«ЧЕРНЫЙ» ИЮЛЬ

Сегодня ГИБДД по РТ подвела итоги по дорожно-транспортным происшествиям в республике за июль. Статистика, предоставленная газете «БИЗНЕС Online», получилась весьма трагичной. Июль в Татарстане оказался одним из самых «горячих» и трагических месяцев за последние годы.

За минувший месяц на дорогах погибли 97 человек (еще 880 получили травмы различной степени тяжести, всего было зафиксировано 655 ДТП). За два месяца количество смертельных аварий выросло вдвое – в мае на дорогах РТ погибли 49 человек, в июне – 64. А в июле прошлого года – 81. Если поднять статистику за предыдущие месяцы, рост будет еще нагляднее – статистика летальных исходов после травм, полученных при ДТП, неуклонно идет в рост. Если учитывать, что к началу июля в республике уже насчитывалось 192 погибших за полгода, итоговые цифры сопоставимы с масштабами крупных трагедий.

Нынешний июль оказался несчастливым с первого дня – 1 июля негласно назвали «черным днем», после того как на дорогах Татарстана произошло сразу 23 ДТП. В результате – 10 смертей, 39 человек получили травмы различной степени тяжести. Такое количество ЧП на дорогах даже стало поводом для экстренного заседания правительственной комиссии РТ по обеспечению безопасности дорожного движения.

«По итогам 6 месяцев текущего года отмечается ухудшение обстановки, связанной с обеспечением безопасности дорожного движения», - признал глава ГИБДД по РТ Рифкат Минниханов на экстренном заседании и сообщил присутствующим, что за полгода было зарегистрировано 2313 ДТП, в которых погибли 256 человек и 3005 получили ранения. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество дорожно-транспортных происшествий увеличилось на 8,8% (+187 ДТП), число погибших увеличилось на 16 человек, число раненых – на 295 человек (+10,9%).

«Недостатки одни и те же, о них мы говорим годами, - ответил тогда вице-премьер республики Асгат Сафаров. - Не работают местные администрации, комиссия по безопасности дорожного движения толком не работает. Мы потеряли за такое короткое время столько людей и сейчас не можем отмалчиваться – и в день сотрудника ГИБДД мы не можем только поздравлять их в хорошем настроении (по злой иронии, экстренное заседание проходило в День сотрудника ГИБДД – ред.)».

АВТОМОБИЛИЗАЦИЯ И СОКРАЩЕНИЕ ШТАТОВ

В отделе пропаганды ГИБДД по РТ, куда обратились журналисты «БИЗНЕС Online» с просьбой прокомментировать сложившуюся ситуацию, объяснили, что в последнее время аварии со смертельным исходом происходят чаще всего не в городах, а на междугородних трассах.

«Движение по федеральным трассам сопряжено с более высокими скоростями, а в условиях мегаполиса так разогнаться не получается, - рассказали в ОПБДД ГИБДД МВД РТ. - В городе и плотность движения более высокая, по Казани в 150 местах частичное или полное ограничение дорожного движения. Поэтому большая часть статистики связана с дорожно-транспортными происшествиями, которые происходят на загородных дорогах».

Хотя Казань, действительно, этим летом не вылезает из пробок, в июле столица тоже «отличилась» в плане громких ДТП со смертельным исходом. Достаточно вспомнить страшную аварию, произошедшую 3 июля. Буквально на следующий день после экстренного совещания в кабмине на улице Эсперанто водитель спортивного автомобиля Porsche 911 решил посоревноваться в скорости с автомобилем Chevrolet Cruze и, выждав зеленый сигнал светофора, резко дал по газам. Но уехал он недалеко - на повороте аккурат возле полицейского участка Эсперанто водитель спорткара не справился с управлением и на полной скорости вылетел на встречную полосу, где столкнулся с Daewoo Nexia, которая ехала в направлении улицы Хади Такташ. Это ДТП получило широкий общественный резонанс, а вдова погибшего водителя Daewoo Nexia Игоря Фурштатова, желая добиться справедливого расследования, дошла аж до главы СК РФ Александра Бастрыкина и полпреда президента РФ в ПФО Михаила Бабича.

Рост аварийности, произошедший за последние месяцы (заметно увеличилось и количество самих ДТП: если в июне их было 555, в июле было зафиксировано 655), в республиканском ГИБДД связывают с автомобилизацией, которая в рамках Татарстана принимает глобальные масштабы.

«С 2004 года автопарк только в Казани вырос почти вдвое, - объясняют в ГИБДД МВД РТ. - Такого роста даже у наших соседей не наблюдается – у Нижнего Новгорода, в Чебоксарах. В Татарстане автомобиль сегодня популярен и доступен. Большую роль играет и оптимизация личного состава государственной автоинспекции, а именно произошедшее сокращение сотрудников на 20 процентов».

ТАТАРСТАН ПО АВАРИЙНОСТИ НЕПРИЯТНО ВЫДЕЛЯЕТСЯ НА ФОНЕ ДРУГИХ РЕГИОНОВ

Сокращение личного состава среди причин увеличения ДТП в Татарстане называл и Рифкат Минниханов, подводя итоги за прошлый год на коллегии возглавляемого им ведомства. По словам Рифката Нургалиевича, в 2011 году в ГИБДД Татарстана сократили 460 человек.

«Надо признать, что сокращение личного состава и связанное с этим сокращение пресеченных нарушений сказались на повышении аварийности в Татарстане», - признался он, добавив, что работа некоторых муниципальных территориальных органов признана неудовлетворительной.

В республиканском ГИБДД неохотно рассуждают о том, какой месяц становится для них самым «горячим», ссылаясь на то, что отдельно такой своеобразной статистики не ведут.

«В первые дни нового года у нас гибнет почти по 10 человек, высокая вероятность аварийности бывает и в выходные, потому что у населения возрастает транспортная активность», - коротко объясняют там.

Отметим, что Татарстан по аварийности неприятно выделяется на фоне других регионов. Так, на дорогах Перми, согласно данным местного ГИБДД, ежемесячно погибают 10 человек и более 100 получают ранения. А на дорогах Татарстана смертность постепенно приближается к московской статистике – если в РТ за 7 месяцев погибли почти 300 человек, то с января по май 2012 года на дорогах Московской области зарегистрировано 3040 ДПП, в которых погибли 535 человек. Больше всего аварий в количественном выражении отмечено в Москве и Московской области – 4519 и 3040 соответственно, причем в столице ДТП стало на 10,1% больше, а в Подмосковье - на 2% меньше.

ГИБДД НЕ ЗАНИМАЕТСЯ ПРОФИЛАКТИКОЙ – ТОЛЬКО СБОРОМ ШТРАФОВ

Эксперты, опрошенные журналистами «БИЗНЕС Online», в качестве причин аварии называют бескультурье и слабую ответственность водителей.

Рамиль Хайруллин - региональный представитель ФАР «Федерация автомобилистов России»:

- Сокращение количества сотрудников ДПС едва ли сыграло значительную роль, поскольку на трассах, например, и раньше их было мало. Мне кажется, рост аварийности связан со слабой профилактической работой, потому что акцент делают на наказании правонарушителя, а не на предупреждении. Нужно повышать культуру водителей, запускать социальные проекты, которые бы формировали убеждение, что не нарушать правила модно, а не наоборот.

Водители должны быть более ответственными. Видя, что кто-то грубо нарушает правила (проезд на красный свет, выезд на встречку), водитель должен сообщать об этом в ГИБДД. Нельзя быть равнодушным, иначе ситуация никогда не изменится. Человек, который едет в машине, должен знать, что, если даже поблизости нет экипажа ДПС, водители рядом могут сообщить, что он на дороге ведет себя неадекватно. Должна быть круговая порука – нужно смотреть за собой и за другими…

Олег Шатов - руководитель казанской школы высшего водительского мастерства:

- Активное движение на трассах, наверное, действительно играет свою роль в увеличении роста аварийности, тем более в жару. Но, например, сейчас я в Самаре нахожусь и заметил, что здесь нет такого хамства на дорогах, как в Казани, ездят, хоть и быстро, но спокойнее. К тому же в Казани из-за большого количества строек на дорогах, где не организованы места объезда, водители нервничают, в последний момент узнавая, что объезжать надо в другом месте, раздражение в результате накапливается…

ГИБДД ведь не занимается профилактической работой, их задача – выявление и наказание нарушителя. Автошколы должны вести профилактическую работу, учить управлять автомобилем, а они большей частью учат тому, как сдать экзамен в ГАИ.