«Казань больше не город, когда спрашивают: «А кто там вообще есть?» Казань — это бренд. У нее есть все шансы стать третьей стендап-столицей России», — говорят представители индустрии. За пять лет казанские комики вышли на федеральный уровень, перебираются в Москву, а в столице РТ сформировалось целое сообщество местных юмористов со своими клубами. О том, кто шутит «грязно и мерзко», чем отличается русский стендап от татарского, как добавить медийности стендаперам «из деревни» и сколько можно заработать на фразах о «тупых женах» и «мате-перемате», — в материале «БИЗНЕС Online».
Сейчас, по подсчетам опрошенных нами представителей отрасли, в Казани регулярно и активно выступающих стендаперов не менее 80, а тех, кто периодически выступает, — около сотни
Как в Казани зарождался стендап
Апрель 2024 года в Казани получился богатым на солидные стендап-события. И дело не только в Дне смеха. К примеру, в столице РТ прошел большой стендап-фестиваль в честь пятилетия Stand Up Club в ТЦ «Родина» на ул. Баумана — первого стендап-клуба в Татарстане и третьего в России. Целую неделю здесь выступали известные российские комики. А еще со своим «сольником» приезжал один из пионеров жанра в стране Тимур Каргинов, а буквально завтра престижную площадку «Казань Экспо» будет штурмовать Виктория Складчикова.
«БИЗНЕС Online» же по такому случаю решил рассказать своим читателям, как развивается казанский стендап, кто его главные лица и как они используют в своем творчестве оба государственных языка республики.
Формироваться стендап-индустрия начала в 2019 году. Разумеется, были и до этого юмористы и авторы, которые работали в таком жанре, организовывали мероприятия, но это были лишь точечные попытки развить отрасль. Сейчас, по подсчетам опрошенных нами представителей отрасли (комиков, авторов, организаторов), в Казани регулярно и активно выступающих стендаперов не менее 80, а тех, кто периодически выступает, — около сотни.
«Движуха настолько огромная, что я даже половину комиков не знаю, — признается сооснователь Stand Up Club, известный комик Артур Шамгунов. — Рад, что начал заниматься стендапом еще тогда, сейчас было бы намного сложнее. Да, есть все условия стать известным сегодня — стендап-площадки, ТВ, разные шоу, аудитория, но и хороших комиков немало. Конкуренция в хорошем смысле серьезная. Кстати, поэтому тот, кто выбивается сейчас, сразу становится крутым».
Стендап (англ. stand-up) — вид разговорного юмористического жанра, в котором комик рассказывает шутки.
С ним согласен идеолог казанского стендап-объединения Comedy Crew Алексей Карпушин. В столице РТ сейчас в неделю проходит около 40 разноформатных стендап-мероприятий только от локальных комиков и организаторов. «За последние 3–5 лет мы сделали огромный шаг для популяризации стендапа, — говорит Карпушин. — Увеличилось количество комиков, вырос их профессионализм, число мероприятий и площадок для их проведения».
Количество почитателей стендапа, зрителей и слушателей тоже растет. «У нас в клубе на два вечерних выступления билеты распродаются молниеносно, поэтому приходится делать еще одно шоу в 16:30», — говорит Шамгунов. Свою лепту вносит и турпоток. Порой 80% посетителей на Баумана — туристы. Согласна с этой цифрой и основательница стендап-площадки «Клуп» Ангелина Питулова. «Бывало, что у нас в „Клупе“ из 150 зрителей только 10 — казанцы, остальные — приезжие», — говорит она.
Кстати, сама аудитория тоже поменялась. Посетители стендап-мероприятий «уже давно не студенты», а платежеспособная публика в возрасте 30+. Потому чуть упал интерес, например, к «Открытым микрофонам», где в основном выступают новички. «Как будто публика уже насмотрелась на неопытных ребят и им хочется чего-то проверенного, качественного, — рассуждает Карпушин. — На мероприятия с обкатанным материалом мы ставим ценник выше, и люди подумали: „Ну у нас деньги есть, мы лучше заплатим, придем и хорошенько посмеемся“».
Юмористические мероприятия в столице РТ проходят практически ежедневно, это как «Открытые микрофоны», так и выступления опытных комедиантов, а также тематические шоу
Как комики разошлись «по барам»
Вклад в развитие стендапа в Казани внесла и барная тусовка города, которая наконец откликнулась на просьбы местных организаторов предоставить свои площади для концертов. Например, сообщество Comedy Crew с марта базируется в баре Paranoia на улице Чернышевского (принадлежит известному ресторатору Артуру Галайчуку). Специально для выступления комиков одну из стен заведения снесли, чтобы получился зал на 50–60 гостей. «Этого недостаточно, чтобы привозить больших комиков, но достаточно для того, чтобы хорошо проходили местные мероприятия. В Paranoia каждую субботу солдаут», — отметил Карпушин.
Собеседник «БИЗНЕС Online» вспоминает, что раньше владельцы баров неохотно соглашались работать со стендап-направлением. «С этим мы долго воевали. Приходили в заведения, предлагая даже в какой-нибудь мертвый день типа понедельника провести стендап-вечер. То есть мы бы привели полный зал людей, а бар бы получил за это деньги. Но нам говорили, что им это не нужно. Приходится доказывать свою пользу заведениям», — рассказал спикер.
Где сейчас в Казани выступают стендап-комики?
- Stand Up Club Kazan (ул. Баумана, 44/8);
- бар Paranoia (ул. Чернышевского, 9);
- ресторан «Бухта» (ул. Профсоюзная, 16);
- бар Trinity (ул. Баумана, 44/8);
- Rockstar Bar (ул. Пушкина, 29а);
- NeBar (ул. Пушкина, 46).
Юмористические мероприятия в столице РТ проходят практически ежедневно, это как «Открытые микрофоны», так и выступления опытных комедиантов, а также тематические шоу: «Грязный микрофон», «Для взрослых 30+», «Зачем мне это», сторителлинг-шоу и т. д. Почти везде возрастной ценз для посещения 18+. Ценник варьируется от 200 до 500 рублей. Бывают и бесплатные мероприятия, но редко.
На чем зарабатывают комики? «Сейчас казанская сцена в самом расцвете, мероприятий много — по два-три каждый день: проверка материала, тематические шоу, платные выступления. У зрителей есть из чего выбрать на свой вкус и кошелек, а у комиков есть возможность хорошо зарабатывать», — считает стендап-комик Арина Юнусова.
Опытные могут позволить себе заниматься только стендапом. Например, у резидентов казанского клуба в «Родине» гонорарная система оплаты, потому зарплата комика высчитывается исходя из того, сколько раз он выступил в месяц. Дополнительно ребята делают выручку на корпоративах, пишут сценарии для стендап-проектов и event-агентств, делают свои шоу.
«К примеру, проводишь свое шоу в клубе, баре, оплата за вход — кто сколько может. Пришли 150 человек (столько вмещает наш клуб), которые в конце вечера накидали купюрами 30 тысяч рублей. Все — поделил и пошел», — объяснил Шамгунов математику.
В Comedy Crew финансирование устроено чуть иначе. «Мы формируем бюджет, чтобы использовать его на различные нужды. Есть зарплатный фонд. Раньше ребята получали процент от вырученных с выступления денег, но потом мы решили, что нужна фиксированная оплата. Так проще планировать и больше откладывать денег в основной бюджет», — рассказал Карпушин.
Уже сейчас казанские авторы запускают проекты в жанре сторителлинг (подача информации в формате истории), делают спортивные и эзотерические шоу, появляется много форматов с импровизацией
Какие шутки взлетают и как добавить медийности местным юмористам
Зарождающийся тренд на рынке — появление новых юмористических шоу. Когда комики не просто солируют на сцене со своими монологами, но и придумывают смешные проекты вместе с коллегами или даже с психологом, тарологом. Уже сейчас казанские авторы запускают проекты в жанре сторителлинг (подача информации в формате истории), делают спортивные и эзотерические шоу, появляется много форматов с импровизацией. Тенденция, считают собеседники, «спускается в Казань из Москвы», где известные, медийные юмористы ведут свои юмористические теле- и интернет-шоу.
О чем сейчас шутят? Грязный юмор остается в топе, говорит владелица «Клупа» Питулова. «Комики стали ярче рассказывать о сексе, свободнее, и публике хочется это обсуждать. Ну или те, кто не занимается сексом, ходят о нем хотя бы прослушать», — предполагает девушка.
С ней согласен и Карпушин из Comedy Crew. «У нас как раз шоу „Грязный микрофон“ — самый популярный формат, в нем обсуждают секс, отношения и прочее. Люди приходят над этим посмеяться, чтобы их никто не осудил», — говорит наш собеседник. А вот тема политики у местных комиков не в почете. В Казани «все хорошо» и о плохих дорогах не пошутишь, «докопаться не до чего», считают эксперты.
Шамгунов объясняет это тем, что аудитория стендап-зрителей в столице РТ старше и ей не всегда хочется следить за актуальной повесткой. «Зрители в Казани ничем не отличаются от зрителей в Москве. Я не вижу никакой разницы. Но в Москве для девочек 25–30 лет тема феминизма может залететь. В Татарстане, скорее всего, нет. Возможно, ее оценят те, кто помладше, но в процентном соотношении тех, у кого есть общественная позиция, кто следит за новостями, меньше», — резюмирует он.
Вкрапления шуток о татарах уместны в русскоязычном стендап-контенте, но комики предпочитают эту тему не эксплуатировать. Во-первых, она не универсальна, во-вторых, юмористы не всегда хотят ассоциироваться с теми, кто «мусолит татарскую тему», и не любят шутить о стереотипах. Еще один тренд — в Казань все чаще переезжают юмористы из районов РТ и соседних регионов. «Казань больше не город, когда спрашивают: „А кто там вообще есть?“ Казань — это бренд. Организаторы с удовольствием приглашают комиков из Татарстана выступать в других российских городах», — объясняет наплыв иногородних комедиантов Шамгунов.
Основательница стендап-площадки «Клуп» Питулова с этим не согласна. По ее мнению, здесь по-прежнему не хватает людей, которые бы «делали для комедии Казани чуть больше». «Да, есть те, кто активно выступает, снимается, но это все региональный уровень. Нужно больше работать над медийностью, чтобы быть известным по всей России. Пока ты сидишь здесь и выступаешь в барах, это ничего не изменит. У нас есть Шамгунов, Леша Соловьев из Елабуги, который уехал в Москву, Таня Березовская тоже сейчас там, но этого недостаточно», — высказалась Питулова.
Кроме того, местные комики не хотят заниматься своей медийностью, личным брендом, продакшеном, говорит спикер, при этом «хотят много выступать и быть известными». «Да, это отдельная сложная работа. Надо заниматься своими соцсетями, снимать „рилсы“, работать над контентом, — сетует Питулова. — А они хотят прийти, выступить, получить свои пять минут кайфа. Все. Когда был „Клуп“, мы проводили съемки, делали все, заставляли ребят в конце концов…»
Главные лица казанского стендапа
Перейдем к представителям стендап-комьюнити столицы РТ. Начнем с тех, кто стоял у истоков, открывал площадки для выступления комиков и организовывал фестивали. Отметим, что не все они сами занимаются стендапом.
Начнем с Шамгунова — сооснователя Stand Up Club Kazan, который в 2019-м открыл площадку вместе с другом Ильдаром Фаттаховым. Клуб на ул. Баумана стал третьим в России после Москвы и Питера. «Мы тогда встречались с ребятами из Stand Up Club №1 в Москве, обсудили, что у них там. Взяли примерно их схемы. Это сейчас клуб есть в каждом городе-миллионнике, а тогда люди такие: „Ого, вы чего, психи?! Прямо в регионе стендап-клуб?“», — вспоминал сам участник нашего списка. Шамгунова собеседники газеты называют самым медийным комиком из Казани. Именно благодаря тому, что он «вхож в тээнтэшную стендап-тусовку», в казанский клуб приезжают выступать топ-звезды российского стендапа. Например, Тимур Каргинов был одним из первых комиков, кто фактически безвозмездно выступил в Stand Up Club Kazan, а суперзвезда Евгений Чебатков после сольного концерта в «Пирамиде» прошлой осенью выступил здесь с проверочным материалом, а до этого выступал с монологом на английском языке.
Шамгунов занимается стендапом с 2016-го, выступал на ТНТ, в Stand Up Club №1, на разогревах известных российских юмористов. А сейчас он сам тот, у кого на разогреве «стендапят» начинающие юмористы. В его арсенале есть несколько мощных сольных стендап-концертов — «Внутренний ребенок» (более 2 млн просмотров на YouTube), «В разводе» и «Черный татарский». В планах комика на этот год написать монолог на татарском языке. «Это для меня важный шаг», — признался он.
Участник Comedy Crew Карпушин организовывает выступления комиков в барах города. Молодой человек родом из Орла, успел пожить в Воронеже и еще много где. Занимается стендапом около пяти лет, пробовал себя в качестве комика, но в итоге перешел в организаторы. До того как полностью посвятить себя комедии, занимался разработкой автоматизации бизнес-процессов сотрудников компании, в которой работал. Эти навыки помогают ему в нынешней деятельности, говорит Карпушин.
Питулова занималась раскруткой стендап-площадки «Клуп». Раньше они находились на фабрике Алафузова, где выступали известные российские комики, такие как Расул Чабдаров, Костя Пушкин, Вера Котельникова и др. Именно Питулова, дочь бывшего владельца фабрики Андрея Питулова, занималась привозом федеральных юмористов, на которых «набивался» полный зал. Некоторые спикеры отмечают, что конкуренция с заведением Шамгунова дала «ощутимые плоды» развития индустрии. В середине декабря прошлого года «Клуп» закрылся из-за холодов, планировалось, что он переедет в центр Казани, но не срослось. Сейчас Питулова переехала в Москву, но, рассказала она нашему корреспонденту, летом «Клуп» снова начнет работать на Алафузова. Они даже планируют провести там большой стендап-фестиваль.
Совершенно не медийный, но важный персонаж — Артем Скворцов. Несколько лет назад, будучи простым зрителем, он решил организовывать туры в Самару для местных комиков. Вкладывал немало своих личных средств, брал в аренду большой туристический автобус, куда «набивались» как юмористы, так и зрители «из тусовки». В итоге поездки переросли в полноценный стендап-фестиваль, который проходит каждое лето на Волге. Недавно Скворцов вступил в ряды Comedy Crew, где занимается развитием сообщества и ведением социальных сетей.
За татарский стендап в Казани отвечает Рамиль Агдеев — комик и «исследователь татарского юмора». Сейчас он директорствует в новом молодежном центре «Яратам» на Короленко, который скоро станет для татарских комиков полноценной площадкой. Агдеев, подчеркивают спикеры «БИЗНЕС Online», не просто идеолог этого направления, а тот, кто активно «использует социальные каналы» для развития индустрии. Например, он подавал заявки на гранты в минмолодежи РТ, презентовал татарский стендап-телепроект «Шалт, Мөхәммәтҗан» Марату Ахметову, который возглавляет комиссию по сохранению и развитию татарского языка. В итоге на проект выделили около 1 млн рублей, которого хватило на съемки 10 телепередач. Участник нашего списка родом из Челнов, юмором занимается более 15 лет, а начинал с КВН. Пять лет назад переехал в Казань.
Некоторые наши собеседники выделили комика из Удмуртии Виктора Копаницу, который какое-то время трудился на благо юмора в Казани. Это «легендарная личность внутри тусовки», говорят о нем. Когда открылся Stand Up Club на ул. Баумана, он приехал в столицу РТ из Екатеринбурга и помогал развитию клуба. Но после начала СВО уехал за границу и выступает там.
Представители юмора 18+, топ-менеджер крупной компании и «комик для комиков»
Перейдем к стендаперам. Любой из них, уверены наши собеседники, имеет большие шансы вырваться за пределы татарстанской индустрии юмора. Вопрос только в том, сколько они готовы приложить усилий.
Открывает наш перечень самых ярких комиков Казани «забавная девчонка» Арина Юнусова из объединения Comedy Crew. Несмотря на миловидную внешность, умеет шутить «жестко и грязно», но это «не помойный юмор, а продуманная комедия». «Наверное, больше всего я люблю шутить о неловких моментах в отношениях, о том, как иногда утомительно быть женщиной в современном мире. Моя нелюбимая тема — оскорбление женщин. Все эти шутки о тупых женах, вечно раздражающихся девушках… Как будто некоторые комики не в курсе, что супругу можно выбирать», — поделилась мнением с «БИЗНЕС Online» сама Юнусова. Ей 26 лет, отучилась на биолога в КФУ. До стендапа занималась репетиторством, работала аниматором, визажистом, копирайтером, эсэмэмщиком. «Стендапит» с 2020 года. В одном из казанских баров собирается запустить свое шоу «Вечер черного стендапа с Ариной Юнусовой». Там будут выступать комики «с жесткими шутками, которые не покажут по телевизору», а сама она будет закрывать вечер импровизацией с залом.
Стендап-комик Ильнур Асхадуллин работал топ-менеджером в крупной компании, у него были подчиненные, хорошая зарплата и «полный набор» — жена, двое детей, ипотека. В какой-то момент он решил бросить работу и сосредоточился только на юморе. Помимо соло-выступлений, у Асхадуллина много авторский работы, он пишет для других комиков, помогает с организацией туров, снимается в юмористических шоу на ТНТ и в VK.
Еще один представитель юмора категории 18+ — Антон Зимин. Дело не в пошлости, объясняют свой выбор спикеры, а в том, что Зимин умеет рассказывать «мерзости» так, что это смешно и профессионально. Зимин родился в Магнитогорске, ему 31 год. Комедией занялся четыре года назад, уехав в Москву. В 2021-м переехал в Казань и занимается юмором здесь.
Тимур Абдулманов может рассмешить даже «самые суровые и холодные залы», говорят о нем коллеги. Его выделяют за «супервысокую продуктивность» в написании материала для выступлений и проработанность тем. Монологи он пишет быстро, поэтому публика почти не услышит одни и те же шутки 2 раза. Он как раз из тех, кто работает со своей медийностью. Периодически ездит выступать в Москву.
«Органически смешного типа» Айрата Мавлютова выделяют за простоту и непосредственность в выступлениях. Именно ему может достаться звание «народного комика» в Казани. Он искренне «охреневает» от того, о чем порой рассказывает, говорят спикеры. Сейчас уроженец Ульяновска вместе с коллегами-стендаперами и психологом делает шоу «Я не вывожу» — «групповой сеанс, в котором комики и психолог обсуждают популярные запросы людей на терапии». Поговаривают, что Мавлютов отбывал наказание в местах не столь отдаленных.
Резидента Stand Up Club в «Родине» Влада Карагодина выделили за «начитанность, которая формирует его тонкий юмор». Сейчас он пишет сценарий к полнометражному фильму. «Опытнейший комик с умной философской комедией», — написано о нем в профиле на сайте казанского стендап-клуба.
Участник Comedy Crew и многократный обладатель звания «Король казанского стендапа» (за победу в одноименном фестивале, проходящем в Казани) Марат Шамсевалиев считался в тусовке «комиком для комиков». Его юмор для искушенных слушателей и настоящих ценителей комедии. «Ты становишься профессионалом, когда находишь необычные вещи в обычных вещах. Раньше его выделяла именно аудитория комиков, а сейчас он может конкурировать за зрителей со всеми остальными», — подчеркнули собеседники нашей газеты. Регулярно выступает в баре Paranoia.
Не попали в основной список, но заслуживают внимания «музыкальный стендапер» Никита Никитин, «красавчики» Булат Ханмурзин и Влад Хандешин.
Кто уехал строить федеральную стендап-карьеру
Отдельно упомянем тех из татарстанцев, кто все же предпочел отправиться в Москву и строит федеральную карьеру. Их можно увидеть в различных комедийных теле- и интернет-шоу. При этом, отмечают собеседники «БИЗНЕС Online», родные края эта троица не забывает и приезжает выступать в Казань.
Уроженка Красноярска Татьяна Березовская в 2017 году приехала в Казань, окончила здесь Поволжскую академию физической культуры, спорта и туризма, успела поработать физруком. Она мастер спорта России, тренер по художественной гимнастике. Во время учебы в вузе выступала в составе команды КВН «Сборная академии спорта». Команда доходила до полуфиналов студенческих казанских лиг Клуба веселых и находчивых. В 2019-м с командой «Молодой состав» выиграла чемпионат КВН Татарстана, а спустя два года решила сосредоточиться на стендапе и участвовала в шоу «Открытый микрофон» на телеканале ТНТ, где сначала попала в команду Юлии Ахмедовой, а затем к Алексею Щербакову. До финала девушка не дошла. Сейчас выступает в шоу «Женщины-комики» в Stand-Up Club #1 в Москве, снялась в «Стендап-фесте» на ТНТ.
Тимур Хамадуллин сегодня активно снимается в проектах на ТНТ, а также работает там как редактор и автор нескольких шоу, которые выйдут в эфир телеканала, рассказали нам его коллеги. Недавно у 26-летнего уроженца Астрахани вышел первый сольный концерт «Бархат», а 27 апреля в Москве пройдет его первый большой «сольник».
Молодой комик Алексей Соловьев из Елабуги начинал свой стендап-путь в челнинском клубе около пяти лет назад, когда там была сильная тусовка. Соловьеву 24 года. Любит шутить на тему своего татарского происхождения и позволяет себе довольно откровенные шутки. Умеет пошутить даже о сосисках с макаронами так, что будет очень смешно, говорят о нем собеседники. Его можно увидеть во множестве юмористических ток-шоу на YouTube — «Разгоны», «Жизнь не по сценарию», «Подземелье драконов», «Книжный клуб» и др.
Феликса Никитина спикеры «БИЗНЕС Online» называют одним из первопроходцев стендапа в Казани
В свое время подавал большие надежды Феликс Никитин. В 2013 году уроженец Казани уехал в Москву, участвовал в «Comedy Баттл» и шоу «Не спать» на ТНТ, даже приходил в проект «Игры комиков» тогда еще малоизвестного, а сейчас суперзвезды стендапа Чебаткова, его в своих выступлениях вспоминал как друга комик Нидаль Абу Газале. Никитина спикеры «БИЗНЕС Online» называют одним из первопроходцев стендапа в Казани. В интернете путь Никитина можно отследить до 2016–2017 годов. Чем он сейчас занимается, его коллеги не в курсе.
Татарский стендап поддерживают Марат Ахметов и Ринат Садыков
Теперь о татароязычном стендапе. В отличие от русскоязычного, который развивается самостоятельно, отмечают опрошенные нами эксперты, он «тесно связан с татарским языком и в целом с татарской культурой».
«Национальный юмор основывается на том, что мы включаем в него особенности татарского менталитета, особенности жизни в Казани, Татарстане. Это то, что нас отличает от других регионов, — рассказывает стендап-комик Динара Зиннатова. — Когда мы смешиваем наши привычки, культурный код с какими-то современными явлениями, например с нашумевшей темой психологии, с темой блогинга, инфоцыган или с какими-то мировыми событиями, открытиями научно-техническими, IT, получается прикольный эксклюзивный юмор».
Активных татарских комиков наберется 20–30, насчитали собеседники «БИЗНЕС Online». До недавнего времени они выступали в Stand Up Club на Баумана, но в итоге передислоцировались в новый молодежный центр «Яратам». Директор Агдеев рассказал, что, скорее всего, место станет пристанищем, где татарские комики будут выступать и работать.
Почему пришлось переехать? «Наш зритель, как правило, не бухает. Он взрослый, платежеспособный, но приходит в клуб и ничего не заказывает — ни алкоголь, ни поесть. Несмотря на то что в „Родине“ отличный зал для выступлений, татарскому зрителю там некомфортно», — говорит Агдеев. Все дело, предполагает он, в «тәртип» — дисциплинированности татар, которая подразумевает отказ от алкоголя. К тому же послушать юмор на татарском языке приходят покрытые платком девушки, которые тем более не пьют. «Во время Рамадана татарские комики даже не выступали, некоторые держали уразу», — говорит Агдеев.
У проекта татарского стендапа есть название — «Шалт, Мөхәммәтҗан» по одноименному юмористическому стихотворению татарского поэта Шауката Галиева (1928–2011). Это устоявшееся выражение, обозначающее что-то неожиданное. Есть одноименная телепередача с отснятыми двумя сезонами, посмотреть ее можно на YouTube-канале «Беренче» и по субботам в 23:00 на ТНВ. Финансово помогает ее снимать комиссия по сохранению и развитию татарского языка, возглавляемая замом председателя Госсовета РТ Ахметовым. Попасть на съемку обычному гостю можно за 300 рублей. Кстати, среди поклонников татарского стендапа называют Камиля Нугаева — зампредседателя комитета Госсовета РТ по бюджету, налогам и финансам.
Татарскому стендапу тоже около пяти лет. Зарождаться в Казани он начал в 2018-м, когда кавээнщик Агдеев перебрался в столицу РТ из Челнов. Первые выступления начинающих татарских комиков проходили в «Тэти Lounge» на ул. Лево-Булачной. Но тогда ничего не получилось. «Там мат-перемат, и мы сами начали материться в монологах, даже пошлить. С каждым выступлением народу приходило все меньше и меньше. Людям не нравилось, они зажимались», — вспоминает Агдеев. Выступления прекратились. Через год юмористы снова попытались «стендапить» на татарском языке, но и здесь случился провал. Затем были попытки создать татарское стендап-комьюнити в подвальном клубе «Пирамиды». Не срослось.
В 2020-м Агдеев написал заявку на грант на татарский стендап в министерство молодежи РТ. Выиграл, ему дали 200 тыс. рублей. «Это был пандемийный год, мероприятия не проводились. В 2021-м на эти деньги мы решили снять телевыпуски татарского стендапа. Я позвал известных татарских кавээнщиков, комиков, например Сиреня Байрамова, который стал нашим редактором. Мы поселились в гостинице „Регина“ на Мамадышском тракте и начали готовить материал. Тогда же придумали название „Шалт, Мөхәммәтҗан“ для проекта. Отсняли выпуск», — рассказал Агдеев.
Затем, продолжил собеседник газеты, в минмолодежи Татарстана он презентовал «Шалт, Мөхәммәтҗан» перед Ахметовым. Проект понравился, и юмористам выделили около 1 млн рублей, которых хватило, как было выше сказано, на съемки 10 телепередач «Шалт, Мөхәммәтҗан».
Кто «вытаскивает на сцену» татарский юмор
Расскажем, кем представлено сообщество татароязычных стендап-комиков. Чаще всего звучало имя 32-летнего Владислава Шунского из Челнов. По национальности он русский, но шутит на татарском, потому что ему «это очень близко». «С 7 лет я жил в татарской деревне, не зная языка, не зная вообще о существовании татар, их обычаев. Все это мне пришлось пропустить через себя как через сито, примерив роль татарина», — поделился с нашим корреспондентом комик. Юмором он занялся еще на первом курсе вуза, писал сценарии для скетчей, снимал вайны (короткие комедийные видеоролики). Он участник КВН на Первом канале в составе уфимской команды «Лица республики», снимался на ТНТ, писал сценарии для комедийного сериала «Сториз» на СТС.
Динара Зиннатова — автор юмористической группы во «ВКонтакте» о жизни татарской девушки «Че гуглит татар кызы» (39 тыс. подписчиков) и автор одноименного телеграм-канала. Ей 32 года, она из Альметьевска. После школы переехала в Казань, окончила журфак КФУ. Как вспоминает Зиннатова, в 2017 году ее мемы на татарском языке завирусились в сети и она решила, что раз она умеет шутить в интернете, то сможет шутить и на сцене. Толчком к занятию стендапом послужил фестиваль стендапа на «Черном озере» в 2022-м. Из десятков начинающих комиков победительницей стала именно Зиннатова. «Лично я шучу о каких-то парадоксальных явлениях, проблемах, забавных моментах. Мне нравится сравнивать, например, жизнь современной татарской девушки с жизнью наших бабушек в их молодости или сопоставлять нашу нынешнюю жизнь с воспитанием, которое нам дали наши родители, и находить в этом смешные моменты в разнице поколений, воспитании», — поделилась с нашим корреспондентом Зиннатова.
Есть в нашем перечне даже участник спецоперации Ленар Галяутдинов (Галяу) из села Шадчи Мамадышского района. Коллеги по цеху говорят, что он из тех, кто «талантлив по природе своей». Галяутдинов, даже получив ранение ноги в бою и вернувшись выздоравливать домой, продолжил «стендапить», провел благотворительный концерт. Юмором он занимается давно, был капитаном мамадышской команды «Биш бармак» татарской лиги КВН, чемпионом юмористического татарского проекта «Айда, ШаяРТ» и многократным победителем стендап-шоу «Шалт, Мөхәммәтҗан». В 2009 году он отслужил в Вооруженных силах РФ на территории Таджикистана.
Еще одна представительница прекрасного пола — Зиля Дарзиманова из Альметьевска. Ее публика любит даже за шутки «о козлятах, которые бегают у нее за домом в деревне», и рассказы о том, как ее сокурсники по пятницам гремят пустыми банками из-под угощений, которые передали родители, говорят наши спикеры. Девушке 21 год, она учится на четвертом курсе отделения татарской журналистики в КФУ. Дарзиманова не согласна, что на татарском языке можно шутить только о деревне и Сабантуе, «это все стереотип». В своих монологах она предпочитает говорить об образовании и рассказывать о жизненных проблемах.
«Юмористические рилсы» челнинца Айназа Абдуллина, говорят наши спикеры, набирают более сотни тысяч просмотров — это больше, чем у всех остальных татарских юмористов, вместе взятых. Абдуллин — профессиональный юморист, чемпион Поволжья в КВН. Кроме того, обаяние, подача материала и привлекательная внешность молодого человека не оставляют равнодушной публику. Особенно женскую ее половину.
31-летний уроженец Тюлячинского района Артур Сабиров занимается стендапом всего пару лет, но этого времени ему хватило, чтобы войти в пул самых смешных татарских комиков, отзываются о нем коллеги по сцене. Он как раз из тех, кто «не полез в деревенскую тематику» и сразу нашел более жизненные и личные темы для монологов.
«Татарская движуха не умрет»
«Современный татарский юмор — это нечто противоположное привычному татарскому юмору, — рассуждает Дарзиманова. — Все привыкли воспринимать его в виде шуток Данира Сабирова, Жавита Шакирова и прочих юмористов татарской эстрады. То, что мы делаем, — это новые лица, новые шутки».
Что из себя представляет юмор молодых татарских комиков? Законы русского стендапа работают и здесь, объясняет Агдеев. Во-первых, надо рассказывать о себе. «Зритель быстро все считывает и, глядя на комика, ждет от него конкретного юмора. Например, я пытался шутить об успехе, девчонках, но от меня этого зрителю было не нужно. От меня ждут историй о жене, которая сидит на диете, о теще, которая дарит ненужные подарки, а отказаться от них я не могу», — говорит наш собеседник.
Чего нельзя в татарской комедии, так это материться и шутить о религии. По крайней мере, тем комикам, которые сами не религиозны. «От нашего ведущего Фаиля Баязитова, который на намазе, такие шутки заходят на ура, потому что люди понимают, что он шутит со знанием дела, а не чтобы просто пошутить», — объясняет Агдеев.
Как и в русском стендапе, шутки о политике у татар «не заходят». Причина та же — не над чем. «Татары же благодарные и сердобольные. Минниханов — крутой. Над чем тут шутить? В Татарстане все хорошо», — говорит один из спикеров. Но есть и еще одна причина — пока татарские стендаперы не научились хорошо шутить о политике.
«Запретов в темах как таковых нет, есть самоцензура, чтобы мы не так сильно ругались и матерились, — продолжила мысль Дарзиманова. — Я, например, не буду шутить о политике, религии, потому что для меня это табу». Кроме того, добавила она, татарские комики заранее могут спрогнозировать, какой отклик получат их «шутки ниже пупка», потому что они разлетятся по татарской прессе. «Есть комики, которые о таком шутят, но это очень тяжело воспринимается зрителям, потому что у нас элементарно стыдно смеяться над этим. Даже если это будет очень смешно. У татар так не принято», — добавила она.
«Деревенский вайб» — шутки о «сыер, кетү», картошке, сенокосе, татарском быте — по-прежнему популярны, но, говорят комедианты, постепенно от этих тем они отказываются. «Аллага шокер, у нас идет постепенный отход от деревенской темы. Мы даже сами уже не хотим об этом шутить», — говорит Дарзиманова. При этом, подчеркнула она, в татарском стендапе даже в общих темах найдется место для «татарского колорита». «Скажем, поход в кофейню можно связать с тем, что еще вчера ты пила в деревне молоко из-под коровы, а сегодня заказываешь безлактозный флетуайт. Темы те же, но мы умеем давать эту изюминку», — соглашается Агдеев.
В отличие от русского стендапа, в татарском пока комики не зарабатывают. Индустрии «не хватает партнеров, инвесторов», которые бы заинтересовались этой темой, могли бы выделить средства, ресурсы на развитие татароязычной стендап-среды, отмечают наши собеседники. Что касается будущего татарского стендапа, здесь пока нет столь амбиционных прогнозов, как попадание на федеральные телеканалы, однако татарский стендап можно будет считать популярным тогда, когда юмористы начнут собирать полные залы хотя бы в районных ДК. «Когда мы будем приезжать в Азнакаево и у нас будет „биток“ (полный зал — прим. ред.), когда „вкинутые“ в сеть билеты раскупят за неделю — вот это будет ба-бах!» — резюмирует Агдеев.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 25
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.