Сегодня в Казани без крановщиков никуда, особенно важна их роль на ударных стройках объектов, которые необходимо сдать к осеннему саммиту БРИКС. «Снова сдаем позиции, возвращаемся к тому, что было», — рассказывает представитель этой профессии, герой нашей рубрики «Инсайдер», о ситуации на стройках столицы РТ спустя пять лет после первого «кранового протеста». Нарушение техники безопасности, серые зарплаты, нелегальные мигранты, купленные удостоверения — такую кухню приоткрывает наш собеседник. Дефицит кадров на стройке, по его мнению, неудивителен: зарплаты рабочих без переработок не покрывают расходов, затраченных сил и времени. О буднях работников верхотуры — в монологе для читателей «БИЗНЕС Online».
О герое
Нашему собеседнику 32 года, из которых последние 11 лет он работает крановщиком. Он из Казани, получил среднеспециальное образование по специальности «автомеханик», но по профессии работать не стал. Недолго попробовал себя в торговле, а затем прошел месячный курс крановщика. Женат, воспитывает ребенка.
«Девелоперы не владеют кранами, у них нет бригад монолитчиков, каменщиков, отделочников — они нанимают субподрядчиков. Я работаю в одной из таких фирм, которая сдает заказчику кран в аренду и меня в подарок»
О выборе профессии и рабочем дне
- Как-то ехал мимо стройки с дядей, который зацепился взглядом за кран и спросил: как же туда залезают? Мне тоже стало интересно, начал изучать, смотреть и в итоге записался на курсы. Экзамен сравним со сдачей на водительские права. Надо выучить 40 билетов по 20 вопросов в каждом. Первая часть проходит на компьютере, разрешено совершить три ошибки. Вторая часть устная — там четыре вопроса.
- Девелоперы не владеют кранами, у них нет бригад монолитчиков, каменщиков, отделочников — они нанимают субподрядчиков. Я работаю в одной из таких фирм, которая сдает заказчику кран в аренду и меня в подарок. Шучу. Сегодня строю жилой комплекс в районе нового Вознесенского тракта, до этого работал в «Южном парке», «Салават Купере».
- Рабочий день начинается в 7 или 8 утра и длится до победного конца. Час на обед. Например, на неделе работал с 7 утра до 3 ночи следующего дня — монолитчики принимали бетон. И на следующий день к 7 утра уже надо было быть на работе. Суббота — короткий день, в воскресенье — выходной. И это мне еще повезло с бригадой — 90% крановщиков и строек работают без выходных и коротких дней. Так что мой график зависит не от меня, а от наземной бригады, к сожалению.
- Работа сидячая — за рычагами крановщик проводит по 12 часов и больше на высоте от 37 до 115 м в зависимости от объекта. Это сопоставимо с высотой 9–25-этажного дома. На рабочее место, понятно, надо лезть сотню метров. Кран шатает от порывов ветра, если рядом работает сваебойная установка, то вибрирует. Каждый день беру с собой бутылку воды, пустую бутылку для туалета либо одноразовый туалет-пакет. Мне еще повезло — кран относительно новый и там есть кондиционер. Но это встречается редко.
- К концу рабочего дня не чувствую спину, колени, шейный отдел вообще как будто вылез и куда-то ушел. Утомленный, усталый, убитый, а под тобой еще 30 человек, которым что-то надо. Но снизу это выглядит так: сижу в кабине, летом тепло, зимой прохладно. «Сидишь, дергаешь рычаги и получаешь деньги», — слышал в свой адрес и такое от рабочих снизу. Звучит оскорбительно. А ничего, что до 80% работ на стройке выполняется с участием башенного крана? И без машиниста это просто металлолом. Так что я не получаю деньги, а зарабатываю. Прораб вообще тяжелее ручки ничего не поднимает на стройке, но и он тоже зарабатывает свои деньги.
- График жесткий, но я за рублем не гонюсь, поэтому лишнего не перерабатываю, а все свободное время провожу с семьей. Хочу видеть, как растет мой ребенок, как делает первые шаги и начинает разговаривать. Это важно, потому что на кранах часто работают и женщины. А зачем нужны эти деньги, если не получается уделить своей семье даже два-три часа в день?
«Час труда стоит 450 рублей. Сверхурочные работы мой работодатель не оплачивает, как и в других похожих компаниях»
Зарплата серая
- Час труда стоит 450 рублей. Сверхурочные работы мой работодатель не оплачивает, как и в других похожих компаниях. Но если следовать Трудовому кодексу, то 8-часовой рабочий день оплачивается по 450 рублей в час, следующие два часа — по 675 рублей в час, а свыше 12 часов — по 900 рублей в час. Да, у кого-то в договорах это указано, а по факту выплат нет.
- Кран относится к III классу опасности, и за это должны доплачивать, но при въезде на стройку класс каким-то чудом снижается до минимального — IV. Обращались по такому поводу и в трудовые органы, и в прокуратуру. Но безуспешно. Объект III класса Ростехнадзор может проверить без предупреждения. Так было во времена СССР и недолго в 1990-е. Для сравнения: в случае проверки объекта IV класса опасности Ростехнадзор обязан послать уведомление об этом за 7 дней. А к визиту проверяющих картина будет идеальной, проверка не найдет нарушений.
- Зарплата серая. Официальная — на уровне МРОТ, остальное выплачивают наличкой в конверте. Ощущение, что подписывал не трудовой договор, а рабский.
- Да, с таким и так жестким графиком в месяц зарабатываю 100–120 тыс. рублей. Но при соблюдении трудового законодательства я должен зарабатывать в месяц не менее 150–170 тыс. рублей. Не напрягаясь! А это по 10 часов пять дней в неделю.
- С задержкой зарплаты я не сталкивался, но в целом на стройке это частое явление. Коллеги-крановщики, бывает, ждут один-два месяца, а кормят их только авансами. Но это ни о чем. Все дорожает, а заработная плата буксует на месте.
- Условия труда у субподрядчиков разные. Например, на объекте, где я работаю, фирма монолитчиков платит рабочему 500 рублей в час днем и 1 тыс. рублей в ночную смену. Естественно, бетон ребята заказывают на ночь, хотя залить могут и утром. Это выгоднее для них, но не для меня — за работу и ночью мне заплатят 450 рублей в час.
- Рабочие, которые находятся только на сдельщине, обычно трудятся до 17:00–18:00, часть бригад работает по часам — эти пашут до поздней ночи без остановки. «Если в месяц у меня не выходит 200 тысяч, то я в этой организации не работаю», — так в одной из бесед мне рассказал рабочий.
«Во время сильных порывов ветра надо спуститься с крана. А крановой часто слышит: «Сиди и, как ветер утихнет, продолжай подъемы»
«Я нарушаю, и ты нарушай!»
- На стройке полное несоблюдение техники безопасности. Например, есть грузы, которые крановщику нельзя поднимать. Говорю прорабу, рабочим, а в ответ слышу: «Нельзя и нельзя, ты сделай!», «Я нарушаю, и ты нарушай!»
- Если крановой отказывается, то начинаются жалобы, требования поменять крановщика. Бывает, и подставляют. Как? А просто. При подъеме из слепой зоны на груз может сесть человек, а другой рабочий это фиксирует на телефон. Начинается шантаж: не будешь нарушать — покажем видео начальству.
- Профессия стропальщика забыта. Этот рабочий отвечает за крепление грузов, перемещаемых подъемным краном. Помимо рации, на руках у него должны быть перчатки двух разных цветов, чтобы крановой видел верхнюю часть руки и ладонь. Вира и майна — вверх-вниз. Красное и белое. Поднял белую, машет рукой — вверх, красную, машет рукой — вниз. Так когда-то было, теперь только рация.
- В случае подъема из слепой зоны в паре со стропальщиком по инструкции работает сигнальный — это высококвалифицированный стропальщик VI разряда, который дает команды сверху. В Казани услугами стропальщиков никто не пользуется, но на стройке они как бы есть. Сталкивался с тем, что у стропальщика российские «корочки», а он даже говорить по-русски не может, не в состоянии дать команду по рации.
- Для работы на стройке можно приобрести «корочку». Удостоверение крановщика покупают как мигранты, так и местные. Это явление не массовое, но встречается. Да, работают хорошо, но теорию не знают от слова «совсем». Так они вредят и себе, и нам.
- Во время сильных порывов ветра надо спуститься с крана. А крановой часто слышит: «Сиди и, как ветер утихнет, продолжай подъемы». Нет, так это не делается, поэтому я спускаюсь вниз, но в 90% случаев люди остаются и ведут работы. Тут все зависит от характера крановщика. Если слабый, то его сломают, если нет, то спустится вниз.
- Каждый крановой знает схемы строповки грузов, изображения указаны и в кабине крана. Например, колонны должны собирать на месте, но их собирают внизу, затем ставят домкраты и через них пропускают стропы. А так делать нельзя. Отказ? Адекватный прораб начинает разбираться. Неадекватный — а это чаще всего — требует от фирмы заменить крановщика. Мое руководство тоже разбирается, но подход таков: заказчик всегда прав. Вот и все.
- При устройстве на работу даже попросили подписать не только заявление о приеме на работу, но и чистый лист с подписью, чтобы в случае несговорчивости уволить задним числом.
- За обслуживание техники отвечает фирма. В этом плане в нашей организации нарушений нет: регулярно проходят проверки, техническое обслуживание. Но есть организации, в которых краны старые, их пора бы списать, но каким-то образом они все равно работают.
«Мигранты много трудятся и выполняют больший объем работы, но их заработок с ним несопоставим»
О мигрантах
- Нелегалов на стройке много, но с ними субподрядчикам легче. Они неприхотливы, сговорчивы, работают за меньшую зарплату и не знают выражений «Это нарушает инструкцию», «Так делать нельзя, опасно». Им сказали — они выполняют.
- Официально мигранты чаще всего не трудоустраиваются, хотя по закону и должны. После выдачи патента у них есть два месяца, чтобы начать работать, иначе патент сгорает. Как им это удается? Не знаю.
- Да, мигранты много трудятся и выполняют больший объем работы, но их заработок с ним несопоставим. Этим они угождают только застройщику. Поясню: мигрант отработал часы, но за объем деньги получает его руководство. Застройщик в плюсе, а сам он в минусе.
- Стычек с мигрантами в Казани последние 6–7 лет не было, стараемся все решать мирно, без рукоприкладства. Словесные перепалки — да, бывают.
- Приезжие сегодня тут, а завтра там. Местные рабочие ценят свой труд, время и понимают, что они здесь не временно, пытаются улучшить условия труда и жизни, не хотят быть дешевой рабочей силой.
- Среди мигрантов выше уровень травматизма и летальных исходов. Например, на одной из стройплощадок мигранты неправильно зацепили поддон с кирпичом. Стропа соскочила, и груз рухнул вниз — человека насмерть зашибло кирпичом.
- Снова вернусь к технике безопасности. По правилам поддон с кирпичом нельзя сразу поднимать наверх. Для этого надо использовать специальную тару, и она на стройке есть, только ею не пользуются. На стройке же постоянно горят сроки! А инструкция задерживает время, ведь надо задействовать погрузчик, который поднимет поддон, поставит в тару, — дверцы закроют, и только потом можно поднимать. Этого не происходит — разве что во время визита Ростехнадзора.
Бунт крановщиков – 2019 и новое нарастание напряжения
- В 2019 году в Казани произошел бунт крановщиков. Часть коллег тогда на какое-то время даже осталась без работы. Но могу сказать, что стало лучше, руководство начало прислушиваться. До этого даже не хотели слышать о подъеме расценок, защите прав крановщиков.
- Плюс в том, что крановщики сплотились. Минус в том, что снова сдаем позиции, возвращаемся к тому, что было. Зреет вторая волна недовольства. Руководство фирм само подталкивает нас к этому, мирно решать вопрос не хочет.
- Как общаются крановщики? Действуют группы в социальных сетях — там обмениваемся информацией об объектах, на которых грубо нарушают технику безопасности либо необоснованно убрали кранового. Списываемся и решаем, что туда не выходим до тех пор, пока не восстановят предыдущего рабочего. Такая солидарность крепка. Но в семье не без урода — приезжие из Средней Азии, других регионов не обременяют себя этим. Кто-то уходит, когда узнает, что да как, а кто-то продолжает работать со словами «нужны деньги».
***
И тем не менее нашему собеседнику нравится выбранная профессия. «Один только вид из кабины чего стоит. Берешь груз — кран наклоняется, поднимаешь — кран чуть присядет. Тут и физика, и геометрия, нужно чувствовать габариты, — завершает беседу инсайдер. — Но все это теряет ценность, когда заставляют не соблюдать инструкции и правила, нарушают трудовое законодательство».
Если вы готовы откровенно рассказать о своей профессии, напишите на info@business-gazeta.ru, как с вами связаться.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 12
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.