшей лиге музыкальных театров России, получив массу оперно-балетных номинаций.
Ну а среди драмтеатров стоит ожидать настоящей битвы титанов — 79-летнего худрука МДТ – Театра Европы Льва Додина и 77-летнего худрука Александринского театра Валерия Фокина. Спектакли двух выдающихся художников, возглавляющих театры в Санкт-Петербурге, выглядят на «Маске» явными фаворитами. Впрочем, додинская «Чайка» — очередной пример эстетского пиршества — с размышлениями о вечной судьбе творческого человека временами напоминает своего рода уход во «внутреннюю Монголию» на фоне всего происходящего за окном, хотя Елизавета Боярская за свою Аркадину вряд ли избежит актерской награды.
А вот спектакль «Один восемь восемь один» Фокина — событие, выходящее за рамки театрального. Именитый постановщик предлагает поговорить о годе, ставшем поворотным в российской истории, выстроив на исторической сцене Александринского театра… цирковой манеж. На нем и происходит покушение на Александра II, обсуждение манифеста Лорис-Меликова уже с наследником престола при участии Победоносцева… Не обойдется и без медведей. В конце этого дерзкого в самом хорошем смысле слова спектакля исторические персонажи с клоунскими носами кланяются публике под «Прогулки по воде» Nautilus Pompilius (Вячеслав Бутусов — композитор «Один восемь восемь один»). А России остается, видимо, ждать нового Спасителя, который позовет «гулять по воде».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.