«Дальнейшее содержание под стражей не только крайне негативно может сказаться на его здоровье, но и создает опасность для его жизни», — взывал защитник Энгеля Фаттахова к суду. Верховный суд Татарстана рассмотрел жалобу бывшего вице-премьера РТ и экс-главы Актаныша на продление ареста, который, впрочем, Фаттахов «отбывает» в условиях тюремной больницы. Адвокат бывшего чиновника заявил, что все свидетели говорят о невиновности Фаттахова, а сам он получил благодарность за гуманитарную помощь участникам СВО. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Энгель Фаттахов на заседании Верховного суда РТ появился по видеосвязи из больницы для осужденных
Фаттахов пожаловался на переезд
Энгель Фаттахов на заседании Верховного суда РТ появился по видеосвязи, но не из СИЗО, а из больницы для осужденных. Там он находится уже полтора месяца — бывший вице-премьер РТ и экс-глава Актанышского района загремел на больничную койку аккурат перед тем, как ему продлевали меру пресечения, еще в сентябре. Но если тогда он не хотел участвовать в заседании, то сегодня изъявил желание поприсутствовать почти что лично, через экран.
Адвокат Руслан Сафин попросил у суда пообщаться с Фаттаховым до начала процесса. Присутствовавшие в зале журналисты и судья их не смущали.
— Я просто хотел узнать, как ваше самочувствие? — кричал ему адвокат.
— К лучшему, к лучшему, — дважды зачем-то повторил Энгель Навапович.
— А в общем? — переспросил адвокат.
— Пока плохо чувствую себя, — тяжело вздохнув, «исправился» Фаттахов.
— Ну об остальном мы с вами уже разговаривали, — подытожил беседу защитник.
Энгель Навапович по правилам представился, назвал свое имя и возраст. Сказал, что не против того, чтобы его фотографировали. Говорил он достаточно бодро, только дышал тяжело. И болезни стали одним из аргументов, которые защита озвучила в суде, когда просила отпустить Фаттахова из-под стражи.
«Состояние здоровья с момента его помещения в условия СИЗО значительно ухудшилось», — указал защитник. Более того, по словам адвоката, еще больше здоровье Фаттахова подорвал переезд из СИЗО №4 в Мензелинске, куда изначально поместили экс-чиновника, в СИЗО №5 в Чистополе. «Дорога до места дислокации следователя — это город Набережные Челны — из СИЗО в Чистополе составляет более 200 километров, и передвижения Фаттахова по желанию следователя значительно сказываются на его здоровье. И уже сказались!» — отметил защитник. По словам Сафина, именно после переезда Фаттахов загремел в больницу (кстати, в Казани — от Чистополя тоже неблизко). Но и здесь Фаттахов на одном месте не сидит — по словам защитника, его вывозят в РКБ, где он проходит «неоднократные обследования и лечение». «Дальнейшее его содержание в условиях СИЗО, под стражей, не только крайне негативно может сказаться на его здоровье, но и создает опасность для его жизни», — говорил адвокат.
Несмотря на то что до процесса своему защитнику Фаттахов сказал, что ему получше, судье он говорил другое. «Я нахожусь в больнице, плохо чувствую себя, — с одышкой говорил бывший вице-премьер. — Очень трудно я переношу [дорогу]! Хотя бы переведите меня в мензелинский СИЗО, прошу вас! Это (перевод в СИЗО Чистополя — прим. ред.) психологически давит на меня!» Спустя пару секунд Фаттахов поправился — все-таки хочет, чтобы суд вообще отпустил его из СИЗО, хотя бы под домашний арест.
По словам адвоката Руслана Сафина (на фото), именно после переезда Фаттахов загремел в больницу
Защита Фаттахова: взятки не было, это гражданско-правовые отношения
Адвокат Сафин ожидаемо заявил, что постановление Набережночелнинского суда, который оставил Энгеля Наваповича в следственном изоляторе, было необоснованным и незаконным. И вот почему.
Во-первых, по словам адвоката, суд указал, что Фаттахов может скрыться или помешать следствию, и сделал такой вывод из-за сведений о личности обвиняемого. Но Фаттахов характеризуется «крайне положительно», у него есть награды, как федеральные, так и республиканские, и много благодарностей, отметил защитник. «Например, в текущем году Энгель Навапович отмечен благодарностью российской ассоциации героев за оказанную поддержку в сборе гуманитарной помощи для военнослужащих, находящихся в зоне проведения СВО», — заявил адвокат, впрочем, не озвучивая объемы помощи. «Какие конкретно из этих положительных сведений о личности дали суду основание считать, что он может активно воспрепятствовать судопроизводству?» — задался вопросом защитник.
Во-вторых, указал адвокат, суд в решении указал, что в материалах следствия есть данные, которые указывают, что подозрения в адрес Фаттахова обоснованные. Но, по мнению защиты, допросы, на которые опирается следователь, наоборот, опровергают причастность Фаттахова к взяткам. Как минимум его собственный допрос — он ведь вину не признает.
По версии следствия и УБЭП, Энгель Фаттахов совершил преступление по ч. 6 ст. 290 УК РФ («Получение взятки в особо крупном размере»). В 2018–2020 годах Фаттахов, будучи главой Актанышского района, получил от представителя строительной фирмы ПСК «Спецстрой» взятку в виде ремонта своего дома стоимостью более 21,8 млн рублей. Реконструировал его владения местный бизнесмен Алмаз Муртазин. За это экс-глава района должен был содействовать компании в заключении подрядных договоров на строительно-ремонтные работы по госконтрактам. В частности, речь шла о капремонте здания молодежного центра «Яшьлек» в Актаныше стоимостью свыше 28 млн рублей.
Еще одну взятку, по версии СКР, Фаттахову дал владелец местной компании «Теплосервис» Дилфат Нагимов — в размере около 2,4 млн рублей.
Два уголовных дела соединены в одно производство. Их расследует 6-й отдел по расследованию особо важных дел СУ СКР по РТ. Фаттахов находится в СИЗО с мая этого года и не признает свою вину.
К тому же, например, бизнесмен Алмаз Муртазин, который якобы дал Фаттахову взятку в 21 млн, заявил, что еще до возбуждения уголовного дела получил от Фаттахова 12,5 млн рублей. Причем не просто так, а за ремонт своего дома. «Логически можно прийти к выводу, что передача взятки не предполагает никакого возврата, дачи в долг. И здесь налицо сложившиеся гражданско-правовые отношения, гражданско-правовой спор между Фаттаховым и Муртазиным относительно стоимости проведенных ремонтных работ, который подлежит рассмотрению исключительно в гражданском порядке, но никак не в уголовно-правовой плоскости», — возмутился адвокат.
Он напомнил, что в суде первой инстанции они показали переписку между Фаттаховым и Муртазиным в мессенджере. Там Муртазин присылал расчеты стоимости работ и счета на оплату. «Если это была бы взятка, работы бы совершали безвозмездно и не нужно было бы такое согласование», — заявил адвокат. Более того, отметил он, письма, которые они получили из ГИСУ Татарстана, доказывают, что Фаттахов вообще не имел никакого влияния на то, с кем ведомство будет заключать контракт на строительные работы.
Ну и вишенка на торте: адвокат заявил, что показания и Муртазин, и Дилфат Нагимов вообще давали по другому уголовному делу. Оно было возбуждено в отношении супруги Муртазина, являющейся по документам учредителем и директором ПСК «Спецстрой», которая якобы и получала преференции по протекции Фаттахова. Совпадение или нет, но, после того как Муртазин и Нагимов дали показания в отношении Фаттахова, дело супруги закрыли. «Какая цель была у следствия при допросе данных лиц и почему они дают такие показания? Возникает опасение, что это было сделано под давлением следствия и под тяжестью возможности привлечения их к уголовной ответственности», — рассуждал защитник.
Более того, следствие говорит, что Нагимов дал Фаттахову взятку, «испытывая страх» перед чиновником. Какой страх может быть, если, по словам защитника, эти двое дружат чуть ли не с самого детства? Сафин указал, что они показывали суду фотографии с юбилея Энгеля Наваповича, где Нагимов был одним из гостей.
А есть ли еще одна взятка?
По словам защитника Сафина, когда Набережночелнинский суд продлевал Фаттахову меру пресечения в сентябре, следователь 6-го отдела по расследованию особо важных дел СУ СКР по РТ Марат Хадеев их ошарашил. Во-первых, он указал в документах, что в уголовном деле есть третий эпизод. По версии следствия, в 2015–2017 годах, когда Фаттахов был вице-премьером, он получил от директора ООО «Мастерстрой» Рината Гайнуллина взятку в 2,1 млн рублей. А еще Гайнуллин якобы передал 12 млн рублей (в виде имущества и услуг) в пользу агрофирмы «Чишма», которая принадлежала семье Фаттахова. А в обмен на это компания якобы получала покровительство со стороны вице-премьера и, конечно же, контракты. СКР считает, что Фаттахов содействовал тому, чтобы с фирмой Гайнуллина подписали три договора на строительство объектов в Челнах и Актаныше на 209 млн рублей.
Адвокат подчеркнул: если уж следователь говорит о новом эпизоде, то должен приложить материалы, подтверждающие это. Но таких материалов не было. «Кроме того, в судебном заседании выяснилось, что уголовное дело по этому эпизоду даже не возбуждено!» — возмутился защитник. По нашим данным, эпизод все же есть: обвинение по нему Фаттахову предъявили в начале октября.
Более того, указал Сафин, в ходатайстве следователь почему-то изменил формулировку и фабулу по первому эпизоду дела с участием Муртазина. Фаттахову вменяют, что он способствовал тому, чтобы с фирмой Муртазина заключили три контракта на 28 млн рублей. А следователь почему-то сказал, что речь идет о 58 госконтрактах на сумму 188 млн рублей. «Но никаких материалов ни к самому ходатайству, ни впоследствии приложено не было», — сказал защитник.
«Следователь ссылается на первоначальный допрос Муртазина, который фактически опровергает сведения, изложенные в ходатайстве следователя. В них Муртазин рассказывает, что Фаттахов не помог ему в заключении контрактов», — подчеркнул адвокат.
Судья после почти 20-минутного выступления адвоката удалился в совещательную комнату. И спустя пару минут вышел с решением: жалобу защитника отклонить. Таким образом, Энгель Навапович останется в СИЗО как минимум до 21 ноября.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 69
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.