Участники саммита остались довольны гостеприимством Казани Участники саммита остались довольны гостеприимством Казани Фото: пресс-служба главы РТ

Как чайный путь привел в Казань

В 2024 году Татарстан стал важной точкой на карте не только России, но и мира — Казань приняла саммит стран БРИКС. На мероприятие приехали главы 22 государств, а всего — представители власти почти 40 стран. Так много мировых лидеров одновременно не собиралось ни в одном российском городе. В условиях геополитической напряженности саммит продемонстрировал, что Западу не удалось изолировать Россию.

Участники саммита остались довольны гостеприимством Казани. Так, председатель КНР Си Цзиньпин назвал Татарстан «замечательным местом» и предложил почаще общаться, президент ЮАР Сирил Рамафоса отметил успешность саммита. За комфортные условия работы благодарил республику и Владимир Путин. «Казань сделала удивительный рывок в своем развитии! Это без всякого преувеличения, считаю, один из лучших городов Европы», — говорил президент России.

Благодаря блестяще проведенному мероприятию позиции Татарстана и Рустама Минниханова укрепились, а Казань стала своего рода мостиком между Россией и глобальным Югом, который в значительной степени представлен исламским, тюркским миром. А кому еще наводить мосты, как не Татарстану, который не первый год развивает дипломатию в восточном направлении? Вот и Минниханов то в Азербайджане, то в Узбекистане, то в Туркменистане, то в Бахрейне, то в Катаре… А в 2024 году он дважды побывал в Китае.

Татарстан пытается не только играть на шахматной доске исламского мира, но и сотрудничать с главным российским стратегическим партнером. Подтверждение тому, например, форум «РОСТКИ». Он пока не стал действительно представительным событием, но надо же с чего-то начинать. Тем более оказалось, что Казань с Китаем связаны самой историей. Наверное, многих удивили слова Си Цзиньпина: «Я много узнал об этом городе. 400 лет назад Великий чайный путь, который соединил наши страны, также проходил через Казань, и через этот путь китайский уишанский чай везли в Россию». Получается, что Казань, как в древности, так и сейчас, не могла не стать олицетворением места встречи цивилизаций, торговых связей и военно-политических отношений. Неслучайно Си Цзиньпину показался очень знакомым чак-чак. «У нас такое тоже есть», — сказал он, отламывая кусочек у трапа самолета. Лидер КНР намекал на китайский десерт — шациму.

Отметим, что слова Си Цзиньпина в адрес Татарстана прозвучали отнюдь не дежурно. Это был хороший сигнал, что республику, Китай и Россию связывает не только геополитическая реальность, в которой есть единый оппонент в лице Запада, но и нечто большее.

В марте прошли выборы президента России, на которых ожидаемо победил Путин В марте прошли выборы президента России, на которых ожидаемо победил Путин Фото: «БИЗНЕС Online»

Выборы без выбора

Что касается внутриполитической жизни, то 2024 год стал промежуточным. В марте прошли выборы президента России, на которых ожидаемо победил Путин. Последовавшая за этим перезагрузка правительства РФ тоже оказалась небогатой сюрпризами — бо́льшая часть кабмина осталась той же. Усидел на своих местах и «татарский блок», точнее, основные его игроки — вице-премьер Марат Хуснуллин и министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин. Пожертвовать пришлось только не очень значительными фигурами — замглавы минспорта РФ Азатом Кадыровым и замглавы Росмолодежи Дамиром Фаттаховым. Если первый, вернувшись в Татарстан, перезапустил карьеру, то второй, судя по всему, пока не нашел для себя достойного места в Москве, а домой возвращаться не спешит.

Также осенью прошли выборы в Госсовет РТ, сенсацией которых стало отсутствие сенсаций. Даже слухи об уходе с поста спикера опытного политика Фарида Мухаметшина оказались сильно преувеличены. К тому же у политической элиты Татарстана есть заботы поважнее — она готовится к первым выборам раиса, которые состоятся в 2025 году. Впрочем, и тут сюрпризов не ожидается, все идет по консервативному сценарию стабильности.

Тем не менее новый состав Госсовета РТ уже успел заявить о себе на федеральном уровне — критикой в адрес федеральных инициатив. Например, казанскому Кремлю удалось отстоять сельсоветы, которые мечтали ликвидировать сенатор Андрей Клишас и депутат Павел Крашенинников. Впрочем, нельзя сказать, что Татарстан может праздновать победу: рассмотрение законопроекта отложили на 2025 год. Остается только надеяться, что чаяния республики услышат.

После теракта в «Крокус Сити Холле» возникло естественное желание закрутить гайки После теракта в «Крокус Сити Холле» возникло естественное желание закрутить гайки Фото: «БИЗНЕС Online»

Антимигрантская волна, которая рискует перерасти в шовинизм

Пока же для Татарстана есть другой, куда более глобальный вызов, как и у всей страны.

Основная тревожная тенденция, которая наметилась в 2024 году, связана с формированием идеологии России в эпоху спецоперации и после нее. После теракта в «Крокус Сити Холле» возникло естественное желание закрутить гайки. Как следствие, поднялась (отчасти рукотворно) антимигрантская волна, которую подхватили ура-патриоты. Если сначала это были демонстративные призывы не ездить на такси с таджиками и узбеками, то затем к теме подключилась Госдума, которая за год приняла 14 федеральных законов, направленных на совершенствование миграционной политики и борьбу с нелегальной миграцией, например закон о борьбе с фиктивными браками мигрантов или ужесточение уголовной ответственности за организацию нелегальной миграции.

Никто не спорит, что миграционная политика нуждается в здравом регулировании и понятно прописанных нормах, однако есть опасения, что антимигрантская волна перерастет в шовинизм и антиисламские настроения, которые коснутся не только приезжих мигрантов, но и коренного населения многонациональной и многоконфессиональной России. Тревожные симптомы уже наблюдаются. Чего стоят скандалы с запретом хиджабов в школах Владимирской области, споры вокруг фетвы о многоженстве, попытки подложить в мечети в Москве свиные головы. На этом фоне выступление первого заместителя председателя ДУМ РФ Дамира Мухетдинова, который призывал помнить о том, что Россия — наследница в том числе и Золотой Орды, обернулось обвинениями в его адрес — дескать, он ставит под сомнение роль русских и славян в формировании Руси.

Силы, которые выступают за Россию как национальное государство с преобладанием государствообразующего народа, ассимилирующего все остальные, усиливаются. Но для благополучного будущего стране как раз не стоит выбирать такой путь. Путин, кстати, это понимает. «Когда я слушаю ура-патриотов — такие люди везде есть, в любом обществе, — в том числе тех, кто говорит, что Россия только для русских, знаете, у меня чувство тревоги возникает», — говорил президент.

Никто не спорит, что миграционная политика нуждается в здравом регулировании и понятно прописанных нормах, однако есть опасения, что антимигрантская волна перерастет в русский шовинизм и антиисламские настроения Никто не спорит, что миграционная политика нуждается в здравом регулировании и понятно прописанных нормах, однако есть опасения, что антимигрантская волна перерастет в русский шовинизм и антиисламские настроения Фото: «БИЗНЕС Online»

России как воздух нужна открытость тюркскому и исламскому миру, особенно в условиях конфронтации с былыми «партнерами» с Запада. Сила нашей страны именно в ее многообразии и разнообразии. А монопроект, как мы знаем на примере Украины, обречен. В Киеве когда-то начинали с запрета русского языка в школах, а у нас уже запретили брать в школы детей мигрантов без знания русского языка. Казалось бы, инициатива вполне логична, но она не отвечает на вопрос, куда деваться этим детям мигрантов. Не ходить в школы? Но тогда их воспитанием займется улица и те «доброжелатели», которые с легкостью вербуют через соцсети биодронов, суля им золотые горы и европейский паспорт за совершение очередного теракта. Пока же позиция властей и Госдумы сводится к тому, чтобы вынудить мигрантов не перевозить в Россию семьи или учить детей за свой счет. Предложение кажется справедливым, но от этого точно не легче.

Поэтому должна найтись сила, которая предложит альтернативу такому сомнительному курсу. И для Татарстана это тоже должно стать вызовом. Если подобным тенденциям ничего не противопоставлять, прятать голову в песок и рассуждать только об экономике, то Мухетдинов останется один в поле воин. Те самые ура-патриоты, которые приходят в окопы СВО с лозунгами «за Русь святую» и хоругвями, встречают там Апти Алаутдинова, а из танка на них смотрит Расим Баксиков, радисты передают сообщение на бурятском… Сила России не только в единстве, но и в многообразии. В том числе на поле боя.