Для Олафа Шольца трехдневная поездка в Чунцин, Шанхай и Пекин — это самый продолжительный зарубежный визит за все время на посту канцлера Для Олафа Шольца трехдневная поездка в Китай — это самый продолжительный зарубежный визит за все время на посту канцлера Фото: © Michael Kappeler/dpa/www.globallookpress.com

Экскурсия по Китаю для Шольца и немецких «топов»

Нынешний визит немецкого канцлера в Китай принимающая сторона заранее преподнесла как высокую честь, оказанную коллегам. Для Олафа Шольца это «долгожданная» поездка, а немецкие компании жестко боролись за право стать членами немецкой делегации, рассказала в день прилета немецкого лидера китайская газета Global Times. Для Шольца трехдневная поездка в Чунцин, Шанхай и Пекин — это самый продолжительный зарубежный визит за все время на посту канцлера. В составе его делегации не только члены правительства, но и представители крупнейших немецких концернов, включая руководителей химико-фармацевтического концерна Bayer, Volkswagen и Siemens.

Восьмой год подряд Китай является крупнейшим торговым партнером Германии, за прошлый год объем торговли составил 254 млрд евро. Для сравнения: товарооборот КНР и России по итогам 2023-го составил $240,11 млрд, и это рекордная цифра за всю историю отношений. Несмотря на все предупреждения политиков, немецкая промышленность не только не снизила зависимость от Китая, но и стала особенно зависимой от Пекина в четырех областях, предупредила незадолго до поездки немецкая газета Handesblatt.

По данным немецкой прессы, самым высоким по рангу чиновником, который встретил гостя в аэропорту, оказался заместитель мэра города Чунцин По данным немецкой прессы, самым высоким по рангу чиновником, который встретил Шольца в аэропорту, оказался заместитель мэра города Чунцина Фото: © Michael Kappeler/dpa/www.globallookpress.com

Самолет Шольца приземлился в Чунцине утром в воскресенье, 14 апреля. Политика, который перед поездкой даже завел аккаунт в китайской соцсети TikTok, с почестями встречать не стали. По данным немецкой прессы, самым высоким по рангу чиновником, который встретил гостя в аэропорту, оказался заместитель мэра города Чунцина. Главным мероприятием в программе Шольца была сегодняшняя встреча с председателем КНР Си Цзиньпином. Несмотря на то что главной обозначенной темой переговоров была экономика, и политические вопросы мировые лидеры обсудили.

И китайская, и немецкая пресса подчеркивали, что экономические отношения двух стран будут главным вопросом визита. Немецкая газета FAZ открыто назвала Китай «самым важным торговым партнером Германии» (а как же США?) и порассуждала о том, что визит станет для немецкого лидера упражнением по поиску баланса. С одной стороны, европейские партнеры призывают ФРГ действовать жестче по отношению к Китаю, отстаивать интересы Евросоюза, а с другой — стоит бизнес, заинтересованный развивать сотрудничество с КНР, но на равных условиях. А еще «мешает работать» немецкая оппозиция, которая тревожится из-за якобы нарушений прав человека в Китае и позиции Пекина по конфликту на Украине, требует их осудить.

Европейские партнеры призывают ФРГ действовать жестче по отношению к Китаю, отстаивать интересы Евросоюза, но с другой стороны стоит бизнес, заинтересованный развивать сотрудничество с Китаем на равных условиях Европейские партнеры призывают ФРГ действовать жестче по отношению к Китаю, отстаивать интересы Евросоюза, но с другой стороны стоит бизнес, который заинтересован развивать сотрудничество с КНР на равных условиях Фото: © Michael Kappeler/dpa/www.globallookpress.com

Возможно ли такое развитие, вопрос пока скорее риторический. К примеру, Немецкий экономический институт в недавнем исследовании указал на «тревожный уровень» экономической зависимости Германии от Китая. Речь о химической и электронной продукции (ноутбуки, аккумуляторы, магниты и т. п.), а также сырье и полезных ископаемых. Американское издание Politico еще перед визитом рассказало, что Китай нужен Берлину, но если раньше дорога в Китай для немецкого бизнеса была «вымощена золотом», то теперь стала больше походить на highway to hell — «дорогу в ад» — из-за «жесткого протекционизма» Пекина. В материале под названием «Почему немецкий канцлер Шольц склоняется перед китайским драконом» издание вспоминает, например, что на Китай приходится половина мировых продаж концерна Volkswagen. При этом Politico признает, что «больше идти Шольцу некуда», а развивать экономику за год до выборов нужно.

Согласно текущему прогнозу экономических институтов ФРГ, в 2024 году ВВП Германии вырастет всего на 0,1%, хотя еще осенью планировался рост на уровне 1,3%. При этом власти Китая, безусловно, понимают, что без них немецкому партнеру придется, мягко говоря, туговато. К слову, незадолго до поездки ассоциация автомобильной промышленности Германии (VDA) в специальном заявлении выступила против введения ЕС дополнительных тарифов на импорт китайских электромобилей, указав на то, что это может спровоцировать торговую войну и поставить под угрозу рабочие места в Германии.

Немецкий экономический институт в недавнем исследовании указал на «тревожный уровень» экономической зависимости Германии от Китая. Речь о химической и электронной продукции, а также сырье и полезных ископаемых Фото: © Michael Kappeler/dpa/www.globallookpress.com

«В Германии все еще сохраняются традиции прагматизма, рациональности и взаимовыгодного сотрудничества с Китаем», — радовалась нынешнему визиту китайская пресса. Да, в некоторых отраслях между КНР и Германией есть конкуренция и американские и европейские СМИ специально делают на ней акцент, чтобы «вбить клин» в отношения стран, описывает Global Times. Но не сомневается: «Столкнувшись со спорными вопросами, обе стороны будут иметь достаточно мудрости и способности находить решения». Скорее всего, на предстоящих переговорах Китай будет давить на ФРГ, чтобы та не поддерживала ограничения ЕС в отношении китайских автомобилей и солнечных панелей, прогнозировало американское агентство Reuters. По оценке агентства, канцлер ФРГ оказался между «молотом и наковальней». Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен ранее жаловалась на то, что перепроизводство в Китае несправедливо поддерживается «огромными» государственными субсидиями.

Четких заявлений о дальнейших экономических отношениях и шагах на встрече Си и Шольца скорее не прозвучало. Отчасти это было ожидаемо, поскольку тема щепетильная, да и Пекин вряд ли хотел бы здесь излишней публичности Фото: © Michael Kappeler/dpa/www.globallookpress.com

Как Си призвал Шольца не искать «корыстной выгоды» в конфликте на Украине

Переговоры Си и Шольца прошли во вторник в государственной гостинице Дяоюйтай. И, вопреки ожиданиям, четких заявлений о дальнейших экономических отношениях и шагах скорее не прозвучало. Отчасти это было ожидаемо, поскольку тема щепетильная, да и Пекин вряд ли хотел бы здесь излишней публичности. Накануне в Шанхае канцлер ФРГ призвал европейский рынок оставаться открытым и быть готовым к честной конкуренции с китайскими автомобилями. При этом, как бы желая усидеть на двух стульях, предупредил, что Европа «не потерпит демпинга, избыточных производственных мощностей и нарушения прав интеллектуальной собственности».

Что было в экономической части? Как передает китайское агентство «Синьхуа», председатель КНР призвал Германию избегать роста протекционизма (пожалуй, немецкие чиновники могли удивиться) и подчеркнул, что «взаимовыгодное» сотрудничество Китая и Германии — это не «риск», а гарантия стабильности двусторонних отношений и возможность вместе создавать будущее. Звучало это как обращение не только к властям Германии, но и к Соединенным Штатам, которые стараются убедить власти ФРГ сократить зависимость от Пекина. Участвующий в визите глава Siemens Ральф Томас перед поездкой признался газете Financial Times, что концерн не может себе позволить не работать в Китае, а на снижение зависимости немецких производителей уйдут десятилетия. «Глобальные цепочки создания стоимости выстраивались на протяжении последних 50 лет. Насколько наивным нужно быть, чтобы верить, что это можно изменить в течение 6 или 12 месяцев?» — сказал руководитель компании.

Си не воспринял всерьез «критические вопросы», которые поднял Шольц. К примеру, «отмахнулся» от опасений по поводу избыточных мощностей и, наоборот, заявил, что китайский экспорт электромобилей, литиевых батарей обогатил мировую экономику, ослабил инфляцию и внес вклад в решение экологических проблем, отмечает Handesblatt. А дальше прямо пишет: «По словам инсайдеров, китайское правительство рассматривает Германию как придаток США, не имеющий собственных интересов». Кстати, американский Reuters упоминает об обсуждении Украины в самом конце своей заметки двумя предложениями. Си отверг давление со стороны Шольца с целью обуздать китайское производство, анализирует итоги переговоров Bloomberg. И замечает, что лидер КНР призвал немецкого коллегу «объективно» посмотреть на вопрос китайского экспорта и изучить его с точки зрения рынка.

Еще одним публичным итогом переговоров стали заявления сторон по конфликту на Украине. Шольц перед визитом не скрывал, что будет просить Китай стать посредником для прекращения боевых действий. Пекин может дать понять Москве, что «бессмысленная война» должна закончиться, рассуждал канцлер ФРГ в беседе с немецкой прессой. А уже во время визита призвал не обходить санкции и не помогать РФ оружием.

На встрече Си и Шольц провели углубленный обмен мнениями по украинскому кризису, сообщило «Синьхуа» по итогам переговоров. И отметило, что китайский лидер привел четыре принципа урегулирования украинского кризиса.

«Во-первых, мы должны уделять приоритетное внимание поддержанию мира и стабильности и воздерживаться от поиска корыстной выгоды. Во-вторых, мы должны остудить ситуацию, а не подливать масла в огонь. В-третьих, мы должны создать условия для восстановления мира и воздерживаться от дальнейшего обострения напряженности. В-четвертых, мы должны уменьшить негативное воздействие на мировую экономику и воздерживаться от подрыва стабильности глобальных промышленных цепочек и цепочек поставок», — процитировало агентство китайского лидера.

Как уточняет Центральное телевидение Китая, председатель КНР также выступил за созыв «со временем» равноправной международной мирной конференции по урегулированию украинского кризиса, признанной как Россией, так и Украиной: «С равноправным участием всех сторон и справедливым обсуждением всех мирных планов». В Киеве ранее говорили, что пригласили Китай на конференцию, которая пройдет в Швейцарии в июне (без участия России), но ответа пока не получили.

«Канцлер Олаф Шольц призывает Китай играть более активную роль в войне России против Украины», — написала по итогам переговоров немецкая газета FAZ. Нерешаемый украинский вопрос выделяет другое немецкое издание Handesblatt. По данным CCTV, которые приводит газета, Си дал понять, что на швейцарский саммит Китай не поедет.

«Китай призывает их [западные страны и США] к объективности и учету рыночных условий и, видимо, к уступкам не готов» Фото: © Michael Kappeler/dpa/www.globallookpress.com

«Эта встреча была важнее Китаю. Очень много денег, но недостаточно высоких технологий для развития»

По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты порассуждали, какие выгоды Китай и Германия извлекут из нынешних переговоров и сможет ли канцлер ФРГ усидеть на двух стульях.

Сергей Марков — политолог, общественный деятель, кандидат политических наук, директор Института политических исследований, член Общественной палаты РФ:

— Эта встреча была важнее Китаю. Потому что КНР для стратегического развития нужны отношения с Европой. У Китая очень много денег, но недостаточно высоких технологий для развития. Высокие технологии есть там, где очень давняя, хорошо развитая наука. А такая есть только у США и Европы. Потому эта встреча была нужна больше Китаю.

Удастся ли Шольцу одновременно угодить и своим партнерам по ЕС и США, и КНР? Нет, не удастся. Там все-таки такая достаточно жесткая ситуация. Китай хочет сотрудничать с Германией, очень много покупает высокотехнологичных товаров у Европы. Но США ему запрещают. И нет никаких оснований полагать, что Германия сможет ослушаться этого приказа. Им всем хорошо известно о том, что США на глазах у всего мира взорвали газопровод, который поставлял российский газ в Германию, и та даже сказать ничего не может по этому поводу.

Получит ли Германия какую-то выгоду от этих переговоров? Наверное. Какие-то отношения в сфере торговли, экономики будут развиваться. Но крупные американские запреты вряд ли удастся деблокировать. А мелкие — возможно, все это будет. Что касается Украины, то вряд ли Германия имеет серьезное право голоса в этих вопросах. Китай предлагает прекратить боевые действия по линии боевого соприкосновения и начать большие переговоры по данному вопросу. Но все решают американцы, частично — британцы. Евросоюз пока не сформулировал какое-то реальное право говорить на эту тему.


Сергей Черняховский — действительный член Академии политических наук, член-основатель «Изборского клуба»:

— Эта встреча была нужнее, конечно же, Шольцу, давно ищущему выходы на крупных азиатских партнеров. И он заинтересован в любых торговых контактах, но не обязывающих политически.

Удастся ли Шольцу усидеть на двух стульях — одновременно угодить и своим партнерам в ЕС и США, и Китаю? Так и хочется сказать: нет. Но по большому счету обычно в выигрыше оказываются те, кто умеет сидеть на двух стульях. Это как скалолаз, который поднимается по узкому ущелью. Слева скала и справа скала. Он одной ногой опирается на одну сторону, подтягивается и опирается другой ногой на другую сторону. А по одной стороне он бы не смог вскарабкаться. Вопрос в том, что Шольц такого серьезного умения пока не демонстрировал. Хотя периодически и бывает, что это ему удается.

Какую выгоду получит Германия от этих переговоров? Возможность привлечения капиталов, экономического сотрудничества, поставки определенных видов продукции. Ну и попытаться выйти из жесткой завязки с западными странами.

Что касается мирного саммита, о котором сказал Си… Когда-то Ленин в работе о Соединенных Штатах Европы говорил, что по совершении мировой социалистической революции лозунг Соединенных Штатов Европы будет означать либо союз старых империалистических держав — Англии и Франции — против молодых — Германии, Японии и России, либо общий союз капиталистов против рабочих. Я думаю, что мирный саммит [по Украине] возможен только в том случае, если Россия даст себя в очередной раз обмануть.

К сожалению, западные партнеры, что на майдане, что в других отношениях, показали, что переговоры им нужны только лишь для того, чтобы получить передышку и собраться с силами. Поэтому жизнь покажет, но, на мой взгляд, какие-то попытки мирного решения украинской проблемы бессмысленны.


Василий Кашин — директор центра комплексных европейских и международных исследований НИУ «Высшая школа экономики»: 

— Главная тема визита Шольца в Китай — вопрос второго «китайского шока», связанный с накоплением в КНР избыточных мощностей для высокотехнологичной продукции (электромобили, возобновляемая энергетика) и с падением цен в китайской экономике. Отсюда — страх, что вал дешевой китайской продукции пойдет в развитые страны, сильно навредив позициям западных компаний, или вообще уничтожит их. США и ЕС пытаются донести до Китая, что не потерпят этого и будут защищать свои рынки, а этот экспортный вал будет идентифицирован как демпинг (со всеми вытекающими последствиями). 

Китай же призывает их (западные страны и СШАприм. ред.) к объективности и учету рыночных условий и, видимо, к уступкам не готов. Но я бы предположил, что они все-таки — как это обычно бывает — учтут отдельные опасения западных стран. В ближайшие месяцы мы можем увидеть обострение экономических противоречий между Китаем и Западом. У КНР тоже есть козыри в запасе. 

Это был плановый визит Шольца и в то же время реакция на угрозу экономического плана со стороны Китая. Последним также необходим контакт с Евросоюзом. Он для них ключевой партнер, главный экспортный рынок. Китай строит свою работу на адресных контактах с ЕС и попытках ослабить связку США и Европы. В прошлом году в апреле мы наблюдали успех китайской дипломатии, когда страну посетил [президент Франции] Эмманюэль Макрон и подписал контракты на десятки миллиардов долларов. Макрон после этого выступил с заявлениями о том, что у ЕС должна быть самостоятельная политика по Китаю и Тайваню. Это пример ослабления единства США и ЕС. С Германией сложнее китайцам работать. Но и тут усилия предпринимаются, взаимозависимость по-прежнему высокая. Экономическое положение Германии ослабло — китайцы это используют в полной мере.