«Даже те спектакли, которые созданы недавно, — «Иакинф» или «Золотая Орда» — живут по старым традициям и, по своей сути, повторяют уже поставленное», — констатируют наши эксперты, анализируя афишу стартующего сегодня в Казани 37-го международного фестиваля классического балета им. Нуриева. Театр им. Джалиля в рамках форума представит 9 спектаклей, два гала-концерта и примет на своей сцене артистов из 13 трупп, включая Большой и Мариинку. О том, почему Нуриевский фестиваль уже давно не в топах, как казанскому форуму угрожает руководство Валерием Гергиевым двумя главными театрами страны и на кого из заезжих солистов все же стоит обратить внимание, — в материале «БИЗНЕС Online».
Два итальянца представят в Казани, пожалуй, самую дорогую в истории театра им. Джалиля премьеру: только согласно контрактам на сайте госзакупок, «Грек Зорба» обошелся бюджету Татарстана более чем в 23 млн рублей (один из них на фото — хореограф Гвидо Сарно)
«Нуриевский фестиваль занимает сейчас не самое высокое положение»
«Я бываю в Перми и порой думаю, что этот индустриально совковый город не может да и не должен производить настолько прогрессивный хореографический продукт. Но там идут (или шли до недавнего времени) балеты Форсайта и Баланчина, а в Казани, более современном, динамичном городе, почему-то нет, — указывает в разговоре с „БИЗНЕС Online“ балетный критик Арсений Суржа. — Поэтому убежден, что Нуриевский фестиваль занимает сейчас не самое высокое положение среди театральных явлений России. Авторы фестиваля просто взяли все — классику XIX века, балеты Леонида Якобсона, Лорки Мясина, Александра Полубенцева — с расчетом: что-нибудь да зайдет! Нет никакого художественного риска, и это обидно, ведь в творчестве ждешь непредсказуемости».
Сегодня 37-й по счету казанский балетный форум открывает премьера «Грека Зорбы», о которой «БИЗНЕС Online» уже подробно писал. Напомним, спектакль на музыку Микиса Теодоракиса, прославивший придуманный композитором танец сиртаки, ныне 80-летний итальянский хореограф Лорка Мясин поставил еще в 1988 году по одноименному фильму, приправив традиционную неоклассику греческим сюжетом и элементами «площадного театра». За возобновление этого крепкого, но, безусловно, устаревшего балета в Казани заслуженный ветеран с Апеннин получит 7,6 млн рублей.
При этом, судя по всему, Мясин появлялся в столице РТ редко, а основную работу вел его ассистент, как это обычно и бывает, когда речь не о новом спектакле, а о переносе в очередной театр старой постановки. В данном случае эту роль выполнял другой посланец с итальянского «сапога», Гвидо Сарно, в одной из соцсетей в его аккаунте указаны места работы — сплошь европейская культурная провинция: театры Палермо, Любляны, Познани, Оломоуца, Казани. А еще бывший танцовщик Сарно любит выкладывать свои обнаженные фото и сниматься вместе с красивыми людьми, чаще с мужчинами. В общем, все это выглядит не очень «скрепоносно» по современным российским временам.
Тем не менее именно два итальянца представят в Казани, пожалуй, самую дорогую в истории театра им. Джалиля премьеру, только согласно контрактам на сайте госзакупок «Грек Зорба» обошелся бюджету Татарстана более чем в 23 млн рублей. Кроме того, эту работу представляют как первую постановку данного балета в России. Да, это так, но, возможно, отечественные театры просто не интересовались подобной продукцией почти полувековой давности. Зато «Грека Зорбу» в последние годы ставили в Киеве, Одессе, Клайпеде.
Кстати, кроме выбранного названия для открытия Нуриевского фестиваля и рекордного для ТАГТОиБ бюджета, смущает и выбор этуали на главную роль. Во-первых, немного обидно за звезд казанской труппы, которые часто и с удовольствием «перетанцовывают» приглашенных солистов. Тем более что им придется играть «Грека Зорбу» дальше в текущем репертуаре. Однако в первый премьерный вечер (спектакль покажут 12 и 13 мая) было решено пригласить на титульную роль варяга.
Во-вторых, в свое время «Грек Зорба» создавался для Владимира Васильева — мастера актерской игры и великого харизматика, способного заполнить собой всю сцену. Заявленный же организаторами статусный премьер Большого театра Игорь Цвирко, несмотря на многолетний опыт в ГАБТе, в должной мере этими талантами не обладает. Зато может козырнуть фактурным корпусом на радость впечатлительным дамам из партера.
Одновременно радует, что предстоящей премьерой оба вечера продирижирует Андрей Аниханов, особенно после случая на Шаляпинском фестивале, когда петербургского маэстро отодвинули от презентации подготовленной им «Жизни за царя» ради гастролей Валерия Гергиева. Здесь театр им. Джалиля, можно сказать, себя реабилитировал.
От Варшавы до Астаны
В остальном нынешний смотр, как и уже многие годы, можно назвать фестивалем солистов. Будут представлены и несколько зарубежных театров, приедут танцовщики из Венгерского государственного оперного театра, Большого театра Варшавы, Казахского театра оперы и балета им. Абая. И хотя ни одна из перечисленных трупп не является топовой в европейском или мировом масштабе, фестиваль откроет казанцам новые имена — пластичную экс-солистку Большого Диану Косыреву, перебравшуюся в Венгрию (Китри в «Дон Кихоте»), музыкальную Малику Елчибаеву из Казахстана, в 2022-м завоевавшую «серебро» на Московском конкурсе артистов балета (Медора в «Корсаре»), статного Владимира Ярошенко из Польши (Солор в «Баядерке»).
Фестиваль откроет казанцам новые имена, например пластичную экс-солистку Большого Диану Косыреву
В подборе приглашенных солистов чувствуется опытная рука московского продюсера Айдара Шайдуллина, экс-премьер «Кремлевского балета» много лет занимается Нуриевским фестивалем и хорошо знает рынок. Поэтому здесь почти не бывает провалов, как в опере, где за кастинг в театре им. Джалиля отвечает Елена Остроумова, которая до того работала в ТАГТОиБ пресс-секретарем. Вот и появляются на Шаляпинском фестивале порой творчески несостоятельные артисты, зато с орденами Ватикана, полученными благодаря влиятельным мужьям.
География российского балета на нынешнем форуме традиционно представлена Большим и Мариинским театрами, Музыкальным театром им. Станиславского и Немировича-Данченко, «Кремлевским балетом», к которым в этот раз присоединились Театр им. Сац, труппа Леонида Якобсона (ей отдали гала-концерты), Театр классического балета Касаткиной и Василева и танцовщики, работающие в Челябинске и Уфе.
Титульную роль в «Золотой Орде» станцует Олег Ивенко (кадр из балета «Билли Миллиган» — продюсерского проекта Ивенко)
Зато смогут себя показать и местные звезды: титульную роль в «Золотой Орде» станцует Олег Ивенко, в «Иакинфе» — Ильнур Гайфуллин. Также стоит обратить внимание на «Лебединое озеро», где выступит одна из лучших Одетт-Одиллий Большого театра Ева Сергеенкова, ее уже заметный коллега Дмитрий Выскубенко (Зигфрид) и харизматичный Шут из Театра им. Сац Алексей Помыткин.
При этом в афише есть и весьма спорные решения. Среди них — кубинец Нильсон Пенья, который исполнит роль Конрада в «Корсаре», и Чинара Ализаде — Никия в «Баядерке». За плечами Пеньи пока что работа в местах, где балет не занимает ведущие позиции: на Кубе (Национальный балет в Гаване), в ЮАР (Театр балета Йоханнесбурга) и Казахстане (Театр им. Абая и «Астана балет»). А 36-летняя Ализаде из Варшавы при всей технической оснащенности тяжеловата для юной баядерки.
Огорчает и то, что среди иногородних участников форума нет сильных выходцев из Татарстана, той же Камиллы Исмагиловой, которая месяц назад в статусе первой солистки МАМТа победила в телешоу «Большой балет».
Чинара Ализаде исполнит роль Никии в «Баядерке»
«Казань потеряет монополию на возможность быть кроссовер-площадкой»
«Достоинство Нуриевского фестиваля — его приглашенные артисты, — подтверждает критик Суржа, автор телеграм-канала „арс вивэнди“. — В ближайшей „Спящей красавице“, к примеру, Аврору и Дезире танцуют звезды Мариинского театра Мария Ильюшкина и Тимур Аскеров, Фею Сирени — опытная солистка Большого Анна Тихомирова. Встретить такой дрим-тим в одной из столиц было невозможно до недавнего времени: Большой и Мариинский театры старались не пускать танцовщиков в театр-конкурент».
Однако, по мнению нашего эксперта, уже через сезон-два «Нуриев-фест» может потерять свой главный конек, а виной всему… маэстро Валерий Гергиев. «В культурном поле 2020-х намечаются контуры дирекции императорских театров (объединенного управления столичными театрами Российской империи), — констатирует Суржа. — Художественные силы Москвы и Петербурга объединились с приходом Валерия Гергиева, директора-художественного руководителя Мариинского театра, в московский ГАБТ — петербуржцы уже танцуют в Москве, москвичи — в Петербурге. И, если директорство Валерия Абисаловича продлится (а оно, вероятно, продлится), Казань потеряет монополию на возможность быть кроссовер-площадкой».
Есть тут и еще один момент. Неслучайно солисты из Мариинки заявлены в Казани лишь в одной «Спящей красавице». Как известно, в последние годы многолетняя вотчина Гергиева живет по каким-то своим законам, когда афиша театра известна всего на 2–3 недели вперед. Вот и по состоянию на вечер субботы расписание спектаклей в Мариинском театре существует только до конца мая. Конечно, в таких условиях очень тяжело рассчитывать на петербургских танцовщиков при долгосрочном планировании.
Напомним, что в прошлом году было немало зрителей, оказавшихся очень недовольными целом рядом замен в фестивальных составах. Театр им. Джалиля хотел как лучше, выкатив их еще до начала продажи билетов, а в итоге вызвал массу недовольства публики. «На Нуриевском фестивале в Казани вчера в „Корсаре“ произошла полная замена сборной гостей, — писала год назад в своем телеграм-канале „Король танцует“ балетный критик Анна Галайда. — Для Казани, насколько я знаю, это довольно редкое явление — там обычно умеют удерживать составы. Но систему Мариинского театра даже ей, видимо, победить сложно».
Так вот, совершенно не исключено, что этот гергиевский стиль, с планированием спектаклей лишь на пару недель вперед (чего, конечно, не позволяет себе ни один серьезный театр оперы и балета в мире), может перейти и на Большой театр. В таком случае Шайдуллин и Ко буквально окажутся в безвыходной ситуации. Хотя, может, она и заставит организаторов Нуриевского фестиваля, наконец-то, включить креатив.
Спектакль из Нуриевского фестиваля прошлых годов
«Ворошение прекрасного старого»
А пока зрителю предлагают все ту же балетную классику XIX века, которая (исключая гастролеров) идет в ТАГТОиБ на приличном, но среднем уровне, и ампирные спектакли от традиционалистов из века прошлого — 72-летнего Александра Полубенцева («Иакинф»), 74-летнего Георгия Ковтуна («Золотая Орда») и 80-летнего Мясина-младшего, сына легенды дягилевских балетов Леонида Мясина. Удивить этим сложно, особенно учитывая отсутствие продуманной концепции форума.
«В нынешней афише фестиваля нет художественного вектора, — отмечает Суржа — логики, вокруг которой был бы построен репертуар. „Лебединое озеро“ и „Спящая красавица“ — это, простите, не художественный вектор. Если и строить афишу вокруг классических названий, нужно брать курс на аутентичность (т. е. балеты-реконструкции) или на авторскую хореографию. Ни того, ни другого не предлагают в Казани, и пока что Нуриевский фестиваль выглядит как ворошение прекрасного старого. Даже те спектакли, которые созданы недавно — „Иакинф“ или „Золотая Орда“ — живут по старым традициям и по своей сути повторяют уже поставленное».
Продолжая свою многолетнюю политику, ТАГТОиБ обрекает Нуриевский фестиваль на медленное умирание, а сам рискует стать коллективом упущенных возможностей. Одну витальную возможность — пополнить репертуар балетами топовых зарубежных мастеров — Джорджа Баланчина, Уильяма Форсайта, Иржи Килиана — он уже упустил: сейчас из-за политической ситуации получить на них лицензию почти невозможно.
Приглашать молодых хореографов театр им. Джалиля по-прежнему отказывается, ограничивая профессиональный рост труппы и оркестра, а также насмотренность казанской публики, которая, судя по аншлагам на форуме премьера труппы Ивенко #StagePlatforma, неравнодушна к современному танцу. По той же причине ТАГТОиБ выпадает из актуального репертуарного контекста, существенно понижая ранг фестиваля в панораме российских балетных форумов и число приезжих балетоманов, о чем также упоминает наш эксперт.
«Создателям „Нуриев-феста“ стоит обратить внимание на коллег из Урал Опера Балета и Пермского театра, чья художественная политика построена на приглашении начинающих хореографов и создании актуального репертуара — без него сегодня просто неинтересно. Если на Нуриевском были бы современные спектакли, если бы ТАГТОиБ пригласил Антона Пимонова, Александра Сергеева, Максима Севагина, Максима Петрова, Юрия Посохова, Вячеслава Самодурова, в Казань приехало бы гораздо больше заинтересованных людей», — говорит Суржа. Также собеседник «БИЗНЕС Online» рекомендует обогащать афишу шедеврами дягилевской антрепризы с помощью специалиста по реконструкциям Тони Канделоро.
Эксперименты этих передовых мастеров танца, как и возобновление дягилевских балетов, пока проходят за пределами Казани. Возделывать же своих балетмейстеров в ТАГТОиБ, видимо, не считают нужным. Иначе в 2023-м не упустили бы любимца местной публики Алессандро Каггеджи, который в поисках нового репертуара перебрался в упомянутый Урал Опера Балет, а через полгода поставил свой первый полнометражный спектакль в Нижегородском театре по заказу местного интенданта Алексея Трифонова. В Казани такой возможности перспективный хореограф не дождался, кстати, как и приглашения на предстоящий фестиваль в качестве солиста.
Необходимость вводить в Нуриевский фестиваль свежую кровь отмечает и балетный критик Лейла Гучмазова, полагающая, что в нынешней политической ситуации форум все же позволяет Казани «ненавязчиво вписываться в общемировой контекст». «Театру им. Джалиля, на мой взгляд, нужен хотя бы один вечер экспериментальной хореографии, — говорит она в разговоре с „БИЗНЕС Online“. — Честно говоря, мне удивительно, что я смотрю постановки молодых хореографов из Казани на фестивалях в Москве, Санкт-Петербурге, Петрозаводске, но не в Казани. В плане бюджета это никого сильно не ущемит, а палитра форума существенно обогатится».
Рауфаль Мухаметзянов
Рауфаль Мухаметзянов воспитывает себе преемника?
И еще один сюжет, непосредственно не связанный с Нуриевским фестивалем, но важный с точки зрения будущего театра им. Джалиля. Напомним, здесь с 1981 года директорствует Рауфаль Мухаметзянов и в свои 74 года на покой отнюдь не собирается.
Однако кое-какие подвижки в руководстве ТАГТОиБ имеют место. Фактически вторым человеком в театре теперь является заместитель директора Эдуард Багаутдинов. Именно он подписывает документы в отсутствие Мухаметзянова. Раньше эту роль выполнял другой заместитель, опытный администратор Григорий Первин, некогда директор театра им. Качалова. Однако нынче имени Первина среди руководителей на сайте казанской оперы нет. Возможно, недавний потоп в здании на площади Свободы как раз и стал возможен в связи с уходом опытного хозяйственника.
Одновременно Багаутдинов начал выполнять и представительские функции, появляясь на публичных мероприятиях, связанных с жизнью театра. Раньше этим занимался еще один замдиректора Юрий Ларионов, автор стихов о «несокрушимом тыле» Мухаметзянова.
Нынешний второй человек в театре им. Джалиля имеет явные преимущества по отношению к своим коллегам. Как минимум речь идет о возрасте, все прочие руководители ТАГТОиБ давно перешагнули 70-летний рубеж, а Багаутдинов только в 1996 году с отличием окончил Казанский государственный университет (романо-германское отделение) по специальности «филолог, преподаватель русского языка и литературы, немецкого языка». А затем второе высшее образование получил в Институте социальных и гуманитарных знаний по специальности «юриспруденция».
Фактически вторым человеком в театре теперь является заместитель директора Эдуард Багаутдинов (на фото в центре, крайняя справа Диана Багаутдинова)
Еще будучи студентом КГУ, в 1995 году он пришел в театр им. Джалиля в качестве переводчика и принял участие в постановке оперы «Тоска», помогая режиссеру из Швейцарии. С 2010-го он занимает должность заместителя директора, куратора международной деятельности театра, благо Багаутдинов говорит на немецком, английском и голландском языках. Однако с тех пор как многомесячные гастроли театра по маленьким городам Нидерландов прекратились из-за ковида, а затем начала СВО, его функции изменились и расширились.
Жена нашего героя также занимает серьезную должность в ТАГТОиБ — Диана Багаутдинова является директором балетной труппы. В 2020-м семья пережила страшную трагедию, от онкологического заболевания умер 17-летний сын Эрнест, причем до этого театр объявлял сбор средств на лечение. А в прошлом году театр заключил контракт с 22-летней дочерью Багаутдиновых Элизой на создание костюмов для номера «Гаянэ» на гала-концерте Нуриевского фестиваля.
Впрочем, о культурных пристрастиях и уровне амбиций заместителя директора театра им. Джалиля доподлинно неизвестно.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 78
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.