Ушедший год был полон сюрпризов для деловой жизни: экономический рост, которого не ждали, шоковый взлет ключевой ставки ЦБ, а также «яичный кризис» как символ рванувшей инфляции. Тем временем акции «Татнефти» растут как на дрожжах, КАМАЗ строит амбициозные планы по повышению продаж на 50% к 2030 году, при этом сдавая рынок китайским производителям. О том, как последние события отразились на расстановке сил в нашем традиционном топ-100 влиятельных персон, читайте в обзоре «БИЗНЕС Online».
Наиль Маганов по итогам IV квартала удерживает лидерство в топ-100 деловой элиты Татарстана. Несмотря на все ценовые потолки и эмбарго, чистая прибыль компании по РСБУ за 9 месяцев 2023 года выросла на 13% и составила 208 млрд рублей
Акции «Татнефти» выросли в 2 раза за год
Гендиректор ПАО «Татнефть» Наиль Маганов по итогам IV квартала удерживает лидерство в топ-100 деловой элиты Татарстана. Несмотря на все ценовые потолки и эмбарго, чистая прибыль компании по РСБУ за 9 месяцев 2023 года выросла на 13% и составила 208 млрд рублей, уже утверждены дивиденды за это время в размере 146 млрд рублей. Неудивительно, что акции компании почти удвоились в цене — с 351,6 рубля в начале 2023-го до 710 рублей к концу декабря.
В конце года произошло еще несколько важных для «Татнефти» событий. Так, в Нижнекамске торжественно открыли ледовый манеж «ТАНЕКО Арена», который построили за рекордные 5,5 месяца, а на нефтеперерабатывающем комплексе ТАНЕКО запустили новые установки: азотная станция и воздушная компрессорная, комбинированная установка аминовой очистки и отпарки кислых стоков, водоблок №4. Поэтому гендиректор АО «ТАНЕКО» Илшат Салахов тоже прибавляет две строки (82-е место).
Наконец, под самый Новый год стало известно о том, что «Татнефть» инициировала создание новой особой экономической зоны в Закамье — «Зеленая долина». Разместить ее планируют в четырех районах республики — Нижнекамском, Альметьевском, Азнакаевском и Заинском. ОЭЗ будет связана с ESG-проектами «Татнефти», которым Маганов, надо сказать, отдается всей душой. Это отражается и в принятой недавно новой миссии компании, в которой нет слова «нефть»: «Вместе создаем энергию жизни и новые решения для устойчивого будущего».
Имиджевые дивиденды Маганову принесли и заправки «Татнефти», которые в срок открылись на татарстанском участке платной трассы М12: здесь можно не только заправиться и перекусить, но и помыться и помолиться. Из шести запланированных готовы пока четыре, которые активно принимают водителей. Таким сервисом могут похвастаться далеко не все участки трассы.
Сергей Когогин по-прежнему на 2-й строке в топ-100 деловой элиты Татарстана. В числе ключевых показателей — увеличение выручки до 806 млрд рублей и продажи грузовиков на уровне 60 тыс. штук в год
Когогин замахнулся на 800 миллиардов
Гендиректор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин по-прежнему на 2-й строке в топ-100 деловой элиты Татарстана. В декабре компания утвердила программу стратегического развития до 2030-го. В числе ключевых показателей — увеличение выручки до 806 млрд рублей и продажи грузовиков на уровне 60 тыс. штук в год. Для сравнения: план продаж КАМАЗа на 2023-й утверждался на уровне 40 тыс. грузовиков — без учета госзаказа. Пока что в планах на 2024-й увеличить выпуск грузовиков до 45 тысяч.
Несмотря на бьющий ключом оптимизм, перед КАМАЗом в перспективе стоят два глобальных вызова. Во-первых, есть риск потерять российский рынок грузовиков, который после ухода европейских брендов с рвением занимают китайские. А отвоевывать утраченные позиции будет явно не так просто. За 10 месяцев 2023-го доля челнинского автогиганта сократилась до 22,1%, тогда как год назад составляла 39,3%.
Второй вызов — рабочая сила. О кадровом голоде Когогин говорил не первый год. Впрочем, дефицит специалистов не только у КАМАЗа, а решить проблему лишь с помощью низкоквалифицированных мигрантов точно нельзя. Чем же привлекать кадры в Набережные Челны? Высокой зарплатой? Да, но этого точно недостаточно. Все-таки КАМАЗу рано или поздно придется вкладываться в инфраструктуру города.
Когогин и автозавод заслужили похвалу президента РФ Владимира Путина. «КАМАЗ обогнал всех», — прокомментировал глава государства данные по производству беспилотников и электромобилей в стране на встрече с гендиректором «Ростеха» Сергеем Чемезовым. Отметим, впрочем, что Когогин хоть и вошел в число доверенных лиц кандидата в президенты Путина, но не стал сопредседателем предвыборного штаба, как это было в 2018 году. Может, такое и к лучшему, поскольку у шефа КАМАЗа и без того дел по горло. Например, под конец года камазовский «Ремдизель» приобрел ПАО «Мотовилихинские заводы» — один из крупнейших заводов по производству артиллерийских систем в стране. Так что не грузовиками едиными.
Теперь Эдуарду Николаеву (справа) предстоит совершить перезагрузку команды, которая просто обязана вернуть себе лидерство даже после того, как ее выгнали с международных соревнований
Зато «КАМАЗ-Мастер» сбавил обороты. После проигрышей в ралли «Шелковый путь» и «Симбирский тракт» команде белорусского МАЗа в «Синей армаде» прошли кадровые перестановки. Многолетний руководитель гоночной команды Владимир Чагин уступил место пилоту Эдуарду Николаеву. Именно ему предстоит совершить перезагрузку команды, которая просто обязана вернуть себе лидерство даже после того, как ее выгнали с международных соревнований.
В тройку лидеров возвращается Иван Егоров (справа). В плюс для «Ак Барс Холдинга» сыграл «яичный кризис». На одну позицию поднимается гендиректор судостроительной корпорации «Ак Барс» Ренат Мистахов (слева)
«Ак Барс Холдинг» заработал на яйцах, а у компаний СИБУРа упала прибыль
В тройку лидеров возвращается гендиректор «Ак Барс Холдинга» Иван Егоров. В плюс для компании сыграл «яичный кризис». По данным Росстата, именно куриные яйца стали одним из наиболее подорожавших продуктов. Только в декабре их цена в среднем выросла по России на 15%, а по сравнению с декабрем 2022 года — на 36,5%. Люди начали выстраиваться в очереди за яйцами, запасаться ими, как когда-то гречкой. Итог — пустые полки в магазинах и продажа яиц поштучно. Впрочем, вдолгую производители яиц скорее проиграли — власти распахнули настежь таможенные ворота для продукции из Азербайджана и Турции.
Также на одну позицию поднимается в нашем топ-100 гендиректор судостроительной корпорации «Ак Барс» Ренат Мистахов (26-е место). В конце декабря Путин принял участие в церемонии подъема флага на фрегате «Адмирал Головко», малом ракетном корабле «Наро-Фоминск», построенном на АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького», и морском тральщике «Лев Чернавин». Церемония прошла в Санкт-Петербурге.
Снижаются позиции гендиректора Михаила Карисалова (слева) и Айрата Сафина (справа). Бухгалтерская отчетность свидетельствует о том, что чистая прибыль «Казаньоргсинтеза» за 9 месяцев 2023 года сократилась в 1,5 раза по сравнению с тем же периодом 2022-го — с 25 млрд до 16,8 млрд рублей
При этом снижаются позиции экс-предправления ПАО «СИБУР Холдинг» Дмитрия Конова (4-е место), как и гендиректора ООО «СИБУР» Михаила Карисалова (13-е место). Отчетность холдинга и входящих в него компаний не публикуется, но бухгалтерская отчетность свидетельствует о том, что чистая прибыль «Казаньоргсинтеза» (КОС) за 9 месяцев 2023 года сократилась в 1,5 раза по сравнению с тем же периодом 2022-го — с 25 млрд до 16,8 млрд рублей. Еще значительнее обвалилась чистая прибыль «Нижнекамскнефтехима» (НКНХ) — с 57,7 млрд за 9 месяцев 2022 года до 9,1 млрд рублей за аналогичный период 2023-го. Как следствие, снижаются на три позиции в нашем рейтинге гендиректор КОСа Айрат Сафин (75-е место) и гендиректор НКНХ Марат Фаляхов (70-е место).
Также «подпортил» картину мигрантский кризис в Нижнекамске. В угоду ускоренному строительству в город завозят рабочую силу, а вот о том, где размещать этих людей, подумали не сразу. СИБУР обещает решить проблему только к середине 2024 года — построить еще один вахтовый городок. Пока же в Нижнекамске растет социальная напряженность. Есть, впрочем, и хорошие новости: в декабре на «Нижнекамскнефтехиме» открылось обновленное за 8 млрд рублей производство галобутиловых каучуков.
Альберт Шигабутдинов в топ-100 опустился на 7-е место. Также ходят слухи о скорых переменах в ТАИФе. Якобы Тимур Шигабутдинов может покинуть СИБУР и возглавить ТАИФ вместо своего отца. Авансом даем ему плюсом две строки в топ-100
Также в IV квартале СИБУР продолжил избавляться от непрофильных активов. На этот раз холдинг вернул в родное лоно ТАИФа мегапарковку на почти 1 тыс. машино-мест на улице Пушкина в Казани. Именно этот объект после слияния с татарстанской компанией СИБУР выставил на продажу первым. Но тогда покупателей на него не нашлось. И вот спустя полтора года здание оказалось вновь у ТАИФа Альберта Шигабутдинова.
Кстати, Шигабутдинов-старший тоже потерял одну строку в топ-100 деловой элиты РТ, опустившись на 7-е место. В декабре на одном из объектов ТАИФ-НК в Нижнекамске произошло ЧП. Как пояснили в самой компании, случилось факельное горение водорода при опрессовке оборудования. Источники нашей газеты рассказывали, что все произошло на комплексе глубокой переработки тяжелых остатков, который был запущен в 2021 году, и с тех пор возгорание происходило там минимум 4 раза. Не доиграются ли?..
Также ходят слухи о скорых переменах в ТАИФе. Якобы Тимур Шигабутдинов (83-е место) вскоре может покинуть правление СИБУРа и возглавить ТАИФ вместо своего отца. Пока что все на своих местах, но, как говорится, нет дыма без огня. А Шигабутдинову-младшему авансом даем плюсом две строки в топ-100.
Виктор Дьячков поднялся в топ-100 до 8-го места. В ноябре 2023 года его компания запустила в ОЭЗ «Иннополис» производство поверхностного монтажа материнских плат
Банкиры и застройщики теряют вес
Председатель совета директоров ГК ICL Виктор Дьячков поднялся в топ-100 до 8-го места. В ноябре 2023 года его компания запустила в ОЭЗ «Иннополис» производство поверхностного монтажа материнских плат. Для начала станут выпускать 300 тыс. плат в год, в будущем планируют увеличить производство до миллиона. Таким образом, отрасль микроэлектроники возвращается в Татарстан после 30-летнего перерыва.
Тем временем предправления ПАО «Ак Барс Банк» пока удерживается на 10-м месте рейтинга. В конце декабря банк продал непрофильный актив — ТЦ «Сувар Плаза» — одной из девелоперских компаний, близкой к Артуру Егорову, сыну Ивана Егорова. Сделку оценивают в 3–3,5 млрд рублей.
При этом в банковском секторе ситуация непростая. ЦБ ужесточает денежно-кредитную политику, поднимая ключевую ставку. Так что банкам явно придется несладко — кредитование бизнеса и населения будут притормаживать. Как следствие, банкиры в нашем рейтинге теряют позиции: управляющий отделением «Банк Татарстан» Сбербанка Рушан Сахбиев (14-е место), предправления ПАО «Акибанк» Ильдар Галяутдинов (34-е место), управляющая Банком ВТБ в Татарстане Марьям Давлетшина (57-е место).
В нынешних условиях повышения размера первоначального взноса и ставок возрастает важность социальной ипотеки, поэтому Марат Зарипов прибавляет сразу две позиции — 23-е место
По той же причине снижают вес застройщики. В нынешних условиях повышения размера первоначального взноса и ставок по ипотеке покупка недвижимости становится роскошью. Гендиректор «Домкора» Мунир Гайнуллов (42-е место), бенефициар «Унистроя» Ильфат Гильфанов (46-е место), гендиректор «Ак Барс Девелопмент» Марат Шагитов (56-е место), гендиректор «ЖИК города Казани» Эмиль Хуснутдинов (58-е место), бенефициар «Сувар Холдинга» Евгений Корольков (61-е место), гендиректор «УГК Кравт Групп» Валерий Кравцун (100-е место) — все теряют очки в нашем рейтинге. На этом фоне возрастает важность социальной ипотеки, потому исполнительный директор Государственного жилищного фонда при президенте РТ Марат Зарипов, напротив, прибавляет сразу две позиции — 23-е место.
Также из застройщиков не потерял, а нарастил влияние гендиректор компании «Евростройхолдинг+» Владимир Казилов (48-е место), поскольку его фирма получила право строительства очистных сооружений на ливневках в районе озера Средний Кабан — от Оренбургского тракта до Гребного канала. Сумма подряда — без малого 1 млрд рублей. А уже в этом году ему официально отдали подряд на строительство нового театра им. Камала за 13 млрд рублей.
Стремится вверх в топ-100 Муслима Латыпова, перемещаясь с 14-го на 12-е место. В ноябре был открыт завод «Бахетле» мощностью 30 т продукции ежедневно
Муслима Латыпова диверсифицирует бизнес, а Айрат Шаймиев купается в госзаказах
Также стремится вверх в нашем рейтинге владелица «Бахетле» Муслима Латыпова, перемещаясь с 14-го на 12-е место. О том, как впервые за 25 лет решила кардинально трансформировать свой бизнес, она рассказала в интервью «БИЗНЕС Online». Часть магазинов решено закрыть, однако из ретейла «Бахетле» уходить не собирается, переформатировав оставшиеся торговые точки и задумываясь над открытием новых. Но главный драйвер теперь производство полуфабрикатов и кейтеринг. В ноябре на территории ТОСЭРа в Зеленодольске был открыт завод «Бахетле» мощностью 30 т продукции ежедневно. «Мы поняли, что легче самим производить продукцию, отвечающую всем стандартам качества школьного и дошкольного питания, нежели искать добросовестных поставщиков готовой продукции. На сегодняшний день мы кормим 154 тысячи школьников, поставляем продукцию СИБУРу („Казаньоргсинтезу“ и „Нижнекамскнефтехиму“), открыли столовые в КНИТУ-КАИ», — пояснила Латыпова. По ее словам, в 2024 году компания приступит к строительству второй очереди завода.
Также на взлете гендиректор АО «Татавтодор» Айрат Шаймиев (19-е место). Его организация исправно получает госзаказы. Например, как писал «БИЗНЕС Online», в III квартале акционерное общество выиграло в общей сложности в 28 тендерах, законтрактовавшись на 7,2 млрд рублей, а в целом за 9 месяцев компания подписала 69 договоров на 21,2 млрд рублей, что уже на 7 млрд больше, чем за весь 2022-й.
Фоат Комаров, который 18 лет строит платную трассу Алексеевское – Альметьевск, тоже поднимается на две строки — на 28-е место. Эту дорогу передадут в собственность госкомпании «Автодор», а эксплуатировать ее и управлять ею будет принадлежащая Комарову компания «Автострада», с которой еще в 2022 году заключили концессионное соглашение. Этот успех затмевает собой обидный проигрыш «опционного миллиарда» Сберу.
Трудности с минэнерго РФ замаячили у Ильшата Фардиева (минус две строки и 25-е место). Если раньше речь шла об изъятии в федеральную собственность части активов магистральных сетей СК (220–500 кВ), то теперь вся Сетевая компания оказалась под угрозой
Раузил Хазиев договорился с минэнерго, зато у Ильшата Фардиева могут отнять электросети
Гендиректор АО «Татэнерго» Раузил Хазиев тоже прибавил одну строку в рейтинге, поднявшись на 21-е место. В интервью «БИЗНЕС Online» он рассказывал, что минэнерго РФ наконец согласилось перенести квоту на модернизацию Набережночелнинской ТЭЦ вместо Заинской ГРЭС, т. к. летом 2022 года компания General Electric отказалась поставлять турбины. «Мы достигли с минэнерго РФ принципиального соглашения о переносе модернизации Заинской ГРЭС на Набережночелнинскую ТЭЦ. Сейчас ведем переговоры по стоимости проекта. По нашим данным, на строительство нужно около 23 миллиардов рублей. Минэнерго говорит о 6–8 миллиардах рублей», — рассказал Хазиев. При этом, по его словам, от модернизации Заинской ГРЭС «Татэнерго» тоже не отказывается и планирует выйти с новым проектом в 2024 году.
Зато трудности с минэнерго РФ замаячили для гендиректора АО «Сетевая компания» (СК) Ильшата Фардиева (минус две строки и 25-е место). В середине декабря министерство выступило с инициативой запретить региональным властям управлять электросетевыми компаниями. Если раньше речь всегда шла об изъятии в федеральную собственность части активов СК (магистральных сетей 220–500 кВ), то теперь вся Сетевая компания оказалась под угрозой.
Вадим Королев впервые появляется в топ-100 и мог бы стартовать на более высоком месте, но в силу обстоятельств начинает путь с 30-й позиции
Новички: Вадим Королев и Николай Яковлев
В соответствии с комплексной программой развития авиационной отрасли РФ до 2030 года, в 2023-м Казанский авиазавод должен был выдать на-гора три лайнера. Но на сегодня в высокой степени готовности только один, причем заложенный еще до СВО и, соответственно, до решения о возобновлении серийного выпуска Ту-214, а две другие машины — на стадии агрегатной сборки. По причине формата статьи мы не можем включить в наш топ всех, на ком лежит ответственность за состояние дела, включая генерального директора ОАК Юрия Слюсаря, его заместителя по гражданской авиации Андрея Богинского, главу минпромторга РФ Дениса Мантурова, отдуваться придется Николаю Савицких — директору Казанского авиазавода – филиала «Туполева» (КАЗ) (40-е место).
Благо эту ношу с ним теперь разделяет управляющий директор «Туполева» Вадим Королев. Он впервые появляется в топ-100 и мог бы стартовать на более высоком месте, но в силу вышеуказанных обстоятельств начинает путь с 30-й позиции. Появление в рейтинге главы «туполей» — это отражение все более тесной связи между Татарстаном и авиастроительным гигантом. Отметим, что для республики Ту — одна из главных точек подключения к делам планетарного масштаба: быть завхозом на производстве Ту-160М, Ту-22М3М, ПАК ДА — сверхответственная и почетная обязанность. Выступать идеологом сложнее, и программа возрождения строительства Ту-214 покажет, по плечу ли Татарстану эта роль. Замах сделан солидный — 9 ноября на КАЗе стартовала вторая модернизация, которая обойдется примерно в 90 млрд рублей. Правда, несколько смущает то, что еще не закончена первая, которая должна была завершиться в 2020 году… «Туполев» возлагает на Казань большие надежды и в деле подготовки кадров. Уже решено, что компания станет партнером КНИТУ-КАИ по программе «Передовая инженерная школа».
Ничто не предвещало исчезновения из нашего рейтинга Владимира Гинсбурга, впрочем, как и его ухода 10 октября с поста генерального директора Казанского вертолетного завода (КВЗ). Отставка произошла буквально в одночасье, и о ее причинах до сих пор ничего не известно. При этом произошедшее вряд ли можно охарактеризовать как шок для предприятия — это уже пятая за последние 6 лет смена главы КВЗ. Как бы то ни было, именно Гинсбургу удалось перезапустить производство и при плане в 111 вертолетов (в его выполнение никто не верил) построить, предположительно, порядка 90. Официально сообщили, что Гинсбург покинул КВЗ «по личным обстоятельствам», но верится в это с трудом. Тем более что вместе с ним «ушли» правую руку гендиректора — зама по производству Николая Гордеева. Утверждают, что именно его заслуга — вывод производства на темп 10 вертолетов в месяц, что еще недавно казалось фантастикой. Немудрено, что долго без дела Гордеев не оставался — по нашим данным, он занял ответственную должность на КАЗе. Гинсбург, по информации «БИЗНЕС Online», пока отдыхает, и выйдет ли вновь 69-летний аксакал ОПК на работу — большой вопрос.
На КВЗ его сменил никому в Татарстане не известный Николай Яковлев. Он стартует в нашем топ-100 на 36-м месте. Ему 51 год. Яковлев окончил Донской промышленно-технический колледж, Донской государственный технический университет (по специальности «технология и организация вертолетостроения»). На «Роствертоле» (Ростов-на-Дону; выпускает боевые Ми-24/35 и Ми-28, а также транспортно-десантный Ми-26) прошел путь от рабочего до директора по материально-техническому обеспечению. В феврале 2023 года был переведен первым заместителем гендиректора ААК «Прогресс» (Арсеньев; строит ударные Ка-52).
Сразу после назначения на КВЗ в телеграм-каналах стала распространяться информация о том, что в Арсеньеве 100 раз перекрестились, сочувствуют казанским коллегам, якобы незадолго до этого «прогрессовцы» подняли бунт против методов управления Яковлева. С КВЗ пока тревожных сигналов не поступало. В этом году новому гендиректору предстоит поднять в воздух импортозамещенный «Ансат» и начать процесс его постановки на производство; завершить начатые при Гинсбурге реконструкцию и перевооружение производства; открыть работу строящегося сегодня центра профессионального обучения.
Набравший в свой портфель автомобили китайских брендов Вячеслав Зубарев (29-е место) усиливает свои позиции в топ-100
Задушат ли высокие ставки автодилеров?
Автомобильный рынок России в 2023 году ожил по сравнению с 2022-м. Однако в российской ассоциации автодилеров (РОАД) еще в октябре заявляли, что не строят радужных прогнозов. Причин для этого три: повышение утилизационного сбора, бешено дорожающие из-за ставки ЦБ кредиты и лизинговые программы, а также ослабление курса рубля. Тем не менее тот же возросший утилизационный сбор прижал перекупов, когда стало невыгодно ввозить авто из Армении и Киргизии, т. к. проще купить новую машину у дилеров. Доля продаж автомобилей в кредит также сокращается, однако по-прежнему составляет большую часть продаж, тем более есть программы субсидирования ставок от дистрибьютеров. Таким образом, председатель совета директоров УК «ТрансТехСервис» Вячеслав Зубарев (29-е место) и президент ГК «КАН Авто» Александр Колесов (52-е место), набравшие себе в портфели по десятку и больше китайских брендов, усиливают свои позиции в нашем топ-100.
Бенефициар ГК ASG Алексей Семин (38-е место) продал группе компаний «Самолет» два земельных участка. Первый — на проспекте Победы у ПАТП-2 и Вознесенского тракта, а второй — на Сибирском тракте на территории бывшего завода ЭВМ. Как заявили «БИЗНЕС Online» в «Самолете», который планирует выйти на рынок строительства жилья Казани в июне-июле 2024 года, участки будут использоваться под «перспективные проекты».
Зато в Иннополисе уже в 2024-м будет впервые сдано жилье, доступное всем желающим, а не только сотрудникам компаний-резидентов. Речь идет о новом ЖК бизнес-класса «Квартал Ю». Строительство уже на финишной прямой, первую очередь сдадут в I квартале этого года. Всего комплекс обеспечит жильем 8,5 тыс. человек. По мере заселения также построят детский сад и школу.
Тем временем в Иннополис приходят новые компании и проекты. В конце ноября в кабинете министров Татарстана под председательством президента РТ Рустама Минниханова члены набсовета одобрили 13 высокотехнологичных проектов с общим объемом инвестиций свыше 4,6 млрд рублей. Новые компании и партнеры создадут более 600 новых рабочих мест и решения в самых разных областях.
Кроме того, как пообещал экс-министр связи РФ Николай Никифоров в своем телеграм-канале, в 2024 году в Иннополисе пройдет встреча министров связи и IT стран БРИКС. «Обещаем интересную повестку и теплый прием», — написал он. За все это Никифоров поднимается сразу на две строки — на 41-е место.
Международный аэропорт «Казань» в 2023 году впервые преодолел планку в 5 млн пассажиров. Сергей Романцов также прибавил две строки и переместился на 94-е место в топ-100
Аэропорт Казани обслужил 5 млн пассажиров, а KazanExpress продался федералам
В кеш вышел инвестор KazanExpress Дмитрий Еремеев, который вместе с партнерами продал компанию «Магниту». Федеральный ретейлер заплатил 12 млрд или 13 млрд рублей, но дальше будет развиваться под именем «Магнит Маркет». «Перед нами стоит задача за год вместе с „Магнитом“ построить новый федеральный маркетплейс. Будем объединять самые сильные ресурсы, которые есть и у нас, и у „Магнита“», — объяснил сооснователь и гендиректор KazanExpress Линар Хуснуллин.
Гендиректор АНО «Казань Экспо» Роберт Миннегалиев (86-е место) до сих пор ищет способы раскрутить выставочную площадку. И если раньше ее заполняли выставки кошек и собак, то в 2024 году дела должны пойти в гору. Так, в «Казань Экспо» планируют провести «Игры будущего», KazanForum, форум БРИКС и пр.
«Аммоний» запускает новые инвестиционные проекты. Например, комплекс по производству аммиака и карбамида «Аммоний 2» построят в Менделеевском районе на территории, прилегающей к заводу «Аммоний». Проектные мощности нового производства составят 1,2 млн т аммиака и 1,75 млн т карбамида в год. На данный момент завершается проектирование комплекса, который, как и «Аммоний», будет возведен по передовой технологии замкнутого цикла водопользования с соблюдением самых современных экологических стандартов и требований промышленной безопасности. При этом создателя «Аммония» Рината Ханбикова, к которому нынешнее руководство предъявляло многомиллиардные арбитражные иски, в декабре увезли в Москву по обвинению в мошенничестве. Пока что ему вменяют ущерб в 246 млн рублей. Все это поднимает гендиректора АО «Аммоний» Дмитрия Макарова в топ-100 деловой элиты РТ сразу на четыре строки — на 89-е место.
Международный аэропорт «Казань» им. Габдуллы Тукая в 2023-м впервые преодолел планку в 5 млн пассажиров, тогда как рассчитан на обслуживание 2,5 млн человек в год. В 2024-м приступят к строительству третьего терминала, который будет в 2 раза больше, чем ныне функционирующие 1 и 1А вместе взятые. Поэтому гендиректор аэропорта Сергей Романцов также прибавил две строки и переместился на 94-е место.
Тимур Шагивалеев (справа) опускается на пять строк на 51-е место. К понижению в рейтинге привел неуклюжий PR
Сультеев под гнетом санкций, а Максудов избавился от «Белого Кремля»
Теперь о тех, от кого удача в IV квартале отвернулась. Сразу 7 позиций теряет первый заместитель гендиректора по производственно-коммерческой деятельности АО «ТАИФ» Рустем Сультеев (43-е место), который вместе с супругой Лидией попал в 12-й пакет санкций Евросоюза за то, что «обеспечивает значительный источник дохода правительству РФ».
Гендиректор ОЭЗ «Алабуга» Тимур Шагивалеев опускается на пять строк на 51-е место. Компания также в санкционном списке за сборку беспилотников, но к понижению в рейтинге привел скорее неуклюжий пиар. Привлекая многомиллиардные кредиты от ВТБ, Шагивалеев развлекает публику амбициозными планами о космосе и мечтает включить спутники Юпитера в состав ОЭЗ.
Гендиректора ООО «Газпром трансгаз Казань» Рустема Усманова тянет вниз в нашем топ-100 деловой элиты Татарстана случившийся на ровном месте скандал. Сотни людей штурмовали офисы компании, чтобы срочно переоформить договоры на техобслуживание котлов, плит и колонок. Оказалось, что с 1 сентября 2023 года вступили в силу поправки, согласно которым этим может заниматься только поставщик газа, т. е. структуры «Газпрома». Но об этом люди узнали лишь по сарафанному радио. За невыполнение требований якобы грозил штраф. Только после нашего запроса и столпотворения в офисе в «Газпром трансгаз Казань» пояснили, что перезаключить договоры можно и в начале 2024-го.
Адель Хайруллин (54-е место) намерен построить новые элеваторы общей мощностью 60 тыс. т зерна. Это будет первый самостоятельный проект
Гендиректор ООО «ГК „Красный Восток“» Адель Хайруллин (54-е место) намерен построить новые элеваторы общей мощностью 60 тыс. т зерна. Проекты решено «приземлить» в свияжском межрегиональном мультимодальном логистическом центре и селе Саконы в Алексеевском районе РТ. Это будет первый самостоятельный проект сына погибшего Айрата Хайруллина. На инвестсовете Татарстана он просил земли без торгов и помощь со строительством инженерных сетей. Проект амбициозный, но не лишен рисков: высокая стоимость строительных материалов и низкая стоимость зерна.
«Татспиртпром» в декабре продал пивоваренный завод «Белый Кремль». Ставку на этот рынок делал покойный Ирек Миннахметов, который вложил в проект 5,6 млрд рублей. После его смерти новое руководство «Татспиртпрома» решило, что это непрофильный актив, и с 2021 года пыталось избавиться от него. Иными словами, гендиректор АО «Татспиртпрома» Руслан Максудов с управлением активом просто не справился или не захотел. За это он опускается в топ-100 на пять строк — на 84-е место.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 112
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.