«Искусство жить» — казанский культурно-просветительский центр. Он действует с 2013 года и когда-то был просто клубом по интересам, а сейчас по адресу ул. Горького, 27 собираются топовые величины культурной жизни Казани, известные люди со всей страны, а также зарубежные гости. О том, как в современном ритме столицы находить время на размышления о вечном, о личной миссии и отборе лекторов «на уровне души» «БИЗНЕС Online» рассказала основатель и руководитель «Искусства жить» Айсылу Ахметшина.
Основатель и руководитель проекта «Искусства жить» — кандидат филологических наук Айсылу Ахметшина
«Дать возможность каждому эксперту стать частью культуры»
Творческой встречей с композитором Эльмиром Низамовым в конце августа стартует новый сезон культурно-просветительского проекта «Искусство жить». Он существует с 2013-го, а в последние годы благодаря поддержке татарского предпринимателя из Калужской области, мецената и коллекционера Исмаила Ахметова, принимает гостей в уютном пространстве в центре Казани, на улице Горького.
Основатель и руководитель проекта — кандидат филологических наук Айсылу Ахметшина — определила 7 главных направлений проекта: литература, музыка, кинематограф, изобразительное искусство, национальное изобразительное искусство, мода и философия. Среди их кураторов — хорошо знакомые читателям «БИЗНЕС Online» люди, например, наш кинообозреватель Адиля Хайбуллина или стилист, автор блогов о моде Светлана Сафина.
«Наша цель — дать возможность каждому человеку прикоснуться к культуре и дать возможность каждому эксперту стать частью культуры, — так определяет суть проекта на его сайте Ахметшина. — Мы предлагаем вам с открытым сердцем и без ожиданий прийти к нам и позволить себе через изучение культуры и искусства расширить свой кругозор и открыть новые грани себя и своей жизни».
Айсылу Ахметшина: «Я поняла, что мы площадка, которая может дать возможность человеку, который считает, что он уникальный, что ему есть чем поделиться»
«Знать своих героев в лицо — очень ценно. Это стало даже нашим девизом»
— Айсылу Равилевна, центр «Искусство жить» становится все более заметным на культурной карте Казани. С чего все начиналось?
— Проекту культурно-просветительского центра уже более 10 лет. И, если позволите, действительно начну с самого начала вообще, потому что многие задают вопросы: откуда ноги растут, почему такой проект?
По образованию я преподаватель английского языка, окончила наш университет, романо-германскую филологию. С маминой стороны у нас все педагоги — такая династия, соответственно, генетика и меня не обошла стороной. Вот этот дар — преподавать, объяснять. Я сама окончила вуз с красным дипломом, в 24 года стала кандидатом наук, потом два года преподавала в университете. Но хотелось — человек я такой беспокойный — чего-то большего. Может, разработать свою методику, как-то объяснять по-своему.
В итоге на улице Тельмана открыла свою школу дополнительного образования — Tell Man. Мы очень хорошо работали 12 лет, я сама много преподавала. И параллельно с этим у меня родилось это желание культурно-просветительской деятельности. Именно там были первые творческие встречи. Приезжали певица Алсу, актер Марат Башаров. Конечно, мы все фанаты нашего театра имени Камала, поэтому был Фарид Бикчантаев. И тогда я уже поняла, насколько людям интересно разговаривать с такими личностями почти тет-а-тет, ведь гостей собиралось всего 20–25.
— Тогда же зародился и ваш книжный клуб?
— Филологи очень много читают, когда учатся, а после университета наступает такой период, когда просто не можешь больше ничего читать. Но проходит 10 лет и… В одно утро я просто проснулась и поняла, что хочу читать художественную литературу, но я не знаю, что читать. Много современной литературы, а времени разобраться нет. В книжные магазины заходишь — там миллиард книг: что выбрать? Я нашла свою одногруппницу, которую не видела 10 лет, Жанну Коновалову, она прекраснейший литературовед, и говорю ей: «У меня такая идея, она наверное глупая — а давай создадим литературный клуб. Ты нам будешь давать подборку книг, а мы их читать, а потом с теми, кто хочет, собираться под твоим руководством, разбирать и обмениваться впечатлениями».
Представляете, она меня поддержала, и вот уже 10 лет нашему литературному клубу. Больше 80 произведений разобрано, есть завсегдатаи, те, кто уже 10 лет ходит на эти встречи, и я понимаю, какое это богатство. То есть все начиналось с 2–3 человек, все говорили, мол, кому это надо, но по 3–4 часа шли встречи и до сих пор так и идут. Сначала два человека, один из которых я, а сейчас это целый литературный клуб.
«Вот уже 10 лет нашему литературному клубу. Больше 80 произведений разобрано, есть завсегдатаи, те, кто уже 10 лет ходит на эти встречи, и я понимаю, какое это богатство»
— Что изменилось с переездом на улицу Горького?
— 12 лет я проработала в школе, очень хорошие результаты были у учеников, но эта культурно-просветительская деятельность была все-таки моей душой, в итоге она победила. Одновременно вести два проекта, наверное, нечестно по отношению к людям и себе. В итоге у нас появился свой дом «Искусство жить», иначе уже было никак. И 7 направлений, по которым мы работаем. Изюминка проекта — творческие встречи, знать своих героев в лицо очень ценно. Это стало даже нашим девизом в какой-то мере.
— За каждое направление у вас отвечает один эксперт…
— Это так, но, наверное, где-то год назад у меня появилось внутреннее ощущение, что «Искусство жить» — это намного шире, и мы действительно осознанно приняли решение, что будем давать возможность любым экспертам себя здесь проявить. Я поняла, что мы площадка, которая может дать возможность человеку, который считает, что он уникален, что ему есть чем поделиться. Поэтому выслушиваю всех, кто ко мне обращается. Мы называемся «Искусство жить». Красиво накрыть на стол — это тоже искусство, сделать вкусно чай тоже искусство. И поэтому если человек считает себя уникальным экспертом и считает, что ему есть что рассказать, то добро пожаловать. Даже эксперт по детскому сну у нас выступал. Я сначала так удивилась, но человек настолько увлеченно об этом рассказывал, причем сама мама четырех детей.
«Красиво накрыть на стол — это тоже искусство, сделать вкусно чай тоже искусство. И поэтому если человек считает себя уникальным экспертом и считает, что ему есть что рассказать, то добро пожаловать»
— По какому принципу вы отбираете лекторов и экспертов?
— На уровне души. С кем-то мы давно знакомы и дружим. А бывает и такое, приходит резюме девушки, которая пишет: «Я кандидат философских наук, переехала в Казань из Саратова, два года преподаю в Казанском медицинском университете. Узнала о вашем проекте, мне бы хотелось стать его частью». При этом 7 лет никаких философов даже рядом не было. И я поняла, что это чудо-девушка. И вот Эльмира Фахрудинова ведет линейку философии, ее наши гости просто обожают, есть даже свои фанаты, среди которых мужчины, которые приходят именно на философию.
Приведу в пример одну из последних лекций. До Ницше и Фрейда мы еще не доросли, я вам честно скажу, но Эльмира придумала, как затронуть этих философов и их сложные темы. Мы о них говорили через женщин. Через Элизабет Ницше — сестру Фридриха Ницше, уникальную, сильную женщину, и через Анну Фрейд — младшую дочь Зигмунда Фрейда, которая тоже стала психотерапевтом. Через женщин это было сделать намного проще. То есть мы узнали о двух мощных женщинах, которые внесли свой вклад в то, чтобы мы знали, кто такие Ницше и Фрейд.
Все спрашивают: как вы подбираете такие темы? Я говорю: эксперты у нас такие. Они не хотят задавить знаниями, самоутвердиться, когда говорят сложными терминами, и люди не понимают, сидят и думают: я дурак. Наоборот, люди уходят и говорят: «Ах, это так просто, так можно было изучать философию».
Я горжусь, что каждый раз, когда Григорий Заславский, ректор ГИТИСа приезжает, то звонит и говорит: «Айсылу, я в Казани, зайду сейчас, давайте попьем чаю»
«Григорий Заславский, ректор ГИТИСа, приезжает: «Айсылу, я в Казани, зайду, давайте попьем чая»
— Какие из творческих встреч в этих стенах вы считаете самыми важными?
— Даже если взять за последнее время — это встреча с оперным певцом Маратом Гали, солистом Большого театра, и его всемирно известной супругой, певицей Ольгой Гуряковой. Они приехали, сами изъявили желание здесь выступить. Потом в Казани были гастроли Башкирского симфонического оркестра, я фанат этого коллектива, гендиректор Артур Назиуллин и главный дирижер Дмитрий Крюков за день до концерта изъявили желание увидеться с нашими слушателями, и это была потрясающая встреча. То есть узнавать закулисье, общаясь с этими людьми, узнавать, как они что-то создают, безумно интересно.
Также к нам приезжал один из крупнейших коллекционеров патефонных пластинок из Москвы Григорий Качурин — чудо просто. Представляете, у него свыше 30 тысяч редчайших патефонных пластинок, и здесь мы слушали пластинки, которым больше века. Я сейчас говорю, вспоминаю — и у меня мурашки. И так каждую неделю.
И за этим столом собираются не только на лекциях. Я горжусь, что каждый раз, когда Григорий Заславский, ректор ГИТИСа, приезжает, то звонит и говорит: «Айсылу, я в Казани, зайду сейчас, давайте попьем чая». Потом уже понимаю: боже, не во сне ли я живу, какие у нас друзья…
— Вы отдаете предпочтение гостям Казани?
— Отнюдь нет. Например, мы все фанаты композитора Миляуши Хайруллиной, глубина ее музыки завораживает. Мы с ней познакомились года два назад и открывали прошлый сезон встречей с ней. Она всех покорила. Когда ты знаешь самого автора, знаешь, как это создавалось... Первые обкатки арий оперы «Кави – Сарвар», так вышло, проходили именно у меня. То есть мы были первыми, кто это услышал, и я себя уже потом стала чувствовать сопричастной к этому.
Вот уже второй год близко дружим с фондом Спивакова. Они сами на нас вышли: «Будем вам очень признательны, если сможем здесь проводить маленькие, камерные концерты лауреатов, стипендиатов фонда Спивакова, именно татарстанских деток». Конечно, меня такое подкупило. И вот уже прошло порядка пяти концертов — и это, конечно, фурор. Выступают гениальные дети: и баянисты, и пианисты, и скрипачи, домра у нас очень часто звучит — каждый раз новые лауреаты.
Как я уже сказала, с момента открытия тематика сильно расширилась. Кроме того, есть лекции, творческие встречи, концерты. Нашу площадку для своего первого мастер-класса по вокалу выбрала Эльмира Калимуллина. Она влюбилась в это пространство.
Про наш круглый стол уже все говорят, потому что он действительно объединяет людей. У нас после лекций все чай пьют, это традиция — его завариваем по-татарски, никаких пакетиков. Это наша культура, наша ДНК: чай попить, треугольники на каждой лекции уже 10 лет... Люди смеются: «Вот сын придет треугольники поесть». Я отвечаю: «Прекрасно, там будет лекция о художнике Яне Вермеере, еще и треугольники поест». Ребенок посидит полчаса-час — у него уже что-то в голове останется.
«У нас после лекций все чай пьют, это традиция — его завариваем по-татарски, никаких пакетиков. Это наша культура, наш ДНК»
— Еще есть что-то вроде выставок…
— «Выставки» — это громко сказано. Там вышитые работы — каждая сделана семьей: бабушка – мама – ребенок, хендмейд самый настоящий. Также есть мозаичные работы из коллекции мецената Исмаила Ахметова. Исмаил — уникальная личность и наш наставник. Он в свое время, 7–8 лет назад, помог открыть студию мозаики в Богатых Сабах, чтобы дети могли заниматься творчеством. И там даже в школьном коридоре вы увидите уникальную стену «История татарского народа в истории татарской письменности» — все сделано из мозаики. Занимался этим Рустем Шамсутов, его картины здесь висят. Подобное прививает высокое искусство детям. Дети талантливейшие, каждые полгода мы вывешиваем их работы. Кто их там в Богатых Сабах увидит в таком масштабе? А у нас проходимость очень большая. Мы потом этих детей привозим сюда, делаем им экскурсию по городу, вручаем дипломы.
«Мы еще и выставки небольшие проводим, можно заметить их в нашем коридоре»
— Насколько понимаю, жесткой афиши мероприятий нет — какие-то встречи происходят в последний момент…
— Бывает, что у меня в четверг мероприятие, а его в афише нет, потому что оно родилось спонтанно. Вот недавно ко мне приходят знакомиться люди и рассказывают: «Вот было бы здорово провести встречу с нашей мамой». Я говорю: «А кто ваша мама?» Зумарра Рахимовна Халитова, ей 97 лет, она дочка первой женщины-режиссера в Татарстане (для уточнения: ее мама — Кашифа Тумашева — первая татарская женщина – профессиональный режиссер театра). А пришел Ренат Халитов, ее младший сын. Я, к своему стыду, не знала об этом. Ее старший сын — знаменитый архитектор Нияз Халитов, он ушел из жизни.
В итоге провели уже две встречи, вне плана, так как это невозможно планировать, Зумарра-апа — живая легенда. И после первой встречи публика была потрясена, ее памяти можно только позавидовать. Она до сих пор рисует картины. Когда я была у них дома, увидела ее за рисованием. Зумарра-апа до сих пор занимается переводами, сейчас, говорит, перевела все басни Крылова на татарский язык. А как она рассказывает, ведь всех знала: Сару Садыкову, Салиха Сайдашева... Два часа на одном дыхании. И хоть бы где-то запуталась в фактах, хоть бы где-то повторилась.
Здесь мы также выставили картины, которые она до сих пор рисует. Зумарра-апа делает натюрморт основной, а сын ее, художник Ренат Халитов, доделывает. Это так интересно, мило: все картины подписаны: «Р и З. Халитовы». Вот она, жажда жизни.
«Мы работаем в основном со взрослыми людьми, осознанными»
«Я в «БИЗONе» два года почти не пропускаю выставок»
— Какова ваша аудитория?
— Мы работаем в основном со взрослыми людьми, осознанными. Часто спрашивают: а почему одни женщины ходят? Наверное, такова специфика нашей республики: мужчин у нас сложнее на такие мероприятия вытаскивать. Но достижения уже есть. На каких-то лекциях у нас сидят мужчины. Некоторые женщины с супругами приходят. Про детей молчу — их, конечно, приводят, тех, что постарше уже. Но я считаю, что окультуривание в большей степени осуществляется через женщин. Они потом приходят домой счастливые, вдохновленные, поэтому мужья, слава богу, на меня косо не смотрят и благодарят, говорят, что жены порхают потом по три недели. Для нас это бесценная обратная связь. И конечно, через женщину идет влияние на детей. Я считаю, очень важно быть чем-то занятым, самообразовываться.
Когда меня спрашивают о рекламе, я удивляюсь: «Вы шутите? Как можно рекламировать философию?» Будто человек на рекламу придет. Он не придет, это может быть внутреннее желание или чей-то совет, того, кто действительно здесь был и расскажет тебе, что тут такая интересная лекция была про Ницше и так далее. Только так можно увлечь людей.
— Значит, вы предпочитаете сарафанное радио.
— Это удивительным образом работает. Видимо, когда все-таки хороший, действительно стоящий контент, люди на самом деле друг другу рассказывают. Они приводят своих друзей. Учитывая, что тут все такое камерное, для нас, честно скажу, неважно количество пришедших, никогда не было значимо. Вот как Жанна Коновалова для аудитории из трех человек готовилась, четыре часа вела, так же она читает и для 30.
То есть я даже как организатор смотрю иногда, вот мне отправляют, например, презентацию, открываю и просто поражаюсь такой колоссальной работе. По 120–130 слайдов, на очень высоком уровне сделано все, причем доступно, красиво, красочно, визуальный контент мощнейший просто. Тем более если это изобразительное искусство.
— Есть ли сложности с приглашением докладчиков — то поток мероприятий, то застой?
— Застоя у нас не бывает, но есть каникулы. В конце июня мы завершили сезон, а в конце августа открываем новый. Затишья просто не бывает. Только если мы немножко устаем, что, честно, бывает, потому что эмоционального перегорания тоже никто не отменял, мы можем недельку потише сделать. Такое количество людей, причем гениальных, и это еще все пропускать через себя надо, а я очень эмоциональна, мне вдвойне тяжело.
А еще меня превратили неофициально как будто в культурного блогера. Приходится выбирать, учитывая, что у нас все время все вечерние мероприятия, иногда просто уже не тянешь, эмоционально сложновато, но я хожу, конечно. Например, «БИЗON» обожаю, меня приглашают на открытие новой выставки, а я не могу пойти, потому что у нас свое мероприятие, а я в «БИЗONе» два года почти не пропускаю выставок.
— Сами вдохновляетесь наличием таких площадок в Казани?
— Конечно. А как по-другому? У нас же нет конкуренции, каждый на своем месте находится. У татар есть фраза — каждому ведру своя крышка. Потому, мне кажется, если такое как конкуренцию воспринимать, то все это очень много энергии заберет, ты просто не будешь успевать своими делами нормально заниматься.
«Иногда даже боюсь собираться с нашими экспертами, потому что за три секунды рождается миллиард тем»
«Просто делайте — и все, чтобы потом не сидеть и не сожалеть, что не попробовали»
— Как финансируется проект?
— Процентов на 40 он коммерческий, а 60 — это благотворительность. Вот уже три года мы работаем с фондом «Без бергэ» и фондом беженцев, приглашаем их на наши мероприятия. На каждую лекцию выдаем места, по 10 билетов, к нам приходят онкобольные, люди, уехавшие из зон военных конфликтов. Для них это мотивация жить, потому что искусство всегда лечит — и духовно, и физически. Многие из тех, кто три года ходит, так воспряли… Когда есть стимул жить, хочется на эту литературную встречу попасть, конечно, жизнь продлевается. И для нас всех, не застрахованных также ни от чего, это, конечно, определенный урок, как нужно ценить жизнь и делиться важными вещами.
— А есть ли у вас сверхзадача?
— Я сама предела не вижу — искусство безгранично, у нас нет лимита на темы. Иногда даже боюсь собираться с нашими экспертами, потому что за три секунды рождается миллиард тем. С ними у нас проблем нет, как у некоторых бывает, фантазия не иссякает. И наша камерность нацелена на качество. При этом мы не жадные, хотим делиться и открыты для всего.
Но мечта, конечно, есть — запустить обучающую онлайн-платформу, где мы сможем за символическую плату продавать лекции. Мы уже 10 лекций записали на очень высоком уровне, в это вложились. У нас есть определенная линейка с коллекционером, реконструктором татарского национального костюма Гульшат Нугайбековой, уникальной личностью, одним из крупнейших сейчас коллекционеров головных уборов, ювелирных национальных украшений. Ее лекции мы записываем, показываем все на реальных экспонатах из ее личной коллекции, в этом уникальность. Татары со всего мира должны иметь доступ к такой информации.
«А где гарантия вообще есть? Ее нет ни в любви, ни в жизни, ни в работе»
— Хотите сделать отдельную платформу с курсами?
— Да. У нас не было таких средств, чтобы снимать на хорошем уровне, но меня любительский уровень тоже не устраивал, и неравнодушные люди услышали о том, что мы мечтаем это сделать, и только один вопрос задали: а какая цель? Цель — популяризация. Целая команда — по три оператора — на очень высоком уровне снимает это. Пока все копится у нас потихонечку.
Я Исмаилу Ахметову очень благодарна: он один из крупнейших коллекционеров мозаики в мире, для нас реально наставник, наш учитель. Вы были на выставке мозаики из его коллекции в ГСИ? Он постоянно говорит, что сила в синергии. Как Циолковский отметил, что в золотой век войдут люди, которые научатся объединяться. Мы так и живем. Это наш девиз. Вместе мы можем больше.
Многие сдуваются очень быстро, а когда ты мелкими шагами что-то все время делаешь и есть определенная стабильность, то что-то получается. Ни в школе моей, ни здесь никогда не было периодов депрессии. Нет такого, потому что людям вообще неважно, как ты себя чувствуешь: просто идешь тихонечко-тихонечко — и это дает плоды. Иногда спрашиваешь человека: «А почему вы сами не делаете?» Отвечает: «Гарантии же нет». А где она вообще есть? Ее нет ни в любви, ни в жизни, ни в работе. Просто делайте — и все, чтобы потом не сидеть и не сожалеть, что не попробовали.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.