«Руководство и работники там очень грамотные, однако в плане снижения и повышения цен они были ограничены. На рынке иногда требуется маневр», — рассказывает «БИЗНЕС Online» гендиректор и совладелец ООО «Татхимпласт» Альберт Сулейманов. В июне компания купила ООО «Русавтопласт», ранее входившее в камазовскую группу «ОАТ». На фоне бегства из РФ ряда иностранных автомобильных компаний и производителей бытовой техники у изготовителя компаундов были проблемы с заказами. Новый собственник рассчитывает до конца года увеличить загрузку тольяттинского завода с 40 до 90%. О том, в какой степени рынок зависит от автопрома, что позволит ему расти и в какую круглую сумму эксперты оценили сделку, — в нашем материале.
Айдельдинов стал совладельцем компании, еще будучи главой ИВФ, тогда предприятие нацеливалось совершить «прыжок барса» через океан — наладить поставку своих компаундов в американскую компанию JVIS USA
КАМАЗ сбросил с себя непрофиль
Как стало известно «БИЗНЕС Online», казанское ООО «Татхимпласт» (ТХП) в июне закрыло сделку по покупке 100% ООО «Русавтопласт» (РАП) — производителя полимерных компаундов из Тольятти. Ранее самарское предприятие входило в ООО «Объединенные автомобильные технологии» (ОАТ, принадлежит КАМАЗу). Стороны не раскрывают сумму сделки, но, по оценкам наших экспертов, она должна быть не ниже полумиллиарда рублей.
«В прошлом году мы поняли, что достигли того уровня загрузки, когда нужно расширяться. У нас было два варианта — расширяться на своей площадке или покупать „Русавтопласт“. С первым вариантом были сложности. Покупать новое оборудование было бы дорого и долго, только изготовление год займет, плюс доставка, монтаж… На это года два бы потребовалось. Рынок при этом очень быстро развивается, нам не хотелось терять время», — рассказал «БИЗНЕС Online» гендиректор и совладелец «Татхимпласта» Альберт Сулейманов. По его словам, сделку профинансировал Сбербанк, благодаря которому ТХП во многом удалось совершить покупку.
Зачем продавать актив понадобилось автогиганту? Ни в КАМАЗе, ни в ОАТ не ответили на запрос газеты. Сулейманов отметил, что производство компаундов — непрофильный для автогиганта бизнес. «Мы давно на них смотрим, знаем этих ребят. Однако видели, что собственник там неэффективный. Бюрократические правила тормозили компанию», — указал он. Сейчас в структуре ОАТ, судя по их сайту, 9 производств в разных регионах России. Будет ли КАМАЗ сбрасывать с себя и эти активы — неизвестно.
До 90-х предприятия, составляющие ОАТ, входили в состав АвтоВАЗа. В 1991 году тольяттинский автогигант юридически вывел собственные производства автокомпонентов и стал работать с ними на аутсорсинге, оставаясь для них управляющей компанией. Впоследствии производство комплектующих взяла под свой контроль финансово-промышленная группа «СОК», как и ряд других предприятий, в том числе автозаводы «ИжАвто» и «РосЛада». В 2008-м «Ростех» руками компании «Рособоронэкспорт» вытеснил представителей СОК с АвтоВАЗа, который в том же году стал собственностью госкорпорации. Тогда и появились «Объединенные автомобильные технологии», а СОК потерял свои позиции в Поволжье. О том, что ОАТ перешли на баланс КАМАЗа, стало известно в начале 2018 года. Цель покупки актива руководитель пресс-службы ПАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев в беседе с «БИЗНЕС Online» тогда обозначил как «возрождение автокомпонентной отрасли в России».
Надежды на светлое будущее не подкреплялись финансовыми успехами. В 2018 году балансовая стоимость 12 заводов ОАТ, по оценкам нашего издания, составляла минус 1 млрд рублей. В 2021-м в состав группы вновь вошел АвтоВАЗ, а спустя три года бесплатно передал свою долю КАМАЗу.
В группу «ОАТ» входит 9 предприятий в пяти регионах России по выпуску автокомпонентов. Они производят комплектующие для трансмиссии, подвески, элементы кузова, рулевого управления, кондиционирования, светотехники, элементы систем охлаждения, отопления и других узлов для автомобилей. Например, в Димитровграде Ульяновской области ООО «ДААЗ» — радиаторы, топливные системы, системы охлаждения, штампо-сварные узлы, алюминиевое литье, производство оснастки и инструмента. ООО «ДЗПМ» занимается порошковой металлургией, светотехникой — ООО «Автосвет». В Тольятти АО «Мотор-Супер» производит фильтры и детали из пластика, АО «ВАЗИНТЕРСЕРВИС» и ООО «ЭВР» — подвески и тормозные системы. В Скопине Рязанской области ООО «СААЗ Комплект» — стойки и амортизаторы. В Вязниках Владимирской области ПАО «ОСВАР» — светотехнику. В Сердобске Пензенской области АО «СМЗ» — штампо-сварные узлы, также там есть собственная транспортная компания, ООО «ОАТ Карго».
Сулейманов основал «Татхимпласт» в 2011 году. Сейчас ему принадлежит 43% в компании. Конечным владельцем еще 51% в обществе является Айнур Айдельдинов. Бывший директор инвестиционно-венчурного фонда РТ с 2018 года владел долей в компании через свое ООО «Интеко», а с 2023-го — через ООО «Атлас Кэпитал». Напомним, что Айдельдинов стал совладельцем компании, еще будучи главой ИВФ, тогда предприятие нацеливалось совершить «прыжок барса» через океан — наладить поставку своих компаундов в американскую компанию JVIS USA (Детройт), но эти планы так и остались планами.
Еще 6% в ТХП принадлежит директору по производству Тахиру Ямудову, ранее он работал в НПП «Полипластик», крупнейшем производителе компаундов в России. Выручка ТХП в 2021 году составила 1,9 млрд рублей, чистая прибыль — 83,5 млн рублей. Компания поставляет полимерные компаунды на предприятия автопрома, стройку и производство бытовой техники. Финансовые показатели «Русавтопласта» также доступны только по итогам 2021 года. Выручка фирмы за этот период выросла на 49% и составила 2 млрд рублей. Чистая прибыль — 38,1 млн рублей.
До конца года ТХП планирует увеличить загрузку «Русавтопласта» до 85–90%. В том числе новый хозяин разместит на площадке свои заказы — завод в Казани недорабатывает порядка 500 т в месяц
Новый собственник загрузит завод по максимуму
Как нам рассказал Сулейманов, предложение РАП они сделали еще осенью прошлого года, в октябре получили соглашение от ОАТ. При этом в декабре 2023-го московская «Инжиниринг-Групп» публично заявила о намерении купить производителя компаундов и о готовности заплатить 550 млн рублей. По нашим данным, интерес к площадке проявляло и НПП «Полипластик» — крупнейший в РФ производитель компаундов. Предложение татарстанцев в итоге оказалось интереснее. В частности, ТХП взял на себя обязательства не повышать цены для предприятий группы «ОАТ». Приятный бонус для сотрудников — каждому работнику (более 120 человек) новый собственник поднял зарплату «на много тысяч рублей».
С учетом нового актива производственные мощности ТХП выросли почти в 2 раза — до 55 тыс. т продукции в год. Правда, существующая загрузка тольяттинского завода оставляет желать лучшего. Среднегодовая загрузка составляет всего 40% — как из-за существенного сокращения спроса со стороны автопрома, так и неэффективного руководства. «Они не были убыточными, но это все равно не тот уровень, который должен быть. Руководство и работники там очень грамотные, однако в плане снижения и повышения цен они были ограничены. На рынке иногда требуется маневр. Где-то нужно и снизить цену иногда, — объяснил наш собеседник. — У нас цены привлекательнее и экономика тоже — мы покупаем сырья больше и, соответственно, дешевле».
До конца года ТХП планирует увеличить загрузку «Русавтопласта» до 85–90%. В том числе новый хозяин разместит на площадке свои заказы — завод в Казани недорабатывает порядка 500 т в месяц, эти объемы уже переносят в Тольятти. Во-вторых, есть проекты, которые скоро начнутся, — в республике их тоже уже негде размещать. «Татхимпласт» подставит плечо и с обновлением мощностей. Так, уже закуплены новые дозаторы за 10 млн рублей, которые уменьшат ручной труд и увеличат производительность труда. В планах установка линии еще на 50 млн рублей. Кроме того, ТХП отдает заводу свое старое оборудование, т. к. покупает себе более мощное.
«Покупателю данная сделка позволяет увеличить свои мощности, расширить ассортимент выпускаемой продукции, повысить эффективность производства, например, перенеся некоторые производства. Продавец, помимо денег от продажи, которые он может направить на разные цели, сможет сосредоточиться на основном производстве, на том, что он делает лучше. Сама продаваемая компания становится частью профессиональной химической компании, что скажется на ее эффективности, это поможет снизить расходы, будет способствовать увеличению финансовых показателей», — прокомментировал «БИЗНЕС Online» ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
Основным драйвером роста компаундов на ближайшее время станет локализация производства азиатских производителей автомобилей и бытовой техники, а также импортозамещение готовых изделий
Перспективы роста
«Русавтопласт» производит композиционные материалы на основе полипропилена и полиамидов. Основными потребителями продукции являются российские предприятия – производители автокомпонентов, бытовой техники, электротехники, строительных материалов, деталей транспорта и др. Якорным заказчиком (около 155 т в месяц) «Русавтопласта» были сами ОАТ, часть продаж приходилась на производителей бытовой техники — Beko и Indesit. ТХП поддержит программы расширения нового актива.
За последние три года рынок компаундов претерпел существенные изменения. В начале 2022-го Россию покинули иностранные автомобильные компании, а также часть производителей бытовой техники, что стало серьезным испытанием для отрасли, ведь на эти сегменты суммарно приходится до 70% потребления инженерных компаундов. Тем не менее отрасль сумела преодолеть кризис за счет развития программ импортозамещения, рассказали нам в Rupec. «На автопром приходится до 30 процентов объема инженерных компаундов, вместе с тем это наиболее высокотехнологичные материалы, с высокими требованиями по физико-механическим и видовым характеристикам. 35 процентов занимают ТНП (товары народного потребления — прим. ред.), главным образом крупная бытовая техника, 25 процентов приходится на строительство и 10 процентов — на прочие сегменты», — указали на отраслевом портале.
Общее потребление полимерных компаундов за 2021-й составляло 160 тыс. т в год, доля импорта — порядка 20%. Основной объем импорта приходился на автопром и производство крупной бытовой техники (КБТ). Объем рынка 2022 года сложно оценить, т. к. он был турбулентным для рынков автопрома и КБТ и, соответственно, ориентированных на них компаундеров. Так, в отдельные моменты производство в автопроме и КБТ падало более чем на 50%. Во второй половине года ситуация стала лучше. Но темпы этого исправления, вероятнее всего, не позволили полностью компенсировать снижение первого полугодия.
В 2023-м объемы спроса и потребления компаундов удалось не только восстановить, но даже несколько увеличить. Главным образом за счет локального производства изделий, ранее завозимых в готовом виде. Объем импорта компаундов снизился до 10% до 15 тыс. т в год, он стабилен. Главными потребителями импорта остаются азиатские производители автокомпонентов и КБТ, не успевшие перейти на локальное сырье.
Основным драйвером роста компаундов на ближайшее время станет локализация производства азиатских производителей автомобилей и бытовой техники, а также импортозамещение готовых изделий. Строительство, в котором доля полимерных решений продолжает расти, также сделает свой вклад, говорится в ответе ресурса. В России есть все предпосылки для расширения производства и потребления компаундов, согласен начальник департамента по аналитике в химической отрасли АЦ ТЭК Анастас Гатунок. Он также рассказал об увеличении мощностей производителей автокомпонентов, поставляющих свою продукцию на заводы традиционных российских автопроизводителей (АвтоВАЗ, ГАЗ, УАЗ, КАМАЗ, автомобильный завод «УРАЛ»).
«Существенным фактором станет и увеличение производства бытовой техники в стране — здесь также наблюдается тенденция к повышению локализации у брендов, пришедших в страну в последние несколько лет, в том числе на производственные мощности ушедших с рынка компаний. Тут тоже стоит выделить китайские бренды (Hair, Hisense), а также турецкий Beko», — обратил он внимание.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 9
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.