До 10 декабря в московской «Галеев Галерее» можно увидеть экспозицию полотен Константина Чеботарева и Александры Платуновой — яркой супружеской пары художников, заложившей основы для развития казанского авангарда первой половины ХХ века. Многогранное наследие авторов жителям и гостям российской столицы демонстрирует искусствовед, куратор и владелец галереи Ильдар Галеев, чей художественный вкус во многом сформировался во время учебы в Казани. В его руках казанские мастера предстают летописцами эпохи и людьми мира, вобравшими в себя весь опыт развития современной им художественной культуры. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
В московской «Галеев Галерее» продолжается уникальная выставка полотен Константина Чеботарева и Александры Платуновой — яркой супружеской пары художников, заложившей основы для развития казанского авангарда первой половины ХХ века
«Чеботарев и Платунова представляли элиту художественной общины Казани 1920-1930-х годов»
«Настала острая необходимость открывать зрителю имена среди художников, оставивших след в истории искусства ХХ века, — говорит Ильдар Галеев. — Константин Чеботарев и Александра Платунова представляли элиту художественной общины Казани 1920–1930-х годов и оказывали большое влияние на подрастающую молодежь, а потом на десятилетия выпали из поля зрения исследователей. Мне хотелось представить более полную картину творчества этих авторов, чем это возможно на групповой выставке, и побудить искусствоведов продолжить изучать их наследие».
Владелец «Галеев Галереи» отмечает, что художники демонстрировали абсолютно преданное отношение к искусству. «Они ставили умопомрачительные задачи для своего времени, — подчеркивает собеседник „БИЗНЕС Online“. — Оказавшись в эпицентре слома общественно-политических идеалов, эти авторы вышли из него очень достойно, так как быстро реагировали на перемены, были сыновьями и дочерями своей эпохи. Это касается и их раннего творчества, когда Чеботарев и Платунова были приверженцами модерна; и их шаржей на революционную тему, созданных для массмедиа; и их книжных иллюстраций, живописных и театральных экспериментов. Этот опыт изменчивости, виртуозный переход из одной традиции в другую сегодня для нас очень показателен. Им можно гордиться».
Многогранное наследие авторов жителям и гостям столицы демонстрирует известный галерист, искусствовед и куратор Ильдар Галеев
Что касается встречи с московским зрителем, то отдельные работы лидеров казанского авангарда, проживших вместе 50 лет, часто экспонируются в крупных групповых столичных проектах. В той же «Галеев Галерее» в 2021 году была экспозиция «За фасадом эпохи» с участием полотен казанских мастеров, а прямо сейчас в Еврейском музее на громкой выставке «Процесс. Франц Кафка и искусство XX века» можно увидеть, пожалуй, знаменитую картину Чеботарева «Красная Армия» (1917).
Однако «Следы» (название выставки отсылает к масштабным неопубликованным воспоминаниям Чеботарева) — первая совместная выставка супружеской пары в Москве, охватывающая их самые яркие творческие достижения. В Казани, к слову, было всего два подобных «парных» проекта, о которых напоминает Галеев, учившийся в Казанском университете. Первый случился аж в 1964 году еще при жизни художников, когда в столице ТАССР представили их реалистические пейзажи и монотипии, посвященные Казани. Второй — в 2017 году в галерее «Хазинэ», где местная публика увидела уже экспериментальные опыты «казанских Ларионова и Гончаровой».
«Следы» олицетворяют многомерную эволюцию творчества Чеботарева и Платуновой с 1910-х по 1942 год, демонстрируя широту их взглядов и форм художественного высказывания
«Не могла упустить шанс увидеть все это в одном пространстве»
До 10 декабря такая возможность есть и у москвичей. «Следы» олицетворяют многомерную эволюцию творчества Чеботарева и Платуновой с 1910-х до начала 1940-х, демонстрируя широту их взглядов и форм художественного высказывания. В двух уютных камерных залах галереи располагаются станковая живопись, рисунки, книжные иллюстрации, плакаты, линогравюры, росписи бытовых предметов и театральные эскизы мастеров, а также документальные фотографии и портреты героев выставки кисти других художников. Все это позволяет узнать о жизни художников в разных уголках страны и ярких явлениях искусства первой половины ХХ века. Также для гостей предусмотрены экскурсии, которые проводит сам владелец галереи, на одной из которых побывал «БИЗНЕС Online».
Элитарная пара мастеров привлекает в галерею не менее элитарную публику (в день экскурсии там собрались три десятка любителей искусства). Молодой искусствовед из Татарстана Светлана Чеботарева, обучающаяся в Петербурге, отметила масштаб фигуры своего знаменитого однофамильца. «Собрание наследия Чеботарева редко можно увидеть в одном месте, так как его работы разбросаны по всей стране, — напоминает гостья выставки. — Экспозиция обширна, как и творчество Константина Константиновича, работавшего в разных жанрах и направлениях. Чеботарев сформировался под влиянием многих художников, но выработал свой интересный стиль. У него мастерские фигурные композиции, яркие оттенки. Мне импонируют и его ранние цветные натюрморты, и пейзажи, и линогравюры 1920-х годов, выполненные в темных оттенках. Я не могла упустить шанс увидеть все это в одном пространстве».
Другая посетительница выставки, представившаяся Аллой, призналась, что много лет ждала такого проекта. «Я давно знаю творчество Чеботарева и Платуновой по сборным экспозициям в Третьяковке и выставке авангарда в Казани. В „Галеев Галерее“ я частый гость и однажды спросила Ильдара Ибрагимовича: „Будет ли здесь экспозиция Чеботарева и Платуновой?“ И вот через много лет она случилась. Мне близки эти авторы. По казанским воспоминаниям, больше нравилась Платунова, а сейчас смотрю на экспрессионизм Чеботарева и восхищаюсь».
В двух уютных, камерных залах галереи располагаются станковая живопись, рисунки, книжные иллюстрации, плакаты, линогравюры, росписи бытовых предметов и театральные эскизы мастеров, а также документальные фотографии и портреты героев выставки кисти других художников
Ученики Фешина с мировым бэкграундом
Взглянуть в глаза героям выставки можно, задержавшись у их портретов в центре главного зала. Скромно присевшая Платунова оживает на угольном портрете своей подруги Веры Вильковиской, запечатлевшей многих творцов начала ХХ века. Юный Чеботарев в пиджаке с папиросой позирует Надежде Сапожниковой в мастерской, где творил его знаменитый учитель Николай Фешин.
Обучаясь у Фешина в Казанской художественной школе, будущие авангардисты прилежно усвоили его уроки. Об этом свидетельствует аккуратная головка девушки в начале экспозиции, выполненная молодым Чеботаревым в пастозной, мастихиновой манере. При этом оба супруга никогда не были фешинскими эпигонами, их самобытные эксперименты базировались на достижениях всей художественной культуры первой половины ХХ века.
Эпатажный «Царь-Государь» с розовой бородой побуждает вспомнить о футуристах и ранних опытах Михаила Ларионова: в иллюстрации к сказке Шергина «Золоченые лбы» (1935) Чеботарев апеллирует к лучистскому ларионовскому мазку, разбавляя тоном тонкие переходы цвета. В цветных натюрмортах, среди которых выделяется «Nature-morte с котом», просматривается воздействие Сезанна и Гогена. В модернистских рисунках, созданных в Омске (куда супружеская пара в 1919 году бежала от большевиков), — влияние кубизма и символизма: Чеботарев пишет искаженные, геометричные тела, женщин без лиц, фигуры младенцев, над которыми склонился ворон.
Эпатажный «Царь-Государь» с розовой бородой побуждает вспомнить о футуристах и ранних опытах Михаила Ларионова
Советские эксперименты и национальные традиции
Вдохновлялись казанские художники и национальной культурой. В конце главного зала базируется триптих линогравюр Чеботарева «Татары с лозунгом „Ленин умер — компартия жива“». В нем татарские мужи с плакатами и флагами впервые в русском искусстве изображены наравне с русскими (ранее на открытках и гравюрах им отводились роли старьевщиков и торговцев). А надписи на татарском языке куфическим шрифтом (арабская каллиграфия) выступают как самостоятельный компонент композиции. Во внутреннем зале можно увидеть «Татарский клуб» Платуновой, где лозунг «Да здравствует всемирная революция!» подан в двух графических системах — куфическом шрифте и яналифе (латиница).
Там же развешены и другие популярные в СССР плакаты Платуновой — «Детский театр» и «Ликвидация безграмотности», которые художница писала на заказ уже после переезда четы в Москву, чтобы прокормить семью. Они построены на пестрых сочетаниях цветов и разнообразных расположениях фигур. А «Женское собрание», выполненное Платуновой масляными красками, олицетворяет редкий пример плаката-картины.
Особый интерес публики вызвала обложка Платуновой для журнала «Красная нива» с грустной прядильщицей. Изображение не напечатали из-за необычного облика героини, отличающегося от плакатно-радостных девушек на подобных обложках. Проводы мужа на фронт художница изобразила в традициях сказок Шахеразады, заполнив пространство восточными яствами, слугами и яркими костюмами. На соседнем рисунке им контрастирует строгий, графичный эскиз агитационного текстиля.
Впечатляет карикатура выступления Макдональда перед английской «рабочей партией» на фоне красного сукна, которое редактор без согласия автора заменил на зеленое
Ирония и откровения
Карьера Платуновой в Москве складывалась удачнее, чем у ее мужа. Однако средств все равно не хватало, поэтому пара ютилась в поселке Новогиреево в барачном домике с 11-метровой комнатой на двоих. Ее скромный интерьер, представленный на выставке, Чеботарев воспевал, изобразив в идеальном порядке, хотя, по воспоминаниям современников, в доме царил хаос. Все было подчинено работе: в столице Чеботарев преимущественно писал сложную графику, делая плоскостную композицию трехмерной. Его эксперименты нашли пристанище в журналах «Красное студенчество» и «Прожектор» и высмеивали многих политических лидеров Запада. Например, впечатляет карикатура выступления Макдональда перед английской «рабочей партией» на фоне красного сукна, которое редактор без согласия автора заменил на зеленое.
Однако истинным откровением для мастеров было изображать друг друга. Особенно в этом преуспел Чеботарев, запечатлев жену в разных состояниях — во сне, за телефонным разговором, за работой… В отличие от графики, авторские портреты лиричны и более реалистичны. Родные лица и силуэты, вдохновляющие супругов до конца жизни, предстают в них мягкими и эстетичными.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.