В ГБКЗ им. Сайдашева подошел к концу V Международный органный фестиваль ГАСО РТ под управлением Александра Сладковского, объединивший серию концертов с участием «короля музыкальных инструментов». Главное событие поджидало меломанов на финальном вечере форума, где состоялась мировая премьера концерта Антона Танонова «Хронос». Яркую новаторскую партитуру главы союза композиторов Санкт-Петербурга презентовал Госоркестр Татарстана вместе с другими эстетскими отечественными партитурами для органа. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
В ГБКЗ им. Сайдашева прошла мировая премьера концерта Антона Танонова «Хронос»
«Есть ли способ «остановить мгновенье»? Целых два…»
«Идея концерта „Хронос“ — музыкальное приношение его величеству времени, воплощенное в часовом искусстве, — объясняет свой замысел сам композитор Антон Танонов. — Есть ли способ „остановить мгновенье“? Целых два — написать музыку или создать часы. Часы сопровождают человека всю жизнь, разделяя его печали и радости, впитывая его энергию, отсчитывая часы и секунды начала и конца. „Хронос“ — это саундтрек часовой коллекции российских мастеров, открывающий звуковые миры, скрывающиеся внутри ваших часов».
Пятичастный опус стал одним из «Реверансов органу» (именно такое название носил финальный вечер юбилейного фестиваля под патронажем Александра Сладковского), а каждая его часть — оммажем одной из прославленных моделей отечественных часов. Вдохновение композитора взбудоражили часы «Ракета. Big Zero», ставшие символом перестройки, штурманские часы «Гагарин», первыми слетавшие со своим хозяином в космос, дайверский образец «Амфибия. Восток» с долгосрочной подсветкой, «Ракета. Русский ход» с движением времени против часовой стрелки и часы «Колобок» из лимитированной серии Константина Чайкина «Монстры на запястье».
В строгие темповые рамки, заданные оркестром, солистка Евгения Кривицкая вдохнула дух импровизационности за счет эффектных пассажей-фигураций
Временная и тембровая гармония
Эксклюзивный замысел потребовал от автора эксклюзивных средств — в «Хроносе» Танонов использует оркестр-ансамбль из струнных инструментов и солирующих тембров-персонажей — домбры, трубы и ударных, включая ритм-секцию. Сплотил это многообразие во временную гармонию британский маэстро, давно работающий в России, Джереми Уолкер, вставший за дирижерский пульт ГАСО РТ. В многослойной симфонической партитуре композитор не гнушается изобразительности, подавая время и как неумолимый ход жизни (тиканье часиков-скрипок), и как свидетеля чудес вселенной — мерцания звезд (переливы органа) и тайн глубин океана (зовы трубы, тремоло струнных), а в финале проводит временной мостик к национальным фольклорным образам сказок, заключенным в конструктивистскую оправу.
В строгие темповые рамки, заданные оркестром, солистка Евгения Кривицкая вдохнула дух импровизационности за счет эффектных пассажей-фигураций. При этом выполнены они с точностью часового механизма, обнажая технику органистки. А вот излюбленной экспрессивной манере артистка в этот раз предпочла сдержанное высказывание, созвучное лаконичной, выверенной партитуре Танонова.
15-летняя органистка Ирина Крюкова
Реверансы классикам и лабиринты жизни
Мировую премьеру огранили саундтрек Игоря Корнелюка из музыки к сериалу Владимира Бортко «Мастер и Маргарита», под который конферансье форума Петр Татарицкий прочел монолог из пьесы Чехова «Дядя Ваня», а также элитарные органные опусы российских композиторов.
Открывшая вечер увертюра Александра Глазунова «Карнавал» погрузила меломанов в атмосферу пышного праздника, наполненного гомоном толпы, пестрыми портретами и закулисными молитвами. Все это публике вместе с ГАСО РТ продемонстрировала уже известная 15-летняя органистка Ирина Крюкова.
О наследии других русских классиков — Модеста Мусоргского, Анатолия Лядова и Игоря Стравинского — напомнили «Реверансы» Николая Бирюкова. В них белгородский композитор не только виртуозно играет в стиль именитых коллег при помощи многозначных аллюзий, но и экспонирует «славянскую» трактовку органа, подражающего колокольному звону, скоморошьим наигрышам, звукам волынки, жалейки и другим национальным символам. Это театрально обыграл солист местной филармонии Тимур Халиуллин, которому Бирюков посвятил свой концерт. Кстати, на днях музыкальные порталы рассказали о том, что Халиуллин сделал и выложил в сети настоящий небольшой фильм о том, как живет сегодня прифронтовой Белгород.
Завершившие вечер «Лабиринты» представили публике династию музыкантов — автором концерта для органа и струнного оркестра является Владимир Королевский – старший, а исполнил его в Казани солист Сочинской филармонии Владимир Королевский – младший. Масштабный четырехчастный опус, по замыслу композитора, олицетворяет движение по лабиринтам жизни от мрака к свету. Именно божественный свет в финале опуса символизируют четыре сопрано, расположившиеся на хоровых балконах ГБКЗ им. Сайдашева.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.