Владельцу самого большого в Казани портфеля проблемных недостроев - строительной фирме "Свей" Рашида Аитова придется заключать мировое соглашение с кредиторами заново |
СМЕНА РУЛЕВОГО
Арбитражный суд РТ28 августа утвердил нового конкурсного управляющего в ООО «Фирма «Свей» известного бизнесмена Рашида Аитова, которое вступило в процедуру банкротства еще в июне 2009 года. Им стал Сергей Лашкин - член саморегулируемой организации (СРО) «Гильдия арбитражных управляющих РТ». Его кандидатуру предложило ООО «Инвестиции и консалтинг», на долю которого в реестре требований кредиторов «Свея» приходится всего 2,73% голосов. Остальные кредиторы это предложение поддержали.
К слову, Лашкин сменил Романа Маврина из московской СРО независимых арбитражных управляющих «Дело», который руководил делами в «Свее» последние два с лишним года. 16 февраля 2010 года был утвержден внешним управляющим, а в начале сентября прошлого года стал и конкурсным.
Именно при Маврине готовилось и было утверждено мировое соглашение с кредиторами, которое должно было стать поворотным для компании. Но…
«ФИРМА НАЧНЕТ РАБОТАТЬ В ОБЫЧНОМ РЕЖИМЕ… НА ОБЪЕКТЫ «СВЕЯ» ПРИДУТ ИНВЕСТОРЫ»
24 февраля этого года владелец «Свея» Аитов рассказал http://www.business-gazeta.ru/article/54790/ газете «БИЗНЕС Оnline» о том, как планирует решать проблемы компании, которые не мог разрешить последние семь лет. А именно – «Свей» намеревалась заключить мировое соглашение с кредиторами и найти инвесторов на достройку домов. Аитов рассказывал, что мировое соглашение предполагается заключить с рассрочкой платежей на три года. Сумма задолженности перед кредиторами, которая серьезно уменьшилась за прошлый год, на тот момент, по его словам, составляла порядка 200 миллионов рублей. Все налоги, текущие задолженности, включая долги по аренде, были выплачены.
Владелец «Свея» говорил, что инвесторы, которые после заключения мирового соглашения смогут достроить объекты «Свея», уже определены. Это казанские и московские банки, а также, возможно, девелоперские компании.
В то же время он обещал, что все многочисленные проблемные дома в этом году будут завершены. В частности, компания рассчитывала сдать девять многоэтажек – а это около 100 тысяч квадратных метров для примерно 150 дольщиков. Аитов напомнил, что в прошлом году он свои обещания сдержал – было сдано восемь домов, чья общая площадь составила такое же количество - 100 тыс. квадратных метров.
«Почти все контракты уже подписаны, и они (инвесторы, – ред.) ждут только мирового соглашения», - уточнял владелец «Свея». «После его утверждения фирма начнет работать в обычном режиме», – делился он с «БИЗНЕС Online” планами.
КРЕДИТОРЫ СОГЛАШАЛИСЬ ЖДАТЬ КАК МИНИМУМ ГОД
Мировое соглашение, о котором говорил Аитов, действительно было заключено. 6 марта его утвердил Арбитражный суд РТ. Согласно тексту документа, кредиторы давали «Свею» рассрочку на год (до 1 марта 2013 года) – по погашению основного долга перед участниками строительства. И до 1 сентября того же года – перед остальными кредиторами.
С каждым из 17 дольщиков (третья очередь реестра требований кредиторов), имевших денежные претензии, компания должна была расплатиться равными долями в течение шести месяцев. На эти цели предполагалось направить средства от продажи объектов недвижимости, прав требований и аренды земельных участков, а также взысканной дебиторской задолженности. Одному участнику строительства «Свей» обязался предоставить квартиру.
Перед остальными кредиторами (четвертая очередь) застройщик намеревался исполнить обязательства в течение полутора лет после того, как рассчитается с дольщиками.
При этом все кредиторы отказывались от требований по возмещению упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и других финансовых санкций. А также от взыскания процентов. Именно такое мировое соглашение было принято большинством голосов на собрании 20 февраля этого года – из 12 конкурсных кредиторов (69,15% от общего числа включенных в реестр) «за» проголосовали семь (56,56% голосов).
Но были и несогласные. В частности, противников мирового соглашения было четверо – Рустам Хайруллин (сумма требований оценивается в 1,53% от общего числа включенных в реестр кредиторов), Фагим Хаяров (0,93%), ООО «Альянс-Строй» (9,64%) и ООО «Инфоцентр Консультант» (0,28%)). Один кредитор – Наталья Додосова (0,71%) воздержалась. Но их позиция какой-либо роли не сыграла.
СУДЬБУ СОГЛАШЕНИЯ РЕШИЛИ ЧЕТЫРЕ ЖАЛОБЫ
Впрочем, документ, с которым владелец «Свея» связывал большие надежды, просуществовало всего чуть больше трех месяцев. 27 июня мировое соглашение отменил федеральный Арбитражный суд Поволжского округа (ФАСПО), куда подали жалобы конкурсные кредиторы - три «физика» и одно юрлицо.
Одну из них – Венеру Магсумову - не устроил предусмотренный мировым соглашением отказ кредиторов от штрафных санкций. Сумма долга «Свея» перед ней состояла только из неустойки. Разумеется, она посчитала свои права нарушенными. Хайруллин жаловался на то, что при голосовании 20 февраля его голос не учли в числе голосов участников строительства. А ООО «Альянс-Строй» отмечало, что в этой процедуре вообще участвовал лишь один дольщик из восемнадцати включенных в реестр.
Фарида Пирогова сообщала, что на момент утверждения мирового соглашения не было сведений обо всех кредиторах «Свея» и их претензиях. По мнению «Альянс-Строя», это может привести к тому, что их требования будут удовлетворены в значительно меньшем объеме, чем они могли претендовать в конкурсном производстве. Помимо прочего, Пирогова назвала «невыполнимыми» условия соглашения о том, что «Свей» будет погашать свои обязательства перед кредиторами за счет продажи имущества - оно состоит, в основном, из жилых помещений, на которые дольщики уже оформили право собственности.
ПРЕТЕНЗИИ ПРИЗНАЛИ СПРАВЕДЛИВЫМИ
Суд кассационной инстанции не решил вопрос сразу – объявлялся перерыв на несколько дней. Но в итоге жалобы были признаны справедливыми и определение татарстанского арбитража об утверждении мирового соглашения отменено.
Коллегия ФАСПО отметила, что по закону за мировое соглашение по делу о банкротстве застройщика должно быть отдано не менее трех четвертей голосов участников строительства. Однако с этим вышла неувязка: из четырех участвовавших в собрании 20 февраля дольщиков двое (Хайруллин и Хаяров) голосовали против.
Кроме того, суд первой инстанции был обязан проверить, не поставит ли мировое соглашение в худшее положение тех кредиторов, на которых оно не распространяется. У «Свея» на тот момент были дольщики, которые еще не были включены в реестр, в то же время размер кредиторской задолженности не был определен.
Не говоря уже о том, что одновременно с заявлением о мировом соглашения суду должен был быть представлен список всех известных конкурсных кредиторов, еще не заявивших своих требований к должнику, с указанием их адресов и сумм задолженности. В материалах дела «Свея» такого списка не было.
ФАСПО пришел к выводу, что мировое соглашение нарушает права заявителей и противоречит требованиям закона «О несостоятельности (банкротстве)». В том числе в отношении порядка заключения мирового соглашения в деле о банкротстве застройщика.
КОНКУРСНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО ПОДВЕЛИ НЕОБОСНОВАННЫЕ РАСХОДЫ И ОТСУТСТВИЕ СТРАХОВКИ
А вслед за отменой мирового соглашения наступила очередь и конкурсного управляющего. Все те же ООО «Альянс-Строй» и Рустам Хайруллин подали в Арбитражный суд РТ жалобу, требуя отстранить Маврина от исполнения обязанностей. В обоснование своего заявления кредиторы перечислили едва ли не с десяток нарушений.
Жаловались, что управляющий не провел инвентаризацию имущества, не взыскивал дебиторскую задолженность и не оформил дополнительную страховку, а также решил заключить мировое соглашение по более раннему проекту и прочее. Ряд претензий касался расходования денежных средств.
Доводы по поводу инвентаризации и дебиторки не подтвердились. Равно как и по мировому соглашению, которое, как отметил суд, в любом случае было отменено. А вот отдельные расходы действительно были признаны необоснованными.
Во первых, арбитраж признал, что в отчете конкурсного управляющего содержатся недостоверные данные. Согласно ему, с 9 августа по 21 ноября прошлого года в «Свей» поступило 870, 2 тыс. рублей, столько же было и потрачено. Однако подтвержденный расход за этот период составил чуть больше 177 тыс. рублей. Ссылки конкурсного управляющего на то, что из этих средств им погашались долги за предыдущую процедуру внешнего управления, суд не принял.
Кроме того, еще во время внешнего управления Маврин нанял специалиста для оказания консалтинговых услуг, которой за счет средств предприятия оплачивал транспортные расходы и услуги сотовой связи. В общей сложности она получила на эти цели 60, 5 тыс. рублей. По мнению суда, вознаграждение, которое выплачивалось привлеченному специалисту согласно договору, должно было покрывать все ее издержки, включая и эти.
И хотя суд посчитал отдельные расходы конкурсного управляющего «неразумными», но устранимыми – не настолько велика сумма необоснованно потраченных средств, чтобы управляющий не смог возвратить их в конкурсную массу, они не были прощены. Как и отсутствие дополнительной страховки.
Так как балансовая стоимость активов «Свея» превышает 100 млн. рублей, в соответствии с требованиями закона Маврин был обязан дополнительно застраховать свою ответственность по возмещению убытков в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих обязанностей на каждую процедуру банкротства. Он представил страховку, оформленную еще в процедуре внешнего управления, пояснив, что не заключал новый договор, так как не истек старый. Но суд посчитал «недопустимым ставить необходимость заключения договора в зависимость от целесообразности сохранения прежнего (в том числе по причине уплаченной страховой премии)». И в итоге 31 июля Маврин был отстранен от исполнения обязанностей конкурсного управляющего «Свея».
Смена арбитражного управляющего на финальной стадии банкротства не случайна, полагает источник из числа кредиторов компании. Судя по всему, у идеи с мировым соглашением появились серьезные противники, предполагает он, увязывая отмену этого соглашения и отстранение Маврина в единое целое. Впрочем, в самой компании «Свей» эти опасения не разделяют.
«МИРОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ БУДЕТ ЗАКЛЮЧЕНО ЗАНОВО»
Юрисконсульт компании «Свей» Вадим Спиридонов объяснил газете «БИЗНЕС Online” отмену мирового соглашения техническими погрешностями. «Дело даже не в том, что не спросили мнение дольщиков. Просто была допущена техническая погрешность в оформлении соглашения – при определении порядка погашения требований. Только и всего», - сказал он.
Причина этого, по мнению юрисконсульта «Свея», связана с тем, что поправки в федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) юрлиц», принятые в конце прошлого года, пока еще, к сожалению, не имеют должной судебной практики. Исходя из этого, возникают моменты, когда одни и те же положения могут трактоваться по-разному. Он опроверг предположения о том, что у мирового соглашения появились принципиальные противники из числа кредиторов компании: «Люди просто хотят, чтобы были полностью учтены их интересы. Мы сейчас этот вопрос как раз прорабатываем».
По словам Спиридонова, в компании приняли во внимание те моменты, на которые указал суд кассационной инстанции: «Ошибки будут исправлены, а откорректированное мировое соглашение заключено заново. С собранием кредиторов все эти вопросы уже проговорены – понимание есть. Я думаю, что особых проблем не будет», - выразил он надежду. Инвесторы, по словам юрисконсульта, тоже готовы ждать. Он подтвердил, что дома «Свей» сдает по графику. В частности, во втором квартале этого года сданы три дома – два на ул. Федосеевская и один – на пересечении ул. Чистопольская - пр. Амирхана.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 7
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.