Придется вернуться к тому, о чем писал я сразу после Нового года, — к печальному происшествию с "ЭР-Телекомом", работающим под брэндами "Диван-ТВ" и "Дом.Ру", у которого аккурат за 15 минут до полуночи 31 декабря начисто вырубилось и телевидение, и Интернет в Приволжском и Новосавиновском районах (частично были задеты и некоторые другие районы). Информации не было тогда никакой, и приходилось только догадываться, что к чему.

Конечно, это могла быть и авария — мало ли что бывает в подлунном мире, — но все-таки полное выключение за 15 минут до боя курантов, да такое серьезное, что понадобились сутки на ремонт (а кое-где и поболее), сразу навело на мысль о диверсии. На это я и намекнул, приведя сведения о нескольких диверсионных актах, совершенных против "ЭР-Телекома" в других городах. Более прямо, за неимением фактов, высказаться было невозможно.

В разговорах между собой, однако, простые — да и не простые тоже — горожане были не столь сдержанны, не только не сомневаясь в диверсионном происхождении аварии, но и прямо указывая на возможного виновника.

И вот в пятницу в "Татмедиа" состоялась пресс-конференция, на которой исполнительный директор казанского отделения "ЭР-Телекома" Дмитрий Ахмадуллин и начальник оперативно-розыскной части №2 казанского УВД Казани подполковник Вадим Тимашев рассказали, что же случилось.
Разумеется, это была диверсия. В новогоднюю ночь арматурными ножницами (брошенными на месте преступления), был перерезан не только основной волоконно-оптический кабель, но и резервный. "Видимо, в России нужно делать тройное резервирование", — печально сказал Ахмадуллин, назвав диверсантов представителями "диких конкурентов". Подполковник Тимашев, естественно, заверил, что следствие ведется и виновных найдут.

Хорошо бы, конечно — другим неповадно будет. Но нас эта история интересует не с уголовной, а с маркетинговой стороны.
Чтобы разозлить конкурентов до такой степени, что они прибегают к диверсионной деятельности, надо хорошо постараться. И постараться именно маркетинговой службе, способной прибрать к рукам потенциальных клиентов или даже переманить их к себе. Я уже писал, что маркетинг в "ЭР-Телекоме" поставлен хорошо — о чем свидетельствует не только быстрое распространение компании по российским городам и весям, но и, особенно, диверсии против нее, которые, похоже, становятся обычным методом борьбы — за неимением иных, цивилизованных, — неудачливых конкурентов "ЭР-Телекома" во многих российских городах.

Обратим внимание, что массовой рекламы на ТВ, радио, в газетах у "ЭР-Телекома" немного. Пожалуй, её даже настолько мало, что, не будучи подключён к службам компании, человек может о ней и не узнать. Это означает, что маркетологи "ЭР-Телекома" действуют методами "партизанского" маркетинга. Как видно, он не только моден, но и эффективен. "Партизанский" маркетинг, помимо всего прочего, мало заметен — поскольку действует точечно. Если обычный маркетинг, с его дорогостоящими рекламными кампаниями в глянцевых журналах, престижных газетах, на ТВ, похож на бомбардировочную авиацию, то "партизанский" — на снайпера. Знакомые мне клиенты "ЭР-Телекома" рассказывали, почему они выбрали именно эту компанию.

Основной, по-видимому, способ работы маркетинговой службы компании — элементарный обзвон потенциальных клиентов. По квартирным телефонам звонят приятные, хорошо подготовленные к разговору девушки и убедительно уговаривают подсоединиться к службам, суля разнообразные выгоды в традициях классического маркетинга — например, скидки в случае использования сразу и Интернета, и телевидения от "ЭР-Телекома".

Рекламу компании можно встретить на обороте счетов, которые приходят в почтовый ящик, на отдельных листовках, разбрасываемых по тем же ящикам, и т.п. — все это приемы "партизанского" маркетинга: простота, дешевизна, при этом эффективность и еще незаметность для конкурентов.

Потому и получается, что конкуренты очухиваются, когда уже поздно — не только потенциальных клиентов увели, но и многих актуальных переманили.
Разумеется, "партизанский" маркетинг — равно как и любой другой — не панацея, и если предложить клиенту нечего, то телефонных девушек, сколь бы приятны они ни были, пошлют в известном направлении вместе с бумажками в почтовом ящике. Но если компании есть что предложить, а ее маркетологи способны упаковать это предложение в убедительную рекламу, — дело пойдет.

Мы любим искать клады за рубежом или хотя бы где-то подальше от Казани, надеясь, что там монеты дороже и блестят ярче; но сокровище часто зарыто прямо под окнами нашего дома, надо только его найти. Пресс-конференция, проведенная "ЭР-Телекомом" совместно с милицией, тоже, конечно, имеет рекламный смысл — смотрите, какие мы крутые, нас, кроме как диверсией, ничем не остановишь! Умение делать рекламу на всем — первый признак хорошего маркетолога, рекламщика, пиарщика.

Представителей этих профессий ныне увольняют пачками; Интернет полон стонов внезапно лишившихся тёплых местечек и приятных зарплат.

Но не думаю, что руководство "ЭР-Телекома" будет увольнять своих маркетологов. Это мусор при генеральной уборке выбрасывают за дверь, а ценность настоящего специалиста в кризис только возрастает.

19.01.09