1.jpg
Артем Наумов: «До окончания работы антикоррупционной комиссии порядок меняться не будет»

«ПРОВЕРКА ИДЕТ ПОЛНЫМ ХОДОМ»

Несмотря на то что начало заседания было назначено на 9 утра, предприниматели начали подтягиваться в фойе технопарка «Идея» заблаговременно. Это были конкурсанты из начала списка от 26 сентября, рассмотрение заявок которых АИР отменило «в связи с исчерпанием лимита финансирования». Многие заметно волновались перед предстоящей защитой, однако явно радовались тому, что их все-таки заслушают. И хотя все были в курсе, что у АИРа осталось средств всего на 59 субсидий по 600 тыс. рублей, на которые претендуют 6 сотен заявителей, в глазах у конкурсантов светилась надежда.

Напомним, предприниматели, приехав в среду на запланированное заседание экспертного совета и узнав, что их заявки рассматривать не будут, потому что средства программы накануне уже закончились, написали коллективное возмущенное письмо президенту РТ Рустаму Минниханову. В ответ на него, как сообщил в четверг газете «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы президента РТ Андрей Кузьмин, «президент жестко указал руководству агентства инвестиционного развития на необходимость создания четких и прозрачных правил игры при распределении государственных средств на поддержку бизнеса». Кроме того, Минниханов поручил премьер-министру республики Ильдару Халикову создать комиссию, которая разберет сложившуюся конфликтную ситуацию. В тот же день руководитель АИРа Линар Якупов был вынужден созвать внеочередное заседание экспертного совета, где устроил публичный «разнос» сотрудникам агентства, назначив их, так сказать, в виновные (а кого же еще?), и заявил, что 400 оставшихся заявок будут рассмотрены в последующие четыре рабочих дня – по 100 заявок за день. Таким образом, предпринимателей, чьи заявки не были рассмотрены, восстановили в правах. Правда восторжествовала!

2.jpg
У АИРа осталось средств всего на 59 субсидий по 600 тыс. рублей 

Итак, вчера ровно в 9 утра двери, ведущие в конференц-зал, открылись. Однако зал не был пуст – здесь уже находились члены экспертного совета практически в полном составе. Отметим, что в начале заседания в зале некоторое время присутствовала заместитель руководителя АИРа Лиана Саетова, вся в белом, она шепотом общалась с некоторыми предпринимателями, видимо, давая разъяснения. По информации газеты «БИЗНЕС Online» из источника, близкого к АИР, до начала пятничного заседания эксперты обсуждали порядок рассмотрения заявок – будут ли изменения в свете вышеописанных событий. Однако ведущий заседания, исполнительный директор ТРО «ОПОРА России» Артем Наумов сразу прояснил ситуацию, заявив, что «до окончания работы антикоррупционной комиссии (созданной в четверг по поручению президента РТред.) порядок меняться не будет».

- Проверка идет полным ходом, и пока будем руководствоваться существующим положением – либо  одобрять, либо нет, - разъяснил Наумов. Члены совета поинтересовались, будут ли проверяться баллы,  которые заявители ставили самостоятельно (при подаче заявки предприниматель заполнял анкету, где должен был  проставить баллы на предмет выполнения тех или иных условий: по виду деятельности, заработной плате, количеству трудоустроенных социально-незащищенных лиц и т. п. – ред.). И хотя Наумов пояснил, что, во-первых, прямого указания на это в положении нет, а во-вторых, «если проверять все баллы, мы будем сидеть три недели, если с перерывом на обед», в ходе заседания количество баллов все же озвучивалось. И как отметила корреспондент «БИЗНЕС Online», сильные, коммерчески-обоснованные и явно социально-направленные проекты были порой явно скромнее по баллам, чем их конкуренты.

4.jpg
Предпринимателей, презентующих проект, порой приходилось «насильно» переводить с пространного рассказа об уже достигнутых ими успехах на непосредственно презентацию защищаемого проекта. Причем доводы о том, что существующий бизнес предприниматели ведут весьма успешно, на решение экспертов практически не влияли 

«ВСЕ ПРЕТЕНЗИИ  – К ЭТОЙ ФИРМЕ!»

После некоторого замешательства, вызванного потоком вопросов к ведущему от коллег по экспертному совету, видимо, не столь опытных в деле рассмотрения заявок, участники приступили непосредственно к заседанию. Между тем им предстояло рассмотреть за день 100 заявок. Первый проект - ИП Миненков из Нижнекамска - не вызвал нареканий со стороны экспертов, и хотя сам заявитель на защиту не приехал, вполне вероятно, что комиссия проголосовала положительно. Пока можно лишь предполагать, поскольку решение выносилось тайным голосованием – члены совета проставляли отметку напротив номера проекта. Однако уже второй заявитель, ООО «Ават» с проектом создания видеостудии для населения, вызвал шквал вопросов, и такая участь постигла большинство заявителей.

Эксперты, невзирая на регламент и перспективу заночевать в технопарке «Идея» с такой скоростью рассмотрения (к тому времени, когда совет решился-таки прерваться на обед, то есть к часу дня, было рассмотрено меньше половины из запланированных 100 заявок), были весьма дотошны. Примечательно, что наибольшую активность в части вопросов проявляли два участника заседания - представитель «Деловой России» Гульнара Бикинеева и руководитель аппарата ТРО «Ассоциация юристов России» Валентин Паймухин. Экспертов интересовала конкретика: на что берутся деньги, кому будут реализованы услуги (многих пытались «поймать» на том, что их клиентами окажутся и юрлицаред.), сколько людей из социально-незащищенных трудоустроено и т.п.

Вероятно, такой пристрастный подход в условиях, когда располагаешь всего 59 субсидиями на 600 заявок, вполне оправдан. Тем более что предпринимателей, презентующих проект, порой приходилось «насильно» переводить с пространного рассказа об уже достигнутых ими успехах на непосредственно презентацию защищаемого проекта. Причем доводы о том, что существующий бизнес предприниматели ведут весьма успешно, на решение экспертов практически не влияли.

Так, Венера Каримова, представляющая проект школы танцев «Сакура» (по сути, женского спортивно-досугового центра в шаговой доступности - ред.) была очень расстроена, когда начальник юруправления АИРа Александр Кирюшин выявил у нее несоответствие данных в справке об отсутствии задолженности по налогам. Справка была выдана на имя действующего ИП Каримовой, и на соответствующий вопрос предпринимательница ответила с недоумением: «Но школа же еще не открылась!» А затем, понимая, что ситуация складывается не в ее пользу, Каримова неожиданно заявила, что при подготовке документов для АИРа она обращалась в одну из консалтинговых компаний, мол, «делали профи!» Однако если предприниматель рассчитывала на позитивный отклик, то реакция членов совета была прямо противоположной. «Тогда все претензии – этой фирме», - пояснил директор гарантийного фонда РТ Джавдат Ахунов. «Странные у вас замечания!» - сказала, еще больше расстроившись, Каримова и удалилась.

3.jpg
Вполне возможно, что после проверки комиссией премьер-министра РТ Ильдара Халикова будут отменены все предыдущие решения по победителям и в принципе изменены «правила игры»… 

ТАНЦЫ С РЫБКАМИ

В целом эксперты как-то невзлюбили в этот день танцшколы: елабужанку Гульназ Панову, намеревавшуюся открыть на субсидию школу национальных танцев для детей и подростков, буквально засыпали вопросами типа: «А у вас есть образование?», «А вы работаете одна?», «На чем будете зарабатывать?, «Услуги только для учащихся школы, где вы арендуете зал?» и так далее. Тем не менее Панова уверенно ответила на все вопросы и, возможно, успешно прошла защиту.

Расстроенных было много, но столько же и довольных. Заявители, услышавшие, что по формальным признакам нарушений нет, и успешно ответившие на вопросы, словно отличницы после сложного экзамена (среди заявителей явно доминировали женщины ред.), выпархивали из зала. Были и явно сильные проекты, основанные на расширении уже действующего бизнеса, и явно спорные – и многие проигрывали с первых минут презентации, тратя драгоценное время на пространный рассказ об актуальности их дела или уже достигнутых успехах.

Любопытным показался  членам совета (среди которых, напомним, было много дам ред.) проект одного из казанских салонов красоты по организации услуги «чистки кожи рыбками». Как сказала Алина Степаненко, представляющая проект, «кто был в Таиланде, тот знает». И хотя вопросов по поводу стоимости услуги и самих рыбок (сколько живут? что едят?) возникло много, сам проект в итоге замечаний не вызвал. И с точки зрения трудоустройства социально-незащищенных – Алина трудоустроена сама как молодая мама, а в штате пока всего двое. И в завершение презентации, уходя, Степаненко как бы невзначай предложила присутствующим «стать ее клиентами». Так сказать, тотальный маркетинг…

==video899==

«КАКИЕ НЕДОЧЕТЫ? У ВАС СОВСЕМ НИЧЕГО НЕТ!»

И в завершение утреннего заседания экспертный совет ожидала непредумышленная ложка дегтя - проект под номером 244 оказался заявлен предпринимателем-инвалидом и был сам по себе интересен, но комиссия была вынуждена указать на несоответствие документации.

Александр Афанасьев, крепкий, но ныне лишенных обеих ног молодой человек, въехал в зал на коляске. При этом ему с трудом удалось протиснуться в двери конференц-зала технопарка «Идея», явно не приспособленных под «колясочников».

- "Доступная среда" – она не работает, даже в этом здании. Мне пришлось составлять проект самостоятельно, руководствуясь информацией с сайта АИРа, могут быть какие-то недочеты… - начал было Афанасьев.

- Какие недочеты? У вас совсем ничего нет, - перебил его  Наумов. – На самом деле, на  сайте есть положение о субсидировании по программе «Социальный бизнес», там все написано.

- Там некоторые вещи не до конца прописаны. Я звонил в АИР, мне толком по телефону не объяснили, сказали, что им некогда, - попытался объяснить Афанасьев и все же начал презентацию проекта. Он рассказал, что с 1998 года занимается изготовлением мебели вручную, в домашних условиях, причем делает ее как для инвалидов, под их нужды, так и обычную, например детские. На субсидию предприниматель планировал закупить два станка, чтобы наладить нормальное малое производство. Однако вместо одобрения он получил фактический отказ и предложение подать заявку на грядущий в октябре третий этап «Лизинг-гранта».

- Когда третий этап «Лизинг-гранта» начнется, обязательно подавайте заявку! - призвал его Наумов. Предложение некоторых членов совета сделать исключение для данного заявителя Наумов не отверг, но и не одобрил: «Ну давайте сделаем исключение, только под ответственность каждого члена комиссии…»

- Почему моя заявка сейчас не подходит? – спросил  предприниматель.

- Почему не подходит? Неправильно поданы документы.

- Я насчет этого «Лизинг-гранта» думал. Первое время будет очень тяжело платить, - возразил Афанасьев.

- Первое время государство будет платить, так что вы, условно говоря, начинаете платить только на четвертый - пятый месяц, - поправил  его Наумов.

Однако предприниматель  располагал другой информацией:

- Я звонил в лизинговую компанию, мне сказали, что первый месяц плата за оборудование более 100 тысяч… В первый месяц это просто не поднять!

Тем не менее необходимые  документы у парня отсутствовали. И Афанасьев выехал из зала. Вот что он рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online»:

- Когда я насчет «Лизинг-гранта» позвонил в лизинговую компанию, не помню сейчас название, но она очень известная, выяснилось, что первый месяц мне пришлось бы оплачивать 100 тысяч, первые месяцы, вернее. Комплект оборудования стоит 1 миллион рублей, на 40 процентов дается грант, 600 тысяч – лизинговые платежи. В первый месяц просто нереально 100 тысяч потянуть, даже если потом меньше. Я не могу понять – то ли ведущий (Наумовред.) об этом не знает, то ли мне неправильно объяснили, но, скорее всего, он не в курсе. Получить 600 тысяч субсидии по «Социальному бизнесу» и купить два станка сейчас было бы для меня удобнее, реальнее и быстрее, чем взять полный комплект оборудования на более чем 1 миллион рублей через «Лизинг-грант».

Работа экспертного совета будет продолжена на следующей неделе начиная с 1 октября.

Газета «БИЗНЕС Online» будет следить за развитием событий. Ведь ответа на главный вопрос о том, как именно будут распределены 59 субсидий между 400 заявившихся предпринимателей, до сих пор нет. А это означает, что допросы с пристрастием, которые устраивают члены экспертного совета соискателям, могут оказаться простой формальностью…

Наши источники в кабмине РТ говорят, что вполне возможно, что после проверки комиссией Халикова будут отменены все предыдущие решения по победителям и в принципе изменены «правила игры».