Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта Москвы подготовил для Казани варианты развития пассажирских перевозок с участием бюджета и без такового, как сегодня. Разработку новой маршрутной сети исполком города заказал за 15 млн рублей. С результатами удалось ознакомиться «БИЗНЕС Online».

Фото: «БИЗНЕС Online»

Эксперты подготовили три варианта. В каждом проработали экономически обоснованную модель с количеством маршрутов, подвижного состава наземного транспорта и расписанием. Приглядимся к предложенным вариантам:

  • Комфортный — максимально учитывает интересы горожан и транспортных предприятий. Ежегодная транспортная работа этого сценария оценивается в 109 млн км стоимостью 14,9 млрд рублей, из которых 7,4 млрд рублей покрывает выручка, а оставшиеся 7,5 млрд рублей — государственные субсидии.
  • Оптимальный — снижается дублирование маршрутов, незначительно растет число пересадок за счет сокращения магистральных маршрутов. Маршруты из поселков и удаленных от центра жилых массивов переходят в формат подвозных: до станций метро или транспортно-пересадочных узлов. Стоимость транспортной работы составляет 9,6 млрд рублей, из которых 7,3 млрд рублей — выручка, а оставшиеся 2,3 млрд — субсидии.
  • Без субсидий, или оставить все как есть. Количество транспортных средств упадет еще на 25% с текущих 787 до 589 преимущественно за счет закрытия и сокращения длинных автобусных маршрутов. Взамен появятся короткие маршруты с одной-двумя пересадками и платой за каждую пересадку. Транспортная работа упадет вдвое до 34 млн км, а ее оплата составит 5,7 млрд рублей за счет выручки с продажи проездных билетов. Перевозчики будут возить меньшим количеством рейсов большее число пассажиров. Средняя наполняемость салонов пассажирского транспорта Казани вырастет в 1,5−2 раза с текущих 83%. Пассажиры в этом сценарии будут ехать как сельди в бочке.

Общественный транспорт ворвался в топ-5 городских проблем, на которые жалуются горожане. Неполная компенсация убытков за перевозку льготников, рост цен на запчасти, комплектующие и топливо, дефицит кадров заставили пойти на первую за 18 лет корректировку автобусной схемы Казани. Перемены этим летом затронули 12 маршрутов — это 22% автобусной сети столицы РТ. Закрывать кризис пришлось за счет пассажира, но не ростом тарифа, а числом пересадок. Каждая третья-четвертая поездка в городе стала пересадочной, а из-за нехватки денег вместо 263 старых автобусов в Казани к октябрьскому саммиту БРИКС заменят только 157.

Читайте подробности предложенных вариантов развития общественного транспорта города в утреннем материале «БИЗНЕС Online».