«Если скажу, что нам бы прибавить к существующей [розничной] цене еще 6 рублей, люди прочитают вашу газету и скажут: ничего себе он там что-то закидывает! Нет, нам нужно, чтобы оптовая цена упала, а не розница поднялась», — комментирует владелец частной АЗС в Татарстане ситуацию на топливном рынке. Котировки бензина на бирже сейчас на годовых максимумах, и рост там, кажется, стал «перетекать» в ценники на заправках. Как подсчитал Росстат, Татарстан по итогам недели на 2-й позиции по подорожанию топлива и выше только ХМАО. За неделю АИ-92 прибавил 72 копейки, АИ-95 — 71 копейку, причем рост наблюдается несколько недель. О том, поможет ли новый запрет на экспорт бензина и что говорят частные заправки, — в материале «БИЗНЕС Online».
Биржевые цены на бензин марки АИ-92 еще месяц назад составляли 53,8 тыс. рублей за тонну, а к середине июля достигли 57,9 тыс. рублей. После объявления о запрете экспорта биржевая стоимость 92-го бензина снизилась до 53,9 тыс. рублей, но затем пошла в рост, достигнув на сегодняшний день цены в 55,1 тыс. рублей
Татарстан выбивается в лидеры по росту цен на бензин
Биржевые котировки бензина на Санкт-Петербургской топливной бирже пока остаются вблизи годовых максимумов. Даже несмотря на то что с 1 августа возобновилось действие запрета на экспорт бензина. После новостей о том, что ограничение вводят снова, оптовые цены слегка «откатились», но вскоре котировки снова перешли к росту, который пока не останавливается. Биржевые цены на бензин марки АИ-92 еще месяц назад составляли 53,8 тыс. рублей за тонну, а к середине июля достигли 57,9 тыс. рублей. После объявления о запрете экспорта биржевая стоимость 92-го бензина снизилась до 53,9 тыс. рублей, но затем пошла в рост, достигнув на сегодняшний день цены в 55,1 тыс. рублей.
Марка АИ-95 достигла максимума также в середине июля. Биржевые цены на бензин марки АИ-95 выросли за месяц на 9,4% — с 67,3 тыс. до 73,7 тыс. рублей за тонну, в максимуме превышая 75,2 тыс. рублей за тонну. Только за прошедший день АИ-92 по индексу европейской части РФ прибавил 1,24% до 55,1 тыс. рублей за тонну. АИ-95 подорожал на 0,67% до 73,7 тыс. рублей.
В рознице цены также растут, но они почти укладываются в темпы инфляции и вряд ли превысят их, за этим строго следит федеральная антимонопольная служба (ФАС). Тем не менее обращают на себя внимание ценники в Татарстане. По последним данным Росстата, в республике только за последнюю неделю — с 29 июля по 5 августа — бензин марок АИ-92 и АИ-95 прибавил в цене сразу 1,4 и 1,3% соответственно.
Бензин марки АИ-92 подорожал на 72 копейки за неделю — с 50,38 до 51,1 рубля, АИ-95 прибавил в цене 71 копейку и подорожал с 54,63 до 55,34 рубля. Марки премиум-бензина — АИ-98 и выше — за неделю прибавили 10 копеек, подорожав с 72,21 до 72,31 рубля. Дизельное топливо стало дороже на 2 копейки — с 61,16 до 61,18 рубля. За месяц 98-й прибавил в цене примерно 3 рубля.
Накануне Росстат отчитался, что Татарстан на втором месте среди российских регионов по росту цен на бензин за последнюю неделю. С 30 июля по 5 августа бензин в республике в среднем подорожал на 1,4%. Несмотря на это, РТ продолжает оставаться регионом с самыми низкими ценами на бензин в Приволжском федеральном округе (ПФО).
Если брать данные с начала 2024-го, то АИ-92 подорожал в РТ на 0,9%, АИ-95 — на 1,1%, АИ-98 — на 3,6%. Инфляция с начала года к 29 июля — 4,99%. Средняя по России цена первого приблизилась к 53 рублям за литр, второго — 58,04 рубля за литр. Стоит отметить, что цена на топливо сейчас выше уровней сентября 2023 года, когда наблюдался локальный пик.
Рост цены 92-го в среднем по России с начала года составил 5,2%, 95-го — 5,5%. Т. е. в настоящий момент цены на бензин опередили инфляцию. На фоне таких значений минэнерго РФ прокомментировало данные Росстата по ценам на топливо, которые растут уже выше инфляции. Первый замминистра энергетики РФ Павел Сорокин заверил, что не сомневается в том, что рост цен на российских АЗС по итогам года будет ниже уровня инфляции. Должен повлиять августовский запрет на экспорт, уверяют в министерстве. Ведомство полагает, что продление запрета на экспорт позволит не допустить ухудшения ситуации на внутреннем рынке моторного топлива в условиях планово-предупредительных ремонтов (ППР) на НПЗ и сохраняющегося сезонного спроса в осенний период.
После запрета экспорта экономические рычаги давления на стоимость бензина исчерпаны, остается только административное регулирование
А как же недавний запрет на экспорт?
Текущее подорожание топлива напоминает прошлогоднюю ситуацию, когда в августе и сентябре 2023-го разразился «бензиновый кризис». Сдержать его удалось рядом мер, включая запрет на экспорт нефтепродуктов. В этом году аналогичный запрет был введен еще в марте для «поддержания стабильной ситуации на топливном рынке в период повышенного спроса, связанного с весенними полевыми работами, сезоном отпусков и плановым ремонтом нефтеперерабатывающих заводов». Однако позже, в конце мая, его приостановили с учетом насыщения внутреннего рынка, чтобы освободить порты от запасов под экспорт и не допустить снижения переработки «отдельными нефтеперерабатывающими предприятиями» из-за затоваривания.
Теперь же режим вновь активировали с 1 августа, пока он будет действовать до конца октября. Но оптовые цены существенно не упали и держатся на довольно высоком уровне. Это связано с тем, что розничные продажи некоторых марок бензина сегодня попросту невыгодны. Дополнительными факторами являются высокий летний спрос, ремонт и восстановление НПЗ. Потребление бензина остается высоким, а спрос на дизтопливо «подогревает» уборочная кампания.
Кроме того, на рост биржевых цен на АИ-95 также влияют правила демпферных выплат, которые компенсируют часть разницы между индикативной ценой топлива, установленной государством, и его экспортной ценой. Выплачиваются они из бюджета за оптовые поставки топлива на внутренний рынок с отклонением от индикативной цены. С одним но — в расчет берется только цена АИ-92…
Стоит отметить, что после запрета экспорта экономические рычаги давления на стоимость бензина исчерпаны, остается только административное регулирование. Но одно дело — смотреть на повышение глазами обычного покупателя. А что говорят частные заправщики, бизнес?
Рост розничных цен на АЗС напрямую связан с повышением оптовых цен на нефтепродукты, указал директор ООО «Волга-Ойл» Харис Галимуллин. В беседе с «БИЗНЕС Online» он заметил, что цены на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже растут второй месяц на фоне июльского решения правительства разрешить экспорт бензина. «На внутреннем рынке предложение уменьшилось, цены повысились. Также сезонная востребованность у населения в бензине. Второй год внутренний туризм бурно развивается, лето — это пик повышенной активности», — сказал собеседник газеты.
«В августе экспорт бензина попал под запрет, рост оптовых цен замедлился, но продолжается. Сегодня инфляция коснулась и этого сегмента. Если раньше рост цен внутри страны связывали с удорожанием логистики (и отсюда рост оптовых цен на нефтепродукты), то сегодня цены выросли на многое, опередив повышение стоимости нефти», — указал Галимуллин. По его словам, период «стагнации» цен наступит уже осенью, после сокращения спроса и окончания ремонта на некоторых нефтеперерабатывающих заводах. «Розничные цены, скорее всего, немного подрастут, а далее все будут зависеть от темпов инфляции», — добавил спикер.
Рост цены 92-го в среднем по России с начала года составил 5,2%, 95-го — 5,5%. То есть на данный момент цены на бензин опередили инфляцию
«Клиенты нас ругают, матерят, когда начинается подъем. Думают, у нас под заправкой скважина»
«Открывается экспорт — все, цена [на внутреннем рынке] взлетает. Закрывается экспорт — цена падает. Элементарно, Ватсон, — комментирует ситуацию с ценами в беседе с „БИЗНЕС Online“ владелец АЗС „Наиком“ Наиль Хуббатуллин. — Вы же видите, сначала идет постановление о том, что открыли экспорт, — и все, значит, пошло на экспорт. Потом правительство принимает решение закрыть экспорт и цена припадает. Плюс вы сами видите постоянные атаки БПЛА на что? На топливные заводы. Вот вам и весь ответ».
Почему Татарстан второй по подорожанию бензина после ХМАО за неделю? «Потому что они занимаются добычей, и мы занимаемся добычей. Это просто мое предположение. Если на экспорт [топливо] пошло, это же указание-то не наше с вами. Это же тоже пополнение того же бюджета, зарплаты и все остальное. Экспорт открывается тоже, наверное, не от хорошей жизни, а потому, что нужны продажи, надо пополнять бюджет, требуются деньги везде для того, чтобы исполнять все указания и обещания», — сказал собеседник.
«Я неоднократно повторял: мы просто продавцы, а не производители, не ВИНК (вертикально интегрированные нефтяные компании — прим. ред.). Мы продавцы. Кто-то кроссовки продает, кто-то — бензин, кто-то — хлеб. Для нас точно так же, как для всех продавцов, конечно же, ничего хорошего. Оптовая цена растет, и мы вынуждены [поднимать розничную стоимость]. В том году довели нас до такой степени, что у нас, у продавцов, было минус 5–6 рублей с литра. Мы разоряемся просто, и все. Потом как-то выкарабкиваемся», — отметил Хуббатуллин и вспомнил, что после полного закрытия экспорта в прошлом году цена упала и частные АЗС «опять перешли на свои несчастные 2 рубля маржи».
«А для того чтобы просто фирма жила, нормально жила, ее не лихорадило, мы высчитали, маржа должна быть 6 рублей 38 копеек. Это просто чтобы фирма жила, бензовозы ездили, зарплаты платились, еще что-то делалось. А у нас маржа 2–2,5 рубля. Поэтому как это (повышение оптовых цен на бирже — прим. ред.) может влиять на нас? Плохо влияет. Тяжело, плохо, но работаем, держимся. Возим качественное топливо, стараемся для клиентов. Клиенты нас ругают, матерят, когда начинается подъем. Они думают, что это мы, что у нас под заправкой скважина и мы оттуда бензин качаем», — рассказывает собеседник.
По словам владельца АЗС, многие мелкие заправки, пытаясь получить маржу, «начинают таскать так называемую бодягу». Какая должна быть стоимость бензина, чтобы сегодня была гарантированная прибыль? «Сейчас цена топлива на многих заправках в среднем 50 рублей [за литр]. Для того чтобы мы нормально жили, у нас должна быть оптовая цена 44 рубля. Если у нас будет оптовая цена 43 рубля 50 копеек, то мы как бы более-менее живем. Если скажу, что нам бы прибавить к существующей [розничной] цене еще 6 рублей, люди прочитают вашу газету и скажут: ничего себе он там что-то закидывает! Нет, нам нужно, чтобы оптовая цена упала, а не розница поднялась», — указал спикер. Как отметил собеседник, большие компании сегодня «вытаскивает» продажа сопутствующих товаров на АЗС — «сопутка».
«Рост цен на розницу связан с тем, что оптом мы покупаем дороже. Рынок диктует свои цены»
В последний месяц был резкий рост оптовых цен, отсюда рост и в рознице, но выше уровня инфляции бензин на заправках не подорожает, заверил в разговоре с «БИЗНЕС Online» президент ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ Ирек Сулейманов. Он отмечает, что для оптовых продавцов, заводов и переработчиков такое условие не действует.
«Рост цен на розницу связан с тем, что оптом мы покупаем дороже. Рынок диктует свои цены, мы вынуждены продавать дороже. Но даже при этих ценах на заправках нет возможности закрыть те расходы, которые есть на АЗС. На сегодняшний день ситуация непростая, это связано с ремонтами заводов, с тем, что производство отстает от потребления на рынке. Мы надеемся, что эта ситуация будет выправляться, — рассуждает Сулейманов. — Вот сейчас закрывают экспорт нефтепродуктов, поэтому надеемся, что больше товара появится на рынке».
«Чем больше товара на рынке, тем дешевле он будет стоить — это закон экономики. Мы всегда выступаем за стабильность, за повышение цен на заправках. Мы хотим, чтобы стабильно рынок развивался, а не было тех качелей, которые есть на сегодняшний день. То цены падают, то резко начинают расти цены на бирже. Сегодня нет этой стабильности», — огорчается руководитель ассоциации.
В последний месяц был резкий рост оптовых цен, отсюда рост и в рознице, но выше уровня инфляции бензин на заправках не подорожает
«Конечно, нефтяники получили больше триллиона рублей по демпферу, но есть одна хитрая заковырка»
Руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников в беседе с «БИЗНЕС Online» обращает внимание на то, что сейчас надо завершать уборочную кампанию, и потому было решено снова ввести эмбарго на экспорт бензина. «Поэтому здесь все-таки на внутреннем рынке эти объемы [топлива] не уйдут, они будут здесь, в России. Я думаю, что ситуация имеет некие шансы на стабилизацию», — отметил спикер.
Откуда взялся рост? Во-первых, в 2024-м затянулись ремонты на нефтеперерабатывающих заводах. Во-вторых, есть неотлаженные проблемы в механизме топливного демпфера, обратного акциза, рассуждает эксперт. «Конечно, с начала года нефтяники получили больше триллиона рублей по демпферу, но там есть одна хитрая заковырка: в этом механизме есть предельные цены. Они, к сожалению, существуют только на высокооктановые сорта бензина. Конкретно по марке АИ-92. По 95-му и всем остальным справочных предельных цен в механизме нет, поэтому они гуляют как положено. Плюс, естественно, долго правительство тянуло с увеличением нормативов в продаже бензина и дизтоплива», — отметил спикер.
«Здесь проблема носит, может быть, такой системный характер. Ситуация в этом году была несколько хуже, чем в предыдущем. Были длительные сроки, были растянутые. Вот этот топливный механизм, который тоже не до конца сейчас доведен. Надо по предельным ценам решать вопрос хотя бы на уровне постановления правительства. Ну, конечно же, еще довольно непонятные сигналы по поводу продления эмбарго на экспорт, исключений на экспорт и так далее сыграли свою роль. Но здесь нужно было действовать правительству, на мой взгляд, более оперативно и жестко», — считает Масленников.
А почему Татарстан в лидерах? Эксперт советует обратить внимание на структуру рынка. «Есть подозрение, что оптовые поставки на наших предприятиях идут в целом по России, а поставки в республику — по остаточному принципу. Здесь могут быть затягивания, потому что мы можем выгоднее продавать через биржу, а потом уже сети АЗС могут приобретать и все прочее. Плюс логистика», — говорит собеседник и прогнозирует, что из-за уборочной кампании «ситуация будет оставаться достаточно напряженной в силу перераспределения объемов».
«Есть еще один фактор, который тоже немаловажен, — повышенный спрос. Идет переориентация на внутренний туризм, по России ездит довольно большое количество автомобилей. Потому что цены на авиабилеты, особенно на южное направление, и на железнодорожные перевозки кусаются в этом году. Там тоже есть системные проблемы с динамическим ценообразованием билетов для пассажиров. В 2024-м у нас вроде бы ситуация начинает нормализовываться, но остается проблема поиска системного решения. Потому что в каждом отдельном механизме есть свои нерешенные проблемы», — добавил Масленников.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 67
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.