Главным политическим и деловым событием недели в России стал ПМЭФ, а главной темой на нем — грядущее повышение налогов. На деловом завтраке Сбербанка основной владелец «Северстали» Алексей Мордашов попросил экономический блок правительства зафиксировать новые налоги хотя бы на год. «Давайте такое правило распространим на все мыслимые и немыслимые виды платежей», — призвал предприниматель. А вы верите, что нынешнее повышение налогов последнее на ближайшее время? Готовы ли вы к повышению налогов, поняли, как оно вас коснется? Как будете работать? «БИЗНЕС Online» отвечают Зуфар Гаязов, Павел Сигал, Тагир Сунгатуллин, Сергей Сотников и другие.
Раис Гумеров директор компании «Мелита»— Рост налогов — процесс, в общем-то, перманентный. Это самое динамичное, что происходит в легкой промышленности. У нас совещание по данному поводу было, и отметили, что налоги растут. То есть статья по налогам — самая динамично растущая статья из всех затрат.
Мы поняли, конечно, что нас повышение довольно болезненно коснется. То, что вводят НДС для упрощенной системы налогообложения, — это, конечно… И на сессии Госсовета сказали, что республика в результате ничего дополнительно не получит. Все уйдет в федеральный бюджет. Но я думаю, что она (республика — прим. ред.) еще и потеряет, потому что многие «упрощенцы» просто закроются. Рентабельности большой у многих и так нет, а это усложнение только ухудшит ситуацию.
К чему мы готовы? Ни к чему не готовы. Ничего не готовы предпринять. Будем ждать. Какое решение примут, такое и будем исполнять. Лучше от этого не станет, конечно. Бизнес и так не процветает в основных сферах, а дальше будет еще хуже. А то, что собираются не только федеральные, но и местные налоги повышать, по некоторым данным… Но об этом лучше не говорить. Ничего хорошего [мы не ждем]. Повышение налогов мало что хорошего дает.
Руслан Абдулнасыров владелец компании «Автосеть.рф»— Что-то предсказывать — дело неблагодарное, поэтому надо исходить из тех реалий, которые есть у нас сегодня в России с точки зрения общей налогооблагаемой базы. А она у нас одна из самых низких среди европейских стран. Но при этом у нас не такая сильная экономика, как в Германии. И там, и во Франции налоги на бизнес гораздо больше, чем в РФ, но экономика немного по-другому работает. Идеально то, что Мордашов говорит: давайте прокачаем экономику, и будем побольше платить налогов. Но эти две параллели в геометрическом плане могут идти рядом, но в жизни все равно что-то все время либо догоняет, либо отстает.
Мне сложно предположить, ждать ли [нового] повышения [налогов] в следующем году. Тут очень многое зависит именно от государства, насколько оно попадает в бюджет, потому что он планируется в том числе из налоговых поступлений.
Как отразится на нас? Если будет повышение налогооблагаемой базы, это существенно отразится на работе предприятия с точки зрения прибыли. Если рынок автобизнеса будет чувствовать себя хорошо, это не так существенно заденет компанию. А если не очень хорошо, налоги увеличатся, я допускаю, что какая-то часть предприятий может либо уйти в тень, либо закрыться. Все зависит от того, насколько могут поднять, и от того, насколько предприятие финансово устойчивое, какой у него запас прочности.
Сейчас мы к этому (грядущему повышению налогов — прим. ред.) никак не готовимся. За последние годы мы настолько проработали скилы по сокращению расходов, что, если на сегодняшний день возникнут какие-то ситуации, мы их очень быстро исключим.
Сергей Сотников директор ООО «Реверс», председатель комитета по грузовым перевозкам и логистике ТПП РТ— Мы живем в непростое время, и того, что налоги не будут повышаться, никто не гарантирует. В прошлом году были заверения, что налоги трогать не станут. Соответственно, [сейчас] гарантий нет. Но сегодня о налоговой реформе много говорят, и там вроде бы есть моменты, которые действительно вызывают вопросы. Ну то, что [бизнес с доходом] свыше 60 миллионов рублей будет облагаться НДС. Но мне хотелось бы все-таки более ясной позиции относительно ставки Центробанка.
Что касается нашей готовности [к повышению налогов], то мы всегда находимся в таком состоянии, когда надо сокращать расходы и стараться не шиковать. Но, кроме налогов, у нас очень серьезная статья расходов в виде банковских кредитов. Это довольно большие суммы, и повышение в прошлом году ставки Центробанка очень серьезно повлияло на бизнес. В том числе и пересчет лизинговых платежей. Если все посчитать, то это весьма существенная нагрузка для бизнеса. Мы всегда готовимся к каким-то неприятностям, по-другому не получается.
Алексей Филатов подполковник ФСБ в отставке, предприниматель, владелец сети ресторанов— Честно сказать, я вижу себя больше экспертом по безопасности, мне достаточно сложно профессионально на эту тему рассуждать. Но у нас не самое тяжелое налоговое бремя, если брать другие развитые страны Европы и Америки. Я думаю, мы все равно будем идти к тому, что по мере развития предприятий, производств налоговая база станет возрастать. Прежде всего это связано с тем, что, если бы 20 лет назад сразу включили все налоги, как в других странах, все бы ушли в черный рынок. У нас, я считаю, сама налоговая система очень хорошо развита, из направлений в нашей экономике, департаментов, министерств это наиболее продвинутое, многого добились за счет цифровизации.
Думаю, постепенно будут повышаться налоги, и в конце концов станет так же, как и в других развитых странах. А в некоторых из них, как мы знаем, налоговое бремя больше в 2 раза, чем в России.
Нужно исходить из объективных факторов, что будет в стране, мире. Возможно, произойдет какой-то временный откат, если он понадобится. Это, в общем-то, как на кофейной гуще гадать. Но если эксперты просят, что зафиксировать надо [ставки], значит, есть опасность, что будут изменения через полгода, возможно. Меня это в основном коснется со стороны подоходного налога, и я не считаю, что ставка 22–23 процента какая-то супербольшая. Есть страны, где и 35 процентов платят подоходного налога.
Зуфар Гаязов президент правления ассоциации рестораторов и отельеров Казани и РТ, генеральный директор компании ООО «ТатинтерРесторантс»— Помимо того что мы все предприниматели, мы же еще и экономисты, аналитики. И Мордашов дал очень хорошую мысль для правительства: «Давайте через год посмотрим, что получится после повышения налогообложения, которое подразумевается в следующем году. Какую доходность получит государство и какое количество прибыли или неприбыли — предприниматели». Кто-то получит, кто-то потеряет. Кто-то потеряет свои предприятия, рабочие места. Поэтому вопрос очень непростой.
Что касается отрасли общественного питания, мы, правление нашей ассоциации, этим вопросом занимаемся, дискутируем. Я разговаривал с ребятами из Москвы, которые имеют непосредственную связь с федеральными властями. И мы взяли паузу в этом вопросе, потому что-то налогообложение, которое планируется принять в Госдуме, на сегодняшний день для нас немного кабальное. Но, понимая ту ситуацию, которая сложилась в обществе и стране в целом в связи с событиями, СВО, понимая, что откуда-то они (правительство — прим. ред.) должны доходы брать, мы пока находимся на паузе, в аналитике. Мы создавали экономическую модель, которую пока изучаем, хотели ее предложить, чтобы при меньшем налогообложении был больше доход государству. И тем самым показать чистоту работы предпринимателей. Чтобы они это видели и это было наглядно видно всем и удобно. Мы такую модель искали и сейчас находимся в поиске, в экономических расчетах. Поэтому нам коллеги из Москвы сказали подождать с этим делом. Потому что у них есть своя формула учета и экономического расчета.
Тагир Сунгатуллин генеральный директор «РБР 16» (ремонт и строительство дорог)— [Нового] повышения налогов в следующем году, я надеюсь, не будет. Так или иначе мы, те, у кого бизнес, вообще продукт связан с трудом людей, не защищены от этого повышения налогов абсолютно. Мы в любом случае работать без людей не сможем.
Мы не можем как-то подготовиться к повышению: сокращать персонал или еще что-то. Будем работать с тем количеством человек, которое есть. Что я хочу добавить? Пусть примут правильное решение. Градация НДФЛ из пяти ступеней — это слишком много.
Павел Сигал президент АО «Автоградбанк»— Судя по всему нашему историческому опыту рыночной экономики (не будем брать советское время), вероятность [очередного повышения налогов вслед за грядущим] есть. Ведь налоги они повысили не от хорошей жизни. Понятно, что рассуждения о социальной справедливости, что богатые должны платить больше, имеют место. И действительно, в подавляющем большинстве стран есть прогрессивная шкала налогов. Но там и минимальные зарплаты несопоставимы с российскими. И поэтому, когда начинают говорить о прогрессивной шкале, с одной стороны, это правильно. Но, с другой — мы понимаем, что у нас стартовые условия иные.
Что касается вашего прямого вопроса, то хотя они и обещают, что 6 лет ничего менять не будут, однако экономическая ситуация не такая простая, как нам хотелось бы. И поэтому я все-таки боюсь, что вероятность дальнейшего повышения налогов, которую они станут называть корректировкой или еще большим углублением социальной справедливости, весьма вероятна.
Как мы к этому готовимся? У нас не олигархическая компания, и мы живем достаточно скромно. Поэтому повышение налогов отчасти болезненно, но в то же время не является каким-то резко катастрофическим. Поэтому в данной ситуации я стану просто анализировать. А если будет необходимо, то придется оптимизировать расходы или искать какой-то другой вариант.
Искандер Зигангараев генеральный директор «КЖК-Логистик»— Я считаю, что налоги, наверное, постепенно будут расти. Государство же себя как ведет? Оно испытывает бизнес на прочность. Вроде работает бизнес, могут же платить — значит, давайте повысим налоги чуть-чуть. А, живут? Тогда давайте еще чуть-чуть повысим. Поэтому посмотрят, и раз не умерли, еще немного налогов добавят.
Меня это коснется, но, в принципе, терпимо. Конечно, не хотелось бы дальнейшего повышения. Но пока терпимо.
Как готовимся к повышению налогов? Сокращать расходы у нас не получается. Персонал думаем сократить, но, в связи с тем что его и так не хватает, рабочих рук недостаточно, не знаю, что делать. Сейчас [у конкурентов] зарплаты высокие. В оборонке просто огромные, и мы не можем конкурировать с предприятиями, которые выпускают продукцию на ОПК. У строителей, которые строят федеральные трассы из федерального бюджета, огромные заработные платы. Люди туда уходят работать. Поэтому мы, бизнес, пока сидим и ждем. И что будет дальше, не знаем.
Михаил Шарипов директор кафе «Сказка»— К повышению [налогов] готовым быть, я думаю, всегда сложно, как и к любой вещи, выводящей из привычного ритма. Надеюсь, что мы (бизнес и государство — прим. ред.) пройдем этап повышения в открытом диалоге, а не в монологе. И здесь участники диалога должны доверять друг другу.
Насчет конкретных шагов по адаптации к налоговой реформе скажу: сокращать расходы на персонал — это последнее, что можно сделать. Наоборот, сейчас нужно больше вкладывать в людей, их образование. Вот мы, ресторанная сфера, очень много вкладываем в образование. Надеюсь, что госорганы тоже нам в этом подсобят. И ни в коем случае нельзя людей ущемлять. Также мы хотели бы еще большей поддержки местного производителя от людей и государства. Лучше я пойду наш товар качественный куплю задорого, чем иностранный.
Александр Корчагин гендиректор ООО «Каспиан» (производитель подсолнечного масла холодного отжима)— Дальнейший рост налогов будет зависеть от политической обстановки в стране. Понятно, что на войну нужны большие деньги. Взять их с уменьшением газовых и нефтяных доходов становится все сложнее. Вы любого спросите, готов ли он к повышению налога? И вам ответят, что не готовы. Все будут просто подстраиваться. Пока неясно, как это все окажется на деле: сколько нужно будет отдавать, действительно ли налоговое бремя станет решающим в бизнесе или это будет просто небольшая побочка. Скорее всего, бизнесу придется затянуть пояса и идти дальше, увеличивая рентабельность.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.