«Если побрить Максута Шадаева, он будет один в один как робот Макс на «Госуслугах», — шутил на Дне ИИ вице-премьер Дмитрий Чернышенко. Главное нейросетевое мероприятие собрало на ВДНХ весь цифровой бомонд, с утра и до позднего вечера рисовавший идиллическую картину светлого будущего, в которой, правда, все риски новых технологий оставили за кадром. О том, как Сбер зарабатывает на ИИ 400 млрд в год, почему в России каждая третья камера умеет распознавать лица, каким образом технологии изменят страну к 2030-му и что может предложить в этих условиях Татарстан, — в материале «БИЗНЕС Online».
В рамках пленарной сессии «Искусственный интеллект — главная технология XXI века» ответственные за развитие ИИ в РФ ведомства, а также крупные компании решили не просто осветить достигнутые результаты, но и указать, а куда, собственно, движется Россия в данной области
От экономики дефицита к экономике изобилия
Искусственный интеллект — ключевая технология XXI века, без тени сомнения объявил присутствующим сегодня вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко, открывая пленарное заседание на ВДНХ, тема которого слово в слово совпадала с озвученным тезисом. В главном павильоне выставки «Россия» на Дне ИИ собрались, наверное, все ключевые чиновники, компании и вузы, отвечающие за цифровизацию, и довольно оптимистично демонстрировали друг другу местами даже чересчур светлое искусственно интеллектуальное будущее.
«Благодаря ИИ и повсеместному развитию технологий для нас становится возможен переход от экономики дефицита к экономике изобилия», — уверял Чернышенко. Изобилие это, по словам вице-премьера, заключается главным образом в большей доступности товаров и услуг для россиян: мол, применение ИИ значительно снизит их стоимость. Впрочем, изобилие формируется уже сейчас. Правда, речь не о продуктах первой необходимости, а об информации.
«Музыка, видео, книги, идеи и умные советы в чат-ботах, доступ к которым раньше был, может быть, ограниченным либо дорогим, сейчас легко находится. И все это можно очень элегантно использовать. Сегодня в распоряжении человечества примерно в триллион раз больше вычислительных мощностей, чем 40 лет назад», — с грустью заметил он.
Дмитрий Чернышенко: «Музыка, видео, книги, идеи и умные советы в чат-ботах, доступ к которым раньше был, может быть, ограниченным либо дорогим, сегодня легко находится»
Россия делает ставку на ИИ в том числе и потому, что именно он может стать драйвером технологической независимости страны в ближайшие несколько лет. Ну и потому, что это прямое поручение президента. Пока выполняется неспешно: сегодня только треть российских компаний использует искусственный интеллект для рабочих задач. А их число должно стать в несколько раз больше уже в ближайшее время.
Как правительство будет мотивировать бизнес? Среди очевидных инструментов вроде увеличения госфинансирования на исследования и разработки, роста числа бюджетных мест и программ подготовки для специалистов в области ИИ возникло упрощение доступа компаний к участию в экспериментальных правовых режимах, а также стимулирование сотрудничества с разработчиками из других стран. Разумеется, дружественных, вроде государств БРИКС.
И есть понятная стратегия, которой надо придерживаться, утверждена 15 февраля. К 2030 году власти ожидают роста ВВП на 11,2 трлн рублей, удвоения количества российских ученых, пятикратного роста числа выпускников вузов по прикладным программам в сфере ИИ. А навыками работы с ИИ, по плану, овладеют 85% всех занятых в экономике данных граждан.
«К 2030 году во всех субъектах России ИИ будет активно применяться, например для территориального планирования, выбора мест строительства объектов. Более 70 процентов всех медицинских изображений будет описано и обработано с помощью ИИ, а все социально значимые услуги станут оказываться с применением интеллектуальных помощников, чат-ботов. Мы уже являемся одной из ведущих стран в сфере развития искусственного интеллекта. РФ входит в пятерку государств по количеству генеративных моделей. Так что Россия рулит», — заключил Чернышенко.
ИИ приносит бизнесу экономическую выгоду за счет того, что ему не приходится раздувать штат, и спокойствие — искусственный интеллект не нужно кормить и отпускать на больничный
Применение ИИ будет условием для господдержки
Заменит ли ИИ живых специалистов? Заменит, и, судя по общей риторике, это хорошо. Зачем ставить контролера на горнолыжном курорте, если «Роза Хутор» уже внедрил модель по прогнозированию очередей на подъемнике и загрузке территории посетителями? ИИ приносит бизнесу экономическую выгоду за счет того, что ему не приходится раздувать штат, и спокойствие — искусственный интеллект не нужно кормить и отпускать на больничный. Все это, конечно, здорово. Но что делать простым людям?
Участь убедить присутствующих в том, что ИИ необходим России в том числе из-за острого дефицита кадров, выпала министру экономического развития РФ Максиму Решетникову. Его, кстати, Чернышенко попросил встать на сцене на «крестик для спикеров», «чтобы не ходить туда-сюда, как Байден».
Решетников, не сходя с указанной точки, заметил: Россия вошла в длительный период дефицита рабочих кадров, низкой безработицы и экономики высоких зарплат. «Открывается очень большой запрос на все технологии, связанные с ростом производительности труда. И искусственный интеллект — одна из наиболее готовых технологий в данной сфере. Вместе с тем у многих возникает вопрос: придет ИИ и всех заменит? Конечно нет, искусственный интеллект в первую очередь — это улучшение качества работы, выполнения функций, то, что называется аугментацией, когда ИИ дает подсказки, помогает, избавляет от рутинных операций, смещая и высвобождая время сотрудника на выполнение основных функций», — добавил он. Но есть нюанс: Россия обеспечена специалистами по ИИ только на 60–70% от реальной потребности, и это осложняет дело.
Решетников заявил, что в рамках нового нацпроекта господдержка компаниям будет увязана с внедрением ИИ. «Мы хотим помогать не просто каким-то компаниям, а тем, которые работают над своей эффективностью. Поэтому есть идея связать господдержку с использованием решений, где есть внутри искусственный интеллект», — объяснил министр, анонсировав систему «мягкой сертификации» — надо же понимать, что там за ИИ станет внедряться, насколько он зрелый и отечественный. Эту систему минэкономразвития будет обсуждать с минцифры.
«Минцифры все объединяет в общую цифровую большую повестку, у нас с ними нет разделения: тут искусственный интеллект, тут цифровая повестка. Дмитрий Николаевич [Чернышенко], вы тут нас объединяете с минцифры, и мы с Максимом Игоревичем [Шадаевым] с удовольствием соединяемся», — добавил министр, повеселив зал.
Выяснилось, что в России более миллиона камер, каждая третья подключена к системе ИИ. Многие из них анализируют лица, а как это регламентируется — неизвестно
ИИ глобально перестроит систему образования и не только
«Следующий наш спикер является идейным вдохновителем портала „Госуслуги“. И кстати, интересно, что робот с ИИ там практически его тезка. И можно сказать, что клон. Если побрить нашего спикера, то он будет один в один как робот Макс», — на такой оптимистичной ноте пригласил на сцену Чернышенко министра «цифры» Максута Шадаева.
Впрочем, глава минцифры на этот раз сосредоточился на умном видеонаблюдении. Выяснилось, что в России более миллиона камер, каждая третья подключена к системе ИИ. Многие из них анализируют лица, а как это регламентируется — неизвестно. Зато за 10 лет с момента внедрения в Москве количество уличных преступлений сократилось в 2 раза, число зарегистрированных угонов уменьшилось в 10 раз. А раскрываемость выросла вдвое. «И мы видим, как дальше технологии видеонаблюдения от безопасности переходят уже к системе контроля содержания объектов благоустройства, чистоты улиц, своевременности вывоза мусора», — заметил Шадаев.
Две трети регионов внедряют технологии распознавания медицинских изображений и расшифровки голоса врачей. «Есть несколько регионов, где идут „пилоты“, связанные с внедрением рекомендательных систем установки диагноза. Это будущее», — оценил министр. Из других направлений, которые он отметил: голосовые роботы сократили число операторов, ИИ анализирует геоданные, позволяя выявлять незарегистрированные объекты недвижимости, места незаконной вырубки лесов, отслеживать экологические проблемы. И в следующие 5−6 лет ИИ поспособствует в глобальной перестройке системы образования, сможет помогать выстраивать индивидуальную траекторию для каждого ребенка», — спрогнозировал Шадаев.
И это еще не все. «Если говорить о приоритетах на следующий период — это, конечно, „Госуслуги“. Стандартный вопрос, который мне задают: когда все-таки голосовые колонки все заменят? Я объясняю: голосовые колонки — это еще один дополнительный механизм обслуживания наших граждан, но финальная цель — чтобы человек в принципе забыл о заявлениях, регламентах, формах. Чтобы он, общаясь с роботом, с колонкой в мессенджере, сказал, что ему нужно, а машина ответила на вопрос, за него заявление сформировала и отправила», — отметил Шадаев.
«Не всем нужны умные колонки от Сбера. Один спикер тоже тут мне сказал: зачем ему умная колонка — есть другой способ получения информации. Так вот зачем», — улыбнулся Чернышенко.
Александр Ведяхин: «Искусственный интеллект мы встроили в каждый процесс, который у нас есть, таким образом получаем очень большую экономию»
Сбер заработает на ИИ более 400 миллиардов
Сбер, кстати, выступил первым: первый зампред Александр Ведяхин похвастался, что банк зарабатывает на ИИ большие деньги. Уже 100% кредитных решений по физлицам в банке принимается с помощью искусственного интеллекта, 70% — по юрлицам. «ИИ мы встроили в каждый процесс, который у нас есть, таким образом получаем очень большую экономию. Зарабатывать будем много, и я думаю, что в этом году — более 400 миллиардов от искусственного интеллекта», — добавил он.
Ведяхин сообщил, что модель GigaLegal вскоре сдаст квалификационный экзамен на юриста. Месяц назад у Сбера появился бот, также основанный на искусственном интеллекте, который получил диплом врача общей практики. И за такими узкими сервисами будущее. «В ближайшие время больше не будет больших языковых моделей в том виде, как мы привыкли, потому что их стали „коммодить“. Любой может скачать, доучить… И это, как мы понимаем, уже не является конкурентным преимуществом. Поэтому следующая история — это то, что мы называем „интерактивный искусственный интеллект“ и „альтернативные архитектуры искусственного интеллекта“… И специализированные модели, хорошо обученные на датасетах, дают качество, сопоставимое с большими моделями», — заключил он.
Директор по развитию технологий ИИ «Яндекса» Александр Крайнов поднял другую проблему: многое зависит от регуляторики: «Потому что можно зарегулировать так, что развиваться не будет, а можно так, что и всех обгонит», — подчеркнул он. А вот гендиректор AIRI Иван Оселедец считает, что в погоде за ИИ все забывают об ученых — о них просто никто не знает. «Нам нужно кратно увеличить количество выпускников, но это только начало. Есть и вторая воронка: если посмотреть на тех, кто сейчас публикуется, все сосредоточены в Москве и Питере. Центры искусственного интеллекта там, поэтому и люди пришли сюда. Слава богу, что появляются центры ИИ в регионах и что Александр Гасников возглавил [Университет] Иннополис. По стране огромное количество талантливых ребят, и, может быть, не нужно, чтобы все 83 региона создали по центру, но, если из каждого будет хотя бы по 2−3 человека, которые пойдут в серьезную науку, это даст огромный буст к развитию, в том числе и тех точек, которые уже созданы», — заключил спикер.
Как Татарстан развивает ИИ
Гасников, к слову, тоже участвовал в Дне ИИ — он подписал вместе с другими вузами и бигтехом декларацию об ответственной разработке искусственного интеллекта. Это история как раз о принципах безопасности и прозрачности, о которых на пленарке не прозвучало ни слова, как и о других рисках, об этике, профилактике недостоверной информации, а также просвещении пользователей о возможностях новых технологий. Во многом благодаря Гасникову Университет Иннополис сегодня был одним из солистов на ВДНХ: фамилия ректора то и дело всплывала, когда речь заходила о научных публикациях, а логотип вуза регулярно появлялся на большом экране (вместе с ВШЭ, «Сколтехом», МФТИ и другими вузами) в контексте исследований в области искусственного интеллекта. Но он отдувался не один: руководитель лаборатории ИИ в новых материалах Университета Иннополис Руслан Лукин в формате TEDx рассказывал о применении искусственного интеллекта в химии, а на выставке Татарстан представлял исследовательский центр в сфере ИИ Университета Иннополис с директором Рамилем Кулеевым.
Там продемонстрировали беспилотный летательный аппарат с вертикальным взлетом и посадкой InnoVTOL, способный летать со скоростью 80 км/ч и при температуре от минус 20 до плюс 40 градусов и сильном ветре. На данный проект вуз уже получил 10 различных патентов и готовится к сертификации в минпромторге. Это особенно актуально, если учитывать, что недавно в Иннополисе запустили экспериментальный правовой режим, позволяющий доставлять грузы по воздуху дронами.
Беспилотники тоже обсуждали на отдельной сессии, посвященной ЭПР. Правда, о дронах там рассказывали уже не иннополисяне, а глава компании «Аэронекст», который долго энергично призывал усовершенствовать механизмы ЭПР, иначе он будет бесполезен. Там же, к слову, выступил и представитель «Яндекса», который на IT-городе тренировал такси и роверов. «Мы стремимся выходить на трассы. Чтобы к 2026 году можно было перейти от экспериментов к постоянному регулированию», — объявил он.
Впрочем, Иннополисом присутствие Татарстана в ИИ не ограничилось. На сессии «Пределы глубины и эффективности развития ИИ в отраслях и регионах» директор национального центра развития ИИ при правительстве РФ Сергей Наквасин демонстрировал карту, относящую республику к передовикам по интеллектуальной зрелости госуправления. «Фиолетовой брутальной заливочкой отмечены те регионы, которые мы отнесли к лидерам, — продемонстрировал он карту из кубиков, словно нарисованную в Minecraft. — Хотя на данный момент взяли достаточно лояльную планку: если в субъекте 20 или более процентов органов исполнительной власти используют ИИ, мы отнесем такой регион к лидерам. Хотя вы понимаете, 20 процентов — это вообще не так чтобы много». По его словам, еще есть куда расти и качественно: многие респонденты говорят, что то, что они внедряют у себя, имеет невысокий экономический эффект — не более 10 процентов.
На сессии выступил и уполномоченный в сфере ИИ Татарстана Булат Замалиев, который рассказал, что республика стала первым регионом, принявшим нормативно-правовой акт, регламентирующий внедрение и создание ИИ. Ориентируясь на него, было создано единое окно в сфере ИИ, каждый чиновник может публично обсудить принимаемые решения в области искусственного интеллекта, чтобы они были более взвешенными.
В числе прикладных проектов в РТ магазины без продавцов (тут Замалиев раскрыл, что в 600 малочисленных населенных пунктах в РТ нет ни одного магазина, потому что нет продавцов), умное видеонаблюдение: отловлены первые бездомные собаки с помощью ИИ (сервис масштабируется в другие регионы). С помощью ИИ обрабатываются заявки ЖКХ (уже более 3,6 тыс. штук), создан радиологический дата-центр, распознаются нештатные ситуации, драки и просто лица.
«Большие языковые модели — это то, что, на наш взгляд, определит будущее. То, какие проекты будут внедрены в РФ. Потому что та же задача распознавания бездомных собак решается с помощью локальных моделей. В случае с генеративными моделями можно решить широкий класс задач без дополнительной доработки. В недружественный ChatGPT можно загрузить изображение, спросить, если там бездомные собаки, и он ответит правильно», — отметил уполномоченный.
ЦЦТ представил на выставке и Tatar Speech, сервис распознавания и синтеза татарской речи, а также сервис закадрового перевода видео на популярных медиаплатформах в режиме реального времени на татарский язык c 10 языков мира. Заодно выяснилось, что в разработке находится технология клонирования голоса.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.