«ДО ПОСЛЕДНЕГО НЕ ХОТЕЛИ ЭТОГО ДЕЛАТЬ»
Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» генеральный директор ОАО «Ак Барс Аэро» Петр Трубаев, авиакомпания будет отделять аэропорт в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства. «Этот вопрос возник именно сейчас потому, что мы становимся большой компанией, а есть определенные обороты, которые подпадают под требования антимонопольного законодательства», - рассказал глава «Ак Барс Аэро». При этом он признал, что руководство компании не в восторге от такого поворота событий: «Мы до последнего не хотели этого делать, но настолько объемы выросли (новые самолеты приходят; за первое полугодие 2011-го мы по отношению к аналогичному периоду прошлого года выросли по перевозкам на 24 процента), что любые сделки, например по приобретению определенного оборудования, надо согласовывать с антимонопольными органами, а они не будут согласовывать, пока у нас аэропорт не будет выделен в отдельную структуру. Конечно, разделение - нежелательный элемент, но законодательство есть законодательство».
Вместе с тем Трубаев уверен, что, и став ООО, «Бугульма» будет подчиняться «Ак Барс Аэро». «Таким же образом авиакомпания «Татарстан» (АКТ) некогда владела аэропортом «Бегишево», - проиллюстрировал ситуацию руководитель бугульминского авиаперевозчика, - такая же примерно схема будет и здесь». При этом, по его словам, «Ак Барс Аэро» будет проще, чем АКТ с «Бегишево», поскольку «Бугульма» в силу естественных вещей – аэропорт одной авиакомпании: «У нас само по себе так, так оно и будет, по большому счету, поскольку транзита как такового нет».
Как «передел» оформится юридически, пока не ясно. «Выделение в отдельное структурное подразделение, наверное, так правильно сказать, - отметил Трубаев. - Мы сейчас прорабатываем этот вопрос. Предварительное решение совета директоров уже есть, думаю, это произойдет к концу года».
«БУГУЛЬМА» БУДЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ, ПОКА ЕСТЬ НЕФТЬ
Участники рынка также считают «полноценное» разделение «Ак Барс Аэро» и «Бугульмы» нецелесообразным.
«Если аэропорт «Бугульма» остается в составе «Ак Барс Аэро», не вижу разницы для антимонопольной службы, - сказал в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» генеральный директор ОАО «Казанское авиапредприятие» Магомед Закаржаев. - Точно так же в свое время «Бегишево» был филиалом, структурным подразделением авиакомпании «Татарстан», на которую шло давление – выделить аэропорт из своего состава… И потом, в таких делениях должно быть разумное начало. Какой смысл отделять аэропорт, где базируется несколько самолетов и вертолетов, и вряд ли кто туда соберется летать? Так только можно лишнюю бюрократию создать. Словом, должен быть экономический смысл: большой аэропорт, многие авиакомпании собираются из него летать. Но я не слышал, чтобы кто-то собирался открывать рейсы в Бугульму, и его не пускали».
«Во всем мире практика такая - аэропорты отдельно работают, это хозяйствующие субъекты, обеспечивающие взлет, посадку, обслуживание пассажиров, авиакомпании в них просто получают услуги, - рассказал газете «БИЗНЕС Online» руководитель татарского межрегионального территориального управления воздушного транспорта «Росавиации» Шавкат Умаров. - Аэропорт – это одно, а авиакомпания – другое. Но я думаю, что «Ак Барс Аэро» как была хозяином «Бугульмы», так и останется. Это небольшой провинциальный аэропорт, который будет существовать, пока есть нефть».
«Закон говорит: авиакомпании и аэропорты должны быть разделены, чтобы исключить монополизацию, - разъяснил газете «БИЗНЕС Online» председатель совета директоров ГК «Тулпар» Азат Хаким. - Но я считаю, что в связке «Ак Барс Аэро» - «Бугульма» экономической необходимости в этом разделении нет, ведь транзитным этот аэропорт никогда не будет, хабом - тоже. Но… законодательство для всех едино, поэтому они вынуждены его исполнять. Считаю, «Ак Барс Аэро» оставит аэропорт в своей структуре как отдельное юридическое лицо, вот и все. И, думаю, это антимонопольщиков устроит – формально закон будет соблюден».
В СЕНТЯБРЕ ОБЛЕТАЮТ НОВУЮ СИСТЕМУ ПОСАДКИ
Между тем Трубаев уверен, что у «Бугульмы» неплохие перспективы.
Напомним, в апреле 2010 года в Бугульме было открыто новое здание аэровокзала. Как заявил тогда Трубаев, теперь аэропорт в состоянии обслуживать территорию с населением 500 тыс. человек, и благодаря новому аэровокзалу «Ак Барс Аэро» надеется привлечь в «Бугульму» жителей соседних Альметьевска, Заинска и других городов, которые перестали пользоваться услугами аэропорта из-за их низкого качества (расстояние от «Бугульмы» до Азнакаево - 35 км, до Лениногорска - 38 км, до Альметьевска - 64 км). Тогда же о перспективах порта высказался президент РТ Рустам Минниханов: «Инвестиционная составляющая любой экономической зоны - наличие инфраструктуры. Это же касается и нефтяного края республики. Бугульма - его научный и промышленный центр. Необходимость аэропорта здесь велика. Он дает серьезные преимущества для привлечения инвесторов - как отечественных, так и иностранных. Наконец, это удобство для местных жителей, показатель высокого уровня их жизни».
5 марта этого года «Ак Барс Аэро» получила от Европейского агентства авиационной безопасности сертификат PART-145, позволяющий самостоятельно осуществлять комплексное техническое обслуживание самолетов СRJ200 в «Бугульме». В компании надеются, что оснащение и географическое положение базы привлечет на обслуживание авиакомпании Центральной и Восточной части РФ.
Давно говорилось о необходимости модернизации аэропортовой инфраструктуры. На днях Трубаев рассказал газете «БИЗНЕС Online», что на федеральные деньги уже установлена система посадки с одним курсом, в сентябре будет ее облет. В планах - система посадки с обоими курсами и достройка новой полосы. Сегодня используется ВПП длиной 2 тыс. м, позволяющая принимать Ан-24, Ан-32, Ан-74, Як-40, Ту-134, CRJ200, Bombardier Challenger 600 и все более легкие самолеты. Но еще в 1987 году начали строить ВПП длиной 2870, рассчитанную на борта размерности Ту-154. Но в 1990 году из-за нехватки денег проект тормознули. Любопытно, что на покрытую только слоем асфальта новую полосу несколько раз садились самолеты - экипажи принимали эту ВПП за основную. После этого на нее через каждые 200 м нанесли белые кресты… Так вот, полосу «Ак Барс Аэро» намерена достраивать за свои деньги.
ПРИБЛИЗИЛИСЬ К ПОКАЗАТЕЛЯМ СССР
«А вот достройкой новой полосы, конечно, придется самим заниматься, - рассказал газете «БИЗНЕС Online» Трубаев, - во всяком случае, первым этапом».
«Не совсем понимаю, зачем в «Бугульме» нужна еще одна, большая полоса, - говорит Хаким. - По большому счету, «Бугульма» - тупик. Это аэропорт конкретно для нужд нефтяников. Рядом – аэропорты Самары, Уфы, Казани, «Бегишево» с гораздо более развитой маршрутной сетью. Развивать еще один аэропорт буквально в 100 километрах от вышеперечисленных - в мировой практике мало таких случаев (когда рядом мегаполисы – это другой вопрос). Но, видимо, у «Ак Барс Аэро» свои планы».
«Потенциал аэропорта «Бугульма» - это мобильность населения региона, - отметил Закаржаев. - А «Бугульма» всегда был аэродромом нефтяников. Проблема и в том, что в небольшом Татарстане – три аэропорта: два международных и региональный, который после строительства полосы тоже, наверное, будет претендовать на этот статус (когда-то такой разговор был). И все они – в радиусе 300 километров. В любом случае они конкурируют друг с другом. Может быть, и не прямо, но если бы не «Бугульма», отправки из «Бегишево» возросли бы, и наоборот. Или если бы не «Бегишево», более половины его отправок шли бы из Казани».
«Да, в том регионе испокон веков была авиация, но чтобы появился массовый поток пассажиров - не думаю, - считает Умаров. – Впрочем, если в «Бугульму» будут приходить транзитные авиакомпании, да ради Бога, для аэропорта это было бы только хорошо».
Трубаев уверен, что вложения оправданны: «Если вторую полосу ввести в строй, перевозки возрастут, потому что она позволит принимать более вместительные воздушные суда, и поток увеличится. А поток там и сегодня есть - недаром мы второй рейс в Москву ввели. И потенциал загрузки у «Бугульмы» приличный, сегодня мы вышли на уровень перевозок времен СССР, хотя и не пикового периода. Словом, потенциал есть».
Напомним, что «Ак Барс Аэро» также летает из «Бугульмы» в Санкт-Петербург (два раза в неделю), Сочи, Нижневартовск и Сургут. Как сообщили газете «БИЗНЕС Online» в пресс-службе «Ак Барс Аэро», за первое полугодие 2012-го авиакомпания перевезла из «Бугульмы» 13659 пассажиров и 6247 т груза. За аналогичный период прошлого года - 12950 человек и 4644 т груза. Соответственно, рост составил 6% и 35%.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.