«Она была благодарна всем тем нам, кто помогал ей дарить людям прекрасные песни. Вспоминала Казань, Пермь, Москву. Не могу представить мир без ее голоса» «Она была благодарна всем тем нам, кто помогал ей дарить людям прекрасные песни. Вспоминала Казань, Пермь, Москву. Не могу представить мир без ее голоса» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Если бы я могла остаться еще немного, я бы с удовольствием»

Вчера ближе к полуночи до Татарстана дошли трагические новости — на далеком Зеленом континенте скончалась самая известная певица татарского зарубежья, заслуженная артистка РТ Зуля Камалова.

Еще 8 августа она отпраздновала свой красивый юбилей — 55 лет, но провела его в больничной палате Мельбурна, борясь с раком. В начале лета скончался отец Камаловой, благодаря которому, как говорила она сама, Зуля и стала певицей. В последние часы ее жизни рядом с артисткой были муж, музыкант Эндрю Таннер, благодаря которому татарская девушка из Сарапула и оказалась в Австралии, и дочь Зифа.

О масштабе певицы говорит и тот факт, что одним из первых свой некролог в соцсетях опубликовал известный российский музыкальный продюсер, один из авторов знаменитого фестиваля «Сотворение мира» Александр Чепарухин. «Я говорил с ней последний раз в начале прошлой недели. Она понимала, что дни ее сочтены, но все еще не теряла надежды на чудо, — написал он. — Она была благодарна всем тем нам, кто помогал ей дарить людям прекрасные песни. Вспоминала Казань, Пермь, Москву. Не могу представить мир без ее голоса. Зуля была очень хорошим, светлым, искренним и красивым человеком. Все последние недели я опять слушал ее музыку. Она пела на многих языках, но мои любимые песни Зули — татарские. Пусть живет ее голос. Светлая память».

В августе артистка попросила своих поклонников о «небольшом подарке/ пожертвование на день рождения», которые помогли бы ей с некоторыми медицинскими счетами В августе артистка попросила своих поклонников о «небольшом подарке/пожертвовании на день рождения», что помогло бы ей с некоторыми медицинскими счетами Фото: соцсети

О том, что певица и музыкант, с которой началась татарская альтернативная музыка, борется с раком, она сообщила в свой день рождения. «У меня была хорошая жизнь, и, если придется идти, я пойду. Но если бы я могла остаться еще немного, я бы с удовольствием, — писала тогда Камалова. — Если у вас есть чудесные истории успеха и хитрости, поделитесь со мной. Любые целители, шаманы, чудо-лекарства и так далее! Хотя большинство вещей я уже попробовала, кажется. Не смогу ответить по отдельности, но спасибо за вашу любовь. Я чувствую это. Я тоже вас всех люблю!»

«Остаться еще немного»: Зуля Камалова рассказала о болезни и попросила помощи

В том же посте артистка попросила своих поклонников о «небольшом подарке/пожертвовании на день рождения», что помогло бы ей с некоторыми медицинскими счетами. «Это, возможно, даже увеличит мои шансы немного», — объяснила она. И хотя американская краудфандинговая платформа Gofundme, куда можно посылать деньги для артистки, не поддерживается в России, казанские музыканты тут же создали свой счет и собрали туда определенную сумму, чтобы помочь Камаловой…

Зуле Камаловой вручают звание заслуженной артистки РТ Зуле Камаловой вручают звание заслуженной артистки РТ Фото предоставлено Гульназ Бадретдин

Она не успела выпустить альбом «Әти җыры»

Заслуженная артистка РТ, лауреат многочисленных конкурсов музыки в стиле world music, обладательница титула «Певица года – 2001» Австралии Зульфия Назиповна Камалова родилась в 1969 году в Сарапуле в татарской семье. Еще в детстве стала увлекаться музыкой, исполняла русские и татарские песни. После школы изучала иностранные языки в Пермском университете, а в 1991-м по студенческому обмену уехала в Калифорнию (США), где вышла замуж за австралийца. Вместе с мужем Камалова переехала в Австралию и первоначально обосновалась в городе Хобарте на острове Тасмания. Впоследствии супруги переехали в Мельбурн.

Там в 1997 году Камалова записала дебютный альбом Journey of Voice. В него вошли песни на русском, французском, цыганском, португальском, испанском, английском языках. Всего у исполнительницы насчитывается 9 альбомов. В 2003-м певица начала сотрудничать с музыкальной группой The Children of the Underground. Кроме того, Камалова — автор текста и музыки и исполнительница роли в моноспектакле «Эволюция, революция и невеста по переписке». Также она написала музыку для пьесы Snow White.

С конца нулевых артистка регулярно стала приезжать с концертами на историческую родину, в Татарстан, где была хедлайнером многих престижных фестивалей. В Казани Камалову, поющую на татарском, воспринимали как главного постпреда национальной музыкальной культуры в мире.

Последний концерт певицы в столице Татарстана состоялся в сентябре 2022 года. Мировая обстановка к тому времени уже безнадежно ухудшилась, поэтому певица приехала одна и играла в Нацбиблиотеке РТ с местными музыкантами. В том же году вместе с сооснователем инди-лейбла Yummy Music Ильясом Гафаровым она выпустила свой последний сингл «Юкәләр», который должен был войти в альбом «Әти җыры» на стихи отца певицы. Альбом так и не вышел…

«Я писала альбом „Әти җыры“ на стихи моего папы, и мы успели выпустить в феврале, на его день рождения, одну песню: „Уразай“ — это название деревни, где он родился. В планах было выпускать в месяц по песне в течение всего года. Музыканты, которых я пригласила для работы над этим релизом, живут по всему миру, включая Германию, Канаду. Но после всего произошедшего это потеряло смысл. Проект сейчас задерживается, но мы потихонечку продолжаем над ним работать, он ждет своего часа. Думаю, мы все сделаем», — делилась тогда Камалова в разговоре с нашим корреспондентом.

Сегодня утром коллеги артистки, татарские музыканты, опубликовали на YouTube ее последний записанный концерт, который прошел в Камаловском театре 23 декабря 2019 года. Тогда она презентовала альбом «Алты көн ярату» («Шесть дней любви»), созданный вместе с поэтессой Йолдыз Миннулиной. В том же году она выступила на Tat Cult Fest.

Камалова показала себя не только как талантливый музыкант, но и, в какой-то степени, как продюсер и имиджмейкер, которая открыла по-новому образ Саиды Мухаметзяновой Камалова показала себя не только как талантливый музыкант, но и в какой-то степени как продюсер и имиджмейкер, которая открыла по-новому образ Саиды Мухаметзяновой Фото: «БИЗНЕС Online»

Ирада Аюпова о Зуле Камаловой: «Она по-новому видела звучание татарской музыки»

«Когда человек уезжает за пределы своей исторической родины, но при этом продолжает преданно служить ей, это всегда заслуживает уважения, — поделилась с „БИЗНЕС Online“ министр культуры РТ Ирада Аюпова. — У Зули Камаловой очень интересная судьба. Но то, что она смогла вдохнуть новые веяния в какие-то традиционные татарские песни, действительно заслуживает уважения». С исполнительницей, вспоминает глава минкультуры республики, они всегда были в хороших отношениях, старались помочь с выпуском альбомов, организацией концертов. «Мне на всю жизнь запомнился ее концерт в театре имени Камала. Она действительно по-новому видела звучание татарской музыки», — рассказала Аюпова и подчеркнула, что Камалова показала себя не только как талантливый музыкант, но и в какой-то степени как продюсер и имиджмейкер, которая открыла по-новому образ Саиды Мухаметзяновой. «Зуля очень деликатная, интеллигентная, корректная, абсолютно не болела звездностью. Она экспериментатор, не боялась менять что-то. Очень жаль, что не сразу она обратилась за помощью», — сожалеет Ирада Хафизяновна.

«Вклад Зули Камаловой в татарскую музыку трудно переоценить. Она всегда была полна новых вдохновляющих идей и обладала безупречным вкусом. Мы учились и продолжаем учиться этому у нее», — лаконично высказался сооснователь инди-лейбла Yummy Music Гафаров.

«Зуля осталась в памяти очень деликатной, образованной, интеллигентной. Вот просто сам факт того, что она со мной, на тот момент еще совсем молодым композитором, уже тогда хотела что-нибудь попробовать сделать... это для меня, конечно, было очень большое счастье, какое-то особенное событие», — вспоминал свою встречу с Камаловой пианист и композитор, заслуженный деятель искусств Татарстана Эльмир Низамов. Он сожалеет, что все-таки до совместного творчества дело так и не дошло.

Композиции Камаловой больше представляли интерес для городской татарской молодежи, для широкой публики Татарстана это не совсем привычная музыка и, возможно, не совсем татарская, говорит композитор, аранжировщик и солист дуэта «Эссе» Нияз Валиев Композиции Камаловой больше представляли интерес для городской татарской молодежи, для широкой публики Татарстана это не совсем привычная музыка и, возможно, не совсем татарская, говорит композитор, аранжировщик и солист дуэта «Эссе» Нияз Валиев Фото: «БИЗНЕС Online»

«Я очень люблю ее альбом „Алты көн ярату“ („Шесть дней любви“) на стихи Йолдыз Миннулинной, — признался Низамов. — Это, мне кажется, одна из самых таких ее глубоких, тонких работ. И там есть песня „Бар да үзгә“ („Все иначе“), записанная вместе с Мубаем. Это, наверное, для меня одна из самых трепетных композиций, потому что там отражен весь талант и Зули, и Мубая, и Йолдыз. Очень люблю данную песню». Камалова была одним из самых ярких представителей татарской музыки в жанре world music, уверен композитор: «Это уникальный музыкант для татарской культуры. И не только татарской, но и вообще для современной песенной и популярной музыки, потому что артистка в своем творчестве соединяла как раз и татарское, и что-то очень такое современное, необычное».

Композиции Камаловой больше представляли интерес для городской татарской молодежи, для широкой публики Татарстана это не совсем привычная музыка и, возможно, не совсем татарская, говорит композитор, аранжировщик и солист дуэта «Эссе» Нияз Валиев. Сам он очень любит творчество певицы, хоть и не был с ней лично знаком. «Мне сама музыка понравилась. Это было такое скрещивание мировой музыки и татарского языка, татарской мелодики. Там присутствовали и живые инструменты, которые не присущи татарской музыке, но был и баян, какие-то народные мотивы. Тематика текстов тоже необычная», — рассказал нашему корреспонденту Валиев. Больше всего в душу ему запала песня о любви Insomnia («Бессонница»).

«В тот августовский вечер в моих руках оказалась афиша концерта Зули Камаловой в легендарной уже „Желтой кофте“ (тогда еще клубе „Маяковский“). Я помню, как ходила с этой афишей и убеждала делегатов форума, что на концерт Зули нужно обязательно пойти, такое пропускать нельзя» «В тот августовский вечер в моих руках оказалась афиша концерта Зули Камаловой в легендарной уже «Желтой кофте» (тогда еще клубе «Маяковский»). Я помню, как ходила с этой афишей и убеждала делегатов ВФТМ, что на концерт Зули нужно обязательно пойти, такое пропускать нельзя» Фото предоставлено Гульназ Бадретдин

«С Зулей Камаловой лично мы познакомились в 2008 году, — вспоминает завлит театра им. Тинчурина, многолетний активист Всемирного форума татарской молодежи (ВФТМ) Гульназ Бадретдин. — В этот год я в первый раз принимала участие в ВФТМ в качестве волонтера. Тогда культурная программа делегатов форума была более насыщенной, каждый день проводилось несколько мероприятий, на которые можно было пойти по выбору. В тот августовский вечер в моих руках оказалась афиша концерта Зули Камаловой в легендарной уже „Желтой кофте“ (тогда еще клубе „Маяковский“). Я помню, как ходила с этой афишей и убеждала делегатов ВФТМ, что на концерт Зули нужно обязательно пойти, такое пропускать нельзя. И те, кто отправился тогда с нами в „Желтую кофту“, навсегда остались ее фанатами. Та афиша до сих пор хранится у меня дома, я не смогла ее выбросить. Даже от афиши веет каким-то теплом, чем-то таким родным. Такая теплая и родная, близкая была Зуля». С тех пор, продолжает Бадретдин, певица каждые два года приезжала в Казань с концертами по приглашению Всемирного форума татарской молодежи, позже к организации ее концертов подключился и Гафаров с лейблом Yummy Music.

«Мы встречались с Зулей не только во время ее концертов, — говорит наша собеседница. — В 2012 году, когда ей вручали звание заслуженной артистки Татарстана, мы всей своей командой пошли поддержать ее, были в зале. В 2013-м она со своей дочерью Зифой приехала в Казань на несколько месяцев, последняя даже успела поучиться в местной школе».

Напомнила Бадретдин и о том, как познакомилась с творчеством Камаловой: «Я тогда еще жила в Уфе, и у нас дома была кассета с видеозаписью фестиваля „Татар җыры“ с участием Зули. Она тогда привлекла мое внимание не только своей музыкой, манерой исполнения, но и внешним видом. Зуля очень сильно выбивалась из общей массы — вышла на сцену не в вечернем платье с блестками в волосах, а в простом ситцевом платье с гитарой в руках. Может, это окажется громко сказано, но это была революция в мире татарской музыки!»