С 2024 года после реформы системы расширенной ответственности производителя (РОП) платить за утилизацию упаковки будут ее изготовители. На первый год участникам рынка удалось выбить более-менее щадящие условия, но к 2027-му экосбор может вырасти в десятки раз, что неизбежно потянет за собой подорожание конечной продукции. Участники форума «Распаковка», которую организовала компания Danaflex, уверены, что государство должно снизить сборы за утилизацию упаковки из перерабатываемых мономатериалов, чтобы стимулировать развитие рынка переработки вторсырья. О том, какие новые материалы разрабатывают производители упаковки и какие тренды в этой индустрии задает электронная коммерция, — в нашем материале.
Евгений Бантуков: «Вместе с коллегами из СИБУРа мы заказываем научно-исследовательские работы, которые подтвердят, что упаковка из мономатериалов многократно перерабатывается, что ее легко отсортировать, а переработка имеет экономическую целесообразность»
В пять раз дешевле: зачем индустрии упаковок переходить на мономатериалы?
В этом году система расширенной ответственности производителя (РОП) в России претерпевает серьезные изменения. Так, ответственность за утилизацию упаковки теперь несет не производитель готового товара, а производитель самой упаковки. Экосбор будет состоять из базовой ставки (включает расходы на всю цепочку утилизации) и коэффициентов (отражают сложности, которые могут возникнуть с извлечением конкретных отходов из общего потока, с наличием технологий по утилизации, с возможностью вовлекать отход повторно в производство многократно, а также с продажей вторсырья). Реформа, «вокруг которой было много страхов и слухов», стала одной из главных тем обсуждения на форуме «Распаковка», которую на днях в Казани организовал Danaflex — производитель гибкой упаковки полного цикла.
Как система работала раньше? Базовая ставка экосбора составляла 3,8 рубля за 1 кг, а норматив по утилизации упаковки был всего 20% от общего объема производства. То есть с каждого килограмма продукции производитель готовой продукции платил 0,76 рубля. Теперь же платить придется производителям упаковки, причем гораздо больше, объяснил директор Danaflex по маркетингу Евгений Бантуков. Нормативы по утилизации упаковки будут планомерно расти: в 2024 году он составляет 45%, в 2025 году вырастет до 55%, в 2026-м — до 75%. С 2027 года производители и импортеры будут обязаны утилизировать 100% упаковки. Благодаря плодотворному диалогу рынка с государством некоторые условия удалось смягчить. Например, в 2024 году базовая ставка сохранилась на уровне 3,8 рубля за килограмм, а также было снижено количество повышающих коэффициентов.
В 2024 году производителям нужно заплатить по 1,71 рубля за килограмм произведенной упаковки. Но если ничего не менять, то к 2027 году экосбор вырастет до 82 рублей за неперерабатываемые решения и 48 рублей за перерабатываемые. Разница в 34 рубля за каждый килограмм существенна. Цена может быть еще ниже, если полностью «обнулить» коэффициенты, например, изготавливать упаковку из мономатериалов, которые являются на 100% перерабатываемыми. Именно за это сейчас борется один из лидеров рынка упаковки России.
«Повышающие коэффициенты мы воспринимаем как лоббизм рециклеров, которые влияют на РЭО (Российский экологический оператор — прим. ред.), это их подопечные. Они думают, что даже если материал полностью из полиэтилена, все равно должен быть повышающий коэффициент, мол, нам все равно нужно дотировать эту переработку. По нашему мнению, это несправедливо, — указал Бантуков. — Вместе с коллегами из СИБУРа мы заказываем научно-исследовательские работы, которые подтвердят, что упаковка из мономатериалов многократно перерабатывается, что ее легко отсортировать, а переработка имеет экономическую целесообразность. Тогда эти коэффициенты „обнулятся“ и экосбор снизится в пять раз — примерно 16 рублей за килограмм на мономатериалы и 82 рубля — на комбинированные материалы. Поэтому нам важно быстрее переходить на монорешения».
В любом случае роста стоимости упаковки в стране не избежать, констатировали участники форума, поскольку РОП — это одна из статей затрат компании, которая будет влиять на конечную цену продукции для заказчика. Президент Danaflex Айрат Баширов в беседе с нашим изданием указал, что компания все это время плотно работала с минпромторгом России, РЭО, объясняла им позицию рынка.
«Сейчас пока идут небольшие удержания, мы платим государству эти деньги. Но дальше будет больше. Мы стараемся изо всех сил, чтобы наши клиенты и потребители меньше заплатили за РОП, поэтому и делаем всю упаковку перерабатываемой. Наша задача — совсем отменить эти коэффициенты для решений, которые являются полностью перерабатываемыми», — подчеркнул предприниматель.
Айрат Баширов в беседе с нашим изданием указал, что компания плотно работала с минпромторгом России, РЭО, объясняла им позицию рынка
«Принципиально важно подходить к этому вопросу устойчиво»
У производителей есть возможность вместо экосбора государству наладить самостоятельную утилизацию упаковки. Первый способ — своими силами организовать переработку материала. Например, Danaflex для этого должен открыть новое юрлицо, которое будет покупать на рынке отходы и перерабатывать их во вторичные гранулы. Но суть в том, что сейчас подобные рециклинговые компании глубоко убыточны, для этого и совершенствуют РОП , чтобы хоть как-то прокормить эту отрасль. Производитель упаковки при этом ничего не сэкономит, только придется выделить лишний бюджет на содержание новой структуры.
«Мы очень внимательно изучили это направление, к проработке любого проекта мы подходим большой командой экономистов, маркетологов, НИОКР-специалистов. Мы пришли к выводу, что это не наш бизнес. Существует огромное количество незакрытого потребления вторичной гранулы, но не в наших сложных решениях, а в строительном направлении, дорожном строительстве… Там, где этого проще и дешевле. В общем, ни в 2024-м, ни в 2025-м мы не стартанем в переработку», — пояснил Бантуков.
Второй вариант — платить за переработку специализированной компании, которая имеет на это соответствующую лицензию. Парадоксально, но, по некоторым данным, это даже дешевле, чем платить экосбор государству. Главное, что контроль в этой сфере также ужесточается. Например, если компания произвела какой-то объем стрейч-пленки, то рециклер должен выдать ему акт о переработке такого же материала, а не ПЭТ-бутылок, например (раньше так можно было делать).
Айрат Баширов, президент ГК Danaflex и Анна Трофимова, заместитель начальника отдела развития отрасли полимерных и эластомерных материалов (минпромторг РФ)
«Если код не будет совпадать, то нам светит трехкратный размер штрафа при проверке. Принципиально важно подходить к этому вопросу устойчиво, чтобы это было не одноразовое решение — сегодня сэкономили, а завтра тройной штраф прилетел. Раз уж мы поставили процесс, он должен быть эффективным», — сказал докладчик, добавив, что этот путь компания считает более приемлемым, хотя в России мало компаний, готовых переработать объемы Danaflex (около 100 тыс. тонн продукции в год).
«Сейчас мы рассматриваем оба варианта — платить деньги и государству, и рециклеру за реальные акты о переработке. Надеемся, что эти средства пойдут на развитие отрасли. Сейчас ее просто не существует», — посетовал Бантуков.
Айрат Баширов заявил, что относится к реформе РОП как к необходимости, которая будет развивать рынок переработки вторичных материалов. Власти, по его словам, в скором времени разберутся с недоработками в этом вопросе, но главное, чтобы этот экологический налог в конечном итоге был справедливым.
«Еще до всех этих реформ Danaflex принял решение, что к 2025 году все наши продукты будут перерабатываемые. Когда закон приняли, мы оказались к нему больше всего готовы. Много лет предупреждали наших клиентов, что это придет», — сказал он.
Максим Верижников: «В своих лабораториях мы можем генерировать продукты на уровне колбы и доводить до промышленной реализации»
«Циклическая экономика без этого решения будет неполноценна»
Подробнее об инновациях в упаковке рассказал директор по инновациям и технологиям Danaflex Максим Верижников. В 2022 году компания открыла научно-технический центр с современными лабораториями стоимостью 80 млн рублей. В них можно будет разрабатывать новые виды упаковок, пилотные установки запустят уже в этом году.
«В своих лабораториях мы можем генерировать продукты на уровне колбы и доводить до промышленной реализации. У нас есть уникальные идеи по устойчивым решениям. Есть заделы, например, в защитных пленках для солнечных батарей», — поделился Верижников.
В 2025–2026 годах компания установит оборудование, имитирующее процессы фасовки продукции на оборудовании клиентов. Это позволит испытывать прототипы упаковочных материалов и выходить к заказчикам с готовыми решениями и рекомендациями, ведь свойства перерабатываемых материалов отличаются от стандартных.
Что касается традиционной «пищевки», то в этой отрасли перерабатываемые решения уже доказывают свою эффективность. Например, научные специалисты Danaflex уже доказали, что в зеленой упаковке может сохраняться срок годности соусов и других продуктов. После 2025 года перед компанией стоит еще более амбициозная цель — использовать вторично переработанные материалы у себя в упаковочных решениях. «Это логично. Куда-то этот материал должен деваться. Циклическая экономика без этого решения будет неполноценна. В нашем фокусе остаются альтернативные материалы, например бумага с функциональными свойствами, биоразлагаемые полимеры. Там, где это возможно и востребовано, мы обязательно будем делать. Готовы поделиться имеющимися наработками», — заверил спикер.
Говоря о трендах в индустрии упаковки, Верижников заявил, что сейчас ключевую роль для отрасли играет электронная коммерция. Благодаря развитию этого сегмента акцент в упаковке сместился с дизайна на функциональность. «По сути, здесь на полке конкурировать уже не нужно. Фокус на дизайн будет меньше. Запрос будет на безопасность, сохранность продукта, удобство использования, комбинирование материалов (жесткий пластик и гибкая упаковка)», — указал он. Судя по докладу руководителя отраслевого маркетинга по упаковке СИБУРа Елены Мальцевой, в том числе благодаря электронной коммерции рынок упаковки будет расти до 2% ежегодно.
Усман Джантемиров — директор по информационным технологиям и Лилия Галявиева — руководитель отдела сопровождения заказов ГК Danaflex
Личный кабинет и искусственный интеллект
Инновации компания внедряет также и в работе с клиентами. Недавно «Данафлекс-Нано» и Университет Иннополис завершили реализацию проекта по внедрению цифровой платформы предиктивной аналитики на основе технологий искусственного интеллекта для производства гибкой упаковки. Сервис упрощает коммуникацию коммерческой службы с партнерами компании за счет повышения точности планирования, позволяет исключить вероятность ошибки по причине человеческого фактора.
Другое новшество касается сервиса «личный кабинет». В нем партнеры в режиме онлайн могут получить полную информацию об истории взаимодействия с компанией и актуальных заказах. Каждый шаг от момента создания заявки и процесса производства до отгрузки готовой продукции теперь прозрачен и открыт для заказчика. Также в функционале сервиса есть чат быстрой связи с менеджером — оставить свой вопрос можно по каждому шагу сотрудничества или документу.
Все поднятые на конференции темы вызвали интерес и оживленную дискуссию среди ее участников. Всего мероприятие посетили около 120 человек, среди которых были представители крупнейших производителей продуктов питания, товаров народного потребления, поставщиков сырья и минпромторга России. Именно в таком формате открытого диалога бизнеса с властью рождаются самые оптимальные и эффективные решения, которые будут двигать отрасль вперед.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.