- Фарид, вас называют узбекским режиссером. Как получилось, что узбекский режиссер стал снимать татарстанское кино?
- Ну, я скорее все-таки российский режиссер. Пять лет назад я переехал Казань, проработав до этого 27 лет на «Узбекфильме». Попал туда после окончания ВГИКа. Тогда существовала система распределений после институтов, а поскольку я был из Ташкента, меня туда и направили. На «Узбекфильме» я отснял около двадцати художественных фильмов, многие из них принимали участие в международных кинофестивалях – от Торонто до Японии. Фильм «Последнее путешествие Каипа» вошел в список ста фильмов всех времен и народов. Но наступили девяностые годы, и с ними так называемое «малокартинье», но я все равно снимал.
- А как вы попали в Казань?
- В 2006 году меня пригласили в жюри Казанского международного фестиваля, председателем тогда был Вадим Абдрашитов. После этой поездки все как-то начало складываться, то ли кровь заговорила, то ли еще что. Я – татарин, мама моя уроженка Бугульмы, папа из Уфы. С детства я говорил по-татарски, слушал музыку, так что разрыва с исторической родиной не было. Конечно, мой татарский далек от литературного, но на бытовом уровне я говорю хорошо.
Фарид Давлетшин: «Я не очень надеялся на успех. В Узбекистане такое вряд ли было бы возможно. Там сначала всегда ищут деньги на картину» |
- Как вы все-таки рискнули переехать из Ташкента, где налаженная киноиндустрия, в Казань, где наш художественный кинематограф находится еще в зачаточном состоянии? Мне приходилось бывать на «Узбекфильме» - это мощная структура.
- Да, «Узбекфильм» был мощной структурой, она и до сих пор еще функционирует, но уже не так успешно, что при советской власти. Там сейчас могут снимать не более пяти фильмов в год. В Ташкенте я был еще и одним из зачинателей частного кинематографа. После 1991 года я около десяти фильмов снял в Ташкенте на частных киностудиях. С «Узбекфильмом» я не порвал окончательно, приезжаю туда, в прошлом году снял там фильм. Кино – интернациональная структура. Бекмамбетов и Кончаловский, например, снимают в Голливуде. Если есть потребность в режиссере, он сможет работать в любой стране, главное – это профессионализм и интересные темы.
В кинотеатре «Родина» продолжаются конкурсные показы VIII Казанского международного фестиваля мусульманского кино |
«СТАРТОВОГО КАПИТАЛА НЕ БЫЛО»
- А чем вас заинтересовала Казань?
- Когда я сюда приехал, то стал ходить в театры, на концерты, начал изучать историю Татарстана. И открыл для себя огромное количество интересных лиц, масштабных лиц. Например, Гаяз Исхаки, Садри Максуди и другие. Конечно, меня многое здесь заинтересовало. Но вы правы, кино здесь пока еще в зачаточном состоянии, хотя документалистика в Татарстане очень сильная и хорошо развивается. Но в художественном жанре есть проблемы.
- «Собака» - это ваш первый фильм в Татарстане?
- Это уже пятый фильм. До этого я снял три серии на телевидении, на канале ТНВ, это был фильм «Сиротинушка». Я сумел открыть в Казани свою частную киностудию и снял на ней фильм «Мадина», это мелодрама, она популярна у зрителя и ее часто показывают. В позапрошлом году «Мадина» была представлена на внеконкурсной программе Казанского кинофестиваля.
- Для того чтобы открыть свою судию, надо иметь стартовый капитал. Он у вас был?
- Стартового капитала не было, но я сумел собрать команду, в нее вошли оператор Айдар Миндубаев, художник Ленар Гильмутдинов, композитор Марат Ахметшин и другие. «Мадина», например, была снята на мои деньги в надежде, что, выручив некую сумму от проката ленты, я смогу со всеми рассчитаться, но пока не получилось. «Мадина» снята на татарском языке, и прокатывать в кинотеатрах города ее сложно. Сейчас я выхожу на директоров кинотеатров и объясняю, что спрос на этот фильм на татарском языке есть, татарский зритель хочет смотреть фильмы не только по телевизору, но и на большом экране, с хорошим звуком. Так что единственная наша проблема – это прокат.
Как всегда, самое пристальное внимание не только жюри, но и зрителей приковано к программе полнометражного игрового кино, ведь нынче в конкурсе участвует и татарстанская лента – драма Фарида Давлетшина «Собака» |
«РАССЧИТЫВАЮ, ЧТО «СОБАКА» ВЫЙДЕТ НА РОССИЙСКИЙ КИНОРЫНОК»
- А на каком языке «Собака»?
- На русском. В расчете, что она выйдет на российский кинорынок.
- «Собаку» вы тоже снимали на свои деньги? Каков был бюджет картины?
- Да, это были мои деньги. Бюджет ленты, вы сейчас смеяться будете, около 50 тысяч рублей.
- А сколько же вы актерам заплатили?
- Я им пока ничего не заплатил. Я сказал: «Ребята, фильм прокатаем, заработаем деньги, и каждый получит в соответствии со своим трудовым вкладом». Я не очень надеялся на успех и был удивлен, что люди согласились. В Узбекистане такое вряд ли было бы возможно. Там сначала всегда ищут деньги на картину.
- А вы пробовали получать госзаказы?
- После «Собаки» мы с моим сценаристом Рабитом Батуллой обратились в министерство культуры. Сейчас на фестивале идет наш фильм вне конкурса, он называется «Небесные врата», на этот фильм было выделено финансирование. Это своего рода фэнтэзи: актер-неудачник встречается с Тукаем, и так входит в образ, что теряет грань между фантазией и реальностью.
В этом году на суд жюри было прислано более 300 фильмов из 55 стран. В результате были выбраны 40 полнометражных и короткометражных, игровых и документальных фильмов из 20 стран |
«ЕСЛИ В КАЗАНИ БУДЕТ КИНОСТУДИЯ, БУДУТ И ФИЛЬМЫ»
- Можно Казани делать профессиональное кино, пока нет своей киностудии?
- Думаю, что нет. Будет киностудия – будут заказы. Я, например, хотел бы снять фильм о Сююмбике, но на свои деньги я его точно не осилю. В Татарстане есть силы, которые могут делать хорошее кино, им надо только помочь.
- Я не хочу никого персонально называть, но как вы полагаете, то, в каком ключе сейчас снимается подавляющее большинство татарстанских фильмов, могут ли они конкурировать с теми, что делаются в столице?
- Фильмы снимаются на небольшие деньги, мы не можем использовать хорошую технику. Мы вот всей группой сходили, посмотрели, как снимаются «Сокровища озера Кабан» и были потрясены их техническими возможностями. Нам такое не снилось.
- Техника – техникой, но кино – это еще и уровень идей, и уровень вкуса и чувства стиля. Никая техника не заменит мышление режиссера.
- Вы правы. «Собака», например, снята на фотоаппарат, на цифровой носитель, но это не мешает ощущать профессионализм актеров. Кажется, нам удалось создать что-то интересное, отборочная комиссия была в шоке, как мне рассказали.
- Я пока не видела ваш фильм, но прочла некоторые отклики с предпоказа. Многие полагают, что вы сняли жестокий фильм, как это сочетается с идеалами гуманизма нашего фестиваля?
- Сюжет фильма жесткий, а сам фильм… У нас нет жестокости. У нас рассказ о том, может ли человек брать на себя миссию быть судьей другому человеку. И мы приходим к выводу, что все-таки заповедь «не судите – да не судимы будете», она верная.
Просмотры собирают полные залы |
«НУЖНО ИДТИ ПО ПУТИ КИРГИЗСКОГО КИНО»
- Как вы считаете, что сейчас нужно татарстанскому кино для прорыва? Помимо денег, они всегда нужны, конечно.
- Нужно привлечь профессиональных режиссеров и операторов.
- То есть пойти по тому пути, по которому в свое время пошел «Киргизфильм», который пригласил Андрона Кончалоского?
- Да, Кончаловский там снял «Первого учителя», фильм прославил республику. Лента получила серебряную награду в Венеции. Сценарий писал казах Чингиз Айтматов, актеры играли и киргизские, и казахские. Потом уже в Киргизии появились свои «звезды».
После просмотра фильмов зрители иногда устриавают импровизированные обсуждения кинолент |
«ПОВТОРИТЬ ПРЫЖКИ НУРИЕВА НЕВОЗМОЖНО»
- Вы собираетесь еще что-то снимать в Татарстане?
- Нужна хорошая идея, хочется снять большой фильм на пленке, хотя многие говорят, что пленка уже уходит. Есть желание снять фильм о Рудольфе Нуриеве. Мы сейчас готовимся к этой работе, в качестве сценариста мы привлекли Одельшу Агишева, он, кстати, сейчас пишет сценарий фильма о Габдулле Тукае. В Татарстане много сильных драматургов, но пока нет своих сильных сценаристов. Они не совсем понимают специфику кино, где не нужны большие монологи, нужны выразительные образы. Из двух последних фильма в Татарстане, я снял один по своему сценарию, другой писал вместе с моим другом Валерием Гусевым из Ташкента.
- Если вы будете снимать фильм о Нуриеве, кто будет играть Рудольфа?
- Думаю, это будет артист балета.
В планах Фарида Давлетшина снять фильмы о Сююмбике и Рудольфе Нуриеве |
- Но повторить технику Нуриева невозможно! Никто в мире не может также делать его «зависания», его мощные прыжки.
- Естественно, мы пока над этим думаем. Мне интересно, из чего выросло желание Нуриева быть артистом балета – через нищету, через конфликты с отцом. Я задумал фильм не столько о балете, сколько о его жизни. Потому что вы правильно сказали, повторить его движения на сцене невозможно. Если использовать документальные кадры, фрагмент из спектаклей, то зрители начнут сравнить Нуриева и актера, который его играет.
- Нуриев сам был классный актер – посмотрите, как он сыграл в фильме Рудольфо Валентина, как он выступал в Маппет-шоу.
- Да, это так. Мы уже просмотрели множество кинофрагментов с его участием, а сейчас, пока готовимся к этому художественному фильму, снимаем о Нуриеве документальный фильм, ведь в марте будущего года у него был бы юбилей – 75 лет. Идея нашего фильма – это те два визита, что Нуриев был в Казани, - в марте и мае 1992 года. Об этом периоде мало кто знает.
Справка Фарид Давлетшин родился в 1952 году в Кашкадарьинской области. В 1974 году окончил Ташкентский театрально-художественный институт, факультет режиссуры, в 1983 году окончил ВГИК, режиссерский факультет, мастерскую Марлена Хуциева. Работал на «Узбекфильме», пять лет назад переехал в Татарстан. |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 31
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.