«15−20 процентов услуг с помощью беспилотников будут оказываться автоматизированными комплексами. Поэтому мы, наверное, немножко противники слишком раздутого эффекта проекта по кадрам», — предупреждали эксперты на масштабном форуме DID x AI IN в Иннополисе. С другой стороны, в рамках национального проекта по развитию беспилотных авиационных систем к 2030 году число специалистов должно вырасти до миллиона, а в школах уже подготовили все для «кружков юных авиаторов», в том числе и в Татарстане. Впрочем, автоматизировать все, что можно, в любом случае нужно, считает депутат Госдумы Анатолий Вассерман, поскольку людей в стране просто не хватит. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online»
Иннополис на объединенном форуме DID x AI IN в этом году уделил внимание не только искусственному интеллекту, но и роботам, включая беспилотные
Вжиться в образ беспилотника и другие советы от Вассермана
Иннополис на объединенном форуме DID x AI IN в этом году уделил внимание не только искусственному интеллекту, но и роботам, включая беспилотные. Это вполне объяснимо: мероприятие прошло с значительным промышленным уклоном, а в числе гостей были замруководителя администрации президента РФ Максим Орешкин, министр промышленности и торговли Антон Алиханов, министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков и др. И на выставке в холле университета Иннополис выстроились сплошь роботехнические решения. А сам вуз презентовал новый компактный дрон InnoVtol-A12, который способен подниматься на высоту до 2,5 тыс. м, лететь с крейсерской скоростью 80 км/ч, нести на борту полезную нагрузку до 1,5 кг свыше 1,5 часа без подзарядки. В деловой программе БАС тоже уделили сразу несколько сессий, под которые в город пригласили главных разработчиков и эксплуатантов БАС в России. А обсудить подготовку кадров отрасли позвали депутата Госдумы Анатолия Вассермана. Посмотреть на одного из самых известных интеллектуалов страны пришло больше людей, чем аудитория могла в себя вместить, но народ не расстраивался и с удовольствием садился прямо на ступеньки.
Довольно быстро стало понятно, что выступление Вассермана длинным не будет. Некоторые слушатели даже сбежали до конца мероприятия, прихватив с собой улов в виде фото или «кружочка» в «Телеграме» с известным лицом. Вассерман не стал делать острых заявлений и вскрывать проблемы отрасли, да и модератор — руководитель центра специализированной IT-подготовки Университета Иннополис Юлия Гусева — ограничилась максимально вегетарианским вопросом о том, какие знания о беспилотниках наиболее полезны и интересны подрастающему поколению. И получила ответ, что пилотам необязательно знать внутреннее устройство беспилотников.
Анатолий Вассерман: «В принципе, ресурсы мозга довольно велики, но все-таки ограничены, и чем больше их уходит на решение какой-то конкретной задачи, тем меньше остается на отслеживание хода этого решения»
«На мой взгляд, для тех, кто пилотирует, все-таки гораздо важнее разрабатывать методики, позволяющие добиться интуитивного вживания в образ беспилотника. Честно признаюсь, мне отродясь не доводилось ни беспилотники пилотировать, ни обычный самолет (на них летаю много, но только в качестве пассажира), ни даже автомобиль. Единственное, что водил, — это велосипеды и то не очень хорошо и не очень долго. Но тем не менее мои ощущения при обучении езде на велосипеде очень точно совпали со всем, что я читал о личном опыте тех, кто управлял другими средствами передвижения, а именно, что самое важное — это, так сказать, вжиться в образ», — рассказал он.
Пилотам для этого необходимо использовать интуицию, в которой, как заверил спикер, ничего сверхъестественного нет. «Это та часть работы нашего ума, которую мы не отслеживаем. В принципе, ресурсы мозга довольно велики, но все-таки ограничены, и чем больше их уходит на решение какой-то конкретной задачи, тем меньше остается на отслеживание хода этого решения. Как правило, потом, придя интуитивно к какому-то решению, можно логически осознать, каким именно путем мы шли, но мало кто этим всерьез занимается», — отметил он.
Под конец встречи один из слушателей спросил у спикеров, на что следует сделать ставку для борьбы с дефицитом кадров в отрасли — готовить пилотов или инженеров, которые разработают искусственный интеллект, управляющий целым роем дронов. Вассерман напомнил о своей статье 10-летней давности под названием «Наша сила — в том, что нас мало». «Русская цивилизация с момента своего зарождения и по сей день развивается в условиях, когда у нас больше задач, чем людей для их решения, поэтому все, что можно автоматизировать, нужно автоматизировать, — ответил он. — Это не значит, что люди будут из какой-то работы исключены. Это только значит, что люди будут решать задачи посложнее и повыше уровнем».
Всего, по словам Поминова, в Татарстане обращаться с беспилотниками сейчас учат около 50–60 школ
В школах создают «кружки юных авиаторов», а те не хотят сдавать ЕГЭ по физике
С 1 сентября в стране стартовал проект по обучению школьников и студентов разработке, производству и эксплуатации беспилотных летательных систем. В проект вошли 30 пилотных регионов, в том числе Татарстан. «Беспилотие скоро станет нашей нормой жизни во всех отраслях: и в строительстве, и сельском хозяйстве, и правоохранительной сфере, и МЧС. Мы понимали, что нужно готовить целое поколение людей, для которых беспилотник станет нормой жизни в любой сфере нашего общества, поэтому мы и начали эту работу начиная со школ», — объяснила цель проекта замдиректора департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения минпросвещения РФ Маргарита Скворцова.
По ее словам, было принято решение давать в школах не только азы управления, но и проектирования и программирования, чтобы дети имели комплексное представление о том, что такое беспилотник, как он устроен, как ломается, как его починить. «В состав инфраструктурных листов даже для школ входят 3D-принтеры и паяльные станции. Можно провести аналогию с кружком юных авиаторов в советское время», — подчеркнула выступающая. Кузницей же педагогических кадров в области беспилотников в Татарстане является Лаишевский технико-экономический техникум, отметила Скворцова. По словам замминистра образования РТ Андрея Поминова, там обучаются около 100 преподавателей, но при этом важно, чтобы компании-производители сформировали заказ обучающим организациям по количеству нужных специалистов и их компетенциям. Проблема в том, что технологии так быстро меняются, что компании пока не могут спрогнозировать свою потребность в кадрах.
Всего, по словам Поминова, в Татарстане обращаться с беспилотниками сейчас учат около 50–60 школ, рассказал он. Но задача не только готовить пилотов БПЛА, но и тех, кто в перспективе будет разрабатывать беспилотники, а здесь нужно делать упор на физико-математическое образование в школах. С этим пока сложности: ЕГЭ по физике сдают гораздо меньше выпускников, чем хотелось бы отрасли.
Развивается беспилотное направление и на уровне высшего образования. Около 1,3 тыс. человек подали заявки на курсы по производству и эксплуатации беспилотников в Университете Иннополис. Это единственные курсы в Татарстане по федеральному проекту «Кадры для БАС», который включен в нацпроект «Беспилотные авиационные системы», рассказал ректор Университета Иннополис Александр Гасников.
В прошлом году в стране был введен трехлетний экспериментальный правовой режим (ЭПР) по применению беспилотников в сельском хозяйстве, который должен все упростить
«Дроны, заслуживающие внимание рынка, появятся года через два»
На другой сессии, посвященной БАС, уже представители бизнеса обсудили проблемы внедрения беспилотников. Пока одна из самый успешных областей, где используются дроны, — мониторинг, в особенности в сельским хозяйстве. Проблема в том, что не все заказчики хотят ждать разрешения на полеты, а после проведения съемки ждать еще несколько месяцев, пока силовые структуры отсмотрят кадры, снятые дронами. Поэтому летают «всерую»
В прошлом году в стране был введен трехлетний экспериментальный правовой режим (ЭПР) по применению беспилотников в сельском хозяйстве, который должен все упростить. Эксперимент запустили в 12 регионах страны, в том числе в Татарстане. «Практика нашего первого ЭПР почтового, логистического (эксперимент „Почты России“ по доставке посылок дронами — прим. ред.) показала, что бо́льшую часть того, что мы написали в ЭПР, Росавиация взяла в общие нормы регулирования. Я больше чем уверен, что сейчас уже на основании сельхоз-ЭПР формируется законодательство по нормам общего регулирования. Мы хотим на всякий случай на один год ЭПР продлить, чтобы побольше участников отрасли смогло легализоваться», — рассказал генеральный директор «Консорциум БАС» Денис Барышников.
Кстати, логистический эксперимент «Почты России» показал, что пока доставка грузов дронами в 10 раз дороже, чем их доставка на вертолетах Ми-8. «Уровень технической надежности крайне низок. Основные факторы, которые позволят в дальнейшем снизить цену, — это увеличение автономности дронов, потому что трудоемкость и количество людей, которые присутствуют на взлете и посадке логистических дронов, зашкаливает, — отметил Барышников. — Без автоматизации и роботизации здесь не обойтись. Мы ожидаем новое поколение логистических дронов, которые сейчас начинают разрабатываться, в том числе при помощи сквозных НИОКР в рамках национального проекта беспилотной авиационной системы. В нашем понимании первые дроны, которые будут заслуживать внимание рынка, появятся где-то года через два».
Автоматизацией полетов как раз и занимается резидент ОЭЗ «Иннополис», первый серийный производитель дронопортов, или «домов» для БПЛА, «Русдронопорт». По прогнозам гендиректора компании Николая Ряшина, 15−20% услуг с помощью беспилотников будут оказываться автоматизированными комплексами. «Поэтому мы, наверное, здесь немножко противники слишком раздутого эффекта проекта по кадрам. Мы считаем, что стольких пилотов нашей стране не надо», — заявил он. К слову, в рамках национального проекта по развитию беспилотных авиационных систем (БАС) в 2024 году планируется подготовить не менее 100 тыс. новых работников для различных сфер разработки и применения БАС. К 2030 году число специалистов должно вырасти до 1 миллиона.
При этом пока немногие компании готовы пользоваться услугами специализированных компаний хоть в каком-то виде — «экономика не бьется», пояснил один из представителей бизнес из зала. Кто-то закрывает свои потребностями камерами видеонаблюдения, а кто-то летает самостоятельно, уходя в серую зону. Впрочем, наиболее часто это относится к малому бизнесу, отметили эксперты, у которого нет денег на услуги опытных эксплуатантов. А большие корпорации не хотят связываться с получением разрешений, запретами на полеты и прочими сложностями. Как правило, технологии в больших компаниях внедряют энтузиасты, которых не так много, заметил Ряшин. «Наша задача, как рынка, находить ключик мотивации, вдохновения каких-то менеджеров, в том числе в больших корпорациях, у которых есть деньги», — отметил он.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.