Продуктовый кризис наметился в магазинах Казани из-за рекордных январских снегопадов. Дефицит на полках удалось частично восстановить лишь спустя две недели. Перебои с поставками молока, хлеба и яиц вскрыли немало проблем: у поставщиков старые фуры, ретейлеры не выстроили логистику, магазины быстро не сформировали новые заказы, а частники подняли ценник на расчистку снега. Люди тем временем ажиотажно закупались впрок. О том, как магазины восстанавливают ассортимент, нужны ли столице РТ склады в черте города и не пора ли вспомнить о советском опыте хранилищ, — в материале «БИЗНЕС Online».
Эта зима проверяет на прочность не только дорожников и коммунальные службы Казани, но и ретейлеров. Из-за закрытия федеральных и республиканских трасс в период обильных снегопадов поставки продуктов в торговые сети приостанавливали
Что произошло?
Эта зима проверяет на прочность не только дорожников и коммунальные службы Казани, но и ретейлеров. Из-за закрытия федеральных и республиканских трасс в период обильных снегопадов поставки продуктов в торговые сети приостанавливали. Полки продуктовых магазинов за три дня мгновенно опустели, а люди начали запасаться впрок. Такую картину мы уже видели не так давно, в пандемию коронавируса, когда поставщики въезжали в город по пропускам, а покупатели создавали ажиотаж, сметая продукты в самоизоляцию. Тогда по поручению президента РТ Рустама Минниханова даже создавали штаб по контролю за наличием продуктов первой необходимости в торговых сетях. Минсельхозпрод республики в свою очередь успокаивал: даже если город полностью отрежут от всех поставок, продуктов хватит на два месяца, без паники!
Что же показал этот рекордный снегопад? Загруженность полок в магазинах, по официальным данным, упала до критических показателей в 60%. Хлеб, молоко, овощи и фрукты, яйца — так называемая категория «фреш» стала дефицитной. Магазины крупных сетей, такие как «Пятерочка», «Магнит», «Верный», «Августина», комитету потребрынка Казани пришлось брать на ручной контроль — с ежедневным обходом и фотоотчетом опустевших позиций.
Вот основные проблемы, с которыми столкнулись ретейлеры, дорожники и коммунальщики:
- Поставщики не могли доехать до распределительных центров (РЦ) магазинов из-за перекрытых трасс во время обильного и длительного снегопада. Дороги закрыли 19 января ночью, а открыли только через три дня. Срок годности скоропортящихся товаров в уже загруженных фурах за эти дни истек, и после открытия движения их уже не было смысла везти в магазины.
- Нерасчищенные подъездные пути к РЦ. На уборку снега ушло время, возникла огромная очередь фур, а затем и пробки на разгрузке товаров.
- Задержки прямых поставок в магазины от производителей хлеба и молока — эти категории товаров, как правило, не везут в РЦ, а сразу доставляют на полки.
- 10–11-балльные пробки в городе. К примеру, если раньше фургон с продуктами за день мог объехать пять магазинов, то в экстремальных условиях — один-два рейса. Самих фургонов при этом больше не стало.
- Завалы снега возле магазинов. Водителям пришлось тащить паллеты по сугробам вручную. К расчистке подъездов подключились и городские коммунальные службы — подрядчики отработали 176 заявок от торговых точек. Доставляли хлопот и брошенные авто на местах для заезда фур.
- Ажиотажный спрос у населения (в руки брали по 6–7 единиц хлеба, несколько пачек молока, яиц и т. п.).
- Несвоевременное прибытие фур на места разгрузки вызывало рассинхрон и в действиях персонала магазинов, что также повлияло на дополнительное время разгрузки.
Торговые точки начали приходить в себя лишь спустя неделю после снежных заносов. Да и сейчас местами, особенно в городских поселках, есть недопоставки молочной продукции. Раскупили и бутилированную воду. Видимо, магазины на время отдали приоритет дефицитным и дорогим позициям, места в фургонах для объемных бутылей просто не осталось.
«Ситуация была практически близка к чрезвычайной! — оценивает случившееся в Казани первый зампред Торгово-промышленной палаты (ТПП) РТ Артур Николаев. — Выпавшее количество снега заблокировало дороги, возникли сложности в поставках. Но нужно понимать, что магазины — это конечная точка. Есть еще распределительные центры, места, где происходит переработка сельхозпродукции, сырья. Цепочка довольно сложная. Эта ситуация заставляет задуматься о том, что привычка трудиться в режиме, когда у тебя поставляется все по часам, не всегда работает. У хорошей хозяйки всегда должны быть запасы! Да, это дополнительные складские помещения, траты, но выигрывает тот, кто к этому готов».
Магазины крупных сетей, такие как «Пятерочка», «Магнит», «Верный», «Августина», комитету потребрынка Казани пришлось брать на ручной контроль — с ежедневным обходом и фотоотчетом опустевших позиций
Советский опыт: были талоны, но были резервы и склады
В Казани сегодня около 2 тыс. продовольственных магазинов. Почти половина из них приходится на крупные и мелкие сетевые торговые точки. Все в частных руках. Постоянных продовольственных запасов, как это было до 1991 года, во время плановой экономики, городские власти уже не формируют, рассказали «БИЗНЕС Online» в мэрии Казани. Нет складов с картошкой в подвалах заводов, да и дома не у каждого сейчас по мешку с сахаром. Зачем закупаться на полгода вперед, если магазины буквально во дворе у каждого, а прямо до квартиры курьеры привезут и мясо, и кефир? Похвастать двухнедельными резервами может разве что департамент питания столицы РТ, который кормит школы, детсады и больницы и имеет склады в черте города. Но это прежде всего социальные гарантии, и как по-другому?
В 70–80-е в стране работала продовольственная программа СССР. Один из крупнейших продовольственных складов находился в Куйбышеве (ныне Самара), глубоко под землей хранили тонны мяса и рыбы, а свежие продукты завозились каждые два месяца. Говорят, что в советское время удалось создать огромные продовольственные запасы, которых хватило бы на то, чтобы прокормить 250 млн человек в течение нескольких лет. В Татарстане тоже запасались впрок, в основном на селе. Да и сейчас деревенские магазины в районах еще под крылом Татпотребсоюза. «Раньше я был председателем райкома, там сами водители были заинтересованы в снабжении продуктами. Коллективные хозяйства очень сильно помогали в советское время в завозе продуктов в такое бездорожье в свои населенные пункты, колхозы, садхозы и все остальное», — вспоминает глава Татпотребсоюза Ришат Шаймарданов.
Раскупили и бутилированную воду. Видимо, магазины на время отдали приоритет дефицитным и дорогим позициям, места в фургонах для объемных бутылей просто не осталось
В советское время вокруг Казани были продовольственные склады, они подчинялись министерству торговли — за ними был партийный контроль, отвечал за все это дело областной комитет партии, говорит председатель правления ТПП РТ Шамиль Агеев. «Ежедневная сводка поступления продуктов питания давалась первому секретарю горкома партии Рашиду Мусину. Смотрели, сколько хлебозавод выпустил хлеба, сколько с мясокомбината… Ежедневная сводка была, — вспоминает Агеев. — Распределение осуществлялось по талонам».
Как минимум недельный запас продуктов был и у казанского общепита. Генеральный директор ООО «Ностальгия» (пиццерия на «Черном озере», кафе «Кукан», ресторан «Дворянское гнездо») Равиля Шайдуллина работала в тресте столовых при учебных заведениях. Центральный склад находился на улице Абжалилова, что было удобно и быстро. Но имелись и свои нюансы.
Равиля Шайдуллина: «Дефицит был у нерадивого хозяина, который не смог организовать работу. Они привыкли рассчитывать на готовое, а в советские времена такого не было, поэтому мы закаленное трудностями поколение»
«Те, кто работал в советской торговле, знают, что приходилось находить подход к начальству, выпрашивать качественный товар, а на складе, как правило, были продукты плохого качества, без права выбора. Например, тебе нужен жир, а там только свиной, хотя тебе необходим был говяжий. Выбирать не приходилось! — говорит она. — Сейчас намного легче работать, на рынке продовольствия полное изобилие, поэтому и держать такие склады невыгодно. Как заканчиваются продукты, сразу можно купить и привезти, причем это самое свежее, вкусное».
Говорить о том, что раньше было лучше, не приходится, но с тем, что советские люди готовились к ЧП тщательнее, не поспоришь. В том, что во время снегопада в магазинах исчезли молоко и хлеб, вина владельцев торговых точек, считает Шайдуллина. «У меня тоже закончились мука, мясо, я мобилизовала всех своих родных: кто-то привез пару мешков муки, другие покупали картофель и привозили, кто-то — мясо и так далее. Дефицит был у нерадивого хозяина, который не смог организовать работу. Они привыкли рассчитывать на готовое, а в советские времена такого не было, поэтому мы закаленное трудностями поколение».
В пригороде Казани сейчас 6 распределительных центров, где складируют и хранят продовольственные и непродовольственные товары
Почему захромала логистика?
Самый большой удар пришелся по небольшим магазинам «у дома», которые продают «фреш» день в день. В отличие от крупных гипермаркетов, таких как «Ашан», Metro, «Лента», Selgros или «Перекресток», они просто не имеют больших площадей для хранения, паллетной (вертикальной) системы складирования и собственного производства, например, хлеба и хлебобулочных изделий. Пока небольшие магазины, такие как «Пятерочка» и «Магнит», в течение недели обещали наладить ситуацию с поставками, гипермаркеты, особенно в ТЦ с крытыми парковками, отрапортовали об увеличении продаж: в «Ленте» в эти дни товарооборот и средний чек выросли почти на 20%. «К нам пришли те покупатели, которые не нашли нужную продукцию рядом с домом», — с гордостью заявляют здесь.
Как же формируют запасы ретейлеры? В пригороде Казани сейчас 6 распределительных центров, где складируют и хранят продовольственные и непродовольственные товары. Больше всего мощностей у X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток» и «Чижик») — склады находятся в Новой Туре и Усадах. «Магнит» обосновался в Зеленодольском районе, «Верный» — в Приволжском районе Казани. Свой оптовый склад есть также у Metro.
Как рассказывает один из источников издания в крупном ретейлере, средние запасы товара на одном РЦ составляют от 5 до 14 дней бесперебойного обеспечения магазинов наперед. В торговые сети запас продукции подвозят исходя из срока годности: скоропортящейся — 2–5 дней, овощи, фрукты в среднем от 7 дней, остальные категории товаров — более 25 дней. Скоропортящуюся продукцию завозят ежедневно. Остальную — согласно плановой доставке, раз в два дня по заказу: что больше купили, то и привозят.
«Объемов товара достаточно, и перебои вызваны исключительно форс-мажором с перекрытием трасс и расчисткой подъездных путей, — объясняет один из работников казанского РЦ. — Хоть на два месяца делай запас, смели бы за несколько часов!»
«Мы провели с поставщиками переговоры, касающиеся подвоза некоторых продуктов в магазины без завоза на склады, что позволило усовершенствовать логистику, — рассказали „БИЗНЕС Online“ в „Бахетле“. — Отгрузки совершаются ежедневно, при этом запас нескоропортящихся продуктов рассчитан на 20 дней. Промышленные, импортные и элитные товары отгружаются со складов, товары первой необходимости, скоропортящиеся продукты заказываются и поставляются напрямую в магазины».
В Metro нашему изданию рассказали, что имеют собственную складскую мощность, способную вмещать стоки, покрывающие до четырех месяцев продаж. В январе в период снегопадов запас составлял 55 дней по товарам длительного срока хранения и 14 дней по свежим группам. Товары же первой необходимости с короткими сроками годности, такие как хлеб, молочка, охлажденная птица, поставляются напрямую от локальных поставщиков, в то время как остальная продукция завозится из собственного распределительного центра.
Но вот транспорта в некоторых крупных сетях, чтобы возить больше объемов для быстрого пополнения полок, действительно не хватает, поэтому число рейсов, которые может совершить одна машина, снизилось. Как правило, магазины используют специализированные грузовики — с рефрижераторными (холодильными) установками, и возможности привлечь абы какой дополнительный транспорт в экстремальных условиях не было.
Как рассказывает один из источников издания в крупном ретейлере, средние запасы товара на одном РЦ составляют от 5 до 14 дней бесперебойного обеспечения магазинов наперед
Винят ретейлеры и поставщиков, которые не смогли своевременно доставить продукцию в РЦ.«У местных поставщиков сбоит система, они до сих пор не могут войти в привычный ритм, — говорит источник. — Не хватает машин. Те, кто ездил в снегопады, застревали, буксовали, шлифовали — у кого сцепление сгорело, у кого с движком проблемы, машины встали на ремонт».
Продуктовики помельче привлекают транспорт на контракт, тем самым зависят от исполнителей. Гендиректор группы компаний «Далини» по перевозке грузов и председатель регионального отделения Партии Роста в Татарстане Руслан Нигматулин рассказал, что в момент перекрытия трасс его машины встали в Поволжье и на Урале.
«Ситуация сказалась на сроках доставки. Штрафов от заказчиков, как правило, нет, потому что все понимают — форс-мажор, но от такого не легче. Простой — это прямые убытки, потому что машина зарабатывает, только когда едет. А лизинговые платежи и прочие затраты в период простоя не останавливаются. Более того, расходы выросли. Даже если машина стоит, топливо тратится на обогрев. Мы оплачиваем водителям дополнительные командировочные, питание и прочее. До сих пор есть вопросы с пробками и заторами в городах, трудности на погрузках и разгрузках, потому что сложно подъехать к объектам», — говорит о проблемах перевозчиков Нигматулин.
«Нужно подумать над тем, как действовать в таких ситуациях и как быстрее открывать дороги: как их чистить, кем. Мы же видим, что полгорода еще [в снегу], очень много работы предстоит»
Кроме того, зимой транспортники повышают тарифы. В логистике есть своя электронная «биржа», объясняют в «Далини». «Если предложение машин маленькое, как сейчас, то цена растет. Да, погода повлияла. Перевозчики не выпускают автомобили в рейсы, многие встают на ремонт. И часто грузовладельцы сами повышают цену, лишь бы отправить груз поскорее. Есть категория заказчиков, которая таким образом подсаживает перевозчиков на высокие тарифы и повышает среднюю цену на рынке, — рассказывает гендиректор группы компаний „Далини“. — Кроме того, на рынке труда сохраняется дефицит кадров, у каждой компании в автопарке до 20 процентов машин простаивает из-за отсутствия водителей. Эти автомобили могли бы убавить ажиотаж на рынке, но, поскольку водителей нет, ажиотаж продолжается».
Председатель комитета по грузовым перевозкам и логистике ТПП РТ Сергей Сотников считает, что городу во время «снежного апокалипсиса» помогли продержаться старые запасы. Однако если бы стихия буйствовала недельку-другую, то ситуация явно бы вышла из-под контроля. «Нужно подумать над тем, как действовать в таких ситуациях и как быстрее открывать дороги: как их чистить, кем. Мы же видим, что полгорода еще [в снегу], очень много работы предстоит. Я понимаю, что аномалия, много снега выпало и все прочее, но думаю, что есть дополнительные причины: нехватка техники, ресурсов. По поводу кадров говорят все. Есть кадры, дайте просто денег — и все пойдет!» — отметил собеседник издания. Также вопросы к оперативному выходу техники на уборку и ее количеству: «У нас по большому счету никто не знает, сколько техники есть. Здесь надо специалистов привлекать, проявлять нестандартный ход мысли».
Сами производители «фреша», т. е. молока и хлеба, уверены, что запасов сырья для изготовления продукции хватит на несколько дней, а то и недель, даже если поставки сырья на время приостановят. «На хлебозаводах всегда есть запас сырья, поэтому остановка производства им не грозит», — говорит председатель правления союза хлебопроизводителей РТ Ильдар Никифоров. В дни снегопадов, по его словам, предприятия работали бесперебойно, вся проблема заключалась лишь в том, что продукцию невозможно было довезти до магазинов. «Необходимо, чтобы наши службы, которые отвечают за состояние дорог, были более мобильны, более оснащены, готовы реагировать на эти ситуации, — отметил он в разговоре с „БИЗНЕС Online“. — Другое дело — довозить до прилавка. Мэр Казани говорил, что очень много маленьких погрузочных машин типа „барсиков“ в данной ситуации не сработало. Может, пересмотреть [подход], больше располагать в этой ситуации запасом более мощных средств».
«Если мы столицу РТ возьмем, то здесь Казанский молочный завод, который на 100 процентов может обеспечить город, и Зеленодольский молочный завод рядом. Они вдвоем перерабатывают более тысячи тонн молока в сутки, — отметил эксперт. — Они могут обеспечить [население] даже при автономном режиме, даже если полностью произойдет остановка минимум на недели две точно», — говорит генеральный директор Татмолсоюза Денис Пирогов.
Сыграл свою роль и ажиотажный спрос. Закупка продуктов впрок — это поведенческая реакция на последствия условий форс-мажорной ситуации, объясняет психологию людей завкафедрой маркетинга КФУ профессор Наталья Каленская. В то же время, по ее словам, потребитель стал настолько избалован комфортом и удобством, когда магазины на каждом углу, работают сервисы доставки, что отсутствие некоторых продуктов на полках он воспринимает как трагедию.
«Наши люди избалованы удобством и комфортом, вплоть до того, что в онлайн-магазинах начинают заказывать бутылочку воды 0,5 литра, потому что лень сходить через дорогу в магазин. Люди стали нетерпеливы, мы уже не хотим ждать доставку пиццы, которая идет полчаса, а желаем все за 15 минут, — отмечает она. — Запасы продуктов делают, как правило, люди старшего поколения, 70 плюс, у них генокод советского человека, детство и юношество которого пришлись на эпоху дефицита. Они начинают паниковать, в них сидят детские страхи и фобии. Это из детства. Современное поколение больше боялось свои машины не откопать, пробок и нарушения графика деловых встреч».
По данным комитета потребительского рынка исполкома Казани, за последние пять лет в столице РТ появилось более 250 новых продуктовых магазинов
Магазины плодятся, а чистить снег нечем и некому
По данным комитета потребительского рынка исполкома Казани, за последние пять лет в столице РТ появилось более 250 новых продуктовых магазинов. Параллельно идет и закрытие точек индивидуальных предпринимателей — выдержать конкуренцию с федеральными торговыми сетями они не могут. Однако рост ретейла налицо — строятся новые жилые комплексы, коттеджные поселки, открываются магазины в городских поселках. Тренд на магазины формата «у дома» обрел второе дыхание в пандемию вместе с рынком доставки продуктов и только набирает обороты. Один только новый дискаунтер «Чижик» за год расплодился до 40 точек в Татарстане.
На несвоевременную уборку снега у магазинов повлияли и подскочившие цены на аренду техники и работу водителей. Стоимость часа подрядных организаций выросла в 3 раза
Сетевые магазинчики, как правило, садятся на первые этажи жилых домов. Дискаунтеры и вовсе неприхотливые — открываются не на первой линии у дороги, а во дворах, где аренда дешевле в разы. Обеспечивать подвоз продуктов к таким локациям сложнее — припаркованные авто, узкие проезды, а в снегопад нужна и своя техника. Но ни у одного ретейлера, даже крупного, нет собственного парка техники, чтобы одновременно навести порядок у сотен магазинов. Заключая обычный договор с подрядчиком, он явно рассчитывал на то, чтобы взять на рынке технику в аренду. Но жилищники, дорожники просто смели технику у частников в снегопад, магазины остались не у дел, объясняет один из владельцев автопарка. Поэтому в процесс очистки включились городские службы и управляющие компании. По правилам же благоустройства магазины обязаны очищать территорию вокруг себя сами.
«Бизнес должен закладывать в свои затраты моменты чрезвычайного характера, как сейчас это получилось, — говорит директор управляющей компании „БРИОР+К“ Приволжского района Казани Каусария Матросова. — Сбой на самом деле был. Большие фуры, заезжая во дворы, застревали, образовывали очереди автомобильные. Происходил коллапс. Это не только из-за неубранных домовых территорий. Правильным был бы завоз продуктов в ночное время. Есть и ответственный бизнес, у которых до асфальта убрано всю зиму».
На несвоевременную уборку снега у магазинов повлияли и подскочившие цены на аренду техники и работу водителей. Стоимость часа подрядных организаций выросла в 3 раза, говорит Матросова. «Одна компания предложила нам услуги — 2,6 тысячи за одного работника в бригаде от 10 до 12 человек, и мы нанимали дополнительную рабочую силу в течение дня. Они оказывали помощь нашим дворникам. А дополнительная техника, которую мы нанимаем, сейчас стоит 4 тысячи за час. Золотыми стали и трактористы. На зарплату в 75 тысяч мы не можем найти сотрудника».
Как правило, РЦ занимает 18–40 тыс. кв. м и работает сразу на несколько городов
А может, строить крупные склады с продуктами в черте Казани?
Отдаленность распределительных центров и складов крупнейших ретейлеров от магазинов ряд опрошенных экспертов также считают одной из причин перебоев с завозом продуктов. Вот если бы РЦ были близко, тогда бы вопрос оперативно решился, рассуждают некоторые. Но, чтобы построить такой склад в черте города, нужны большие свободные площади, которые и так в дефиците. Как правило, РЦ занимает 18–40 тыс. кв. м и работает сразу на несколько городов. Так, склад «Пятерочки» в Новой Туре позволяет обрабатывать гигантские 5 тыс. т груза в сутки и обслуживать 1,2 тыс. торговых объектов. Оттуда продукты везут в более чем 100 населенных пунктов Татарстана, а также в соседнюю Удмуртию, Марий Эл и Чувашию. Если все эти фуры будут разъезжать по городу, кому нужны дополнительные пробки?
«С точки зрения логистики склады вне города удобнее, потому что производители могут быстро и надежно доставлять продукцию и уже оттуда развозить мелким транспортом, а не крупными траками, что позволяет охватить максимальное количество торговых точек. Так что все, что делается сегодня, — это реально результат и плод многолетних 10-летних операций по доставкам, — говорит президент консалтинговой компании Agrifood Strategies Альберт Давлеев. — Но есть мировые тенденции — отход от гипермаркетов к супермаркетам, магазинам „у дома“. Такого не было 10 лет назад. Это новые сегменты, которые растут по 20–30 процентов в год. Они требуют новых форматов логистики».
Директор агропромпарка Олег Власов отмечает, что в случае с продуктами питания «запастись впрок» и набить склады не так-то просто. «Если бы речь шла о мебели, бытовых вещах и так далее, естественно, мы могли бы отреагировать, увеличили бы запасы на складах, но у продуктов питания есть сроки хранения. Ими практически невозможно запастись на полгода или квартал. Просто нереально», — подчеркивает он.
Олег Власов: «Если бы речь шла о мебели, бытовых вещах и так далее, естественно, мы могли бы отреагировать, увеличили бы запасы на складах, но у продуктов питания есть сроки хранения»
Во-вторых, добавляет Власов, должны быть складские помещения длительного хранения, до 9 месяцев и больше. Например, они нужны для овощей и фруктов. Такие кладовые отличаются тем, что в них поддерживаются «правильные биологические процессы», определенный уровень влаги и вытяжки.
«В Европе есть склады с возможностью хранения овощной группы (условно говоря, яблок, груш) до 9 месяцев. В России, Татарстане, к сожалению, построить подобные в десятки раз дороже, чем обычный склад. Я даже не знаю, есть ли вообще такие в нашем регионе, — предполагает собеседник газеты. — У нас в агропромпарке для этого обычные холодильные камеры, потому овощи хранятся до месяца».
Молочными продуктами с длительным сроком хранения запасаться тоже не слишком выгодно, добавляет спикер. Причем в первую очередь недоволен будет покупатель. «Есть молоко, которое хранится полгода, оно содержит разные добавочки, увеличивающие срок хранения. Я здесь не критикую ни в коем случае производителя, просто констатирую, — объяснил директор агропромпарка. — Вы завезли такое молоко 1 января на склад в надежде, что это будет резервным запасом на последующий период. Вроде бы все нормально, никаких катаклизмов, и вы решили через полтора месяца это молоко выставить на полки. Покупатель, взглянув на такую бутылку, скажет: „Ничего себе, а что, это молоко 1 января выпущено, а сегодня 5 февраля — и его только начали продавать?“ Он возмутится».
Продукция же глубокой заморозки, такая как мясо и рыба, может храниться в течение года. Но в розничных магазинах ее не делают и реализуют в течение двух-трех месяцев с даты производства, объясняет Давлеев. «Привозится строго заказанная партия, которая должна на определенной торговой точке продаваться в течение двух-трех дней. Причем срок хранения птицеводческой охлажденной продукции устанавливается в среднем от 6 до 14 дней в зависимости от вида упаковки, поэтому смысла держать большой запас розничному оператору нет никакого, а розница строит свой бизнес на продаже максимального количества продуктов на квадратном метре торговой площади, потому она заинтересована в том, чтобы продукт быстрее ротировался. В этой связи говорить о стратегических запасах в магазинах не приходится», — отмечает он.
В Татарстане нет нехватки продукции — республика полностью обеспечивает себя всем необходимым, ответили «БИЗНЕС Online» в минсельхозпроде РТ
«Когда монополизируют рынок, ничего хорошего не случится». Будет ли в стране госретейл?
В Татарстане нет нехватки продукции — республика полностью обеспечивает себя всем необходимым, ответили «БИЗНЕС Online» в минсельхозпроде РТ. Да, есть зависимость Татарстана от импорта — те же макароны более чем на 60% завозятся в республику извне, сетовали недавно на коллегии ведомства, поэтому нужно увеличить глубокую переработку сырья (прежде всего зерна и молока). «Надо больше перерабатывать здесь и создавать добавочную стоимость. Даже молоко уходит в соседние республики, а ведь у нас есть и промплощадки, и холдинги, и базовые вещи мы закрыть можем, — говорит Николаев. — Да, массовых запасов нет. У нас и картошка из Египта и Узбекистана появляется, и иранские овощи… Но переработка и складские помещения у нас есть».
Но если с сельскохозяйственной продукцией и сельскими магазинами все понятно — их практически в ежедневном режиме мониторят минсельхоз и Татпотребсоюз, то что на полках у ретейлеров в период таких катаклизмов? Отслеживает запасы минпромторг РТ. По какой-то причине в ведомстве не смогли ответить на запрос издания о продовольственных запасах. Да и то отслеживают здесь в основном социально значимую продукцию. Выходит, что уповать в случае ЧП приходится лишь на свою бдительность и запасливость.
«Когда к нам заходит торговая сеть, с ними должен быть разговор: „У вас должен быть 10-дневный запас по ключевым продуктам“», — рассуждает заместитель председателя комитета Госсовета РТ по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике Тахир Хадеев. Он призывает не относиться к аномальной погоде как к чрезвычайной ситуации, но снежный коллапс, по его словам, показал, насколько система готова. «Здесь каждый — и коммунальные службы, и главы городов, районов — делает сейчас свои выводы, — сказал спикер. — Данная ситуация также стала сигналом о том, что необходимо работать со своими, татарстанскими производителями».
Министерство промышленности и торговли РФ на днях заявило о намерении проработать вопрос создания в России государственного ретейлера или иных дополнительных каналов дистрибуции товаров, чтобы госкомпания могла конкурировать с ведущими участниками рынка, а также способствовать продвижению отечественных товаров, в том числе на полки магазинов. В Татмолсоюзе считают, что госучастие в этой части позволит регулировать наценки на продукты питания и заставит немного подзатянуть пояса коммерсантов.
«Когда монополизируют рынок, ничего хорошего не случается, поэтому хорошо, когда появляется альтернатива, тем более государственная, которая может реагировать на экстренные ситуации конкурентными возможностями», — отмечает глава союза хлебопроизводителей РТ.
Однако государственный ретейл во время снегопадов будет работать точно так же, как любая коммерческая организация, и еще неизвестно, кто эффективнее, говорит Давлеев, потому что любой коммерческой структуре невыгодно терять деньги и она сделает максимум возможного для снижения рисков либо ликвидации последствий как можно быстрее.
«Что касается государственного управления, буду говорить о секторе животноводства. Могу точно сказать, что госуправление не оправдало себя нигде. То же самое „Черкизово“ или „Гапресурс“, которые производят под миллион тонн мяса птицы... Они потихонечку выкупали те самые обанкротившиеся предприятия, которые конвертировали в частный бизнес. Я не говорю, что это не случится или не будет работать, у нас есть опыт государственных компаний в тяжелой промышленности, нефтегазовой… Но что касается именно розницы, надо посмотреть, на каких принципах она будет создана, насколько станет зависеть от государственного финансирования, не будет ли такое финансирование способом выживаемости этой компании», — сомневается президент консалтинговой компании Agrifood Strategies.
Государство вряд ли сможет соревноваться с бизнесом, считает и гендиректор A-Development Мурат Ахмеров. В пример он приводит «Почту России», которая неэффективна, но все равно существует. «С точки зрения стратегических продуктовых запасов, складов госретейл — это хорошо, но с точки зрения бизнеса нужно ли иметь государственные магазины — для меня большой вопрос, — говорит эксперт. — Мы все помним Советский Союз, из-за чего он развалился, имелся однородный продуктовый набор, он был скуден или вообще его не было. Да, что-то нужно держать — как ядерное оружие — в руках государства, а что-то надо держать в руках бизнеса. Лично мне эта затея кажется не очень эффективной».
В минсельхозе РТ вопрос издания об идее создания госретейла оставили без комментариев, а вот ретейлу посоветовали организовывать поставки продукции с запасом на несколько дней и делать акцент на продукцию с большим сроком хранения (например ультрапастеризованное молоко).
«Конечно, необходимо работать в направлении недопущения ажиотажа», — отмечают в ведомстве.
***
Сами ретейлеры, по данным издания, уже провели работу над ошибками: планируют увеличить имеющийся в магазинах запас товаров с длительным сроком годности, а также создать резервный парк автотранспорта, чтобы перебрасывать его между регионами в зависимости от потребности в увеличении поставок. Кроме того, здесь предлагают рассмотреть вопрос о проезде логистического транспорта в периоды перекрытия трасс, чтобы бесперебойно обеспечивать магазины товарами первой необходимости. Такой же позиции придерживаются и в мэрии Казани — чтобы сотрудники ГИБДД пропускали машины в город в случае закрытия трасс и сопровождали большегрузные автомобили с продуктами из распределительных центров ретейлеров. Что ж, посмотрим, какие еще уроки преподнесет нам погода и окажутся ли они выученными.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 225
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.