«Есть несколько версий, как возникла культура изготовления кисломолочных продуктов. Одна из них полагает, что для хранения молока использовали кожаный бурдюк, в котором якобы случайно сохранились внутренности желудка теленка», — говорит ведущий научный сотрудник Института истории им. Марджани Искандер Измайлов. В своем новом блоге автор «БИЗНЕС Online» рассказал, почему татары сумели сохранить в национальной кухне и пищевых предпочтениях старые традиции, как карачаевский князь похитил технолога и в знак раскаяния передал секрет закваски кефира и кто называл кумыс «вином татар».
Молоко и катык — отрада для сердца.
Татарская поговорка
Искандер Измайлов
Молоко позволило человеку освоить ледовые тундры Евразии
Молоко при всей своей, казалось бы, важности и незаменимости для человечества в чистом виде для большинства людей Земли после 5–10 лет (речь о возрасте) очень неполезно и даже вредно, о чем частенько говорят новомодные нутрициологи, телеврачи и т. д. Но как же тогда молочная кухня, которая есть практически у всех народов? Исключение — народы Южного Китая, Индокитая, Полинезии, аборигены Северной Америки и некоторые другие. Дело в том, что люди, производя молоко, часто употребляют не сам напиток, а продукты, полученные от его переработки. В натуральном виде молоко — это довольно скоропортящийся продукт. Такая особенность, с другой стороны, открывает необъятные возможности для производства различных продуктов питания.
Чем полезны для нашего организма продукты брожения и скисания молока? Если не вдаваться в сложные химические процессы, подчеркну одну важную причину необходимости потребления различных кисломолочных продуктов: они являются питательной средой для развития разнообразных бактерий, способствующих расщеплению белков и углеводов, для того чтобы клетки желудка могли впитать необходимые организму химические вещества. Проще говоря, кисломолочка позволяет быстрее и активнее переваривать белок, поскольку содержат пробиотики.
К примеру, мясо усваивается лучше, если его есть вместе с различными травами, кореньями, ягодами — это своеобразные ферменты (энзимы), помогающие процессу пищеварения. Наиболее ярким видом такого продукта является пеммикан (на языке индейцев кри «пими-окан» — «род жира») жителей тундры и североамериканских индейцев. Это мясной пищевой концентрат, включающий мелконарезанное сушеное или вяленое мясо, измельченные сушеные ягоды, коренья, травы. Иногда тундровые оленеводы на зиму заготавливали его в виде строганины.
Это небольшой по объему продукт, но очень калорийный и питательный, сбалансированный наличием мяса и клетчатки, а также северных ягод, отличающихся высокой концентрацией фруктозы, что способствовало его быстрому перевариванию. Он позволил человеку в период верхнего палеолита освоить ледовые тундры Евразии, а по мере отступления ледника — территории вплоть до Крайнего Севера.
Но у скотоводов степей Евразии был свой путь развития и собственный рацион питания, который основывался на белковой пище, клетчатке, а также на продуктах переработки молока. Основу составляли кисломолочные продукты, которые делятся на два вида: молочнокислого брожения — творог, сметана, простокваша, варенец, йогурт, некоторые сыры; смешанного брожения — кефир, кумыс, курунга, шубат и др.
В первых бактерии расщепляют молочный сахар с образованием молочной кислоты, а вторые наряду с ней образуют также спирт. Все они по содержанию белков и жиров не уступают простому молоку, но улучшают усваиваемость и обогащают организм пробиотиками. Некоторые виды этих продуктов — творог, сыр и т. д., а при определенных условиях масло — имеют длительный срок хранения.
Отмечу, что молоко у степных скотоводов начиная с позднего бронзового века (середина II тысячелетия до н. э.) было нескольких видов: коровье, кобылье, овечье, козье, верблюжье. Наиболее распространенное среди них — коровье и кобылье.
Использование того или иного вида напитка для производства различных продуктов не имеет для нас принципиального значения. Ясно, что выбор диктовался экологическими причинами, местными особенностями и традициями. Немаловажным было и наличие заквасок. Сама эта традиция при внимательном изучении будет иметь важнейшее значение для выявления этнических различий и контактов. Сейчас, когда местные закваски вытесняются промышленно выращенными, данная тема приобретает огромное значение, поскольку генетические цепочки биомассы брожения имели явные региональные особенности, отражающие этнические связи и контакты.
Сыр и творог — самые древние кисломолочные продукты
Есть несколько версий, как возникла культура изготовления кисломолочных продуктов. По одной из них, для хранения молока использовали кожаный бурдюк, в котором якобы случайно сохранились внутренности желудка теленка. Этот бурдюк взяли в дальнюю поездку, он трясся в дороге и взбалтывался, а по приезде в нем обнаружился продукт типа творога или сыра.
Думаю, все было прозаичнее, но факт применения закваски из ферментов, полученных из желудка теленка, — это вполне осознанная практика использования сычуга (часть желудка, насыщенного ренином — пищеварительным ферментом), который был распространен в Евразии от эпохи бронзы до современности. Именно творог и сыр, скорее всего, стали самыми древними кисломолочными продуктами.
Около IV тысячелетия до н. э. в древних поселениях Анатолии (Турция), Польши и Швейцарии были обнаружены следы их производства в виде глиняных емкостей с отверстиями для сцеживания сыворотки. Примерно в это же время на одной из шумерских глиняных табличек сохранился отчет некоего хозяйства о повышении поголовья скота и увеличении производства масла и сыра. Причем на этих табличках упоминаются различные виды сыра. Так, в описании пира бога Энлиля среди других яств указаны «большие сыры горчичные, сыры малые ароматные, изделия из молока — круглые, печеные, квашеные…». Изготовление сыров с использованием сычуга описано даже Аристотелем в труде «История животных».
В Южной Европе, где была проблема регулярного получения сычуга, использовали альтернативные варианты. Один из них описан еще в знаменитом римском трактате Марка Теренция Варрона (116–27 годы до н. э.) о сельском хозяйстве, где предлагается использовать в качестве закваски млечный сок фигового дерева и уксус. Другие народы Европы в Средневековье тоже использовали, помимо обычного сычуга, разнообразные весенние травы, дававшие сырам различный вкус, запах и плотность. От них ведут свое происхождение самые знаменитые сорта сыра Италии, Швейцарии и Британии.
Народы Европы в Средневековье тоже использовали, помимо обычного сычуга, разнообразные весенние травы, дававшие сырам различный вкус, запах и плотность. От них ведут свое происхождение самые знаменитые сорта сыра Италии, Швейцарии и Британии
«Всех рабов скифы ослепляют ради молока, которое пьют…»
Татары и их тюркские предки, которые много веков были скотоводами, а позднее практиковали смешанное хозяйство, тем не менее сохранили в национальной кухне и пищевых предпочтениях более ранние традиции. Фундаментом было скотоводческое хозяйство, основанное на разведении крупного рогатого скота, овец и коз, а главное, лошадей. Нет нужды описывать всех кочевников в разные периоды истории и разных областях степной Евразии, достаточно указать на скифов.
Античные авторы писали, что для скифов было характерно именно кобылье молоко, в отличие от Греции, где его использование было экзотикой. Эта традиция началась, возможно, еще с Гомера, который в «Илиаде» упоминал неких «гиппомолгов» («доителей кобылиц»), живших в Подунавье, — «дивных мужей… питавшихся только млеком, справедливейших смертных» (перевод Николая Гнедича).
Пристальное внимание к кобыльему молоку объясняется, возможно, и тем, что оно считалось сакральным, т. к. лошади у скифов, а позднее у тюрко-монгольских кочевников считались проводниками, которые возникали из глубин моря и могли возноситься в небо при быстром галопе.
Именно из кобыльего молока скифы готовили священный напиток. Вот как описывает этот процесс историк Геродот, побывавший в Причерноморье и собиравший рассказы о нравах народа: «Всех рабов скифы ослепляют ради молока, которое пьют… Как только надоят молока, его разливают в деревянные сосуды и, разместив вокруг сосудов слепых, взбивают молоко. Ту часть молока, которая поднимается наверх, снимают черпаком. Его считают более ценным, а молоко, осевшее вниз, считают худшим. Ради этого скифы ослепляют любого, кого возьмут в плен». Понятно, что это пересказ каких-то слухов, но суть ясна: какой-то напиток типа кумыса производился и потреблялся в степях Евразии еще в скифское время.
Такая традиция сохранялась и в более позднее время. Различные тюрко-монгольские народы также имели многочисленные стада лошадей, овец, крупного рогатого скота и верблюдов. Они являлись источниками мяса и молока. Вот что писал папский посол Джованни де Плано Карпини, побывавший в Монголии во второй половине XIII века, о татарах (т. е. о тюрко-монгольских жителях империи): «Кобылье молоко, если оно у них есть, они пьют в огромном количестве, пьют также овечье, коровье и верблюжье молоко». Примерно в то же время китайский автор «Полного описания монголо-татар» писал, что они «для утоления голода и жажды пьют только кобылье молоко».
А посол французского короля к великому хану (1253–1255 годы) Гильом де Рубрук посвятил целую главу своего описания «татар» и различным их продуктам, в частности кумысу. Но более всего его восхитил сухой кисломолочный продукт, использовавшийся в походе: «Из коровьего молока они сперва извлекают масло, кипятят до полного сварения, а потом прячут в кожах баранов, которых для этого сберегают. Остальному молоку, которое остается после масла, они дают киснуть (насколько только можно сильнее) и кипятят его; от кипения оно свертывается. Это свернувшееся молоко сушат на солнце, и оно становится твердым, как выгарки железа; его они прячут в мешки на зиму. В зимнее время, когда у них не хватает молока, они кладут в бурдюк это кислое и свернувшееся молоко, которое называют „гриут“, наливают сверху теплой воды и сильно трясут его, пока оно не распустится в воде, которая делается от этого вся кислая; эту воду они пьют вместо молока».
Это точное краткое описание одного из древнейших продуктов степной Евразии, который распространен у многих народов, но неизвестен в Западной Европе. У разных народов он называется по-разному: у монголов — ааурул, у тюрков — курт, корот, горт. У татар — кырт (корт). Все они восходят к древнетюркскому кыры — «сухой». Кырт готовят из овечьего, козьего или коровьего молока. В Монголии и Казахстане — из кобыльего, а в некоторых районах Средней Азии — из верблюжьего.
Как делали «татарский сыр»
Обычно молоко сквашивают и делают катык. Затем помещают в тканевый мешочек и подвешивают на несколько дней для сцеживания сыворотки. В результате получается сузьма, в которую по вкусу добавляют соль и перец. Из полученной массы скатывают шарики величиной с грецкий орех и несколько дней сушат на солнце до твердого состояния, накрыв марлей.
Академик Иван Лепехин, обследовавший степные района Заволжья в конце XVIII века, так описывал изготовление кырта — «татарского сыра»: «Выжимают сыр сперва руками, потом кладут в холщовый рукав и давят оный между двумя досками, сколько есть мочи. После накладывают на верхнюю доску каменье и оставляют под сим гнетам суток на двое и более. Вынув из рукава, валяют в небольшие комы с солью и, сваляв, засушивают на начовках так крепко, что он наподобие камня становится. Такой крут, или сыр, употребляют они только в дальней езде». То есть технология производства кырта у татар в недалеком прошлом была такой же, как в Монголии или в Средней Азии. С древности до этнографической современности.
Однако урбанизация внесла изменения в традиционные способы изготовления и использование кырта, поэтому нынешний продукт по виду не очень напоминает вышеописанный. Сейчас у татар его делают из коровьего (лучше деревенского) молока. Берут кастрюлю (лучше чугунок) с толстым дном и наливают в нее молоко. Доводят до кипения, вливают катык или ряженку, из-за чего образуется творог цвета топленого молока. Затем на медленном огне размешивают, пока не выкипит вся вода. После подсушивают на противне в духовке на медленном огне. Кырт должен получиться сухим, состоящим из пористо-губчатых крупинок коричневого цвета, сладковато-кисловатым на вкус. Хорошо просушенный кырт хранится довольно долго, а используют его по мере необходимости как приправу и добавку для различных блюд.
Таковыми были у татар и другие сорта творога, которые ведут свое происхождение с глубокой древности. Это уже упомянутая сузьма, которую делали из катыка, завернув в ткань для стекания сыворотки, и эремчек, получаемый путем кипячения снятого молока с добавлением закваски и нового кипячения до полного свертывания. Полученная масса процеживалась, в результате чего получался творог желтоватого или коричневатого цвета, который использовался как начинка для печеных блюд или подавался к столу с медом.
Одним словом, сыры и творог (кырт) — это продукты питательные, полезные и абсолютно универсальные
Кочевники ели кырт с мясом, хлебом и даже вином
Важно подчеркнуть, что сыры, творог и кырт являются не просто обычной едой, а часто сакральной, праздничной у всех кочевников, включая тех, что сейчас ведут оседлый образ жизни. Почему? Традиции питания длительнее и более консервативны, чем другие обычаи.
Например, у монголов Новый год именуется Цагаан сар (Белый месяц) — это и сам праздник, и первый месяц (февраль) года, который открывает весну. По мнению некоторых этнографов, название восходит к слову «цагаа» («творог») и объясняется тем, что в этот праздник ели остатки творога и других кисломолочных продуктов, поскольку свежего молока в такое время не бывает. Как бы то ни было, в этот месяц праздновали начало весны и нового года, в которых молочные продукты играли важную роль.
У татар эта традиция сохранилась в использовании кырта в традиционных праздничных национальных кушаньях: губадия, или кортлы-май, — десерт из сваренного кырта с медом, который после охлаждения поливали маслом, укладывали в чашечки и украшали орехами и сухофруктами.
Сыр и твердый творог (кырт) являются готовыми для употребления продуктами, причем длительного хранения. Они могут подаваться к столу как самостоятельное блюдо и как часть любого другого. Кочевники в походе, а также во время весенней бескормицы могли питаться только ими. Очень хорошо сочетаются с мясом, хлебом, маслом и даже с вином.
В степной культуре они являются и сладкими блюдами. Например, в Монголии кырт часто едят в качестве десерта вместе с медом или ягодным вареньем. При этом сыры степной Евразии зачастую соленые, что делает их приправой к пресному бульону и мясу, особенно вместе с пресной лепешкой. Одним словом, сыры и творог (кырт) — это продукт питательный, полезный и абсолютно универсальный.
Скорее всего, настоящие овечьи или коровьи сыры кочевники делали не так много и не так регулярно. Напоминали они не европейские образцы, а домашние мягкие сыры народов Северного Кавказа. Сейчас их зарегистрированная марка — адыгейский сыр, но в реальности в домашних условия их делали все народы этого региона.
Молодые сыры, только что изготовленные, помещают для хранения в бочки с крутым соленым раствором, чтобы не дать им испортиться. В результате они становятся очень солеными. Такие сыры универсальны для всего Кавказа и Ближнего Востока и известны из описания кухни арабских халифов Багдада IX–X веков. По многим причинам данная продукция не была распространена у степных кочевников. Интересно, что адыгейский сыр мягкий, обладает кисломолочным вкусом, нежной структурой, относится к группе сыров без созревания и в этом отношении родственен таким сырам, как брынза, фета, моцарелла, рикотта, маскарпоне, но, в отличие от них, проходит пастеризацию при высокой температуре. Впервые этот сыр появился в продаже в 1980 году на московской Олимпиаде.
Айран прекрасно утолял жажду во время летнего зноя
Болгарская бактерия и татарский айран
Нетрудно заметить, что исходным продуктом для всех этих блюд был катык. По данным этимологического словаря русского языка Макса Фасмера, слово заимствовано из тюркских языков и означает «застывший».
Данный продукт хоть и называется кисломолочным, но очень специфичный. Например, от простокваши отличается тем, что готовится из кипяченого молока, а у татар часто из топленого, потому готовый напиток получается более густым по консистенции, а закваской для него является так называемая болгарская палочка. Эта бактерия ферментирует молочнокислые бактерии, повышая содержание молочной кислоты, что позволяет лучше переваривать углеводы, а также является природным пробиотиком. Кстати, то, что она была выявлена в Болгарии, неудивительно, поскольку страна была самым тесным образом связана с кочевым миром.
Палочковидную бактерию при изучении болгарского айрана выявил студент-медик Стамен Григоров в 1905 году, который назвал ее lactobacillus bulgaricus в честь Болгарии. Главным ее популяризатором был Илья Мечников (1845–1916 годы) — биолог, иммунолог и лауреат Нобелевской премии, работавший в парижском Институте Пастера. Он всю жизнь ежедневно употреблял кисломолочные продукты на основе этой бактерии, считая, что именно ее уникальные свойства тормозят гнилостные процессы в кишечнике, благодаря чему увеличивается продолжительность жизни человека.
Доказано, что регулярное употребление натурального йогурта способствует очищению организма от патогенной микрофлоры, избавлению от шлаков и токсинов, а налаженная работа желудочно-кишечного тракта положительно влияет на иммунитет человека в целом. Наличие полезных бактерий в кишечнике позволяет отсрочить процесс старения, тогда как их отсутствие является главной причиной атеросклероза.
Именно на основе lactobacillus bulgaricus в Европе началось производство йогуртов (по-болгарски «югурт»). Правда, в самой Болгарии йогурт — это кислое сквашенное молоко, сделанное с помощью закваски. Т. е. это тот же самый катык, но под своим региональным названием. Кроме того, данная бактерия играет решающую роль в созревании некоторых сыров, таких как пармезан, качотта и др.
У татар из катыка, разведенного водой, изготавливали айран. Люди, отправляясь на полевые работы, брали с собой ведерко (әбәт-чиләге) с катыком и уже на месте разбавляли его ключевой водой в большой чаше. Айран прекрасно утолял жажду во время летнего зноя.
Кумыс — «вино татар»
Выше уже говорилось, что древнейшим напитком степных скотоводов был кумыс. Указания на этот счет Гомера и Геродота очень важны, но, по данным археологии, если судить по памятникам эпохи медного века (энеолита) в горах Тянь-Шаня, оказывается, что он значительно древнее. Фактически его стали изготавливать сразу после приручения лошади. Позже китайские, европейские и персидские источники связывают этот напиток с культурой тюрко-монгольских и других евразийских народов от Балкан до Якутии.
Кумыс (тюркское «кымыз» — буквально означает «квашеное кобылье молоко», по-монгольски «айраг») — кисломолочный напиток, изготавливаемый из молока кобылиц в результате молочнокислого и спиртового брожения (действие болгарской палочки и дрожжей). Заквашивают его в свежем, а не в кипяченом виде.
Наилучшей закваской считается небольшое количество старого кумыса, сохранившегося с прошлого сезона в замороженном или жидком состоянии. Раньше напиток хранили в больших кожаных бурдюках, сшитых из цельных бычьих шкур вместимостью от 50 до 150 литров. Время брожения зависит от консистенции и регулярности взбалтывании (обычно 3–5 суток).
Кумыс — кисломолочный напиток, изготавливаемый из молока кобылиц в результате молочнокислого и спиртового брожения
Самый вкусный кумыс в Монголии считается произведенным в Булганском аймаке — благодаря местным травам и особой закваске. Напиток пенный, беловатого цвета, вкус кисловато-сладкий. Делают кумыс слабым (содержит до 1% спирта), средним (до 1,5%) и крепким (до 3%). Крепость зависит от срока выдержки — от 1 до 7 и более суток.
Данный напиток легко усваивается организмом, активизирует обмен веществ, улучшает пищеварение, предотвращает цингу, обладает общей антибиотической активностью, воздействуя на возбудителей некоторых легочных и желудочно-кишечных болезней (например, туберкулез, брюшной тиф и др.). В этом смысле интересно, что у народов, употреблявших его, не было эпидемий туберкулеза и цинги, зато ими тут же заболевали те, кто едва прекращал пить кумыс.
Лечебные свойства напитка одним из первых описал в медицине великий медик Абу-Али ибн Сина. В европейской науке впервые о свойствах кумыса в 1788 году написал шотландский врач Джон Грив, состоявший на службе в русской армии. Его статья называлась «Сообщение о методе изготовления вина, называемого татарами „кумыс“, с данными наблюдений о его применении в медицине».
Кочевники готовили сливки путем отстаивания молока
Научная разработка метода кумысолечения связана с именем русского врача Нестора Постникова, организовавшего в 1858 году санаторий близ Самары, где лечили от страшного в то время недуга — чахотки (туберкулеза легких). Именно ее отправился лечить в Троицк Габдулла Тукай, по пути заехав в Уфу.
Он писал о столице Башкирии, что в городе на каждом углу молочные магазины, охраняющие здоровье народа. Но позднее в письме друзьям отзывался уже без воодушевления: «Кумыс продается только в одном месте. Публика тут же все выпивает. Но все-таки мне удается достать одну-две бутылки». Затем Тукай уехал в степь, где восторженно писал: «Вот она — степь… Сухой степной воздух. Молоко. Сливки. Только что созревший молодой кумыс. Свежая убоина. Все просто, естественно, бесхитростно». К сожалению, великому поэту это лечение уже не помогло.
Если европейская медицина в конце XVIII века еще только открывала для себя лечебные свойства кумыса, то для степных скотоводов подобное не было секретом, т. к. с древности напиток использовался в народной медицине. Они на многовековом опыте знали, как кумыс (особенно полученный после первой дойки) восстанавливает силы организма, ослабленного полуголодной зимой.
Этот напиток играл в культуре кочевников Центральной Азии особую роль. Когда-то ему был посвящен праздник первого кумыса в середине лета. Отмечая его, монголы наливали напиток в глубокое блюдо по типу супницы и ставили в центр стола. Оттуда разливали в чашу, которую передавали гостю. Кумыс наряду с молоком считается эталоном белизны, чистоты, счастья и носителем благодати. Таковые представления были у многих народов Евразии.
Помимо этих продуктов, все кочевники готовили сливки путем отстаивания молока. Из них при известном достатке производили каймак — густые сливки (по консистенции что-то между сметаной и сливочным маслом). Из них татары делали топленые сливки (пешкән каймак). В качестве лакомства иногда свежие сливки кипятили в печи в горшке, дожидались, когда запечется пенка, а затем ставили в погреб. Отстаивали несколько дней и подавали к столу с медом и сладостями к чаю.
Промышленное производство сыров началось в конце 1930-х
Разумеется, описание истории всех молочных продуктов требует гораздо больше внимания и времени, но уже сейчас ясно, что молочная кухня и ее блюда у татар неразрывно связывают их с другими степными скотоводческими народами степей Евразии. Даже то, что предки татар на протяжении веков начиная с VIII столетия вели оседло-земледельческий образ жизни, несильно изменило их вкусы и пищевые пристрастия.
В этом смысле можно сравнить их с молочной кухней восточных славян, которая фактически отсутствовала. Из молока они обычно делали (да и то в зажиточных домах) сметану и масло. Никаких кисломолочных продуктов, за исключением окраинных регионов, которые взаимодействовали со степными жителями, не готовили. Причиной был запрет на использование внутренностей телят для сычуга, нарушение которого могло повлечь еще в XVI–XVII века суровое наказание.
О состоянии дел в скотоводстве сохранилось известие немецкого ученого и путешественника, проводившего по приказу Екатерины II во второй половине XVIII века описание территории Российской империи о состоянии скотоводства в центральных губерниях: «Рогатая скотина не крупна… Коровы дают немного молока, и то жидкого». Особо он отмечал, что овец мало и их «нигде почти не доят, кроме весьма немногих мест в России». Козье молоко считается целебным, но употребляют его только в свежем виде.
Никаких кисломолочных продуктов до середины XIX века в России не изготавливалось. Только в пореформенное время крупные хозяйства освоили производство мягких сыров, которые поставляли в рестораны Санкт-Петербурга и Москвы, а некоторое количество чеддеров даже продавали в Англию.
Промышленное производство сыров типа «Советского» начинается только в конце 1930-х после закупки оборудования в США. На Вологодчине в то же время освоили производство масла, часть которого также шла на экспорт. Все это, однако, никак не влияло на народную русскую кухню. Писатель Евгений Замятин в записных книжках в начале XX века описывал случай, когда мужики жаловались ему на местного агронома: «Барин хороший, а только мылом угощал». И ели они эту «гаведню» («мерзость»), чтобы не обидеть «барина». Оказалось, что агроном пытался приучить мужиков не выливать молоко во время поста, а делать из него сыр, но напрасно.
Любовь, похищение и кефир в Советском Союзе
Еще есть замечательная история, как в России началось производство кефира. Весной 1908 года Всероссийское общество врачей, ознакомившись со статьями Мечникова и проникшись его идеями, обратилось к одному из крупнейших производителей молока того времени Николаю Баландову с просьбой начать производство кефира в Москве. В ответ он командировал в Кисловодск молодого технолога Ирину Макарову, которая к этому времени окончила женскую школу молочного хозяйства (были в то время в стране такие школы) и прекрасно разбиралась в молочном производстве.
На сыроварни Баландова в Кисловодск сырье поставлял карачаевский князь Бек-Мурза Байчоров, которому Макарова повезла письма с просьбой передать ей некое количество кефирной закваски. Далее начинается романтически-детективная история: у горского князя вспыхнула любовь к девушке, каждое утро он присылал ей в номер гостиницы букет свежих благоухающих роз. Затем, как в кино, последовало ночное похищение, погоня с перестрелкой и, наконец, счастливый финал — раскаявшийся князь, чтобы загладить вину, передал Макаровой необходимое количество закваски. Сама она много лет спустя писала: «Мы с Бек-Мурзой оставили миру большое оздоровительно-миллионное наследство».
Понятно, что было в Кисловодске, останется в Кисловодске. Но миссия увенчалась успехом, закваска была получена. В итоге скандальная и романтическая история только способствовала продвижению продукта на рынке, хотя объемы производства были невелики.
На рубеже XIX–XX веков русская общественность пыталась внедрить в быт населения новые стандарты питания, в которых кисломолочные продукты играли бы значительную роль, но труды энтузиастов не увенчались успехом. Распространение кисломолочка получила только в крупных городах.
Подъем интереса к данным продуктам связан уже с другой эпохой — резкой урбанизацией во второй половине XX века, совпавшей с советской эпохой. Советский Союз изменил стандарты жизни и питания, внеся в народную кухню свои коррективы. Сейчас трудно объяснить людям, что еще 100 лет назад население считало сыр сортом мыла, а кефир был экзотическим кавказским продуктом.
Мнение авторов блогов не обязательно отражает точку зрения редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 79
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.