СВИДЕТЕЛЬ «С НЕПРИЯЗНЬЮ»

Наталья Мазлова стала не только очередной свидетельницей в уголовном деле по факту кредитной аферы группы-компаний «Софт-трейд», но и признана гражданским истцом по этому делу.

«50 на 50», - так ответила Мазлова на вопрос судьи Ридаиля Сафиуллина, имеются ли у нее неприязненные чувства к предпринимателю Сергею Николаеву, и в ответ на недоуменный взгляд председательствующего объяснила, что из-за предпринимателя «оказалась в неприятной ситуации».

В 2006 году свидетельница работала менеджером в «101 магазине», когда Николаев (по словам Мазловой, он был учредителем данного бизнеса) предложил ей стать директором. «101 магазин» на улице Чуйкова занимался продажей в кредит подержанных автомобилей. У фирмы был заключен договор с банком «Русский стандарт», а кредит оформлялся специалистами прямиком в офисе «101 магазина».

«101 магазин» был посредником между клиентом и банком и получал агентское вознаграждение, - пояснила Мазлова, которая приняла предложение Николаева и возглавила фирму. – После очередной сделки «Русский стандарт» перечислял нам деньги на расчетный счет, мы вычитали 10 процентов и остаток передавали клиенту (по всей видимости, речь идет о человеке, продававшем подержанное автоприм. автора)».

Судьба Мазловой во многом напоминает судьбу других директоров дочерних фирм – она фактически не участвовала в деятельности фирмы, которую возглавляла, и получала зарплату, которая еле позволяла молодой девушке сводить концы с концами, – 5 тыс. рублей. И конечно, в ее обязанности «управленца» только и входило, что получение многомиллионных кредитов. Но здесь история директора «101 магазина» значительно отличается от мытарств других управленцев под началом Николаева.

460.jpg
Процесс о мошенничестве в особо крупном размере стартовал 22 февраля 2012 года в Вахитовском районном суде Казани

«МНЕ ВСЮ ЖИЗНЬ ИСПОРТИЛИ ЭТИМИ КРЕДИТАМИ!»

В 2007 году Мазловой позвонил заместитель Николаева по компании «Софт-трейд» Олег Соколкин. Он попросил девушку срочно приехать в Ленинское отделение Сбербанка, что на улице Чуйкова, и взять корпоративный кредит на развитие бизнеса. Таким образом, в деле появилось еще одно отделение, где, как выяснилось, тоже вполне успешно кредитовались люди Николаева. Если ранее все шишки доставались Советскому отделению, что на улице Петербургская (хотя справедливости ради стоит отметить, что большая часть средств путем кредитной аферы была выведена все же именно оттуда), то сейчас оказалось, что в деле могут быть замешаны и другие сотрудники Сбера.

- Впоследствии я поняла, что кредит был оформлен на меня лично, как на физлицо, - сокрушалась Мазлова в суде.

- А почему вы не знакомились с документами, которые подписывали? – поинтересовался гособвинитель.

- Мне было некогда, - вздохнула девушка и добавила, что доверяла Николаеву и Соколкину. Между тем в тот день на нее был оформлен кредит в размере 9 млн. рублей. Остается только догадываться, как Ленинское отделение Сбера могло буквально за пять минут провести кредитную сделку на такую сумму, имея на руках лишь паспорт Мазловой. Этим вопросом задавалась и сама свидетельница, которая предположила, что ей необходимо было владеть собственностью в два раза превышающей сумму кредита. Но таковой у нее не было – квартира и та была в ипотеке. Получается, что Сбер добровольно выдал заведомо невозвратный кредит?

Хотя какое-то время оплата по кредитному договору производилась, и по версии Мазловой, кредит погашала бухгалтерия «Софт-трейда» - ежемесячно необходимо было вносить 300 тыс. рублей. Однако в конце 2008 года свидетельница узнала о том, что на ней «висит» долг в 3 млн. рублей. Причем эта сумма до сих пор не выплачена, и девушка периодически вынуждена выяснять отношения с судебными приставами.

По той же схеме на нее был оформлен и кредит в банке «ВТБ 24». Она просто приехала в офис банка и, не глядя, подписала уже готовый пакет документов. После этой кредитной сделки у нее осталась задолженность в 1 млн. рублей, и по этому долгу девушка вынуждена периодически выяснять отношения с коллекторским агентством. «Неприятная ситуация», о которой говорила Мазлова в начале судебного заседания, оказалась налицо, и причина ее неприязни к Николаеву, по сути, ясна.

«Мне всю жизнь испортили этими кредитами», - подытожила свидетельница. Отвечая на вопросы стороны защиты, она упомянула о том, что до прихода в бизнес-империю Николаева работала в Инспекция МНС России по Московскому району в отделе регулирования задолженности юрлиц. Начальником отдела был Искандер Мухаметзянов.

«Это не тот ли Мухаметзянов, который, судя по материалам дела, консультировал Николаева по самым разным вопросам?» – поинтересовался судья.

«Да, тот самый Мухаметзянов. Он часто приезжал в офис «Софт-трейда» на Набережной», - улыбнулась свидетельница. А вот о чем Николаев консультировался с одним из руководителей налоговой, станет известно, когда свои показания в суде будет давать сам Мухаметзянов.

ГИБЕЛЬ ДУТОГО «ТИТАНИКА»

Напомним, процесс по громкому делу о мошенничестве в особо крупном размере стартовал 22 февраля 2012 года в Вахитовском районном суде Казани. На скамье подсудимых – владелец бизнес-империи «Софт-трейд» Николаев и две сотрудницы Сбербанка – кредитный инспектор Лилия Мифтахова и Людмила Акаловская - замуправляющего отделением. Обе сотрудницы банка работали в Советском отделении №6669 на улице Петербургская. В начале кризисного 2009 года стало известно, что это отделение понесло гигантские потери, выдав до того неизвестному широкой публике предпринимателю Николаеву - собственнику «Софт-трейда» - кредиты в общей сумме 2,6 млрд. рублей (в обвинительном заключении указана сумма в 2,4 млрд. рублей, так как часть средств все же удалось вернуть).

Бизнесмену Николаеву было предъявлено обвинение по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере»). Он был арестован и помещен в СИЗО, но через несколько месяцев его выпустили по состоянию здоровья.

Разгоревшийся скандал из-за кредитной аферы стал причиной ухода с поста руководителя Советского отделения Игоря Козлова, который приходится зятем влиятельного Геннадия Захарова, возглавлявшего на тот момент (кстати, на протяжении почти 20 лет) банк «Татарстан». В конце концов, по мнению наблюдателей, именно дело «Софт-трейда» привело к тому, что близкий к руководству республики Захаров ушел в отставку, а выращенные им преемники не смогли занять его кресло. Герман Греф назначил управляющим банком Рушана Сахбиева, ранее занимавшего пост первого заместителя председателя Западно-Сибирского банка Сбербанка России (Тюмень).

По данным стороны обвинения, бухгалтерия Николаева подавала в банк заведомо ложные данные об имуществе, которое предоставлялось в качестве залога. Для получения кредитов было создано множество «дочерних» компаний «Софт-трейда»: «Автотранссервис», «Дин+», «БулгарРегионСнаб», «Аргон» и «Маштехкомплект». Они не вели бизнес и существовали фактически номинально.

Судебное разбирательство по самым оптимистичным прогнозам продлится до конца 2012 года. Свидетелями по уголовному делу проходят более 100 человек, пострадавшей стороной признан Сбербанк.