«Сегодня перед нами стоит задача спланировать работу на следующие пять лет», — обозначил одну из целей миндортранса глава ведомства Фарит Ханифов на интернет-конференции «БИЗНЕС Online». Сейчас выполняются дорожные планы 2022–2025 годов — только в 2023-м прогнозируется объем свыше 220 млрд рублей. Но созданные производственные мощности дорожников должны работать и после 2025 года. Прогнозируется и просчитывается дальнейшее развитие сети дорог Татарстана, строительство обходов населенных пунктов. Подробности — в нашем материале.
Фарит Ханифов: «Бум дорожного строительства, спланированный ранее, в 2025 году завершается»
Что в работе у дорожников Татарстана: «Главное — Стратегия развития республики, под эти планы нужно финансирование»
Республика активно реализует масштабные планы дорожного строительства 2022–2025 годов. И сегодня надо готовиться к тому, чтобы спланировать дальнейшую работу. Об этом в ходе интернет-конференции рассказал министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит Ханифов.
Свыше 220 млрд рублей — таков бюджет дорожных проектов Татарстана в 2023-м. В прошлом году в дороги вложили 206 млрд рублей. Бо́льшую часть занимает федеральное финансирование крупных объектов: это строительство М12 — 93,3 млрд рублей, строительство обхода Набережных Челнов и Нижнекамска и другие работы на федеральных дорогах на сумму 54,4 млрд рублей, плюс дорожный фонд Республики Татарстан — 72,3 млрд рублей.
«Главное — Стратегия развития, под эти планы необходимо изыскивать финансирование», — отмечает Ханифов.
Сегодня через республику проходят ключевые дороги и новейшая транспортная артерия России М12 «Восток». Благодаря этому транспортно-логистическая составляющая республики будет другой. Это повлияет на развитие промышленного производства, сельского хозяйства, бизнес-проекты, туристические потоки. Увидим это уже в ближайшие годы.
Пока готовится расширенная стенограмма интернет-конференции, коротко пройдемся по основным стратегическим направлениям. В 2023 году в работе следующие проекты:
- Платная автотрасса М12 Москва – Казань. Дорога проходит от границы Республики Чувашия до трассы Шали – Сорочьи Горы (М7). Общая протяженность участка — 142 км первой технической категории, четыре полосы движения. В состав маршрута на территории Республики Татарстан входит новый мостовой переход через реку Волгу протяженностью 3,3 километра. Строительство указанного участка будет служить полноценным южным обходом Казани. Дорогу планируют открыть в декабре 2023 года. Татарстанский участок М12 оценивается в 227 млрд рублей.
- Трасса М7 в обход Набережных Челнов и Нижнекамска с мостом через Каму общей протяженностью 81,1 км также первой технической категории. Общая стоимость объекта — 79,1 млрд рублей. Кроме того, выполняется расширение трассы М7 с 2 до 4 полос от Набережных Челнов до границы с Башкортостаном. Вложения составят 85,5 млрд рублей.
- Платная автотрасса Алексеевское – Альметьевск. Концессионное соглашение подписали с АО «Автострада». Дорогу намерены достроить в 2024 году. Стоимость выполняемых работ — 91 млрд рублей, с учетом ранее выполненных объемов цена составляет 102 млрд рублей.
- Вознесенский тракт Казани — первый этап протяженностью 3,8 км сдали в октябре. Цена — 13,4 млрд рублей. Продолжают строительство второго этапа протяженностью 7,5 км, стоимость — 26 млрд рублей.
- Реконструкция Горьковского шоссе протяженностью 11,3 км стоимостью 27 млрд рублей.
В республике 427 км четырехполосных дорог. К 2025 году данный показатель вырастет до 906 километров. И это совершенно меняет уровень безопасности, комфорт передвижения по Татарстану. «Это дает новое качество жизни для людей», — подчеркнул Ханифов.
В дорожно-строительной и транспортной сфере РТ работают 77,4 тыс. человек. «Эти сферы взаимоувязаны, особенно дорожное строительство и грузовой транспорт», — отметил Ханифов.
Свыше 220 млрд рублей — таков бюджет дорожных проектов Татарстана в 2023-м. В прошлом году в дороги вложили 206 млрд рублей
Дороги в Татарстане строят десятки компаний. Костяк составляют предприятия с ежегодным оборотом от 5 млрд рублей. Министр отмечает АО «Татавтодор», ОАО «Алексеевскдорстрой», ООО «Татнефтедор», ООО «Волгадорстрой», ООО «Волга-Автодор», ОАО «Каздорстрой», ООО «СМП-Нефтегаз», ООО «РБР-16» и др. Кроме того, в республике работают привлеченные организации — ООО «ТрансСтройМеханизация», СК «Автодор», структуры «Белавтодора», ЗАО «Дороги и Мосты», СК «Мостоотряд-41», ООО «СамараТрансСтрой».
Какова отдача дорожного строительства с точки зрения экономики и занятости? По словам министра, один дорожный строитель привлекает от 8 до 12 смежников. Доля в ВВП республики дорожно-транспортной отрасли составляет 7,7%. Средняя заработная плата по отрасли выше средней по Татарстану.
«По опорной сети гарантируется круглогодичный проезд техники с нагрузкой на ось до 11,5 тонны без ограничений», — объясняет министр задачи опорной дорожной сети
Опорная сеть дорог Российской Федерации в Республике Татарстан
Основные работы после 2025 года с учетом сложившихся ресурсов (материалов, механизмов, рабочих) направлены на сохранение существующей сети автомобильных дорог и приведение в нормативное состояние опорной сети.
Опорная сеть дорог Российской Федерации — это титульный список автомобильных дорог, включающий все без исключения автомобильные дороги федерального значения, а также часть региональных автомобильных дорог, соответствующих установленным критериям (связанность, социально-экономический эффект, востребованность).
Общая протяженность автомобильных дорог опорной сети, проходящих по территории Республики Татарстан, — 2 634,25 км, в том числе:
- федерального значения — 1 186,75 км (федеральные трассы — это дороги, связывающие Москву (обозначаются буквой М) со столицами регионов, а также субъекты РФ между собой (обозначаются буквой Р);
- регионального значения — 1 447,5 километра.
«Кроме того, мы прорабатываем вопрос формирования опорной сети Республики Татарстан — это региональная опорная сеть дорог, которая связывает города, районные центры и крупные населенные пункты. Экономическая целесообразность — в транспортной доступности промышленных и сельскохозяйственных комплексов, объектов туризма, ж/д узлов. Протяженность этой сети — 1,8 тысячи километров», — добавил Ханифов.
По опорной сети гарантируется круглогодичный проезд техники с нагрузкой на ось до 11,5 т без ограничений, объясняет министр задачи опорной дорожной сети. Она обеспечивает бесшовную логистику по территории республики и всей стране.
Один из источников финансирования — дорожный фонд республики. Он формируется из акцизов на бензин, дизельное топливо и моторные масла, транспортного налога, а также бюджета РТ. Суммарно с 2023 по 2027 год прогнозируется направить на эти цели 176,4 млрд рублей:
- 2023 — 47,4 млрд рублей;
- 2024 — 48,2 млрд рублей;
- 2025 — 37,7 млрд рублей;
- 2026 — 20,3 млрд рублей;
- 2027 — 22,8 млрд рублей.
Сегодня в нормативном состоянии — 51% региональных дорог, в планах на 2027 год довести этот показатель до 61,3%. Аналогичный показатель для опорной сети Российской Федерации на территории Татарстана — 84,2% региональных дорог, в планах довести его до 85,9%.
«На сегодня концептуально инвесторам предлагаются к строительству различные дороги. Это крупные капиталоемкие объекты, такие как дублеры существующих выездов из Казани: дублеры Горьковского шоссе, выезда через Дербышки, Оренбургского тракта»
Будущее платных дорог: миндортранс приветствует инвесторов
Строительство новых дорог в Татарстане в перспективе сокращается. На 2024 год, к примеру, планируется сдать 158 км, в 2025-м — 28 км, а в 2026-м — всего 3 километра. Таким образом, бум дорожного строительства, спланированный ранее, в 2025 году завершается. И уже сейчас необходимо думать о дальнейшем развитии: дорожники набрали мощность, республика продолжает развитие. Один из путей — обходы небольших населенных пунктов, которые позволят снизить интенсивность движения внутри городов и увеличить безопасность дорожного движения. Либо платные дороги.
«Для того чтобы более эффективно использовать финансовые возможности и обеспечивать сохранность существующей сети дорог, мы должны дать право инвесторам строить дополнительные дороги на платной основе», — считает Ханифов.
Платная дорога может строиться только там, где уже есть бесплатная альтернатива, подчеркнул министр. У такого подхода есть свои плюсы.
«Это комфортно. Те, кому надо, воспользуются платной дорогой, — говорит Ханифов. — В то же время платная дорога облегчает движение по бесплатным».
На сегодня концептуально инвесторам предлагаются к строительству различные дороги. Это крупные капиталоемкие объекты, такие как дублеры существующих выездов из Казани: дублеры Горьковского шоссе, выезда через Дербышки, Оренбургского тракта. Варианты предлагали госкорпорациии «ВЭБ.РФ», госкомпании «Автодор», федеральным банкам. Впрочем, пока от презентаций и меморандумов до твердых контрактов дело не дошло.
«Торопиться не надо. Требуется согласование с городом, учет генплана Казани, мастер-плана Казанской агломерации, который разрабатывает сейчас Институт пространственного планирования РТ», — говорит Ханифов. Вместе с тем министр рассчитывает на появление платных казанских дорог уже в ближайшее время.
***
На интернет-конференцию с главой миндортранса РТ поступило свыше 30 вопросов. И дорогам посвятили только половину двухчасового обсуждения. Вторая часть касалась проблем и перспектив развития общественного транспорта. Министр поделился отношением к брутто-контрактам, оценил качество транспортного обслуживания жителей РТ и рассказал о предстоящей закупке 418 новых автобусов для перевозчиков республики на 1,4 млрд рублей.
Подробную стенограмму встречи читайте в ближайшее время на «БИЗНЕС Online».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 23
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.