«Мастер-план — это некая основа для дальнейшей градостроительной политики», — говорил первый заместитель директора Института пространственного планирования РТ Максим Викулин о подготовленном видении, этапах развития Казанской агломерации до 2050 года. Например, для начала предлагают построить и реконструировать 91 км автодорог. Но главную ставку разработчики делают на общественный транспорт, которым в 2050-м будут пользоваться 57% жителей агломерации, а личными автомобилями — оставшиеся 43%. Работа над мастер-планом продолжается, но эксперты уже видят в работе хороший задел. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Возглавляемый Олегом Григорьевым Институт пространственного планирования Татарстана впервые показал мастер-план Казанской агломерации до 2050 года
Мастер-план: три сценария, особенности, нестыковки
Возглавляемый Олегом Григорьевым Институт пространственного планирования Татарстана впервые показал мастер-план Казанской агломерации до 2050 года. Над проектом работали год, и его вот-вот представят президенту РТ Рустаму Минниханову. В июле документ станет главной темой предстоящего форума «Ребус: агломерации-миллионники», который пройдет в «Казань Экспо» с участием 1,5 тыс. специалистов. Презентация проекта прошла в Доме приемов ASG — группа компаний подготовит к форуму книгу по развитию Казанской агломерации с участием широкого круга экспертов.
«Документ на стадии рассмотрения в органах исполнительной власти, ведомствах, районах, — сообщил первый заместитель директора Института пространственного планирования РТ Максим Викулин. — Уточняем те или иные решения и в ближайшее время планируем завершить работу над документом».
Мастер-план охватывает территорию Казани, Зеленодольского, Верхнеуслонского, Высокогорского, Лаишевского и Пестречинского районов. Для агломерации заложили три демографических сценария развития:
- Высокий. Коэффициент рождаемости должен увеличиться с 1,6 до 1,94, продолжительность жизни — с 74,5 до 85,5 года, а миграционный прирост — до 18,5 тыс. человек. Число жителей агломерации составит 2,2 млн человек.
- Средний. Развитие в соответствии с наблюдаемыми демографическими тенденциями с улучшением показателей рождаемости, снижением уровня смертности и миграции. Миграционная привлекательность будет расти для внутренних и внешних мигрантов. Число жителей — 1,9 млн человек.
- Низкий. Предполагает снижение показателей рождаемости и преимущественно международной миграции. Сценарий с нулевой нетто-миграцией предполагает развитие территории в условиях, когда изменение численности населения происходит исключительно за счет естественного воспроизводства населения. Число жителей — 1,5 млн человек.
Число жителей Казанской агломерации, по данным сотовых операторов, ниже статистических на 187,5 тыс. человек и составляет 1,69 млн человек
Исследователи обнаружили, что число жителей Казани, по сотовым данным, меньше статистических на 157 тыс. человек и составляет не 1,3 млн человек, а 1,1 млн человек. Значения получили путем усреднения данных за 12 месяцев 2022 года. Число жителей Казанской агломерации, по данным сотовых операторов, ниже статистических на 187,5 тыс. человек и составляет 1,69 млн человек.
У подготовленного мастер-плана выделяют две особенности:
- Комплексность. Документ находится на стыке отраслей и призван решить как вопросы территориального, так и социально-экономического планирования. Пока есть проблема разрыва между целевыми показателями социально-экономических стратегий развития и генеральными планами городов и районов. «Задача — собрать все требования, целевые установки, задачи, определить первоочередные мероприятия в рамках общего проекта», — говорил Викулин.
- Непрерывность процесса управления территорией, мониторинг принимаемых решений в Казани и на прилегающих территориях. Институт продолжит работу по ревизии, актуализации градостроительной документации — генеральных планов, правил землепользования и застройки.
«Мастер-план — это некая основа для дальнейшей градостроительной политики, — сказал Викулин. — Важный управленческий момент — объединить, скоординировать усилия города, увязать проблемы и задачи с теми, которые есть в прилегающих районах. Воспринимаем агломерацию как единый, живой, динамичный организм».
Главные проблемы Казанской агломерации связаны с перегрузом дорог и социальной инфраструктуры
Первый этап строительства дорог, балансовые модели
Документ затрагивает следующие направления развития:
- застройка;
- экономика;
- транспорт;
- социальная инфраструктура;
- инженерная инфраструктура;
- экология и туризм.
Математики уже подготовили градостроительно-балансовые модели, которые поверх транспортной модели позволяют оптимизировать размещение жителей и рабочих мест — жилого и нежилого фонда. Расчет сделали как для агломерации, так и для городов и районов по отдельности.
Главные проблемы Казанской агломерации связаны с перегрузом дорог и социальной инфраструктуры. Так, строительство дорог до 2050 года поделят на этапы. В первом — 8 дорог длиной 91,6 км, перечислим по порядку:
- Реконструкция отрезка Атабаевской трассы от границы села Столбище до развязки с платной трассой М12 «Восток». Длина — 6 км, 6 полос, одна развязка.
- Новая дорога от улицы Несмелова и Кировской дамбы вдоль Волги с пересечением Большого казанского кольца и улицы Технической, дублер Оренбургского тракта. Длина — 26 км, 6 полос, четыре развязки.
- Вознесенский тракт. Второй платный отрезок сдают в 2024 году, но по плану там появятся новые развязки. Длина отрезка — 8 км, 6 полос, четыре развязки.
- Участок проектируемого проезда №29 от Вознесенского тракта до улиц Зорге и Дубравной. Длина — 11 км, 6 полос, одна развязка. Дорога позволит начать застройку территории «Восточной дуги» Казани от Салмачей до Дербышек.
- Южный дублер Горьковского шоссе от М7 до Храма всех религий. Длина — 8,6 км, 6 полос.
- Реконструкция участка автодороги Казань – Боровое Матюшино от развязки с трассой Казань – Оренбург до пересечения с дублером Оренбургского тракта. Длина — 5,6 км, развязок нет, четыре полосы.
- Северный дублер Горьковского шоссе. Длина — 13,6 км, развязок нет, четыре полосы.
- Дублер улицы Мира. Длина — 9,5 км, одна развязка, 6 полос.
Южный дублер Горьковского шоссе и новая дорога от ул. Несмелова длиной 26 км создадут скоростную хорду. «Она свяжет периферию с центральной зоной города, Зеленодольское направление с Лаишевским, — говорил представитель Института на встрече. — Но даже такой объем транспортных связей будет недостаточен для мобильности населения с учетом планируемых технико-экономических показателей и текущего транспортного поведения».
Строительство дорог до 2050 года поделят на этапы
Платные парковки и не только: как жителей агломерации отучат от личных автомобилей
Главную ставку исследователи делают на общественный транспорт, которым к 2050 году пользуются 57% жителей агломерации, а личным транспортом — 43%. Для этого разработчики предлагают следующее:
- Запустить скоростной контур. Среди вариантов — рельсовый. Напомним, кольцевую железную дорогу Казани планировали начать строить в 2022 году, но пока проект завис.
- Развивать транспортно-пересадочные узлы.
- Расширить зону платной муниципальной парковки на территорию агломерации. Пока данный инструмент работает только в Казани.
- Развивать метрополитен Казани. Например, в скорректированном генплане Казани – 2040 подземка уже вышла за границы города и доходит до пестречинских Куюков.
- Создавать рабочие места на окраинах. Например, ежедневно 90 тыс. человек устремляются в ядро агломерации на работу.
Для каждого города и района агломерации подготовили предложения по размещению производственных и общественно-деловых зон. Например, Зеленодольск — это второй по значимости центр обрабатывающей промышленности агломерации. Главными направлениями развития района разработчики мастер-плана видят в следующем:
- логистика;
- агропромышленный комплекс;
- машиностроение в части судо- и авиастроения, а также оборудования.
«Не один десяток раз встречались с Институтом по поводу мастер-плана. Все точки учтены, — сказал на презентации глава исполкома Зеленодольского района Зульфат Хабибуллин. — Самые крупные свободные участки, как мне кажется, в нашем районе, в том числе у группы компаний ASG. После утверждения мастер-плана, думаю, начнем совместно развивать территории».
Описанное лишь незначительная часть масштабного мастер-плана, подчеркивали на встрече в Доме приемов ASG
«Хороший задел. Для застройщиков важно понимать стратегию развития»
Описанное лишь незначительная часть масштабного мастер-плана, подчеркивали на встрече в Доме приемов ASG. Работа продолжается, но эксперты уже дают первую публичную оценку.
«Работа проведена огромная, проработка достаточно глубокая, — говорила помощник президента РТ Олеся Балтусова и обратила внимание на культурно- исторический аспект мастер-плана: — Можем ли создать интерактивную карту?»
В схему помощник президента предложила включить следующее:
- Туристические маршруты.
- Природные объекты.
- Объекты культурного наследия, количество которых за 9 лет выросло на 23% до 1 724. Речь о памятниках архитектуры, археологии.
«Вопрос цифровизации, формирования единой базы данных — это одно из стратегических направлений», — поддержал идею Викулин, отметив, что в информационной системе будет блок, посвященный культурному наследию и туризму.
Оценили проект мастер-плана и в федеральной группе компаний «Самолет» — в этом году ГК планирует начать жилую застройку в Казани. «Это стратегический вектор развития региона, — сказала директор по градостроительной деятельности группы компаний „Самолет“ Дарья Дергунова. — Как мне кажется, у Татарстана самый правильный подход. Есть неудачные попытки разработки мастер-плана: возвращаются, перерабатывают. Здесь, мне кажется, хороший задел. Для застройщиков важно понимать стратегию развития по транспорту, инженерным сетям, социальным объектам. Это в том числе и наши риски. Когда стратегия в наличии, город и регион понимают, куда движутся — для нас это понятная ситуация, регион становится приоритетным с точки зрения развития нашего бизнеса здесь».
«Это шаг к более последовательному планированию градостроительной деятельности, — оценил мастер-план директор по развитию территорий группы компаний ASG invest Ринат Аисов. — Разумеется, нет такого, что наши планы один в один соответствуют мастер-плану. Однозначно соответствует развитие территории „Восточная дуга“ — это ключевой резерв агломерации. Но есть планы по районам, которые в мастер-плане вынесли за 2050 год. Хотим запустить до этого срока, но Институт посчитал, что до их развития дело не дойдет».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 170
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.