«Подобного рода писульки работают только для тех, кто их сам придумывает. Могут теперь отчитаться перед налогоплательщиками, что сделали все возможное», — оценивает эксперт «БИЗНЕС Online» детали 12-го пакета санкций Евросоюза против России. Новые ограничения, над которыми европейские чиновники корпели три месяца, появились вчера вечером. Теперь в черном списке еще 61 человек и 86 компаний, включая главу совета директоров АО «ТАИФ» Рустема Сультеева с супругой Лидией, КАЗ, КВЗ и «Алабугу». Вместо запрета на продажу нефтяных танкеров России — отчеты о таких сделках, санкций против атомной отрасли так и нет, зато ЕС обещает больше не пускать российские алмазы. О том, почему КАЗ и КВЗ угодили под санкции только сейчас, — в нашем материале.
С 1 января 2024 года в Евросоюз будет запрещено ввозить драгоценные камни, добытые и обработанные в России. А в период с 1 марта по 1 сентября постепенно вступит в силу запрет на ввоз российских алмазов, обработанных в третьих странах
ЕС с трудом, но «родил» новые санкции
12-й пакет санкций, который Евросоюз утвердил накануне, оказался, пожалуй, самым проблемным для европейских чиновников. На согласование ограничений странам ЕС понадобилось больше трех месяцев, причем сами участники процесса признавали, что он идет «со скрипом». Например, власти Австрии одобрили новый пакет лишь после того, как Киев убрал из своего списка «международных спонсоров войны» банк Raiffeisen. В сентябре, когда новые ограничения только начали обсуждать, планировались санкции против российской атомной энергетики, однако в итоговом релизе о них ни слова. Получается, снова не согласовали. Также европейские чиновники отказались от запрета на продажу подержанных танкеров для перевозки нефти.
Главной «гордостью» для ЕС стал наконец согласованный запрет на российские алмазы. С 1 января 2024 года в Евросоюз будет запрещено ввозить драгоценные камни, добытые и обработанные в России. А в период с 1 марта по 1 сентября постепенно вступит в силу запрет на ввоз российских алмазов, обработанных в третьих странах. При этом одно дело — ввести ограничения на бумаге и совсем другое — отслеживать их исполнение. Очевидно, что удар в первую очередь придется по «Алросе», на которую приходится до 30% мировых поставок алмазов. Акции компании вчера отреагировали слабо, а сама «Алроса» новые ограничения еще не комментировала. По оценкам Еврокомиссии, потери РФ от запрета импорта алмазов составят 4 млрд евро в год.
Вот что еще предусматривает 12-й пакет санкций ЕС:
- Пункт «Только не в Россию». Компании из Евросоюза обяжут при продаже либо передаче товаров военного и двойного назначения в третьи страны включать в контракты пункт о запрете реэкспорта в РФ. «Положение распространяется на запрещенные предметы, используемые в российских военных системах, обнаруженные на поле боя на Украине или имеющие решающее значение для разработки, производства или использования этих российских военных систем, а также авиационные товары и вооружение», — сказано в релизе. Когда заработает требование и как будет контролироваться его исполнение, не уточняется.
- Санкции против покупателей бывший европейских активов. ЕС впервые прописал возможность конфискации финансовых активов российского юридического или физического лица для последующих выплат компенсаций европейским компаниям. Речь идет о зарубежных организациях, которые ушли из РФ и чья собственность перешла к государству или российским компаниям. Согласно тексту, Евросоюз намерен включать в санкционные списки и замораживать европейские активы российских компаний и предпринимателей, которые получат ресурсы европейских компаний, ушедших из России, но которые не смогли вывести на Запад свой капитал. Конечная цель схемы — впоследствии конфисковать эти средства и из них выплачивать компенсации пострадавшему западному бизнесу. Но, как правило, покупатели европейских активов в РФ либо уже находятся под санкциями, либо готовы к ним, отметили опрошенные «Коммерсантом» юристы.
- Теперь посмертно. ЕС решил оставлять в силе санкции против физлиц посмертно, если сочтет возможным, что активы умершего человека могут быть использованы для финансирования боевых действий на Украине.
- Финансовые переводы. ЕС обязал уведомлять регуляторов о финансовых переводах за пределы ЕС любой структурой, учрежденной в ЕС, которая принадлежит или контролируется учрежденной в России компанией, гражданином РФ или физлицом, проживающим в России. В теории это может еще более осложнить вывод валюты и внешнюю торговлю. Однако опасения любых таких мер могут стимулировать больший возврат валюты в РФ и поддержку для рубля, рассуждал ранее экономист «Локо-Инвеста» Дмитрий Полевой. Изначально сообщалось, что европейцам придется сообщать о переводах на сумму более 100 тыс. евро, но в итоге это уточнение пропало.
- Компании из ЕС обязали отчитываться о продаже танкеров России. Теперь компании из ЕС должны уведомлять власти своей страны о продаже танкеров компаниям третьих стран. По мнению европейских чиновников, это затруднит РФ пополнение теневого флота, который возит нефть по цене выше $60 за баррель. Причем изначально, как сообщали СМИ, рассматривался полный запрет на продажу танкеров. Однако средиземноморские страны с сильными судоходными компаниями обеспокоились тем, что могут попасть в невыгодное положение, писал Reuters.
- Новые экспортно-импортные ограничения. В Россию запрещается ввозить химикаты, литиевые батареи, термостаты, двигатели и запчасти для беспилотников. Ограничивается ввоз из РФ чугуна, медной и алюминиевой проволоки, фольги и металлических труб. Потери России от этих мер, по оценкам ЕК, составят 2,2 млрд евро в год. Также ЕС пообещал в течение года запретить ввоз из РФ сжиженного природного газа (СПГ).
- Конкретика по личным вещам. После осеннего «разнобоя», когда страны ЕС по-разному реализовывали ограничения на ввоз личных вещей, ЕС прописал их официально. Ограничения не будут распространяться на личное имущество россиян, въезжающих в ЕС, например одежду и предметы личной гигиены, а также автомобили с дипломатическими номерами. Обычные машины получится ввезти лишь в случае, если они не предназначены для продажи и принадлежат гражданам стран ЕС.
ЕС включил в черный список 61 человека и 86 компаний. В частности, под санкции подпали общество «Знание», фонд «Защитники Отечества» и его глава, жена губернатора Кемеровской области Анна Цивилева, ряд членов Центризбиркома, глава Башкортостана Радий Хабиров, Илья Медведев — сын зампреда совбеза РФ Дмитрия Медведева, главком Воздушно-космических сил России Виктор Афзалов. В список вошел ряд организаций, которые ЕС называет частными военными компаниями, в том числе «Редут», «Факел», «Поток», «Царские волки», телеканалы «Царьград» и «Спас».
«Эти меры наносят дополнительный удар по способности Путина вести войну, нацеливаясь на дорогостоящие сектора российской экономики и затрудняя обход санкций ЕС», — расписывает ЕС новый пакет ограничений. И обещает, что продолжит оказывать «мощную» поддержку Украине «столько, сколько потребуется». «В этом 12-м пакете мы предлагаем мощный набор новых списков и экономических мер, которые еще больше ослабят российскую военную машину», — подчеркивает глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель.
Ни одна китайская компания в этот раз не попала под санкции, хотя планы ввести ограничения в отношений предприятий из КНР звучали, отмечает Euronews. Издание видит «примечательным» то, что Венгрия, которая прежде заблокировала выделение финансовой помощи Киеву, не наложила вето на новый пакет санкций. Стоит заметить, что строящуюся в Венгрии АЭС «Пакш-2» вывели из-под ограничений 12-го пакета.
Под ограничения попал председатель совета директоров АО «ТАИФ» Рустем Сультеев, который «обеспечивает значительный источник дохода правительству РФ»
ТАИФу прилетело за авиационное топливо, «Алабуге» — за «ассоциацию» с беспилотниками
В новом санкционном списке не обошлось без представителей Татарстана. Так, под ограничения попал председатель совета директоров АО «ТАИФ» Рустем Сультеев, который «обеспечивает значительный источник дохода правительству РФ». Европейские власти указывают, что в орбиту ТАИФа входят компании, «работающие в различных сферах экономики, включая переработку нефти и газа». В их числе — ПАО «ТАИФ-НК», которое якобы «обеспечивает авиационным топливом Вооруженные силы России». Стоит отметить, в мае ряд СМИ писал о том, что компания наладила «производство авиатоплива с улучшенными характеристиками». «БИЗНЕС Online» обратился за комментарием в пресс-службу АО «ТАИФ».
«Досталась» порция санкций и жене Сультеева Лидии Сультеевой. Ее «обвиняют» в связи с супругом через финансовую компанию «Прогресс» и ООО «Вулкан». Через первую чета Сультеевых владеет 51% капитала российско-китайского предприятия ООО «ТА-Информационные Технологии» (ТА-ИТ). В сентябре стало известно, что компания инвестирует 2 млрд рублей в производство телеком-оборудования в Иннополисе. Также Рустем и Лидия являются владельцами ООО «Вулкан», «которое использовалось для передачи активов между ПАО „ТАИФ“ и „СИБУР Холдингом“», указывается в описании ЕС. В августе жена Сультеева вошла в топ-20 богатейших женщин России по версии журнала Forbes. Ее состояние оценили в $675 миллионов.
Достаточно неожиданно выглядят в новых санкционных списках ПАО «Туполев», Казанский авиационный завод им. Горбунова и Казанский вертолетный завод. Хотя казалось, что все эти предприятия попадали еще в первые пакеты санкций. Так, против компаний уже ввели ограничения США, Канада, Австралия, Новая Зеландия. Также ранее ЕС ввел санкции против холдинга «Вертолеты России» (входит КВЗ) и АО «Ремонтная служба Казанского вертолетного завода». Теперь ПАО «Туполев» и КАЗ европейские власти обвиняют в разработке, производстве и ремонте стратегических ракетоносцев Ту-160 и дальних бомбардировщиков Ту-22М3, которые «используются российскими военно-воздушными силами» против Украины. Кроме того, КАЗ производит детали, применяемые при строительстве авиалайнера Ил-76, которые также используются ВС РФ, отмечается в описании. КВЗ, по данным Евросоюза, для Российской армии производит вертолеты Ми-8 и Ми-38.
Достаточно неожиданно выглядят в новых санкционных списках ПАО «Туполев», Казанский авиационный завод им. Горбунова и Казанский вертолетный завод
«Почему эти компании ранее избегали ограничений? Во-первых, потому, что европейские чиновники считали, что введения ограничений против материнских компаний этих предприятий, начиная с „Ростеха“, вполне достаточно, для того чтобы действительно установить серьезные барьеры во взаимодействии этих компаний с окружающим западным миром, — комментирует главный редактор агентства „АвиаПорт“ Олег Пантелеев. — Но, как показала практика, санкционный механизм работает со сбоями. Поэтому введение более персонализированых санкций приведет точно к такому же результату, как и предыдущие санкции».
Также под новые санкции попала ОЭЗ «Алабуга» и три действующие в ней компании: «Альбатрос», «Авиационные измерительные технологии» («Авиатест.аэро») и ГК «Беспилотные системы». Европейские власти пишут, что указанные компании являются «частью программы, поддерживаемой Российским государством, и были созданы при содействии Ирана в обучении персонала и поставке материалов для сборки военных беспилотников», которые используются в конфликте на Украине, а «Алабуга» «ассоциируется» с ними.
В ответ на просьбу «БИЗНЕС Online» прокомментировать введение европейских ограничений в пресс-службе «Алабуги» ответили витиевато: «Американские войска размещены по всему Европейскому союзу. У ЕС нет своей армии. Неудивительно, что у них нет своей внешней политики. Lockheed Martin и Boeing действуют в интересах своей страны. „Алабуга“ всегда будет действовать в интересах нашей страны. Теперь стало очевидно, что тот, кто против „Алабуги“, против нашей страны. Любые враждебные действия против „Алабуги“ получат жесткий ответ. Курчатов, Королев и Сталин живут в нашей ДНК».
Наиболее чувствительной мерой из 12-го пакета, вероятно, станет запрет на реэкспорт товаров в Россию, спрогнозировал в разговоре с «БИЗНЕС Online» ведущий экономист автономной некоммерческой организации «Научно-исследовательский центр Олега Григорьева «Неокономика» Александр Виноградов
«Подобного рода писульки работают только для тех, кто их сам придумывает»
Запрет на реэкспорт товаров в Россию — это, безусловно, действенная мера для тех, кто строго соблюдает требования европейских чиновников, но не для всех, отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» Пантелеев. Он заметил, что за свои риски при обходе санкций посредники «получают достаточно серьезную премию». «И эта премия, как показывает практика, в большом количестве случаев перевешивает страхи по поводу того, что тот или иной посредник попадет под санкции», — указал спикер.
«Кроме того, надо напомнить, что, например, Рособоронэкспорт, который в разное время поставил в большое количество стран российскую технику (в частности, такая российская техника была и в странах Евросоюза), указывает, что передача такой техники третьим странам без согласования с Рособоронэкспортом недопустима. Но это не ограничивает европейцев от передачи самолетов российского и советского производства Украине. Таким образом, все отлично понимают, что подобного рода писульки работают только для тех, кто их сам придумывает. Они могут теперь отчитаться перед налогоплательщиками, что сделали все возможное для того, чтобы ограничить поставки оборудования для авиации в Россию. По факту работоспособность этих ограничений весьма и весьма сомнительна», — добавил главный редактор агентства «АвиаПорт».
Наиболее чувствительной мерой из 12-го пакета, вероятно, станет запрет на реэкспорт товаров в Россию, спрогнозировал в разговоре с «БИЗНЕС Online» ведущий экономист автономной некоммерческой организации «Научно-исследовательский центр Олега Григорьева „Неокономика“» Александр Виноградов. «На практике это что означает? Как минимум плюс один слой к имеющемуся набору прокладок. Условно говоря, компания из Узбекистана импортирует из ЕС что-нибудь невероятно нужное для государства российского, но продает не в Россию, а другой узбекской компании. И та уже, поскольку не связана никакими обязательствами, будет продавать этот товар в Россию. Естественно, за „доляху малую“. То есть, соответственно, это как бы там плюс траты — раз, плюс бумагооформление — два, плюс логистические и временные издержки — три. Что касается прочих компаний и отдельных физических лиц, то, после того как по сетям пробежала фотография супруги Нарышкина в Париже, я думаю, что элиты, если что, договорятся. А вот людям придется сложнее», — отметил собеседник.
Обязательство уведомлять регуляторов о продаже нефтяных танкеров России — это «скорее заход на будущее», рассуждает экономист. ЕС, по его словам, таким образом пытается оценить текущую ситуацию и продумать возможное ужесточение. «Потому что в принципе дело в том, что механизм экспорта нефти через всех этих разнообразных „прокладочников“ более-менее налажен. Те же греки на этом очень неплохо зарабатывают», — отметил Виноградов.
Необходимость уведомления о денежных переводах затруднит внешнюю торговлю, подтверждает наш собеседник. «Это связано с тем, что если сделка для контрагента не является очень выгодной, то дополнительный геморрой может заставить его просто отказаться от этой сделки. Держаться подальше от такой сделки, не подпортить репутацию и так далее. Тут дело еще в том, что эти самые санкции имеют еще и такой, „задалбывающий“ эффект: „Лучше я буду от этого всего держаться подальше“», — добавил спикер.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 28
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.