В Казани стартовал процесс по делу бывшего руководителя Роскадастра по РТ Рустама Хасанова В Казани стартовал процесс по делу бывшего руководителя Роскадастра по РТ Рустама Хасанова Фото: Максим Кирилов

Оказал кадастровые услуги на 62 млн рублей

Ново-Савиновский райсуд Казани приступил к рассмотрению дела бывшего шефа отделения средне-волжского филиала ППК «Роскадастр» по Республике Татарстан Рустама Хасанова по существу. На процесс в минувший четверг явилась представитель потерпевшей стороны — татарстанского филиала Роскадастра — начальница юротдела ведомства Лайсан Мельникова. Она сразу же ходатайствовала перед судом об отложении процесса, аргументируя это тем, что Роскадастр по РТ еще не успел подготовить гражданский иск к Хасанову на сумму вмененного ущерба в размере 62,1 млн рублей. Перенести слушания просили на неделю. Но старт процесса и так долго откладывался, поэтому представителю ведомства предложили донести гражданский иск позже, не перенося слушания на этот раз.

На первом заседании предстояло заслушать финальную версию обвинения бывшего чиновника. Его оглашение поручили гособвинителю Диляре Хатиповой.

В чем же конкретно обвиняют Хасанова? Ключевой эпизод, на котором держатся еще два, квалифицирован по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере») и связан с периодом работы Хасанова в структурах нынешнего Роскадастра. Трудится он там в руководящих должностях, можно сказать, с 2005 года. Сначала это был филиал ФГУП «Ростехинвентаризация» по РТ, в 2015-м Хасанова назначили замдиректора по работе с отделениями филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по РТ, в 2016-м — замдиректора волго-вятского филиала – начальником центрального отделения по РТ на тот момент уже АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», в 2017-м — замдиректора средне-волжского филиала АО «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ» – начальником отделения по РТ. Все это в принципе одно и то же ведомство, ставшее в 2021 году Роскадастром.

Огласить финальную версию обвинения поручили гособвинителю Диляре Хатиповой Огласить финальную версию обвинения поручили гособвинителю Диляре Хатиповой Фото: Максим Кирилов

Как следует из обвинения, будучи руководителем в структурах нынешнего Роскадастра, Хасанов задумал «неладное» еще в 2012-м. Ведомство, где трудился Хасанов, профильно занималось (и занимается) кадастровыми работами, техническими инвентаризациями, обмерными работами, межеванием земельных участков и готовит все соответствующие документы. Формально этим по обращениям разных организаций должны заниматься сами сотрудники Роскадастра, чем они и занимались. Однако такие заказы оформлялись не через официальную структуру, а через подконтрольную Хасанову частную фирму, считают силовики.

Условно, некоему ООО нужно провести замеры приобретенного им земельного участка. Компания обращается в Роскадастр, а там ей говорят, что такие работы уполномочен производить только их «официальный» подрядчик — некое ООО «Кадастровый центр „Рубикон“» (настоящее название из материалов уголовного дела прим. ред.). Деваться некуда, раз говорят, значит, надо. Клиенты заключают договор с «Рубиконом» на оказание обмерных услуг. На участок приезжают специалисты, которые все измеряют, составляют акты и прочее. Вот только на деле это не работники «Рубикона», а ничего не знающие сотрудники Роскадастра. Потом клиент платит за работы тому, с кем заключался договор, — «Рубикону». А государство, оплачивающее труд реальных исполнителей, остается с носом.

Примерно так выглядел «схематоз», который, уверены следствие и гособвинение, и провернул Хасанов в Роскадастре. «Рубикон» (сейчас он называется ООО «Бюро точных измерений») якобы был подконтролен лично ему. Изначально учредителем этой фирмы был некий Сергей Курманов, а с недавних пор — сам Хасанов. Директором компании выступает и по сей день (ООО по-прежнему числится действующим) его супруга Алсу Хасанова. К ней и Курманову вопросов у следователей нет.

Хасанову в финальной версии обвиненения вменяют хищение 62,1 млн рублей и отмывание большей части их них Хасанову в финальной версии обвинения вменяют хищение 62,1 млн рублей и отмывание большей части из них Фото: © Илья Питалев, РИА «Новости»

Сколько именно компаний «пропустили» через «Рубикон», подсчитать сложно. Но в материалах дела, по нашим данным, часть с перечислением договоров с юрлицами занимает добрых несколько десятков страниц. В четверг даже не успели огласить и половины из них.

Но многие из компаний широко известны. Это, например, ООО «Фон», ООО «Сувар Холдинг», КАЗ им. Горбунова, ЗАО «РК Ривьера», ООО «СМУ-88», «ООО «Управляющая строительная компания „УнистройДом“», ООО «Залесный сити», ООО «КамаСтройИнвест», ООО «Специализированный застройщик „Капитал Строй“» и многие другие. Суммы договоров были самые разные — от 20 тыс. до 600 тыс. рублей.

Всего подобных договоров с «Рубиконом» на кадастровые работы, технические инвентаризации, обмерные работы, межевание земельных участков и прочее было заключено на те самые 62,1 млн рублей (20,1 млн рублей «накапало» на счета компании в одном банке, еще на 42 млн рублей — в другом). Этими деньгами, уверено следствие и гособвинение, Хасанов, будучи бенефициаром «Рубикона», распорядился по собственному разумению. Чем и причинил ущерб Роскадастру, совершив мошенничество в особо крупном размере.

Как легализовал деньги

Но это еще не все. Также Хасанову вменяют совершение преступлений, предусмотренных п. «б» ч. 4 ст. 174.1 УК РФ («Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления») и ч. 1 ст. 187 УК РФ («Неправомерный оборот средств платежей»). Оба сопряжены с первым эпизодом.

Поступающие от заказчиков средства на счета «Рубикона» в дальнейшем, считают силовики, отмывались под видом выполнения иных работ через подставные счета. Таковых было два: один был оформлен на ИП Динара Валиуллина, второй — на ИП Валентина Гарифуллина. С ними «Рубикон» заключал договоры на оказание услуг, которые в реальности будто бы никогда не производились. Через банковские счета первого ИП, к которому Хасанов якобы имел прямой доступ, он якобы «прокрутил» 32,2 млн рублей, второго — еще 23,3 млн рублей. Итого Хасанов, считает гособвинение, легализовал так 55,5 млн рублей.

С этим же связан эпизод с «неправомерным оборотом средств платежей». Якобы Хасанов готовил поддельные распоряжения о переводах, внося в них ложные сведения относительно назначения платежей и финансовых операций между «Рубиконом» и вышеназванными ИП, направляя эти сомнительные документы в банки. В этом следователи усмотрели состав преступления по ч. 1 ст. 187 УК РФ.

По нашим данным, на финальном допросе Хасанов частично признал свою вину По нашим данным, на финальном допросе Хасанов частично признал свою вину Фото: Максим Кирилов

Что думает сам Хасанов и какое наказание ему грозит

Позиция самого Хасанова в настоящий момент еще не оглашалась в суде, знакомство с обвинением продолжится 20 декабря. Но по нашим данным, на финальном допросе Хасанов частично признал свою вину. По его мнению, никакого хищения не было, максимум произошедшее, мол, можно расценить по ст. 165 УК РФ («Причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения»). Это нетяжкое преступление, максимальный срок наказания по нему — 5 лет.

«Судьба нашей семьи в ваших руках!»: как бывшего шефа федерального БТИ РТ выпустили из СИЗО

Собственно, в этом тезисе Хасанов верен себе и спустя год следствия. Еще на аресте его прежний адвокат заявлял: «Исходя из фабулы дела следует, что данная сумма является упущенной выгодой, именно это признал мой подсудимый. Поэтому у защиты резонный вопрос: в том ли преступлении вы обвиняете?»

Ожидается, что сразу после оглашения всего текста обвинительного заключения Хасанов будет допрошен в суде. Максимальное наказание, которое грозит обвиняемому, — до 10 лет лишения свободы.