«В 2022 году в Ташкент десантировалась казанская команда примерно из 15 человек. Она стала ядром разработки Uzum Market. KazanExpress продал узбекам исключительную бессрочную лицензию на платформу, на которой и была выстроена система электронной коммерции компании. Ряд сотрудников из Казани до сих пор активно занимаются разработками», — говорят источники «БИЗНЕС Online» о пути к успеху первого узбекского технологического «единорога». Сайты и интерфейс Uzum Market и KazanExpress похожи как две капли воды, совпадает и бизнес-модель. О том, как узбекский холдинг дошел до крупного инвестраунда и какую роль в его становлении сыграли казанцы, — в материале «БИЗНЕС Online».
Если зайти на сайт Uzum Market, можно обнаружить, что он очень напоминает по интерфейсу и функционалу портал казанского маркетплейса KazanExpress
Семя KazanExpress проросло в Узбекистане
Одной из главных тем в узбекских СМИ на этой неделе стало появление первой в истории страны технологической компании-«единорога». Ей стал IT-холдинг Uzum, который по итогам инвестраунда получил оценку в $1,1 миллиарда. Он привлек более $100 млн на развитие: половину вложили инвесторы во главе с глобальным венчурным фондом FinSight Ventures. Кроме того, к раунду присоединились Xanara Investment Management — управляющая компания из Индии и ряд топ-менеджеров холдинга. По итогам раунда инвесторы получат пакет менее 5%. В течение 2024 года Uzum планирует привлечение еще порядка $200 млн с участием фондов как из стран Ближнего Востока, так и из Великобритании и США.
Путь к успеху компании был стремительным: судя по информации на официальном сайте, Uzum была основана в 2022 году предпринимателем Джасуром Джумаевым и неназванными узбекистанскими партнерами. Судя по всему, она стремится превратиться в узбекский WeChat: экосистема уже объединяет e-commerce, финтех- и банковские сервисы для физических лиц и малого и среднего бизнеса. Это маркетплейс, сервис экспресс-доставки, классический и цифровой банки, BNPL-сервис, платформа для покупки автомобилей, а также приложение для предпринимателей. Ежемесячно сервисами пользуются более 10 млн жителей Узбекистана. Судя по презентации для инвесторов, подготовленной к стадии pre-IPO, доля Uzum Market на рынке e-commerce Узбекистана — более 70%, а ближайший конкурент отстает от нее в 11 раз.
При этом, если зайти на сайт Uzum Market, можно обнаружить, что он очень напоминает по интерфейсу и функционалу портал казанского маркетплейса KazanExpress, переименованного после поглощения в «Магнит Маркет». Разве что фирменные цвета другие: вместо красного — синий и желтый. Даже рекламные баннеры на тех же местах и того же размера. Как и корпоративный слоган «Доставим ваш заказ бесплатно — всего за один день!». И тот же котик, грустно заглядывающий в тот же самый пакет, если в корзине еще нет товаров. Даже пункты выдачи похожи по оформлению.
И такое сходство не случайно. Как выяснилось, Uzum Market запускался и до сих пор работает на платформе, выстроенной по лицензии KazanExpress. И, судя по сайту компании, казанско-узбекское взаимодействие началось задолго до продажи «Магниту». Причем как в сфере разработок, так и на уровне ведущих кадров.
В июне появляются сообщения, что «в Узбекистане частично заработал аналог российского маркетплейса KazanExpress с доставкой за один день», который планирует открыть десятки пунктов выдачи и начать строительство логоцентра
Немного истории
«Осенью 2021 года к нам приехали узбекские бизнесмены и попросили показать им склад. Они решили строить в Ташкенте локальный маркетплейс. В декабре <…> Линар [Хуснуллин, сооснователь KazanExpress], попросил меня лично съездить в Узбекистан и поделиться своей экспертизой: началось строительство склада. Я отправился туда и объяснил, как делать фулфилмент и транспортную логистику, пригласил их к нам на стажировку. Потом, все взвесив, узбекские партнеры решили вовлечь команду KazanExpress в запуск этого проекта — и предложили мне должность CEO», — вспоминал два года назад Ильшат Хаметов в свой последний день на посту замдиректора KazanExpress — перед тем как переехать в Ташкент. С тех пор он управляющий директор Uzum Market.
И он переехал не один: Хаметов рассказывал, что стартовая команда для запуска нового узбекского маркетплейса частично состояла из сотрудников KazanExpress, которые помогли наладить работу фотостудии, центра подготовки товаров, коммерческого, технического и кадрового блока и т. д.
«Насколько я знаю, тогда KazanExpress продал им исключительную бессрочную лицензию на платформу, на которой была выстроена система электронной коммерции компании. Тогда Хаметов возглавил Uzum Market, а Линар Хуснуллин стал управляющим партнером», — говорит источник «БИЗНЕС Online», знакомый с ситуацией. Сам Линар Хуснуллин от комментариев отказался. Ни KazanExpress, ни его представителей в капитале узбекской компании при этом не было.
Уже 28 марта в Ташкенте проходит презентация нового маркетплейса. «Бизнес-модель новой онлайн-площадки будет аналогична модели российской компании KazanExpress», — пишут местные СМИ. А спикеров на презентации представляют вот так: «основатели российского маркетплейса и руководители нового проекта, бизнесмены Линар Хуснуллин и Кевин Ханда, а также его генеральный директор Ильшат Хаметов».
«В 2022 году в Ташкент десантировалась казанская команда примерно из 15 человек. Она стала ядром разработки Uzum Market, идеологически и технически управляя созданием технологической платформы, взяв за основу опыт KazanExpress. Ее пришлось существенно адаптировать под местную специфику — начиная от языка и заканчивая особенностями операционных процессов в Узбекистане. Конечно, привлекли еще несколько десятков разработчиков — как местных, так и российских, включая выходцев из Ozon и „Яндекса“. Но руководили процессом именно казанские ребята», — рассказывает один из разработчиков.
В июне появляются сообщения, что «в Узбекистане частично заработал аналог российского маркетплейса KazanExpress с доставкой за один день», который планирует открыть десятки пунктов выдачи и начать строительство логоцентра. На этом этапе перебираются разные названия, например UMarket, но в итоге все превращается в экосистему Uzum (в переводе с узбекского — «виноград»), приложение маркета становится одним из самых скачиваемых.
«До этого в стране вообще не было нормального сегмента e-commerce. Запуск топового продукта — а разработки KazanExpress были крутыми даже по российским меркам — буквально взорвал местный рынок. Продавцы, покупатели, товары, логистика — все это важно, но без платформы это обычный базар. Uzum Market показал хорошую экономику, более того, туда пришли даже татарстанские продавцы, сейчас многие торгуют с Узбекистаном», — вспоминает на условиях анонимности еще один выходец из KazanExpress.
И на этом все не заканчивается. «Ряд сотрудников из команды KazanExpress до сих пор активно занимаются разработками: сейчас стоит задача перевести приложения маркетплейса, банка и доставки еды в единый суперап. Значительная часть бывшей команды из Казани перетекла в Ташкент, и они как раз сейчас над этим работают», — говорит другой источник «БИЗНЕС Online».
В 2024 году Хуснуллин покинул пост генерального директора KazanExpress и сосредоточился на международных проектах
Взлет и растворение KazanExpress
Хуснуллин вместе с выпускником Университета Иннополис Кевином Ханда основал KazanExpress в 2017 году. У Хуснуллина тогда уже имелся опыт ретейла — он развивал сеть магазинов «Все по 99 рублей». Когда она выросла до 140 точек в 80 городах, он продал свою долю бизнес-партнеру и задумал открыть российский аналог AliExpress. Уже в 2018 году маркетплейс, который доставлял покупателям товары за один день, привлек $2 млн от ГК Fix Дмитрия Еремеева. В 2019-м оборот площадки достиг 250 млн рублей. К 2021-му компания наторговала в интернете на 3,3 млрд рублей, оборот составил 9 млрд рублей. В этом же году Еремеев решил продать контрольный пакет (50,1%) акций AliExpress. Но в 2022-м, как выразился сам Хуснуллин, все пошло по одному месту — зарубежный инвестор перестал поддерживать маркетплейс. А на фоне начавшейся спецоперации и стремительного оттока IT-специалистов некоторые разработчики были даже рады релокации в Узбекистан.
В KazanExpress же разговоры о появлении нового инвестора шли долго. Среди кандидатов, к примеру, назывался и Сбер. Но в итоге 19 октября компанию приобрел «Магнит», который решил запустить на базе казанского маркетплейса свой «Магнит Маркет». В январе маркетплейс официально переименовали. 1 февраля компания открыла первый ПВЗ в одном из своих магазинов в Казани. Сообщалось, что маркетплейс запустит в феврале в своих магазинах в столице РТ 16 тестовых пунктов в различных конфигурациях с отдельными зонами хранения.
В середине февраля «Магнит» сообщил, что возобновил регистрацию новых продавцов, которая была приостановлена в 2022 году из-за недостатка складских площадей. Новым владельцам удалось достроить и запустить мегасклад, построенный казанцами в свияжском межрегиональном мультимодальном центре, с площадью хранения 130 тыс. кв. метров. Хотя летом KazanExpress планировал продать его и только арендовать площади.
Тогда же Хуснуллин покинул пост генерального директора обновленного маркетплейса. Его заменил Константин Измайлов, до этого работавший директором по данным в Delivery Club и «Яндекс.Лавке». Хуснуллин же сосредоточился на международных проектах и развивает сферу e-grocery.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 9
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.