Ахмад Абу Яхья: «<span style="color: rgb(36, 36, 36);">Факты подтверждают, что действительно существует негативный образ ислама в средствах массовой информации на Западе» </span> Ахмад Абу Яхья: «Факты подтверждают, что действительно существует негативный образ ислама в средствах массовой информации на Западе» Фото: Андрей Титов

«Большинство авторов так или иначе связывают ислам с понятиями «терроризм», «насилие»

— Ахмад хазрат, мы знаем, что подлинный ислам — это мирная человеколюбивая религия. Но не секрет, что есть немало людей, у которых он вызывает негативные ассоциации, а в мире сейчас наблюдается всплеск исламофобии. Почему так происходит?

— Что такое вообще исламофобия? Это осознанная враждебность по отношению к религии ислам, мусульманам и ко всему, с чем ислам ассоциируется. Запад нередко противопоставляет себя Востоку через определенные стереотипы, например: «Мы рациональные, а они дремучие и суеверные»; «Мы нормальные, а они экзотичные»; «Мы продвинутые, а они примитивные»; «Мы либералы, а они варвары». Если негативный стереотип имеет отношение к религии, то это исламофобия. Это постоянно проявляется и у русскоязычных журналистов и аналитиков, ориентированных на Запад.

Факты подтверждают, что действительно существует негативный образ ислама в средствах массовой информации на Западе. Исламовед Софья Рагозина пишет, что в 2017 году было исследование в англоязычном мире, в котором проанализировали 345 исследований об образе ислама в СМИ с 2000 по 2015 год. Исследователи пришли к выводу, что большинство авторов так или иначе связывают ислам с понятиями «терроризм», «насилие» и «миграция». Это, конечно, исламофобия.

— Речь идет о западных исследованиях. А как дела обстоят в России?

— Думаю, у нас это скорее противопоставление традиционного ислама радикальному. Все плохое относят к радикальному, нетрадиционному, неправильному исламу.

«Когда мы хотим показать пример мирного сосуществования разных национальностей и разных религий, мы говорим: «Вот, посмотрите на Татарстан!» Да, пример замечательный, и не фасад, не просто красивая картинка, а на самом деле мирное сосуществование и взаимный интерес к культурам друг друга» «Когда мы хотим показать пример мирного сосуществования разных национальностей и разных религий, мы говорим: «Вот, посмотрите на Татарстан!» Да, пример замечательный, и не фасад, не просто красивая картинка, а на самом деле мирное сосуществование и взаимный интерес к культурам друг друга» Фото предоставлено ДУМ РТ

«Ислам здесь вообще ни при чем, эта проблема лежит в другой плоскости»

— По всей видимости, в большинстве случаев проблемы у ислама начинаются из-за нелюбви местного населения к мигрантам.

— Исламофобию зачастую путают с ксенофобией или с мигрантофобией. Тут, конечно, мы признаем, что возникают определенные проблемы на бытовом уровне, но не на уровне государства. На уровне государства в России исламофобии нет. Она есть на бытовом уровне. Может быть, некий чиновник в каком-то регионе и страдает этим, но глобально таких проблем в стране я не вижу. Проблема в том, что сами мусульмане у нас нередко драматизируют и выстраивают тенденцию по одному-двум случаям.

Скорее сейчас на уровне населения ощущается мигрантофобия. Вообще, нелегальная миграция — это проблема, которая нуждается в контроле. Мы постоянно слышим о злоупотреблениях, коррупционных схемах, по которым в Россию заезжают люди из других стран.

Но неадекватное поведение некоторых зарубежных гостей не должно никак связываться с исламом. А в бытовом сознании связывается.

И даже недавняя инициатива во Владимирской области запретить хиджабы в школах — это скорее мигрантофобия, чем исламофобия. По крайней мере, мне так кажется. Во Владимирской области в основном мусульмане — это те, кого в народе называют «понаехавшими», и у местного населения религия ислам зачастую ассоциируется с приезжими. Мы осуждаем подобные запреты, потому что это прямое нарушение свободы вероисповедания. Платок мусульманки не внешний атрибут вроде полумесяца на цепочке, это религиозная обязанность, как намаз, или пост, или хадж. Как мы отреагируем, если запретят молиться в мечетях, держать уразу или ездить в хадж? Вот точно так же мы реагируем и на запрет ношения хиджаба.

Часто приходится слышать, что рост преступности в стране связан с мигрантами. Даже если и так, то ислам здесь вообще ни при чем, эта проблема лежит в другой плоскости.

— Сейчас говорят о том, что надо депортировать, например, мигрантов из бывших союзных республик, если у них нет постоянной работы…

— Есть и какие-то голоса, которые предлагают заменить на производстве мигрантов из мусульманских стран и стран Средней Азии на африканцев, но я не думаю, что это решит проблему. Там еще более чуждый нам менталитет, там вообще непонятно, что будет в итоге. Я не думаю, что меньше станет конфликтов, правонарушений и прочего.

 «Для мусульман платок женщины — это обязательная вещь, а не просто культурный код или обычай» «Для мусульман платок женщины — это обязательная вещь, а не просто культурный код или обычай» Фото предоставлено ДУМ РТ

— К чему могут привести такие исламофобские запреты, как в той же Владимирской области?

— К тому, что соблюдающие мусульмане будут забирать своих дочерей из школ и переводить их на домашнее обучение, пострадает социализация детей. А в случае с детьми мигрантов вместо адаптации мы получим, наоборот, их обособление.

Подобные запреты не работают. Надо решать проблему нелегальной миграции, а не запрещать внешние атрибуты религии. Прежде чем что-то запретить, власти должны обращаться к экспертам, теологам, богословам, специалистам по исламу хотя бы для того, чтобы разъяснения получить, что существенно для мусульман, а что второстепенно. Для мусульман платок женщины — это обязательная вещь, а не просто культурный код или обычай.

— Запреты на хиджаб порой вводят и так называемые мусульманские страны, например Таджикистан, или атеистические, такие как Китай.

Таджикистан — это не мусульманская страна по типу правления, это страна с преобладающим мусульманским населением, а форма правления там вполне себе западная. Они себя позиционируют как светское государство, так же как и Китай. Главная проблема в том, что люди путают светскость с секуляризмом. Мусульмане могут жить в светском обществе, где уважают право каждого человека на самоопределение, свободу совести, не мешают практиковать религию. Идея же демократии в том, что ты можешь делать все, что хочешь, как угодно себя выражать, пока это не представляет угрозу для других людей и для общества в целом. То есть ты можешь как угодно одеваться, ты можешь как угодно выражать свое религиозное чувство, собираться в определенных местах для проведения обрядов. Понятно, что государство все такие процессы контролирует, и здесь никаких проблем с этим у нас нет.

Секуляризм — это другое. В первоначальном смысле секуляризм — это идея отделить религию от государства. Но воинствующие секуляристы заходят дальше — они стремятся вытеснить религию как пережиток темного прошлого из публичного поля вообще. Религия не должна быть заметна, а в идеале для этих людей она должна вообще перестать существовать. Отсюда запреты на любые внешние атрибуты религии — хиджабы, бороды, минареты, мечети и так далее. Вот такое мы, разумеется, осуждаем.

Поэтому страны, которые вводят подобные запреты, конечно, не могут для нас служить образцом, потому что они путают светскость и секуляризм, и это воинственное исключение религии из публичного поля вообще.

Когда мы хотим показать пример мирного сосуществования разных национальностей и разных религий, мы говорим: «Вот, посмотрите на Татарстан!» Да, пример замечательный, и не фасад, не просто красивая картинка, а на самом деле мирное сосуществование и взаимный интерес к культурам друг друга.

«У традиционного мусульманина цели в жизни — прожить эту жизнь так, чтобы Господь был тобой доволен, оставить наследие, вырастить хороших детей» «У традиционного мусульманина цель в жизни — прожить эту жизнь так, чтобы Господь был тобой доволен, оставить наследие, вырастить хороших детей» Фото предоставлено ДУМ РТ

«У тех, кто подогревает исламофобские настроения, проблемы с вектором государственной политики»

— Но нет ли вины самих мусульман в увеличении исламофобии в мире?

— Скажем так, отчасти эта вина есть, возьмем тот же радикальный ислам. Это не миф, он существует. Если посмотреть на историю XX века, когда Ататюрк в 1924 году ликвидировал последнее мусульманское государство — Османскую империю — и на ее месте появились национальные государства, то становится очевидно, что мусульмане испытали колоссальную фрустрацию. Еще бы — больше тысячи лет жили в своем государстве по своим законам, а тут вдруг оказались в иной реальности. И эта фрустрация вылилась в появление политических проектов по восстановлению халифата.

Одна из самых опасных фигур в XX веке — это Сейид Кутб, египетский писатель, достаточно красноречивый автор, но без систематического религиозного образования. Он написал книгу в форме толкования Корана, где изложил свои странные политические убеждения. Оттуда идут все эти идеи мирового джихада, борьбы с неверующими до последнего, восстановления власти любой ценой. Это гены экстремизма и радикального политического ислама, потом все эти идеи в точности мы увидели у ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ»*).

Но это не весь ислам, не все мусульмане такие! Не могут же 2 миллиарда мусульман в мире быть 2 миллиардами террористов? Это абсурд! Основными жертвами террора как раз являются сами мусульмане, бо́льшая часть террористических актов совершается в странах с мусульманским населением — в Палестине, Афганистане, Ираке, Сирии, то есть мусульмане — это основные жертвы террористов. Кому интересно изучить вопрос глубже, пусть посмотрит статистику терактов, которая публикуется в регулярном отчете Global terrorism indех (Глобальный индекс терроризма).

У традиционного умеренного мусульманина в принципе другие цели в жизни: прожить эту жизнь так, чтобы Господь был тобой доволен, оставить наследие, вырастить хороших детей.

 <span style="color: rgb(36, 36, 36);">«У тех, кто подогревает исламофобские настроения сейчас в России, пожалуй, какие-то проблемы с вектором государственной политики на Восток, который мы наблюдаем» </span> «У тех, кто подогревает исламофобские настроения сейчас в России, пожалуй, какие-то проблемы с вектором государственной политики на Восток, который мы наблюдаем» Фото: Андрей Титов

— Сегодняшнюю экономическую жизнь России тоже трудно представить без мусульман.

— Конечно, сейчас перспективным направлением являются исламские финансы. Надеемся, что эксперимент, в котором сейчас участвуют Татарстан, Башкортостан, Дагестан и Чечня, как предполагается, будет распространен на всю страну. Это хорошо как для мусульман внутри страны, так и в плане привлечения инвестиций из мусульманских стран.

Вообще, у тех, кто подогревает исламофобские настроения сейчас в России, пожалуй, какие-то проблемы с вектором государственной политики на Восток, который мы наблюдаем. Возможно, они не хотят, чтобы дружба со странами исламского мира углублялась и развивалась.

Ведь нелогично одновременно призывать запретить никаб и создавать условия для того, чтобы к нам приезжали туристы из арабских стран, женщины из которых нередко носят никабы. Сейчас в центре Москвы можно увидеть очень много туристок из стран Персидского залива в никабах, они живут в дорогих отелях и делают покупки в дорогих магазинах. Туристическая привлекательность России огромна, но вряд ли получится привлечь гостей из мусульманских стран, если у страны будет имидж исламофобного государства.