ПЕРВЫЙ НЕ ПОСЛЕДНИЙ

Как пояснил газете «БИЗНЕС Online» руководитель управления по связям с общественностью «М.Видео» Антон Пантелеев, в прошлом году компания открыла в Казани два новых магазина - в ТЦ «Бахетле» (пр. Ямашева) и ТЦ «Проспект». «Поскольку один из открытых гипермаркетов находился недалеко от ТЦ «Грани», то его изначально планировалось перевести в новый объект, так как он не показал достаточной эффективности с точки зрения оборота», - говорит представитель «М.Видео».

По словам Пантелеева, сеть сохраняет планы по расширению присутствия в Татарстане и в Казани. «В частности, рассматриваем сейчас ряд площадок для возможного открытия наших магазинов. Конкретных планов пока не озвучиваем, но всего в этом году снова откроем около 40 магазинов», - говорит он.

Сегодня в Татарстане открыто 8 магазинов «М.Видео»: пять - в Казани, а также по одному в Набережных Челнах, Альметьевске и Нижнекамске. Что интересно, в Челнах у сети было два магазина, но в 2009 году один из них площадью 2 400 кв. м в торговом центре «Эссен» на проспекте Яшлек был закрыт. «В планах компании – активная реконструкция магазинов в Татарстане под новый формат интегрированных продаж. В конце 2012 года запланирована реконструкция магазина №132 в ТРЦ «МЕГА», - добавляют в компании.

Закрытый магазин "М.Видео" в ТЦ «Грани» располагался на первом этаже принадлежащего «Единой арендной системе» Алексея Семина комплекса и занимал 3300 кв. м торговых площадей. Этот магазин сети был открыт в апреле 2004 года и стал первой точкой ритейлера в Татарстане.

460-2.jpg
По мнению экспертов, закрытие магазина происходит для повышения эффективности оставшихся магазинов

«ОБЪЕДИНИТЬ ОНЛАЙН И ОФФЛАЙН»

Газета «БИЗНЕС Online» обратилась к участникам рынка с предложением прокомментировать позиции сети «М.Видео» в Казани и Татарстане.

Иван Федяков - директор ИА "Инфолайн":

- Что касается сегмента non-food и, в частности, бытовой техники, ощущается очень хорошая потребительская активность. По крайней мере, лето все ритейлеры отмечают как удачное. В сегменте бытовой техники и электроники увеличились объемы продаж. Во многих случаях это подогревается активностью со стороны производителей. Видно, как активно выходят на рынок новые марки телефонов, компьютеров, и производители их поддерживают высокой маркетинговой активностью. В целом высокая потребительская активность положительно влияет на развитие торговых сетей.

Что касается игроков, то сегодня идет активное развитие сети «М.Видео», которая сейчас сильно задумалась над повышением эффективности. Все, что связано с новыми технологиями торговли, online-торговли, развивается в компании. Идет повышение эффективности форматов – отказ от аренды больших помещений в пользу более оптимальной выкладки на площади на 30 - 40 процентов меньше. При меньшей площади эффективность таких магазинов выше, а выручка сохраняется прежней. Закрытие одного магазина может быть связано с программой повышения эффективности и закрытия нерентабельных магазинов. Это является нормальным процессом, потому что сегодня «М.Видео» активно развивает направление online-торговли. Они одними из первых сделали серьезные шаги по объединению online и offline торговли. По большому счету, в ближайшей перспективе, особенно в сегменте бытовой техники и электроники, будет расти. Мы видим европейский опыт, где уже до 70 процентов продаж приходится на online-торговлю. Соответственно, тянуть магазины, зная, что они не будут показывать высокий оборот в среднесрочной перспективе, нецелесообразно. Думаю, что многие, кто не способен закрывать магазины, окажутся в серьезном проигрыше, потому что нужно уметь вовремя заканчивать торговать. Таким образом, вполне резонно, что сеть приняла решение уйти с одной из площадок.

На российском рынке основными игроками сегодня являются "М.Видео", "Эльдорадо" и Media Markt. В 2010 году "М.Видео" впервые вышел на первое место, обогнав "Эльдорадо", в 2011 году упрочил свои позиции. Что касается выручки "Эльдорадо", она поддерживается на том же уровне. В организационной структуре, торговых площадях этой сети происходили значительные изменения. Для сравнения: если выручка "М.Видео" по итогам прошлого года составила 112 миллиардов рублей, то Media Markt – 35 миллиардов.

Media Markt обладает серьезными конкурентными преимуществами по отношению к любому российскому игроку, имеет генеральный контракт с крупнейшими производителями. Компанию воспринимают достаточно лояльно и при сдаче в аренду площадей, причем эта лояльность проявляется и в более выгодных арендных ставках, потому что международный бренд привлекает больше внимания. Но при этом "М.Видео" проявляет большую активность во внедрении новаторских идей, систем. Например, интернет-магазин, который сегодня так важен в этом сегменте, у Media Markt начал функционировать только в этом году. "М.Видео" же уже давно успешно объединяет online и offline-торговлю. В конце 2011 года "М.Видео" приняла стратегию и полностью объединила online и offline-сервисы.

В Казани у "М.Видео" остается достаточное количество магазинов, поэтому делать акцент на закрытии одного не стоит. Если закрытие и происходит, то для повышения эффективности оставшихся магазинов. А их достаточно для покрытия Казани.

460.jpg
Одна из тенденций на рынке бытовой техники и электроники - развитие online-торговли

ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА С MEDIA MARKT

Максим Ульянов - директор по маркетингу и рекламе сети магазинов «Холодильники и климат»:

- Если сравнить ситуацию на рынке бытовой техники четыре года назад и сейчас, то роли игроков поменялись. В тот период лидером был «Эльдорадо», за ним шли «М.Видео», «Техносила», «Мир», и появился Media Markt. Сейчас ситуация кардинально поменялась: лидер – «М.Видео», затем идут Media Markt, «Эльдорадо», с рынка практически уходит «Техносила», а «Мир» уже ушел. Самый надежный и динамично развивающийся игрок в России и Татарстане - «М.Видео», по всем показателям его выручка растет каждый квартал. У «Эльдорадо» - по-прежнему большой долговой портфель. Media Markt пока только врывается на российский рынок, поэтому может себе позволить любые цены и любые убытки. Думаю, что в ближайшее время Media Markt и «М.Видео» будут находиться на равных позициях. Media Markt охватил уже почти все города-миллионники и по площадям догоняет «М.Видео». А «М.Видео» начал выходить в города с населением от 500 тысяч человек.

В связи с тем, что рынок очень конкурентный, из тенденций прослеживаются нишевые стратегии, а именно уход в малые города с поиском формата. Понятно, что Media Markt не может пойти в Бугульму, но, скорее всего, тренд будет такой, когда сети пойдут пулами, как в «МЕГЕ». Объединение сетей будет открывать свои торговые центры на территории малых городов. Второй тренд – это мощнейший уход в online-торговлю. В ближайшие годы будет попытка объединить online и offline-магазины, а также организацию outpost-ов или пунктов выдачи товаров. «Эльдорадо» начал рекламировать свой интернет-магазинов на щитах. Кстати, интересно, что на российский рынок бытовой техники и электроники выходят и новые игроки. Например, французская торговая сеть «Ашан» создает интернет-магазин бытовой электроники с outpost-ами в городах. Начнут, вероятно, с Москвы и Санкт-Петербурга. В дальнейшем произойдет сильное сокращение площадей, потому что интернет-торговля процентов на 30 процентов превысит offline-торговлю.

Закрытие магазина «М.Видео» означает лишь то, что это место не отвечает требованиям сети: оно проездное, а не проходное. Сейчас там «Юлмарт», которому неважен трафик. Закрылся один магазин, зато открылись несколько в других местах.

Булат Хасанов - заместитель генерального директора - директор по стратегическому маркетингу POZIS:

- Рынок бытовой техники Татарстана и Казани развивается в общем российском тренде, где основные события происходят в крупных городах и экономически развитых регионах. По динамике к прошлому году сохраняется та же тенденция, что и в течение последних 2 - 3 лет, – пусть и небольшой, но стабильный рост. Основными игроками на розничном рынке являются федеральные и крупные региональные розничные сети, охватывающие до 60 - 70 процентов рынка.

Сеть «М.Видео», как и многие другие сети, в первую очередь нацелена на эффективное использование торговых площадей, и если изначально ТЦ «Грани» устраивал их как одна из первых торговых площадок в Казани, то сейчас, имея торговые точки на значительно более лучших местах, они, естественно, фокусируются на них. Рынок торговой недвижимости сейчас намного более развит, чем в то время, когда «М.Видео» только заходила в Казань. Сейчас есть возможность и выбирать лучшие торговые площади с потенциально высоким покупательским трафиком и, как следствие, с потенциально более высокими продажами.

 

Справка

«М.Видео» - ведущая российская розничная сеть по продаже электроники и бытовой техники, первая и единственная публичная компания в своем сегменте. «М.Видео» осуществляет свою деятельность с 1993 года. По результатам первого полугодия 2012 года в 121 городе Российской Федерации работают 277 гипермаркетов «М.Видео». Общая площадь магазинов составляет 685,5 тыс. кв. м, торговая площадь - 508,5 тыс. кв. метров. Показатель продаж с одного квадратного метра в 2011 году превысил 293 тыс. рублей.

«М.Видео» предлагает своим покупателям порядка 20 тыс. наименований аудио/видео и цифровой техники, мелкой и крупной бытовой техники, медиатоваров и товаров для развлечения, а также аксессуаров. Магазины «М.Видео» имеют единый формат и специальную концепцию дизайна. Покупателям предоставляется удобная для навигации торговая площадь размером приблизительно 2 тыс. кв. м, на которой также расположена информация о продаваемых товарах и новых тенденциях.

В ноябре 2007 года сеть «М.Видео» стала первой российской компанией в секторе розничной торговли электроникой, чьи акции обращаются на фондовом рынке. В настоящее время торговля акциями ОАО «Компания «М.Видео» идет на крупнейших российских биржевых площадках – РТС и ММВБ (тикер: MVID).