Рустам Аскаров, финансовый эксперт компании ООО «Цифра брокер»: «Можно смело утверждать, что к настоящему времени интерес эмитентов к первичному размещению акций на бирже значительно возрос»Фото: Сергей Елагин

Узнаваемость компании и привлечение капитала

— Рустам Рифатович, в последнее время очень мы часто слышим про сделки IPO. Расскажите, что это такое и почему сейчас к ним высокий интерес?

— Если простыми словами, IPO* (от англ. Initial Public Offering), или первичное публичное размещение, — это когда компания выпускает акции и размещает их на бирже, а любой желающий инвестор или инвестиционный фонд может приобрести бумаги. Выход на биржу делает компанию узнаваемой, придает статус и престиж, а также повышает доверие к бизнесу, что помогает увеличить продажи. Но самое главное — это привлечение капитала, потому что каждая компания стремится найти деньги для развития своего бизнеса.

Конечно, можно взять кредит либо выпустить облигации, но более выгодным вариантом для компании может быть именно выпуск акций.

Можно смело утверждать, что к настоящему времени интерес эмитентов к первичному размещению акций на бирже значительно возрос. В условиях высокой ставки Банка России кредиты довольно дорогие. Соответственно, повышается привлекательность получения средств за счет IPO. Потенциально это позволяет привлечь большое количество инвесторов и порой миллиардные инвестиции.

Участие в IPO может быть привлекательно и для инвестора. Это, во-первых, потенциальная возможность получить доход за счет дальнейшего роста стоимости бумаг компании, а во-вторых, можно стать одним из первых владельцев акций «нового эмитента». И это доступно для всех частных инвесторов, для участия в IPO необязательно иметь специальное образование или опыт работы в этой сфере. В конце концов можно ориентироваться на собственное отношение к отрасли или эмитенту: допустим, вы пользуетесь услугами интернет-провайдера, заправляете авто на конкретных автозаправках или приобретаете лекарства какой-то фирмы. Если вы представляете себе бизнес компании, вполне логично, что при IPO вы вполне возможно захотите купить и ее бумаги. Почему бы и нет.

— Вы сказали, что на этих сделках можно заработать. О каких цифрах идет речь? Какая статистика по прошедшим IPO?

— В прошлом году на Московской бирже состоялись 7 сделок IPO на более чем 40 млрд рублей. Многие из этих компаний сейчас торгуются выше цены размещения, а ряд эмитентов имеют значительную доходность. Сразу скажу, что ориентироваться на предыдущие доходности инвесторам не стоит. Хотя можно привести в пример компанию «Генетико», которая работает в области медицинской генетики и генетических исследований. Акции с момента IPO подросли на 124% (по состоянию на 30.06.2024, данные Мосбиржи).

Среди заметных размещений также можно отметить IPO «Европлана» — крупнейшего независимого игрока на рынке автолизинга. А в конце апреля главным событием на рынке IPO стало размещение акций МТС Банка. Оно поставило абсолютный рекорд по размеру спроса инвесторов за всю историю российского рынка. Переподписка книги заявок составила 15 раз, отмечало издание Frank Media**. Инвесторы подали более 200 тыс. заявок на 168 млрд рублей. Не исключено, что в данном случае как раз сыграла свою роль известность бренда головной компании, и для многих инвесторов это стало дополнительным аргументом, чтобы поучаствовать в IPO.

Инфографика: «БИЗНЕС Online»

Интерес будет только расти со временем

— Как изменился рынок привлечения капитала?

— С 2023 года рынок IPO трансформировался: изменилась структура рынка и общие возможности для привлечения капитала. Долгое время многие компании ориентировались на международные IPO, на привлечение иностранных и крупных инвесторов. Сейчас же рынок в основном ориентирован на внутреннего инвестора, который ищет новые идеи и возможности для диверсификации своих портфелей. Место иностранных институциональных инвесторов в сделках заняли российские физлица, которые теперь, как правило, занимают не менее половины книги заявок. А число частных инвесторов постоянно растет — уже сейчас количество превышает 30 млн человек.

«Сегодняшние IPO — это формирование нового опыта для других компаний в большом количестве отраслей»Фото: Сергей Елагин

— Когда компаниям выгодно выходить на рынок и какие перспективы сейчас?

— Как правило, компании предпочитают выходить на IPO, когда на рынке все хорошо — высокие цены и понятные перспективы. Это позволяет успешно привлечь капитал при размещении.

По понятным причинам в 2022 году российский рынок IPO, как и рынок акций в целом, находился в упадке.

Однако за 2023 год индекс МосБиржи вырос на 44%, а в 2024 году еще на 2% (по состоянию на 30.06.2024). Даже несмотря на локальную волатильность на рынке, тенденция к росту сохраняется. Таким образом, многие компании продолжают оценивать текущий момент как благоприятное время для выхода на IPO.

Кроме того, со стороны государства мы также видим заинтересованность в развитии российского фондового рынка и рынка IPO в частности. Так, президент в своем послании Федеральному Собранию заявил о планах удвоить капитализацию российского фондового рынка к 2030 году. Он также поручил ускорить запуск особого режима IPO для высокотехнологичных российских компаний в приоритетных отраслях.

Вероятнее всего, интерес будет только расти со временем. Сейчас мы видим, что на рынок выходят лидеры своих рынков, своих секторов. Сегодняшние IPO — это формирование нового опыта для других компаний в большом количестве отраслей.

Инфографика: «БИЗНЕС Online»

Стратегия простая, она приносит результат и позволяет максимально эффективно использовать деньги

— Как вы считаете, что является движущей силой активности IPO в настоящее время?

— Пока инвесторы будут нуждаться в инвестиционных идеях и размещении свободной ликвидности, а эмитентам необходимо привлечение капитала на развитие, чтобы занять освободившиеся ниши после ухода западных игроков, при этом они ограничены контуром только российского рынка для привлечения капитала, активность IPO продолжится. Как долго это продлится, сложно прогнозировать, поскольку внешние условия стремительно меняются. Но одно точно известно: запас ликвидности российских инвесторов и потенциал дебютантов внушительны.

— На какие компании стоит обратить внимание?

— На самом деле на рынке всегда есть интересные идеи, а значит, у инвесторов есть возможность их реализовать. Например, когда в ноябре прошлого года проходило IPO «Южуралзолото Группа Компаний» многие инвесторы, которые приняли в нем участие, ориентировались тогда не только на хорошее финансовое состояние компании, но и на перспективы золота как актива. В итоге золото выросло на 20%, а некоторые держатели акций компании смогли заработать свыше 35% с момента IPO.

В этом же году мы ожидаем порядка 10–15 имен на рынке IPO общим объемом 85–120 млрд рублей. Многим инвесторам очень нравится сектор IT-технологий, разработка ПО. В условиях западных санкций российским компаниям необходимо переходить на отечественные технические решения. На этом фоне выручка компаний в области IT растет хорошими темпами. К примеру, выручка разработчика отечественной операционной системы «Астра» за прошлый год выросла на 77%, а акции компании с момента IPO выросли более чем на 70%.

— Рустам Рифатович, можете поделиться своей стратегией участия в таких сделках?

— Стратегия на первый взгляд очень простая, но она приносит результат и позволяет максимально эффективно использовать деньги.

Статистика последних состоявшихся IPO показывает, что из-за повышенного спроса существует неоднократная переподписка книги заявок, а это значит низкий процент аллокации. То есть, к примеру, при заявке на участие в IPO на 10 млн руб. акции на счет зачислили только на 1 млн руб. Иногда инвесторы покупают те же акции уже на вторичных торгах, если предполагают, что акции будут расти. Здесь возможен и другой сценарий, когда они могут неиспользованный остаток денег временно разместить на накопительном счете, где будут начисляться проценты. А когда будет выходить на IPO перспективная компания, можно их снова использовать. Таким образом формируется диверсифицированный портфель из акций разных компаний.