«После выборов президента в России представитель Соединенных Штатов в ООН сразу начала чирикать, мол, надо с РФ и Китаем вести переговоры о ядерном разоружении, контроле за ядерным оружием. Это как раз потому, что мы сейчас в данном направлении лидируем», — комментирует главный научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН Иван Грачев. В новой статье для «БИЗНЕС Online» эксперт объясняет, за счет чего в реальном секторе российской экономики идет «очень приличный рост производства», какие прогнозы главы МВФ о будущем наших внуков не сбудутся и почему вместо «зеленого перехода» нужно инвестировать в нефть и газ.
«В реальном секторе идет очень приличный рост производства, а это пример того, что рецепты МВФ не работают»
Три секрета роста мирового ВВП
На неделе на официальном сайте Международного валютного фонда (МВФ) опубликовали стенограмму выступления директора-распорядителя МВФ Кристалины Георгиевой в Королевском колледже Кембриджа. Текст называется «Экономические возможности для моих внуков». Это прямая отсылка к знаменитому эссе английского экономиста Джона Кейнса, напечатанному в 1930-м. В свое время по долгу службы с Георгиевой у меня было пару бесед. Она, конечно, не Кейнс ни по интеллекту, ни по знанию дела. Тем не менее ее выступление интересно как минимум тем, что в МВФ аналитики приличные, плюс наш финансово-экономический блок продолжает руководствоваться их прогнозами. Например, прогнозы по двузначному обвалу экономики России из-за санкций, которые наши просто взяли и продублировали, а потом вслед за МВФ исправляли и продолжают это делать.
Георгиева фиксирует, что Кейнс в те трудные годы был оптимистом и обещал, что через 100 лет уровень жизни обычных людей вырастет в 8 раз. Глава Международного валютного фонда утверждает, что этот прогноз в точности сбылся на сегодняшний день, и в качестве примера приводит Болгарию, которая по уровню жизни с постсоветских времен якобы выросла в 4 раза. Думаю, пример не шибко удачный. В Болгарии я был на атомной станции, страну посмотрел, и столицу, и деревни видел. Потому оценка Гергиевой вызывает большие сомнения.
Дальше она отмечает, что у Кейнса были две крупные ошибки. Он считал, что будет 15-часовой рабочий день и очень сильное выравнивание доходов людей за счет новых технологий и накопления капитала. Ни того ни другого не произошло. Тем не менее, опираясь на это, а также на новую статистику, Георгиева делает прогноз на следующие 100 лет. Она утверждает, будто механизм роста будет такой же за счет новых технологий и накопления капиталов, плюс добавляет, что сейчас на этот рост влияет интеграция, по сути, экономическая глобализация. Глава МВФ прогнозирует рост ВВП через 100 лет — он будет больше в 3–13 раз, доходы — в 2–10 раз. Прогноз сделан с учетом того, что мировая экономика, несмотря на кризис, растет на 2–3% в год в среднем.
За счет чего, с точки зрения Мирового валютного фонда, это произойдет? Выделяются три ключевых вещи, которые на базе накопления технологий обеспечат такой рост. Во-первых, вложения в климатическую повестку. На эту тему приводятся достаточно длинные рассуждения. Во-вторых, технологическая революция, прежде всего искусственный интеллект, который, согласно высказываниям Георгиевой, со страшной силой повысит производительность труда. В-третьих, вложения в людей. Что самое интересное, делается акцент на Африку. Якобы население ее составит 40% от общего населения планеты. Соединение этого населения с капиталом развитых стран обеспечит технологический рост. По всем трем пунктам я категорически не согласен с МВФ и Георгиевой.
«Люди всерьез говорили о том, что сворачивают вложения в нефть, газ, водороды и начинают вкладываться в «зеленый» переход, солнце, ветер»
За 20 лет в солнце и ветер вложено $9,5 трлн, но они обеспечивают всего 4% энергопотребления
Давайте о первом пункте — вложения в климатическую повестку. Я всегда говорил, что это история в значительной степени надуманная, доказательств антропогенного воздействия, доминирующего человеческого влияния на климатические изменения нет. Есть контрдоказательства на эту тему (по кернам Антарктиды). На тему «зеленого» перехода и климатической повестки, кстати, максимально жестко в своем выступлении на открытии конференции CERAWeek by S& P Global высказался гендиректор Saudi Aramco Амин Насыр. Он заявил, что глобальный энергетический переход терпит неудачу на большинстве фронтов. Приводит факты: за 20 лет в солнце и ветер вложено $9,5 трлн, но они обеспечивают всего 4% энергопотребления и лишь 3% от всех автомобилей электрические. Его выступление поддержали крупнейшие компании.
Кстати, когда я общался с промышленным «крупняком» вроде нефтегазовой BP (British Petroleum), будучи председателем комитета по энергетике в ГД РФ, то поражался. Люди всерьез говорили о том, что сворачивают вложения в нефть, газ, водороды и начинают вкладываться в «зеленый» переход, солнце, ветер. Насыр говорит, что пора оставить этот фантастический бред и инвестировать как следует в нефть и газ, которые будут расти в спросе в любой обозримой перспективе.
В дополнение к этому в западных СМИ активно обсуждается отставка Стивена Шерра — гендира Hertz — компании по прокату автомобилей. Уволен он с позором за то, что не подтвердилась его ставка на электромобили — ни по спросу, ни по расходам на них. Это дорого обошлось компании. И в Hertz объявили, что Шерр покинет пост и выйдет из состава совета директоров 31 марта. Пожалуй, в этой теме характерно и то, что агентство по охране окружающей среды США через три года работы подписало постановление о том, что якобы планируется резкий рост электромобилей к 2032-му. На самом деле постановление довольно мутное, оно не обязывающее, вариативное.
На мой взгляд, таким способом команда нынешнего президента Штатов Джо Байдена продолжает реиндустриализацию, которую начал Дональд Трамп. Прямо признать, что они занимаются субсидированием реиндустриализации, они не могут, соответственно, через климатическую повестку ее легитимизируют. В выступлении Байдена по поводу этого постановления говорится, что в стране открыты и продолжат строиться сотни заводов, будет куча рабочих мест. А о том, что вредные выбросы уменьшатся, не говорится. На мой взгляд, все текущие факты абсолютно не соответствуют прогнозу МВФ по первому пункту.
Искусственный интеллект работает против прогресса
Теперь что касается технологической революции. Ставка на ИИ абсолютно неверна. Я уже писал неоднократно, что везде, где можно экспериментально померить нынешний вариант цифрового разума, он сужает разнообразие суждений, оценок и действий. Это означает, что в соответствии с фундаментальной эволюционной теоремой Фишера (устанавливает существование объективных критериев при столкновении с оптимальными инвестициями, максимизирующими богатство и потребительские возможности человека или компании, — прим. ред.) цифровой мозг будет тормозить прогресс, что объективно пока и реализуется. По главному фактору, обеспечивающему прогресс, — конкуренции суждений, оценок и действий — ИИ пока работает против прогресса.
Если задать вопрос, что, собственно говоря, подразумевают под объединением капитала развитых стран и африканского населения, то ответ будет: навязывание неоколониальных эмвээфовских рецептов. Почти все страны Африки пользуются моделями МВФ, создают даже различные стабилизационные фонды (притом что денег у них ни шиша нет), занимаются макростабилизацией, а по факту из нищеты не вылазят. В этом плане я категорически не согласен с прогнозом Международного валютного фонда.
Как я уже упоминал, финансово-экономический блок нашей страны продолжает руководствоваться его прогнозами. И то, как они согласно им действуют и планируют действовать, я считаю совершенно неверным! Хотя сама грубая оценка относительно роста уровня жизни была, в принципе, верная.
Прогнозирование на 100 лет вперед вообще вещь неблагодарная. Однако, с учетом того что сейчас Россия активно строит атомные станции, осваивает технологии (в том числе связанные с ураном-238), позволяющие полностью жечь отходы старых атомных станций, можно с уверенностью предсказать, что доля атомной энергии будет расти. Я как был, так и остаюсь приверженцем утверждения, что основой всех новых экономических укладов является новая энергетика. Так всегда было — от паровоза до нефти и электричества. И так будет. Атомные станции, которые наше государство возводит и за рубежом, строятся на 80 лет. Это срок службы с возможностью продления. Мы можем быть почти уверены, что базовая энергетика будет углеводородной и атомной. Доля атома при этом вырастет и в нашей стране, и в мире в целом. То, что Россия в этой отрасли лидирующая страна, на мой взгляд, чрезвычайно важно. Это одно из главных направлений будущего прорыва. Особенно если будут реализованы проекты с ядерными космическими электростанциями.
«Частью военного противостояния как раз станут базы на Луне. Уверен, базы будут военного назначения с учетом биполярности мира, которая на самом деле стимулирует прогресс»
На Луне нужны военные базы
Интересно, что сразу после выборов президента России на встрече с правительством Владимир Путин сразу на это обратил внимание, общаясь с прессой. Он отметил, что мы в этой области лидеры, что таких компетенций, как у нашей страны, нет ни у кого в мире, и, чтобы это так и оставалось, надо как следует финансировать атомную отрасль. По сути, глава государства сказал правительству, что эту тему надо форсировать.
Кстати, после наших выборов представитель Соединенных Штатов в ООН Линда Томас-Гринфилд сразу начала чирикать, мол, надо с Россией и Китаем вести переговоры о ядерном разоружении, контроле за ядерным оружием. Это как раз потому, что РФ сейчас в данном направлении лидирует.
Важный аспект, который должен обеспечить рост вероятности выживания, — прорыв в космосе. 19 марта в журнале The National Interest вышла статья о том, что у Китая очень амбициозные планы по освоению Луны. Поднебесная собирается туда послать тайконавта (китайский космонавт), а в 2036-м развернуть там базу. Это вещь чрезвычайно важная и для России, т. к., на мой взгляд, никакую базу без хорошей атомной электростанции там развернуть нельзя. В статье, кстати, упоминается и о возможностях нашей страны, связанных с такими станциями в космосе.
О том, что такая станция будет развернута, я уже писал. Мы вступаем в биполярный мир, в котором случится сильнейшее военное противостояние. Надеюсь, переговоры между США, Россией и Китаем все-таки проведут и это будет противостояние по правилам. Частью военного противостояния как раз станут базы на Луне. Уверен, базы будут военного назначения с учетом биполярности мира, которая на самом деле стимулирует прогресс.
Нравится нам или нет, прорывные проекты реализуются в рамках военной промышленности в первую очередь (что в компьютерах, что в ракетах, в ядерной отрасли). То же самое, повторю, будет с освоением спутника Земли. У России есть огромное преимущество, о чем говорил Путин.
Среднегодовая инфляция не превысила 6%
Прогресс через 100 лет, конечно, хорошо, но важно и то, что будет происходить в ближайшее время. Приличный прогноз (квартальный прогноз ВВП), позволяющий людям ориентироваться в том, что будет происходить в будущем, мне прислал Институт научного прогнозирования Российской академии наук (ИНП РАН). Там серьезные неэмвээфовские оценки, подтверждающие, что наш финансово-экономический блок не прав, говоря, что в этом году рост экономики в РФ замедлится, т. к. плюсы все нивелируются, а ограничения проявятся с новой силой.
Согласно данным ИНП РАН, прошедший год стал достаточно успешным для российской экономики. «На фоне санкционных ограничений и умеренно неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры рост ВВП составил 3,6 процента, среднегодовая инфляция не превысила 6 процентов, реальные располагаемые денежные доходы населения выросли на 5,4 процента, а рост инвестиций составил 10,5 процента», — говорится в отчете.
В дополнение к квартальному прогнозу ИНП можно упомянуть данные по потреблению электричества в России. Рост энергопотребления с начала этого года и по 18 марта без учета температурного фактора составил 5,78%, с начала марта — 4,27%, сообщил замминистра энергетики РФ Евгений Грабчак журналистам в Госдуме РФ. Рост потребления электроэнергии по сравнению с прошлым годом в период с 1 января по 18 марта 2024-го увеличился на 6%. Хотя и тогда с потреблением электричества все было нормально.
Это означает, что в реальном секторе идет очень приличный рост производства, а это пример того, что рецепты МВФ не работают. В оборонной промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, где люди живут не по этим рецептам, экономический рост в этом году будет выше, чем в прошлом. Потому что инвестировать в оборонку станут больше.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 7
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.