В Главном здании Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве проходит выставка «Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» В Главном здании Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве проходит выставка «Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»

Уникальный ранний натюрморт Франса Снейдерса, исполненный около 1610 года

В залах временных экспозиций Пушкинского музея проходит выставка «Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века». Здесь представлены картины и рисунки фламандских мастеров столичных и региональных музеев, а также частных собраний, в том числе картина «Натюрморт с устрицами и куропатками» Франса Снейдерса из Большого собрания изящных искусств ASG, хранящаяся и экспонируемая в Музее частных коллекций ASG, расположенном в Доме приемов компании (ул. Карла Маркса, 16–18). Куратор выставки — Вадим Садков, доктор искусствоведения, главный научный сотрудник отдела искусства старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина, в настоящее время тесно сотрудничает с Международным институтом культурного наследия Группы компаний ASG Invest.

Уже на входе гостей встречали ледяные фигуры с живыми цветочными композициями, настраивающими на созерцание работ натюрмортного жанра. В разделе с «накрытыми столами» представлено произведение, ставшее настоящим открытием выставки — «Натюрморт с устрицами и куропатками» Франса Снейдерса из Большого собрания изящных искусств ASG. Уникальный ранний натюрморт художника исполнен около 1610 года. На сегодняшний день в мире известно не более 10 ранних работ мастера. Данная композиция, написанная на паре досок, внесена в базу Нидерландского института истории искусств. Здесь ощущаются все те черты, которые будут присущи лучшим произведениям мастера — радость восприятия земных благ, любовь к окружающему миру и желание пробудить вкусовые и обонятельные ощущения у зрителя.

Натюрморт из Большого собрания изящных искусств ASG экспонируется на выставке между двух эрмитажных произведений Франса Снейдерса — «Плоды в чаше на красной скатерти» и «Фрукты в чаше и разрезанная дыня». Обе работы выделяются ярким, сочным колоритом, так что картина из собрания ASG воспринимается особенно изысканно благодаря такой роскошной оправе. Посетители музея отмечают ее тонкий деликатный колорит, тщательное исполнение устриц в левой части натюрморта, а также удивляются необычной форме пирога.

Картина Питера ван Букеля «Натюрморт с битой дичью» из собрания ASG войдёт в альбом «Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века из БСИИ ASG» Картина Питера ван Букеля «Натюрморт с битой дичью» из собрания ASG войдет в альбом «Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века из БСИИ ASG»

Показать своеобразие фламандского натюрморта в России

Подробнее об экспозиции рассказал куратор выставки Вадим Садков.

— Расскажите, в чем идея выставки, что она объединяет?

— Мне очень хотелось консолидировать различные произведения фламандских мастеров, работавших в жанре натюрморта, то есть объединить работы, находящиеся в крупных столичных музеях (Эрмитаж, Пушкинский музей), региональных собраниях и частных коллекциях. Благодаря этому мы имеем возможность ввести в научный обиход малодоступные произведения. Мне также хотелось раскрыть разные грани эволюции фламандского натюрморта, что не всегда можно сделать только благодаря коллекциям центральных музеев. Многие композиции из региональных собраний, которые по тем или иным причинам отсутствуют в коллекциях Эрмитажа и Пушкинского музея, заполняют пробелы в изучении фламандского натюрморта. Таким образом, удалось собрать коллектив авторов, с которыми мы написали каталог. Лично мне он очень нравится. Я считаю, что его научная наполненность соответствует всем принятым сейчас в международной практике принципам составления масштабных изданий. Наконец, еще одна цель нашей выставки — показать своеобразие фламандского натюрморта. И нам впервые удалось это сделать в России на столь высоком уровне.

— Какие работы на выставке вы бы назвали лучшими?

— Мне очень трудно ответить на этот вопрос. Они все как дети для меня, все родные. На выставке представлены картины высочайшего художественного уровня и шедевры Снейдерса из Эрмитажа, Пушкинского музея, коллекций Мауергаузов и Большого собрания изящных искусств ASG.

— Вы являетесь автором экспозиции выставки. Какова ее основная концепция?

— Мы разместили картины в соответствии с их жанровой принадлежностью. Внутри этих жанров сопоставлены работы крупных и известных мастеров, например Снейдерса, Фейта, Яна Давидса де Хема, а также их учеников и последователей.

По словам Вадима Садкова, картина из собрания ASG представлена в одном ряду с эрмитажными, потому что по типологии они очень близки, все принадлежат с микрожанру «накрытые столы». Искусствовед удивлен, почему Государственный Эрмитаж не включил ее в экспозицию выставки с одноименным названием (Николаевский зал Зимнего дворца), ведь «Натюрморт с устрицами и куропатками» Франса Снейдерса из Большого собрания изящных искусств ASG уникален еще и тем, что фактически впервые публикуется для широкого зрителя и иностранных специалистов.

«Мы все вместе формируем единое культурное поле страны»

Своими впечатлениями о выставке и опыте сотрудничества столичных и региональных музеев поделилась и директор Пушкинского музея Елизавета Лихачева: «Мы все вместе формируем единое культурное поле страны. И не имеет значения, государственный или частный музей, московский или провинциальный, большой или маленький. Нам это неважно. Для нас важно, что сегодня у нас уже есть единое культурное поле и мы в нем работаем».

Число картин, представленных на выставке, ограничено экспозиционными площадями музея. На деле же в Большом собрании изящных искусств ASG достаточно работ, которые по своему художественному и формальному (Фландрия, XVII век) признакам могли бы участвовать в выставке. Увидеть их можно будет в альбоме «Франс Снейдерс и фламандцы из БСИИ ASG», над которым работают искусствоведы МИКН.