460-12.jpg
Гульнара Сергеева: «У нас малый бизнес не развивается теми темпами, как развивается в других странах, где малые предприятия имеют порядка 70 процентов рынка. А у нас этот сегмент не растет»

НА СООТВЕТСТВИЕ ЗАКОНЫ СТАЛИ ПРОВЕРЯТЬ НА СТАДИИ ПРОЕКТОВ

- Гульнара Ильдусовна, одной из задач управления является проведение правовой и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Ре6спублики Татарстан на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Скажите, пожалуйста, какие конкретные механизмы применяются управлением в случае выявления противоречий между республиканскими и федеральными актами? Обращаетесь ли вы в суд, и если да, то какова статистика судебных дел? (Роман Булатов)

- Мы проводим и правовую экспертизу нормативных актов на соответствие федеральному законодательству, и антикоррупционную на наличие коррупциогенных факторов. Если в ходе экспертизы выявляется несоответствие федеральному законодательству или коррупциогенные факторы, мы обязаны направлять свои заключения в орган, принявший акт, и в прокуратуру РТ. Орган государственной власти обязан рассмотреть наше заключение и дать нам ответ, но не обязан его исполнять. Прокуратура может вынести меры прокурорского реагирования по нашему заключению, но может и высказать несогласие с нашими выводами.

Если прокуратура РТ и орган, принявший акт, не согласны с нашими выводами, то мы направляем материалы в министерство юстиции Российской Федерации или в главное управление минюста РФ по Нижегородской области, выполняющее функции окружного управления, где проводят повторную экспертизу и принимают свое решение. Если они согласны с нашим заключением, то направляют материалы в Генеральную прокуратуру РФ, которая решает, выносить представление или нет.

Надо отметить, что несоответствий федеральному законодательству выявляется все меньше. Одна из причин такой положительной тенденции – включение управления в нормотворческую деятельность министерств и ведомств. Мы заключили соглашения со всеми органами исполнительной власти с тем, чтобы подключаться к работе над проектами нормативных актов. Мы уже на стадии проектов стараемся исключить все несоответствия федеральному законодательству и коррупциогенные факторы.

- Разве раньше не так было? Ведь это логично – проверять на стадии проекта…

- Никаким законом или иным актом не закреплена обязанность органов государственной власти направлять нам свои проекты для проверки. Но в прошлом году на заседании совета по противодействию коррупции при президенте РТ по нашему предложению органам исполнительной власти республики было рекомендовано заключить с нами соглашения о взаимодействии, которые предусматривают и направление нам проектов нормативных актов. Так что в этом году количество рассмотренных нами проектов значительно увеличилось. Кстати, наибольшее количество несоответствий федеральному законодательству и коррупциогенных факторов нами выявлялось при проведении экспертизы именно актов министерств и ведомств.

Конечно, есть вопросы и к недостаточной компетенции юристов. Здесь просто надо их обучать, и мы в этом тоже принимаем участие - проводим совещания, участвуем в учебных мероприятиях. Например, есть специальная методика по выявлению коррупциогенных факторов, утвержденная правительством РФ, в которой дается краткая характеристика каждого коррупциогенного фактора.

Но при всем при этом оценка коррупциогенности того или иного положения – вещь субъективная, зависит и от квалификации специалистов, умения системно оценивать, толковать норму права, представлять последствия ее реализации, да и от жизненного опыта конкретного эксперта. Кто-то видит в норме коррупциогенные факторы, кто-то может их не заметить. Поэтому если орган, принявший акт, не согласен с нашим заключением, то собирается рабочая группа, в которую помимо нас входят представители прокуратуры и органов власти, и в ходе обсуждения приходим к единому мнению. Если не удается достичь консенсуса, то мы направляем материалы в наши вышестоящие органы.

460-11.jpg
«Сейчас ввели новую службу – уполномоченный по правам предпринимателей. Если ему дадут достаточные полномочия, то тогда этот институт какую-то помощь предпринимателям окажет. Если же он будет заниматься только приемом граждан, то это уже не так интересно»

ИЗ 960 АКТОВ 39 НЕ СООТВЕТСТВУЮТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

- Сколько выявлено несоответствий федеральному законодательству?

- В 2011 году было проведено 1450 экспертиз нормативных актов, при этом несоответствия федеральному законодательству выявлены в 72 актах. В текущем году экспертизу прошли 960 актов, 39 из них содержат несоответствия законодательству. В соответствие с федеральным законодательством в прошлом году приведено 26 актов, за 8 месяцев 2012 года – 39. Можно отметить, что динамика по приведению актов в соответствие с законодательством тоже стала лучше. Это объясняется и активизацией нашей работы с проектами, и тем, что мы заняли принципиальную позицию в вопросе устранения несоответствия законодательству.

Зачастую органы власти отвечают нам в общем ключе: да, мы согласны с выводами правовой или антикоррупционной экспертизы, работа ведется. И все остается в зависшем положении – акт месяцами не приводится в соответствие с законодательством. Поэтому мы постоянно направляем напоминания, и, надо сказать, после напоминаний дело сдвигается с мертвой точки. К настоящему времени 40 нормативно-правовых актов Татарстана, прошедших правовую экспертизу, не приведены в соответствие с федеральным законодательством.

- Устанавливаются ли определенные сроки, и предусматривается ли какое-то наказание за неисполнение ваших предписаний?

- Нет, сроки не устанавливаются, и ответственность не наступает, потому что наше заключение носит рекомендательный характер.

«ВПРАВЕ» - ЭТО МОЖЕТ ВЫДАТЬ, А МОЖЕТ И НЕ ВЫДАТЬ…»

- Сколько выявлено коррупциогенных факторов?

- Начиная с декабря 2009 и в 2010 году коррупциогенные факторы были выявлены в 54 нормативных правовых актах, в 2011 году - в 29, а за истекший период 2012 года - в 17 актах. На сегодняшний день корфакторы не устранены в 17 актах.

- Можно привести примеры, что делает акты коррупциогенными?

- Например, когда правовая норма сформулирована таким образом, что должностное лицо вправе принимать решение о выдаче какого-либо разрешения, предоставления каких-либо льгот и преимуществ. То есть на откуп чиновнику отдана возможность выбора варианта принятия окончательного решения. «Вправе» - это значит, что он может выдать, а может и не выдать. Или, например, в положении о предоставлении субсидий предпринимателям не были четко определены основания и условия принятия решений о предоставлении субсидий. Еще пример – для того, чтобы получить разрешение на осуществление перевозок пассажиров и багажа, водителю нужно представить некую справку о репутации, причем никаким актом не установлено, кем выдается такая справка и какие сведения в нее включаются.

Если в правовых актах нет четкой формулировки, то чиновник может поступить так, как подсказывают ему собственные соображения. Коррупциогенным фактором считается и тот факт, когда вразрез с федеральным законодательством одной группе граждан дается больше преференций, чем другим. Например, снижение арендной платы для предпринимателей только сельской местности.

460-16.jpg
«У нас принят федеральный закон о бесплатной юридической помощи, согласно которому все федеральные исполнительные органы власти обязаны консультировать каждого обратившегося гражданина»

ПРЕЗИДЕНТ РФ УКАЗАЛ МОНИТОРИТЬ ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ

- В Госдуме РФ и Госсовете РТ законы, прежде чем их принимают, проходят несколько чтений, законопроекты обсуждают и в комитетах. Наверное, немало юристов штудируют эти проекты. Так почему же сплошь и рядом принимают такие законы, которые противоречат Конституции Российской Федерации, другим законам, да и просто логике?! (Руслан Ф.)

- Одна из причин такого положения дел – очень большой объем законодательной базы. Зачастую юристы не могут отследить все законы. И противоречия законов друг другу выявляет правоприменительная практика. В целях совершенствования законодательства, ликвидации противоречий в 2011 году был принят указ президента РФ о мониторинге правоприменения.

Наша задача – проводить мониторинг правоприменения и выявлять факты противоречия законов и других нормативных актов друг другу, а также пробелы в правовом регулировании. Если такие факты обнаруживаются, субъект может либо на своем уровне отрегулировать этот вопрос, либо Госсовет Республики Татарстан обращается в Государственную думу Российской Федерации. Кстати, план мониторинга правоприменения на федеральном уровне ежегодно утверждается правительством РФ, в субъектах ведется мониторинг правоприменения на региональном уровне, который также выявляет слабые стороны республиканских законов.

Вообще, мониторинг законодательства и правоприменительной практики является одним из направлений деятельности каждого органа государственной власти – только в результате такого мониторинга можно выявить, например, устаревшие ведомственные акты, фактически прекратившие действие и «засоряющие» нормативную базу; акты, нуждающиеся в скорейшем приведении в соответствие с измененным федеральным или республиканским законом.

- Может быть, у нас избыточность законов?

- Сейчас идет такая полемика, что нужно делать свод законов, некоторые законы объединить в кодексы, чтобы лучше в них ориентироваться. Работа в этом направлении идет.

«ЛЮДИ ПОДПИСЫВАЮТ ДОКУМЕНТЫ, АБСОЛЮТНО ИХ НЕ ЧИТАЯ!»

- Часто можно слышать, что наши граждане не знают законов. Но это не освобождает их от ответственности в случае нарушения… Какую оценку вы поставили бы за правовую грамотность жителям нашей республики?

- Как бывший адвокат и как юрист могу сказать, что граждане за последнее время стали более осведомленными в правовых вопросах. Однозначно, правовая культура значительно возросла.

- Жизнь заставила?

- Жизнь заставила! Помните, в 90-е годы наши предприниматели законов не знали и вспоминали о них, когда надо было уже обращаться в суд. А в США, например, человек не сделает ни одного шага без совета с юристом. Да, обращаться к юристу – это затратно. Но тогда потрудись зайти в интернет и самостоятельно изучить необходимый закон. Согласитесь, сегодня доступ к любому закону есть. Если нет интернета, то в «Российской газете», в «Республике Татарстан» публикуются все законы. А у нас люди совершают дорогие сделки, подписывают документы, абсолютно их не читая! Мне кажется, это идет от низкого уровня правосознания.

- Может быть, шлейф избыточной доверчивости идет из советского времени?

- Во всяком случае, нам, юристам, тогда работать было легче, поскольку мы до 90-х годов работали по Гражданскому кодексу 1964 года, который очень долго практически не изменялся. Конечно, такой обширной нормативно-правовой базы не было. Но поскольку жизнь изменилась, и началась другая стадия развития нашего государства, следовательно, и законы изменились, соответственно, правосознание граждан также должно меняться. Получить юридическую консультацию не так уж и дорого.

ПРИНЯТ ЗАКОН О БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

- А бесплатную консультацию можно получить?

- У нас принят федеральный закон о бесплатной юридической помощи, согласно которому все федеральные исполнительные органы власти обязаны консультировать каждого обратившегося гражданина по вопросам, которые входят в их компетенцию. В частности, наше управление никому не отказывает в этом. Сегодня есть возможность запрашивать информацию через интернет. На все обращения мы отвечаем письменно, то же самое обязаны делать все органы власти любого уровня. Если вопрос задан не по адресу, органы власти имеют право передавать их по назначению. Эта работа сегодня налажена.

Кстати, можно получить бесплатную информацию о нормативном акте, включенном в федеральный регистр: о том, действует ли акт, какими актами он изменялся, о результатах правовой и антикоррупционной экспертиз, принимались ли по акту меры прокурорского реагирования, выносились ли судебные решения. Для этого достаточно обратиться в наше управление с запросом. Подробнее о порядке предоставления таких сведений можно прочитать на сайте управления.

Кроме того, при некоторых вузах, где есть юрфаки, созданы юридические клиники. В этих клиниках студенты консультируют под руководством преподавателей с высшим юридическим образованием. Юридическое заключение по вопросу дается после проверки и за подписью преподавателя.

У нас также есть правозащитные центры, которые консультируют граждан.

- Насколько часто (много ли случаев) приходится говорить об отсутствии обеспеченности защиты прав и свобод человека и гражданина в Республике Татарстан? Обращаете ли вы внимание на "Народный контроль" электронного правительства? Ведь там многие проблемы заключаются в отсутствии проведения проверок работы соответствующих служб, т.е. многие акты не работают (Ильназ Галимуллин)

- Вопрос «Народного контроля» в нашу компетенцию не входит, т.к. у нас есть определенный законом исчерпывающий перечень функций, и мы за пределы своих полномочий выходить не имеем права. Но если в «Народном контроле» появляются вопросы, относящиеся к нашей компетенции, мы, конечно же, обращаем на них внимание.

- Скажите, почему нотариальные конторы бесконтрольны и сутками сидят, занимаясь в основном для них интересными, зачастую связанными с крупными деньгами, так скажем, операциями, а иногда даже «шкурными», где есть интерес. Сидят, когда захотят - чаи гоняют, и в наглую говорят, мол, на нас управы нет, жалуйтесь хоть Богу. Есть ли у них распорядок рабочего дня, кому они подчиняются, в нашем ли они государстве, и вообще с нашей ли они планеты? (Галлямов Руслан Фирдинандович)

- Контроль у нас разделен: управление минюста России по РТ может проверять только делопроизводство, а проверять профессиональные обязанности нотариуса имеет право только нотариальная палата Республики Татарстан. Если же жалобы касаются нашей специфики, то мы назначаем проверку сами.

Если у задавшего этот вопрос есть конкретные факты, то ему следует обратиться в нотариальную палату. Я не могу сказать, что в подобных случаях палата как-то защищает своих коллег – они объективно оценивают их работу.

Также над деятельностью нотариусов есть судебный контроль, то есть любой может обжаловать действия нотариуса в судебном порядке – это предусмотрено законом. Что касается режима работы, то приемные часы нотариусы определяют сами, но, естественно, должна быть вывеска с информацией о распорядке приема. Если гражданин считает, что нотариус принимает недостаточное количество времени, что приводит к очередям, то он может обратиться с конкретной жалобой к нам или в нотариальную палату.

«В ТАТАРСТАНЕ РЕШИЛИ ПОЙТИ ДРУГИМ ПУТЕМ…»

- Во всем мире адвокаты являются одними из самых богатых людей. Но ведь не все люди имеют средства, особенно в нашей стране, чтобы нанять профессионального защитника. Кому предоставляется бесплатный адвокат? И в таких случаях не срабатывает ли поговорка: «Бесплатный сыр только в мышеловке»? (Андрей Федоров)

- Принят федеральный закон, в котором предусмотрены две формы: либо заключение соглашения с Адвокатской палатой на оказание бесплатной адвокатской помощи, либо создание государственных юридических бюро. И каждый субъект самостоятельно решает, какую из двух форм выбрать. В 10 регионах России в качестве пилотного проекта были созданы государственные юридические бюро, и они себя очень хорошо показали. И минюст РФ всем субъектам предложил модель создания госюрбюро.

Лично я считаю, что этот вариант лучше, но не потому, что частные адвокаты обслуживают хуже. Дело в том, что адвокаты все-таки больше сориентированы на платные дела, поскольку другой зарплаты у них нет. И они смогут уделять внимание «бесплатным» клиентам только в свободное время. А у госюрбюро есть определенный режим работы. Причем в этом случае есть возможность задавать вопросы через интернет, что исключено при работе с частным адвокатом. К тому же горюрбюро имеет право запрашивать у государственных органов власти документы в электронном виде.

Но в Татарстане решили пойти другим путем – заключить договор с Адвокатской палатой об оказании бесплатной юридической помощи, как это было и прежде. Этот законопроект принят Госсоветом РТ во втором чтении. Мотивация была такая, что это якобы менее затратно для бюджета. Наверное, не совсем с этим можно согласиться, потому что, честно говоря, в предыдущие годы адвокаты так ни разу и не получали деньги, которые им выделял бюджет. Объясняют это тем, что получить деньги слишком хлопотно – надо заполнять массу документов. Да и объем обращений за бесплатной помощью был небольшим.

Однако по новому закону перечень людей, имеющих право на бесплатную юрпомощь, значительно увеличился. Помимо этого, к бесплатной юридической помощи отнесены написание заявлений и жалоб, а также участие в судах по очень большой категории дел, чего раньше не было. То есть объем бесплатной юридической помощи возрастет, и в этом случае можно предположить, что адвокаты уже потребуют возмещения из бюджета. Конечно, следующий год покажет, во что это выльется бюджету республики. До конца текущего года в Татарстане должны определиться, какую форму бесплатной помощи выбирают.

Но, во всяком случае, граждане имеют возможность получить бесплатную юридическую помощь, в том числе и в общественных приемных. Например, в региональной приемной президента РФ или в приемных политических партий. На мой взгляд, сегодня много возможностей бесплатно проконсультироваться.

460-13.jpg
«Граждане даже могут не догадываться, к кому они обращаются и на кого надеются…»

УВЕЛИЧИЛОСЬ КОЛИЧЕСТВО ДЕЛ О ПРИЗНАНИИ СДЕЛОК НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ

- Поддерживаете ли вы введение обязательного нотариального удостоверения сделок, а также планируемое введение монополии адвокатов на представительство в суде? (Руслан)

- Желание сделать обязательное нотариальное удостоверение сделок было вызвано тем, что за последние годы в судах резко увеличилось количество дел о признании сделок недействительными. Дело в том, что в Госреестре эти договоры регистрируют, но не проводят их правовую экспертизу. Свое желание государство мотивирует тем, что при нотариальном удостоверении сделок повысится качество документов, потому что нотариусы разъясняют гражданам, какие пункты и формулировки соглашения о сделке представляют для них риск. Причем нотариусы не очень-то и радуются такой перспективе, поскольку по новому закону они будут нести материальную ответственность за удостоверенные сделки. Конечно, они будут страховать свои риски.

В СМИ муссируется информация о том, что тарифы на эти услуги будут большими. Вероятно, люди помнят, что в свое время нотариусы при удостоверении сделок брали за свои услуги определенный процент. Пока закона о тарифах нет, но говорят, что тарифы будут реальными.

- А вы лично считаете, что нотариальное удостоверение сделок надо вводить?

- С точки зрения безопасности людей - да. Но, конечно, это дополнительное обременение. Хотя судебные издержки могут быть гораздо ощутимее.

- А что вы думаете относительно монополии адвокатов на представительство в суде?

- Одни адвокаты у нас объединены Адвокатской палатой, другие являются свободными юристами. На первых можно воздействовать через профессиональное сообщество, которое заинтересовано в качестве работы всех своих членов. А про свободных юристов мы даже не можем сказать, все ли они имеют юридическое образование. Они осуществляют представительство в судах, и при этом никто на них не имеет никакого влияния относительно качества предоставляемых ими услуг. Они не получают лицензию, их никто не контролирует. Конечно, в таких условиях граждане даже могут не догадываться, к кому они обращаются и на кого надеются…введение монополии адвокатов на представительство в суде? (Руслан)

- Желание сделать обязательное нотариальное удостоверение сделок было вызвано тем, что за последние годы в судах резко увеличилось количество дел о признании сделок недействительными. Дело в том, что в Госреестре эти договоры регистрируют, но не проводят их правовую экспертизу. Свое желание государство мотивирует тем, что при нотариальном удостоверении сделок повысится качество документов, потому что нотариусы разъясняют гражданам, какие пункты и формулировки соглашения о сделке представляют для них риск. Причем нотариусы не очень-то и радуются такой перспективе, поскольку по новому закону они будут нести материальную ответственность за удостоверенные сделки. Конечно, они будут страховать свои риски.

В СМИ муссируется информация о том, что тарифы на эти услуги будут большими. Вероятно, люди помнят, что в свое время нотариусы при удостоверении сделок брали за свои услуги определенный процент. Пока закона о тарифах нет, но говорят, что тарифы будут реальными.

- А вы лично считаете, что нотариальное удостоверение сделок надо вводить?

- С точки зрения безопасности людей - да. Но, конечно, это дополнительное обременение. Хотя судебные издержки могут быть гораздо ощутимее.

- А что вы думаете относительно монополии адвокатов на представительство в суде?

- Одни адвокаты у нас объединены Адвокатской палатой, другие являются свободными юристами. На первых можно воздействовать через профессиональное сообщество, которое заинтересовано в качестве работы всех своих членов. А про свободных юристов мы даже не можем сказать, все ли они имеют юридическое образование. Они осуществляют представительство в судах, и при этом никто на них не имеет никакого влияния относительно качества предоставляемых ими услуг. Они не получают лицензию, их никто не контролирует. Конечно, в таких условиях граждане даже могут не догадываться, к кому они обращаются и на кого надеются

Но при этом не хочу обидеть те фирмы, которые не входят в палату, но работают очень профессионально. Они уже ведут разговоры о том, чтобы объединиться и выработать единые стандарты оказания услуг, чтобы оградить себя от недобросовестных юристов.

В США, например, представительство в судах могут осуществлять только те адвокаты, которые являются членами адвокатского сообщества. Наверное, это правильно, потому что граждане в этом случае имеют защиту от недобросовестных действий. Адвокатская палата – это саморегулируемая организация, которая сама устанавливает стандарты оказываемых услуг и может принять меры в случае их нарушения.

- На практике сложилась ситуация, что за зарегистрированными уставами МО нужно ехать самостоятельно в Казань. Когда управление начнет отсылать уставы МО в соответствии с федеральным законом? (Кондратьева Елена Сергеевна)

- Федеральным законом установлено, что мы обязаны в течение пяти дней направить зарегистрированный устав главе муниципального образования. По приказу минюста РФ мы имеем право либо выдать его главе муниципального образования или его доверенному лицу, либо отослать по почте. Поскольку при отправке почтой устав может потеряться, и такие случаи были, мы предпочитаем отдавать лично в руки. И это не является нарушением закона. Когда мы объясняем ситуацию, все соглашаются приехать и забрать лично. Но если будут настаивать, чтобы мы отправили почтой, мы это сделаем. За утерю документа мы ответственности не несем.

Здесь еще следует отметить, что приказ минюста России, позволяющий выдать дубликат устава взамен утраченного, издан буквально пару месяцев назад. До этого утерянный при пересылке устав не восстанавливался – необходимо было принимать новый устав.

460-14.jpg
«Мы в какой-то степени являемся кузницей кадров для органов власти Татарстана: только в этом году 7 наших специалистов ушли в республиканские органы. Объяснение простое – у нас много профессиональных специалистов»

ТРЕТЬ КОЛЛЕКТИВА УПРАВЛЕНИЯ – МОЛОДЕЖЬ ДО 30 ЛЕТ

- В возглавляемом вами управлении периодически появляются вакансии, причем не по одному, а сразу несколько. С чем связана такая текучка кадров? (Сирин Зарипов)

- Повторю, штатная численность управления – 53 человека, в настоящее время работают 46 юристов. Да, определенная текучесть кадров есть. Но мы в какой-то степени являемся кузницей кадров для органов власти Татарстана: только в этом году 7 наших специалистов ушли в республиканские органы. Объяснение простое – у нас заработная плата ниже. Тем не менее у нас много профессиональных специалистов, поскольку опыт нарабатывается колоссальный. В настоящее время треть нашего коллектива – это молодежь до 30 лет. Многих мы берем буквально со студенческой скамьи и обучаем их. Считаю, молодежь сейчас перспективная, мне нравится и их мышление, и подход к работе. Мы гордимся, что готовим юристов-профессионалов.

- Какая у вас средняя зарплата?

- 8 - 12 тысяч рублей, у начальников отделов – в пределах 17 тысяч. Но при этом при заполнении вакансий конкурсы все равно есть, желающие у нас работать есть.

- Какой статус имеет приостановленный нормативный правовой акт: действующий или недействующий, и проводится ли правовая экспертиза на такие нормативные правовые акты? (Кондратова Елена Сергеевна)

- Приостановленный нормативный правовой акт не является недействующим, в федеральном регистре ему присваивается статус «действие акта приостановлено». Что касается экспертиз, то мы их проводим, если в акты были внесены изменения, а изменения обычно вносятся в действующие акты, в том числе в те, действие которых возобновили.

«МНОГИЕ ПРОБЛЕМЫ У ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ТАК И ОСТАЛИСЬ»

- Как вы считаете, сильно ли изменилась за четыре года работа по развитию предпринимательства с момента вашего ухода из агентства по развитию предпринимательства РТ при кабинете министров Республики Татарстан? (Ильназ Галимуллин)

- Конечно, интерес к вопросам предпринимательства я проявляю, и до сих пор многие предприниматели ко мне обращаются за консультациями.

Мне кажется, что за четыре года многие проблемы, которые были раньше, так и остались. К сожалению. Насколько я слышу от предпринимателей при общении с ними, остались вопросы по присоединению к электросетям, по другим монополистам, по получению разрешений – административные барьеры остаются. У нас все равно малый бизнес не развивается теми темпами, как развивается в других странах, где малые предприятия имеют порядка 70 процентов рынка. А у нас этот сегмент не растет. Много стало крупных компаний, и они получают большее развитие.

Сейчас ввели новую службу – уполномоченный по правам предпринимателей. Если ему дадут достаточные полномочия, например представление в суде, если он будет иметь реальные рычаги, то тогда этот институт какую-то помощь предпринимателям окажет. Если же он будет заниматься только приемом граждан, то это уже не так интересно.

- У вас богатое политическое прошлое. Прельщает ли вас политическая деятельность в наши дни? (Сирин Зарипов)

- Политическая деятельность, связанная с юриспруденцией, для меня интересна. В агентстве по развитию предпринимательства РТ это были защита прав предпринимателей, формирование предложений по решению проблемных вопросов в сфере предпринимательства. Когда я была депутатом Государственной думы РФ, мне нравилось работать над законопроектами, над депутатскими запросами, помогать гражданам.

460-15.jpg
«Если мои планы по каким-то причинам нарушаются, то я их обязательно выполню в другое время»

«ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧЕГО И ЛИЧНОГО ВРЕМЕНИ»

- Как вам удается быть артистически красивой, длительное время работая на ответственных руководящих должностях? Всегда восторгаюсь нашими российскими женщинами! Поделитесь секретами, как вам удается при такой нагрузке хорошо выглядеть? (Роза Ахмедовна)

- Я считаю, что всё зависит от организации своего рабочего и личного времени. На каждый день у меня есть план занятости, и я заранее определяю, как можно использовать мое личное время: заняться английским языком или сходить в SPA-салон.

- Но чиновникам очень сложно планировать – так много незапланированных совещаний бывает…

- Если мои планы по каким-то причинам нарушаются, то я их обязательно выполню в другое время.

- А как вы поддерживаете физическое здоровье?

- Я для себя приняла решение, что в фитнес-центры посещать не буду, я предпочитаю заниматься на тренажерах дома по утрам. Фитнес требует много свободного времени, а дома я могу заниматься физической зарядкой в любую свободную минуту.

- Какие у вас есть тренажеры?

- У меня есть два небольших тренажера – велосипед и для пресса. Я делаю обычную зарядку, кручу обруч. Считаю, для меня это достаточно.

- А тренажеры чередуете или на всех сразу занимаетесь?

- Чередую, прислушиваясь к своему настроению. И на отдыхе я каждый день делаю зарядку и совершаю пешие прогулки. Зимой обязательно всегда ходим на лыжах, летом катаемся на велосипедах.

- Недавно муссировалась информация о том, что ваш супруг будет назначен на большой пост в арбитражной системе. Это были только слухи, или под ними все-таки была почва?

- Он в конкурсную комиссию заявление не подавал, что говорит о том, что такого намерения у него не было.

- В свое время юридическая фирма «Сергеева и компания» была очень востребованной. Сегодня она работает?

- Компания преобразована, сменилось наименование, полностью изменился состав адвокатов. У меня порой спрашивают: почему я до сих пор числюсь учредителем компании? Но такова специфика некоммерческих организаций. Мое членство в компании и в статусе адвоката было приостановлено в 2004 году, когда я возглавила агентство по развитию предпринимательства, а когда в 2007 году стала депутатом Госдумы РФ, я прекратила свой статус адвоката.

Но учредители, которые создали адвокатскую компанию, в реестре остаются на всю жизнь. Так диктует закон. Даже если наступит смерть учредителя, в реестре будет значиться его фамилия до тех пор, пока существует компания.

«ИМЕЕТЕ БОЛЬШОЕ ВЛИЯНИЕ НА ДРУГИЕ СМИ»

- Завершающий вопрос – о газете «БИЗНЕС Online»: как давно читаете нашу газету, какие есть замечания и предложения?

- Газету я читаю и благодарна ей за объективность. У вас очень активная позиция, большой интерес к любой теме, которая касается общества. И вы быстро реагируете на события. Может быть, не всегда все всем нравится, но у вас есть позиция. Кстати, вы единственное издание, которое так среагировало на мое выступление на внеочередном заседании Госсовета РТ по вопросам НКО. И после вас была реакция многих других СМИ, когда к нам обращались за комментариями, ссылаясь на вашу публикацию. Я считаю, что вы имеете большое влияние на другие средства массовой информации.

- Гульнара Ильдусовна, спасибо за полезный разговор. Удачи вам!

Многие НКО в Татарстане находятся в «серой» зоне. Часть 1-я