«Процесс идет по беспределу: оставляем один выезд, из него всех выпускаем, иначе двор почистить нереально», — описывает процесс вывоза снега один из трактористов. В ходе собраний с собственниками «проблемных» домов, которые пока не завершены, предварительно лишь 5% согласились поднять тариф. Кроме того, многие решили рассчитываться по факту — сколько кубов выгребли, столько и заплатили. О том, как проходит вывоз снега — от объявления на подъезде до теплого дыхания снегоплавильных камер — и сколько за час «поднимают» механизаторы и водители, — в материале «БИЗНЕС Online».
Насколько обильны будут осадки в этом году, никто четко не скажет, но в прошлом сезоне только в Казани с городских улиц вывезли более 2 млн т снега
Первые итоги собраний: 5% жителей согласны поднять тариф, треть готова оплатить вывоз снега по факту
Кто-то на него едва ли не молится, а кому-то он падает на голову… В этом году снегопады пришли поздно — лишь на текущей неделе улицы наконец побелило 10-сантиметровыми сугробами. Это почти пятая часть декабрьской нормы. Насколько обильны будут осадки в 2024-м, никто четко не скажет, но в прошлом сезоне только в Казани с городских улиц вывезли более 2 млн т снега. Во дворах же он так и остался: отдельных тарифов на вывоз нет почти нигде, так что его в основном гребли в огромные кучи на газонах. И где-то это была детская радость вроде игр в царя горы, а где-то из-за сугробов было просто не развернуться.
Снега было настолько много, что даже предприятия вроде «Казаньоргсинтеза» были вынуждены выводить на улицы производственный персонал, свидетелем чего был и корреспондент «БИЗНЕС Online». Несмотря на то что там хорошо отлажена работа и действует собственный подрядчик, сотрудники СИБУРа были мобилизованы на ручную очистку территорий. Две недели — с 17 января по 2 февраля — они разгребали сугробы на подъездах к цехам и торили дорожки. И все равно в снегу буксовали погрузчики с товаром и комплектующими.
Что уж говорить о дворах! Необходимость регулярно расталкивать буксующие машины, по вечерам дружно или не очень махать лопатами, спорить в стиле «Я почистил, а ты встал на мое место!» мало радует.
Если городские улицы чистят муниципальные предприятия, то дворы — сфера ответственности управляющих компаний (УК), договор с которыми заключают жильцы. И то, насколько чисто во дворе, во многом зависит от самих владельцев квартир. Так что в этом году управляющим компаниям было рекомендовано обсудить с жителями нюансы снежной борьбы во дворах. Перед тем как проводить встречи, власти города совместно с УК определили самые «проблемные» дома в Казани — их оказалось 1,5 тыс. (всего в городе около 6 тыс. многоквартирных домов). Такой статус достался, к примеру, малоэтажкам, где сумма средств на уборку невелика. Или же, наоборот, «свечкам», где площадь двора небольшая и снег свалить банально некуда.
Необходимость регулярно расталкивать буксующие машины, по вечерам дружно или не очень махать лопатами, спорить в стиле «Я почистил, а ты встал на мое место!» мало радует
«Соберите жителей, управляющие компании и проведите встречи везде, где нет нужного количества дворников. Придите в эти дворы, — сказал мэр Казани Ильсур Метшин на штабе по подготовке к зиме 28 октября текущего года. — За минимальный тариф — вот такой набор услуг. А вывоз снега, другие виды работ — это уже по решению собрания собственников жилья. Делаем такое собственными силами или нанимаем компанию, берем дополнительного дворника? Эту информацию важно донести до людей сейчас».
К началу декабря стало понятно, что примерно 5% домов из тех, где прошли собрания, согласились на увеличение тарифа. «Сейчас там идут подсчеты, будет установлен иной размер платы, которой окажется достаточно для того, чтобы держать дворовые территории в нормативном состоянии», — комментировал ситуацию замруководителя исполкома Казани Искандер Гиниятуллин. Примерно треть домов договорились, что УК вывезут снег, а жители оплатят эти услуги по факту. Собрания еще продолжаются, окончательные итоги не подведены.
Попробуем разобраться, как работает снегоуборочный комбайн — от организации процесса управляющими компаниями до утилизации сугробов в канализации.
«В среднем с дома в обычную зиму нужно вывозить по два-три «КАМАЗа», а в такую, как прошлая, — по 6 машин»
Как работает дворовый вывоз, где тарифа хватает, а где – нет
В крупных УК, где большая доля высотных домов, вводить какие-то отдельные тарифы и не нужно. Например, как пояснил «БИЗНЕС Online» директор управляющей компании «Жилище и комфорт» Роман Попов, в прошлый сезон его УК потратила на вывоз и утилизацию снега 2 млн рублей. При этом в 2023-м лишь 10 домов из 100 согласились платить за вывоз снега отдельно на время зимы, поэтому в основном средства списали со статьи, идущей на содержание двора. «Хочешь не хочешь, а все равно приходится проводить эту работу из-за отсутствия мест складирования, запаркованности дворов. Сумма, конечно, колоссальная для нашей управляющей компании», — говорит он.
В данной УК 100 многоэтажных домов. Из дворов было вывезено 169 «КАМАЗов» снега вместимостью по 20 т каждый. Эта цифра далека от идеальной. «В среднем с дома в обычную зиму нужно вывозить по два-три „КАМАЗа“, а в такую, как прошлая, — по 6 машин. И это только для того, чтобы освободить место для складирования нового. А если вывозить все, что упало на асфальт, то это будет совсем другая история», — подчеркивает Попов.
Базовый тариф на уборку придомовой территории, установленный постановлением исполкома в июне 2024 года, — 5,15 рубля в месяц с 1 кв. м площади квартиры.
Чем больше дом, тем больше денег с него собирается, поэтому дома обеспечены по-разному. Скажем, вы живете в доме, в котором 200 квартир. И по соседству с вами стоит такой же дом, с которым вы делите один двор и подчиняетесь одной управляющей компании. Если в среднем одна квартира — 55 кв. м, то в месяц с двух домов на уборку двора соберется сумма в 120 тыс. рублей, за год — почти 1,5 миллиона. Отсюда платят дворнику (он получает примерно 35 тыс. рублей ежемесячно, плюс налоги и затраты на инвентарь). И тогда в год на услуги трактористов и камазистов у этого двора есть 1 млн рублей. А теперь посмотрите на пятиэтажную хрущевку с 120 квартирами. Понятно, что собранная сумма будет почти в 4 раза меньше. А если в доме 30–40 квартир, то все еще хуже — там денег на работу техники зимой не остается.
У «старых» управляющих компаний, отсчитывающих свою историю с советских времен, жилфонд часто смешанный и включает в себя разные дома — средства в итоге размазываются по всему жилому фонду.
Например, жилфонд УК Московского района включает в себя трехэтажные дома, в которых у собственников в среднем по 1,7 тыс. кв. метров. Умножьте площадь на тариф 5,15 — и получите 8,8 тыс. рублей с дома ежемесячно. Все это на зарплату дворника, налоги с нее, инструменты, спецодежду. Это час работы трактора и самосвала, а они заказываются не меньше чем на четыре часа. По расчетам УК, в среднем для компании нужен тариф в 8–12 рублей с «квадрата» квартиры, чтобы обеспечить качественное обслуживание с вывозом снега.
«У каждого дома своя экономика: у кого-то хватает денег, у кого-то — нет», — говорит Попов. Поэтому компания выходит с предложением к собственникам — установить отдельный тариф на вывоз снега. В этом году УК провела собрания в 54 домах из 100. Чтобы принять тариф, нужно согласие 70% собственников. К тем 10 домам, принявшим положительное решение в том году, добавились еще 17.
УК также предлагает вариант оплаты по факту. Например, управляющая компания Вахитовского района берется вывозить снег из дворов примерно по 350 рублей за кубометр: сколько вывезли — столько и выставили. Свидетелем этих переговоров УК с жителями в одном из дворов в центре Казани стал в ноябре корреспондент «БИЗНЕС Online»: тогда население согласилось. Но так бывает не везде.
«Некоторые дома отказались от всего. У них, как правило, большая дворовая площадь, есть куда складировать снег. Они говорят: „А нам не надо, как бы нас все устраивает. Вон складируйте там, ради бога“», — подтверждает Попов.
Самое удобное время для этого — пока все на работе. Обычно на двери вывешивается объявление с датой и временем работ — с просьбой убрать машины и потом контролировать процесс уборки
В прошлом сезоне механизм уборки в данной УК был устроен так: выбирали подрядную организацию, та выполняла работу. Оплата производилась в течение полугода, с отсрочкой за счет средств на уборку придомовой территории. Такой подход позволяет экономить — договор заключается не по экстренным расценкам, которые трактористы выставляют в снегопады, а по заранее спланированным.
Убирают и вывозят снег днем, говорит директор УК. Самое удобное время для этого — пока все на работе. Обычно на двери вывешивается объявление с датой и временем работ — с просьбой убрать машины и потом контролировать процесс уборки.
УК Московского района обслуживает преимущественно старый жилфонд. И люди с советских времен привыкли, что не было отдельного тарифа за вывоз снега
С ним согласен Айдар Ахметов, директор УК Московского района, в которой 560 домов. По его словам, в прошлом году тоже проводились собрания, но никто не согласился платить.
«На собраниях мы сначала проговариваем, как бы объясняем текущую ситуацию. Вся ответственность за само решение лежит на собственниках. После этого люди решают, необходим им вывоз снега или нет. В большинстве случаев говорят: мол, у них живут одни бабушки, машин нет, складируйте на парковке. Мы не против! Главное, чтобы люди понимали — у них есть возможность выбора», — пояснил «БИЗНЕС Online» Ахметов.
В ноябре этого года УК Московского района провела собрания в 25 домах. Предварительное согласие на «снежный тариф» дали лишь три дома. И то только потому, что они образуют одно дворовое пространство, в котором этим летом был проведен ремонт. «Люди сказали да, чтобы за зиму не испортилось то, что было сделано», — уверен Ахметов.
УК Московского района обслуживает преимущественно старый жилфонд. И люди с советских времен привыкли, что не было отдельного тарифа за вывоз снега. Особого желания что-то менять в этом плане у них нет. Потому в прошлом году снег лежал до весны у всех 560 домов. «Повезло» разве что единственной пятиэтажной хрущевке со скатной крышей. Там приходилось скидывать с кровли снег — и в итоге все пять подъездов завалило так, что «некуда было толкать». И тогда в конце февраля, как раз после плана «Буран», УК за свой счет вывезла 11 «КАМАЗов». Ахметов называет цифры в 6 тыс. рублей за один «КАМАЗ» и 4,5 тыс. за час работы трактора. Нетрудно посчитать, что такой вывоз обошелся управляющей компании почти в 100 тыс. рублей.
Жилфонд УК включает в себя трехэтажные дома, в котором у собственников находится 1,7 тыс. кв. метров. Умножьте площадь на тариф 5,15 и получите 8,8 тыс. рублей с дома ежемесячно. Все это на зарплату дворника, налоги с нее, инструменты, спецодежду. А что останется на самосвалы и аренду трактора? УК посчитала, что в среднем для компании нужен тариф в 8–12 рублей с «квадрата» квартиры, чтобы обеспечить качественное обслуживание с вывозом снега. Но если людям такое не надо — это их выбор, а заставлять никто не станет.
Ценник у камазистов и трактористов начинается от 2,5 тыс. рублей за час работы
Снег и частники: «Поднять на этом можно нормально, но надо, чтобы очень повезло»
Кому от снега хорошо? Конечно, владельцам спасительной техники. Во время залповых снегопадов они решают, к кому поедут первыми и сколько это будет стоить. К тому же их приходится подолгу ждать, благо техника работает круглые сутки, меняются только водители.
На одном из популярных сайтов объявлений мы насчитали 131 предложение по вывозу снега. Ценник у камазистов и трактористов начинается от 2,5 тыс. рублей за час работы. Расценки эти вполне реальны, говорит один из опрошенных «БИЗНЕС Online» владельцев компаний. Их рыночность подтверждают и на городских коммунальных предприятиях, которые тоже подписывают контракты с подрядчиками на случай плана «Буран».
Ценообразование тут как у РЖД или таксистов, т. е. динамическое, зависящее от спроса. «Если будет большая загрузка — значит, цену поднимем. Потому что сейчас мы со многими ведем переговоры на заключение договоров. Но люди пока жмутся — думают, как будет. Пока ведь снега нет. Снег — это уже дело Всевышнего… Нам-то что! Техника есть. А так, если будет большой ажиотаж, по законам маркетинга станет и цена расти», — рассуждает собеседник «БИЗНЕС Online».
Практика прошлого года показывает, что цена за рейс (не за час) доходила у камазистов до 10 тыс., а трактористы просили до 6–8 тыс. рублей за час работы — с учетом того, что заказать трактор можно минимум на четыре часа. Некоторые ради четырех часов даже машину заводить не станут. «Это ведь очень прожорливая и очень ломающаяся техника. Соляра сейчас не просто подорожала — она еще и дороже, чем вы видите: для юрлиц, которые по безналу заправляются, цена литра дизеля уже за 70 рублей», — говорит собеседник из когорты владельцев техники. Да и сам трактор — например, экскаватор-погрузчик JCB — стоит примерно 12–15 млн рублей, маленький той же марки — около 5 млн рублей, а новый «КАМАЗ» обойдется в 6–8 млн рублей.
Есть и сложности работы с населением. Например, надо дожидаться момента, пока люди придут домой, поедят, отгонят машины… И вот трактор приехал, а все новые авто заезжают во двор. В этом случае используются радикальные методы. «Бывает такое, что все въезды и выезды засыпаем прямо внаглую снегом. Только один выезд оставляем, из него всех выпускаем. И вот так, по беспределу, проходит процесс», — рассказывает наш собеседник.
Есть и сложности работы с населением
Сложностей в работе тоже достаточно. Тракторист в том же дворе может «поймать люк», столкнуться с поребриком. Тогда можно сломать лезвие ковша, погнуть стрелу, вывести из строя гидравлику. От резкого торможения, бывает, «летит» коробка передач. Допустим, на распространенный сейчас британский трактор JCB лезвие ковша стоит от 26 тыс. рублей. И это будет самой дешевой вероятной поломкой. По известным причинам есть и проблемы с запчастями.
Тракторист, которому мы позвонили по следующему объявлению, сказал, что сейчас час работы его большого фронтального погрузчика стоит 4 тыс. рублей в час. В этой сумме лежат все расходы: на топливо в час уходит по 600 рублей, на зарплату водителя (если не сам за рычагами) — еще 600. По такому тарифу владелец трактора работает согласно контрактам, заключаемым еще с осени. Для остальных цену диктует рынок.
«Поднять на этом деле за зиму можно нормально, — говорит собеседник „БИЗНЕС Online“. — Но надо, чтобы очень повезло. И предприимчивость нужна».
Все четыре основных генподрядчика, ответственные за уборку казанских улиц, заключают договоры с владельцами техники на случай залповых снегопадов
Сколько зарабатывают водители?
Как рассказали «БИЗНЕС Online» в комитете внешнего благоустройства исполкома столицы РТ, к зиме завершается кампания по подготовке плана «Буран». Все четыре основных генподрядчика, ответственные за уборку казанских улиц, заключают договоры с владельцами техники на случай залповых снегопадов. Эта техника летом обычно трудится на ремонте дорог, а зимой ее нанимают на очистку улиц.
Зарплата водителей и механизаторов у муниципальных предприятий тоже рассчитывается почасно. Ниже приведены расценки «чистыми», после выплаты всех налогов. Цифры эти, к сожалению, скорее низ рынка. Именно поэтому коммунальные предприятия проигрывают дорожникам, где расценки выше, несмотря на то что убирать снег в городе куда сложнее, чем на трассе.
- водитель самосвала — 527 рублей в час;
- водитель комбинированной дорожной машины — 577 рублей в час;
- машинист мини-погрузчика — 567 рублей в час;
- машинист погрузчика — 623 рубля в час;
- машинист шнекоротора — 667 рублей в час;
- машинист автогрейдера — 714 рублей в час;
- тракторист МТЗ — 538 рублей в час;
- дорожный рабочий — 326 рублей в час.
«С водителями сложно, поскольку есть конкуренция со стороны дорожно-строительных компаний, — отмечала в интервью „БИЗНЕС Online“ управляющая „Горводзеленхозом“ Роза Заббарова. — Кстати, мы сотрудничаем с ними, чтобы их сотрудники зимой работали у нас: асфальт же класть не будешь, а вот чистить снег сам бог велел».
Сколько у водителей выходит в месяц? По сравнению с прошлым годом удалось серьезно поднять материальную составляющую. Если в ноябре 2023-го замруководителя исполкома Игорь Куляжев говорил, что водители техники с учетом переработок по ночам и в выходные имели до 80 тыс. рублей, то теперь доходы выросли. По словам председателя комитета внешнего благоустройства Казани Игоря Салахутдинова, заработки тех же водителей самосвалов находятся на уровне 110 тыс. рублей в месяц. Благодаря этому штат по городским подрядчикам укомплектован для работы в полторы смены.
Утилизация: водоканал поднял тарифы впервые за 8 лет
Утилизация снега в Казани происходит на снегоплавильных камерах водоканала либо на временных снежных свалках.
Частники предпочитают последний вариант. Владельцы техники, с которыми нам удалось созвониться, говорят: надо 1,5 тыс. за то, чтобы вывалить на какой-нибудь снежной свалке стандартный «КАМАЗ». Но многие и вовсе сбрасывают груз втихую где придется. За это могут оштрафовать, минэкологии организует рейды. Но, как говорится, не пойман — не вор: берут-то полную стоимость, а экономия — в карман…
Казани нужны новые снегоплавильные камеры, но даже найти места под них непросто
Водоканал не повышал тариф с 2017 года. В этом сезоне плата поднялась с 377 до 414 рублей за тонну. Чтобы сбросить снег на снегоплавильной камере, нужно заключить контракт с МУП «Водоканал», открыть личный кабинет и купить талоны. Один талон рассчитан на 5 т и стоит 2 тыс. рублей. Для 15-тонного самосвала со стандартным кузовом нужен один талон, для 20-тонного с кузовом большей емкости — уже два (т. е. 4 тыс. рублей). Такие расценки установлены для частников — машины подрядчиков МУПов, везущие снег с городских улиц, принимают снег вдвое дешевле. Так сказать, в оптовом порядке.
«Прошлый сезон стал рекордным по объему принятого и утилизированного снега за всю историю работы „снежных“ пунктов», — заявили в водоканале корреспонденту «БИЗНЕС Online». 8 снегоплавильных пунктов приняли почти 1,1 млн т сугробов с городских дорог. Для сравнения: в зимнем сезоне 2022/23 было принято почти 700 тыс. т снега. На снегоплавилках нет весов, а потому считать можно исходя из количества купленных талонов. Вдобавок пропускная способность снегоплавильных пунктов составляет всего 8 тыс. т ежесуточно.
Собранные средства идут на функционирование самих камер. Работа выглядит так: очередной грузовик подкатывает к решетке и вываливает кузов. Затем мощный трактор укатывает этот снег, чтобы он провалился вниз, где канализационные воды расплавят его и унесут все это на очистные сооружения. Сами камеры тоже надо постоянно поддерживать — чистить трубы и решетки, менять и ремонтировать их. И все это работа людей, которым необходимо платить зарплату.
Казани нужны новые снегоплавильные камеры. Но даже найти места под них непросто: снег грязный, и его залповый сброс в канализацию может повлиять на качество работы бактерий очистных сооружений водоканала.
***
Такой получается картинка снежных битв во дворах — от объявления на двери до снегоплавильной камеры. Нюанс в том, что управляющим компаниям важно заключать договоры прямо сейчас, пока владельцы техники готовы договариваться по стандартным тарифам. Во время залповых снегопадов цена часа работы техники растет в разы, вывоз снега становится «золотым». Но для переговоров управляющим компаниям надо понимать, какими ресурсами они располагают, отсюда и необходимость собраний с жителями. Только им и решать, проще ли скинуться на тариф для дворников, обсудить платежи за разовые вывозы снега или оставить все как есть, выходя с лопатами в случае необходимости.
Инфографика: «БИЗНЕС Online»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 227
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.